Над маленькими Мерседесами потешались всегда: в лучшем случае снисходительное «Baby-Benz», но чаще презрительное «Недомерс». Сегодня эти прозвища перешли по наследству к переднеприводным отпрыскам А-класса, а когда-то так в лицо называли первую «цешку». Проверяем, как сегодня поживает самый маленький Мерседес 90-х на примере универсала W202.
Сколько, по-вашему, можно заплатить за старый Мерседес в не самом культовом кузове? За универсал 2000 года выпуска с пробегом в 258 000 км и тремя владельцами в оригинале ПТС предыдущий владелец отдал 250 000 рублей. Было это в самом начале 2020 года.
За девять месяцев владения W202 ни разу не подвел даже в мелочах, но и работы по нему было сделано немало. Пришлось проводить чистку дренажных отверстий, восстанавливать фары, ремонтировать люк, замки дверей и багажника. Был заказан и программно прописан потерянный дубликат ключа зажигания. Ремонтов по технике было мало. Помимо стандартного ТО и обслуживания тормозов менялись подушка двигателя, свечи, высоковольтные провода, лямбда-зонды и катушка зажигания. Из серьезного — борьба с «масложором», вследствие чего была сделана замена маслосъемных колпачков, прокладок впуска и клапанных крышек. В таком виде, с пробегом в 270 000 км, универсал был продан за 400 000 рублей.
Новому владельцу тоже нашлось чем заняться. Был заменен едва дышащий радиатор вместе с помпой, термостатом, ремнем и всеми роликами. Позже та же участь постигла радиатор кондиционера и осушитель. После ревизии подвески нетронутыми остались только задние амортизаторы — еще походят. Также заменили рулевую трапецию вместе с демпфером и ограничители угла поворота передних колес. Был обслужен задний редуктор с заменой всех сальников и болтов, которые при таком-то возрасте были еще родные. Также менялись фланец глушителя, эластичные муфты кардана, топливный насос вместе с фильтром и сгнившим подрамником. Ремонтировалась левая фара: из-за окисления контактов в ней не работал дальний свет и «противотуманки». Немного досталось и кузову. Из-за начавшейся коррозии пришлось менять оба передних крыла. Днище, пороги, арки и все скрытые полости были тщательно обработаны антикором. На данный момент в универсал вложено порядка 200 000 рублей. В планах: переварить заднюю часть левого порога, покрасить бампер и довести до идеала подвеску.
Ради чего столько вложений? Как минимум ради внешности. Если универсал W124, при всем почтении больше похож на катафалк, то грузопассажирский С-класс абсолютно другой. Он красив, подтянут, строг и вполне тянет на спорт-универсал, хотя и не задумывался таковым. К тому же эксклюзив — универсалов в этом кузове едва ли наберется более 50 штук на всю страну. Неудивительно, что свежеотполированный сине-голубой сарай, щеголяющий дисками Borbet, неизменно притягивает взгляды.
Как отличить современный «недомерс» от настоящего Бенца? По уровню отделки салона, где под слоем черного глянца легко найти места тотальной экономии. Старый «Baby-Benz» им не родня. Материалы отделки на уровне W124, то есть очень хороши. Пластик и ткань ничем не выдают, что им пошел 22-й год. Как и положено Мерседесу старой школы, дерево тут настоящее. Благодаря этому весь из себя квадратный интерьер смотрится не так строго. Лучшая деталь — деревянный пояс под лобовым стеклом во всю длину передней панели. Не зря потом аналогичное решение применили в соплатформенном, но более статусном CLK.
Места в салоне — разумный оптимум. Спереди просторно. Профиль сидений, в меру жестких, с ощутимой боковой поддержкой — получше многих современных. На втором ряду будет удобно двоим, но из привилегий — только центральный подлокотник. Багажник имеет аккуратную отделку и не самый впечатляющий объем в 465 л, который можно нарастить, сложив задний диван.
Богато упакованный с завода W202 в наших краях редкость. Обычно владельцы сами начинают строить свой Мерседес мечты. Этот универсал родился в топовой комплектации Elegance. Оснащение на уровне бизнес-седанов тех лет. Есть двухзонный климат-контроль, датчик дождя, круиз-контроль, люк в крыше, отличная «музыка» Becker и подготовка под телефон Nokia 5/6 серии. Никаких «весел» — все стеклоподъемники электрические.
Технически универсал тоже не прост. Это C 240 T, оснащенный V6 знаменитой серии М112. На деле это означает 170 л.с. и 225 Нм, снятых с объема в 2,4 л. Круче был только С 280 и беспредельщики от AMG. Поэтому этот мотор неплохо смотрелся и на более крупной «Ешке». Двадцать лет назад с таким зарядом под капотом можно было отлично жить. Собственно, и сейчас тоже. Взгляните на характеристики современного С180 — по разгону и максимальной скорости старичок уступает наследнику менее секунды и жалкие 5 км/ч. И кто тут «недомерс»?
На дороге W202 действительно в обиду себя не даст. Живо сорваться с места, ускориться на ходу — никаких проблем, V6 все вывезет. Его и подстегивать не надо. Максимум тяги доступен в самом актуальном диапазоне с 3000 до 5000 об/мин. Мотор всегда в тонусе. 5-ступенчатый «автомат» тоже — смена передач заметна, но все четко и без запинок. Никакой рефлексии в духе «Зато Мерседес!».
Едет W202 довольно интересно. С учетом конструкции подвесок можно было ожидать некий аналог W210, то бишь чемодан, но маленький. Все так, да не совсем. Ход у «цешки» плавный, комфортный и тихий. Подвеска умело маскирует большинство неровностей. К курсовой устойчивости в лучших традициях никаких претензий. Шумоизоляция на высоте — из посторонних звуков в салоне слышно только рокот V6 на «верхах».
В «цешке» есть искра драйва. Она небольшая, специфическая, но точно есть. W202 c готовностью ныряет в поворот, где на дуге проявляет недюжинную цепкость. Вот уже и большой руль кажется не таким отстраненным. Зацикленность на комфорте никуда не делась, все происходит благородно, без резких движений, но не вальяжно. Грех не поддать газу при таком шасси. Именно этим нынешний владелец и занимается каждый день. Универсал надолго попал в заботливые руки. Отрада после вечно ломающегося W204.
Старый C-класс на рынке представлен широко — почти три сотни объявлений на страну. Само собой, 90% из них — традиционные седаны, причем больше всего распространены варианты с механическими КП. Шестицилиндровые и даже компрессорные версии, а тем более дизельные «цешки» — большая редкость. В основном продаются «четырехдверки» с атмосферными бензиновыми моторами мощностью до 150 л.с. Разделение на дорестайлинг и рестайлинг примерно одинаковое. При этом ценообразование от года выпуска практически не зависит, в приоритете состояние. Приличные W202 стоят до 200 000 рублей. За отреставрированные или хорошо сохранившиеся экземпляры могут просить в полтора раза больше, но таких вариантов немного. AMG-версий на данный момент в продаже нет в принципе. Цены на еле живой хлам начинаются с 60 000–70 000 рублей.
В теории хорошо окрашенный и защищенный кузов W202 ржавеет не так быстро, как W210 и ранние W203, но время и зачастую варварские условия эксплуатации вносят свои коррективы. Типичные слабые места: пороги, крылья, арки, поддомкратники и точки крепления заднего подрамника.
С салоном все лучше. Тут все простое, надежное, с большим ресурсом. Очень качественные материалы и скрупулезная сборка позволяют реанимировать до исходного состояния даже самые замученные экземпляры.
На W202 ставились те же двигатели, что и на W210. Это рядные «четверки» серии М111 и рядные «шестерки» серии М104, а после рестайлинга V6 серии M112. М111 и М104 при должном обслуживании, считай, «миллионники». Возрастные болячки рядной «четверки»: невысокий ресурс расходомера, склонность к перегреву и течи масла из-за износа прокладки ГБЦ. Аналогичная напасть присуща и М104. Соответственно, нужно контролировать состояние радиаторов и термостата. Зато двухрядная цепь ГРМ у рядных «шестерок» служит от 200 000 км и больше.
Хороши и рестайлинговые V6 серии М112. Несмотря на алюминиевый блок цилиндров, потенциальный ресурс не менее 300 000 км. Из неприятных особенностей — склонность к «масложору». Обычно дело в течи из-под клапанных крышек и из масляного теплообменника. Причиной повышенного масляного аппетита может также быть износ маслосъемных колпачков и загрязнение вентиляции картерных газов. Конструктивно схожие V8 М113 ставились на заряженные C43 и C55 AMG.
Редкие в наших краях дизели — конструктивно близкие рядные «четверки» серии OM601 и OM604 плюс рядные «пятерки» OM605. Эти простые безнаддувные моторы очень надежны в эксплуатации и довольно флегматичны на ходу. После рестайлинга появился турбированный OM611, оснащенный впрыском Common Rail и требовательный к качеству топлива.
Надежным моторам полагались такие же коробки. Речь про 5- и 6-ступенчатую «механику», а также 4- и 5-ступенчатые «автоматы». МКП практически неубиваема. Старый 4-ступенчатый «автомат» серии 722.4 — тоже. Из редких проблем — пропадание задней передачи. Проблем с «пятиступкой» 722.5 не намного больше. Худший вариант — ранние, сырые версии «автомата» 722.6, которые ставили в последний год выпуска.
Подвеска W202 хорошо освоена в ремонте и довольно надежна. Больших хлопот не доставляет даже сложная по конструкции задняя «многорычажка». Цена запчастей невелика, есть и много качественного неоригинала. На передней оси стоит обратить внимание на состояние точек крепления верхнего поперечного рычага. Из-за коррозии в этом месте может быть нарушена геометрия подвески.
Рулевое управление требует внимания. Сам по себе рулевой редуктор достаточно надежен. Но в сборе стоит дорого, ремонт тоже не из дешевых, а специалистов по его ремонту все меньше.
В электрике W202 ничего сложного нет. Проблемы могут вызвать вмешательства неквалифицированных мастеров и старение подкапотной проводки. Также стоит избегать попадания воды в салон и багажник, где находятся блоки коммутации. Самыми дорогими неисправностями могут оказаться поломки блоков ABS, ESP и ASR.
Первый прототип нового компактного Мерса, замаскированный под тогдашний W201, был построен в 1988 году. Через год был утвержден дизайн модели, которая получила индекс W202.
По сравнению с предшественником новичок улучшился в плане аэродинамики и подрос в размерах, в том числе и по колесной базе. Особенно позаботились об улучшении комфорта задних пассажиров. Увеличились расстояние до спинки переднего кресла и высота от подушки дивана до крыши. Ради общего комфорта и снижения шумов была увеличена толщина боковых стекол.
Досталось и подвеске. На все модификации, кроме базовых, внедрили задний стабилизатор. Часть решений была заимствована у старшей модели: передняя подвеска с двухрычажной схемой и разнесенными пружинами и амортизаторами. Сзади применили модернизированную многорычажную схему. Рулевому управлению достался классический рулевой редуктор.
Официально первый С-класс был представлен летом 1993 года. Эта модель стала первенцем новой системы обозначения. Через три года компанию седану составила T-model — самый компактный универсал Мерседес. Близкими техническими родственниками W202 были купе С208 и родстер SLK.
W202 выпускался в четырех вариантах исполнения: Classic, Esprit, Sport и Elegance, которые отличались внешним и внутренним оформлением. Базовая комплектация включала в себя ABS, водительскую подушку безопасности, 5-ступенчатую МКП, тахометр, освещение задней части салона и центральный замок. С 1994 года в стандартное оснащение стали входить подушка безопасности пассажира и задние подголовники.
Первая «цешка» получила широкую гамму двигателей. Бензиновые «четверки» и «шестерки» развивали 132–197 л.с., а дизели — 75–150 л.с. Среди бензиновых моторов особенно выделялись версии Kompressor, которые получили приводной нагнетатель типа Roots. Ассортимент коробок передач состоял из 5-ступенчатой «механики», а также 4- и 5-диапазонных «автоматов».
Особняком стояли AMG-мобили. Первым и самым массовым стал С36 AMG. Он получил рядную «шестерку» M104 мощностью в 280 л.с., спаренную с 4-ступенчатым «автоматом». В дальнейшем компанию ему составили C 43 AMG (306 л.с.) и C 55 AMG (347 л.с.), которые использовали 8-цилиндровый М113. Это были первые автомобили этого класса с V8 под капотом.
Ставший довольно популярным W202 планомерно модифицировался всю конвейерную жизнь. В 1995 году была скорректирована моторная линейка и комплектации. Полноценный рестайлинг пришелся на 1997 год. Были подправлены экстерьер и интерьер, появились новые моторы. В таком виде С-класс просуществовал до 2000 года, успев разойтись по миру в количестве 1,9 млн экземпляров.