Владелец этого Mercedes-Benz 280SEL 126-го раньше не имел. Но вот как-то захотелось. Впрочем, бюджет на покупку (тут к гадалке не ходи) был меньше, чем у известного актера. Поэтому вояж через пол-России за найденным по средствам экземпляром привел к закономерному результату — ездивший под попом (ах, простите, церковным служителем) Mercedes знавал куда лучшие времена. Днище и пороги подгнили. 2,8-литровая «шестерка» M110 с механическим впрыском K-Jetronic плохо пускается и ест до 30 литров на «сотню». Подвеска убита. Салон, как Франкенштейн, собран из разных по цвету и оснащению деталей и также донельзя изношен. Ну что делать, придется брать. Ведь на всю Россию 126-х несколько десятков, и состояние доброй половины из них напрямую указывает на количество рук, через которые они прошли.
Между тем, W126 до сих пор — самый массовый S-класс. Выпускался 12 лет и был растиражирован в количестве без малого 900 тысяч экземпляров. Притом что W116, W140 и W220 (предок и два потомка) конвейерную жизнь имели в полтора раза короче, тираж — почти вдвое меньше. Куда пропал? Завозить в нашу страну 126-е начали еще в 80-х. Но какое в СССР могло быть обслуживание иномарок? Те же, что везли уже в 90-е, далеко не всегда погибали своей смертью, поскольку не всякому бандиту хватало денег на «сто сороковой». Наконец, последний в 2000-х по популярности среди всех обеспеченных слоев населения затмил своего предшественника. Активно завозился и дожил до наших дней. А W126 растворился в руках мастеров, знавших только «Жигули» да «Волги», и братков, с машинами расстававшихся так же легко, как с жизнями. Это, конечно, вовсе не умаляет достижений его конструкторов на ниве надежности и тем более определенного технического новаторства.
По поводу новшеств: похоже, этот «Мерс» стал первым из штутгартских «немцев», чей кузов проектировали с помощью компьютеров. Кроме того, использовали при постройке сплавы на основе стали с ванадием и титаном. В том числе благодаря этому 126-й в разных комплектациях «похудел» в среднем на более чем полтора центнера в сравнении с предыдущей моделью. Сброс веса также осуществлялся переходом в V8 на алюминиевый блок цилиндров вместо чугунного. И использованием пластмасс. Взгляните на бамперы — никаких цельнометаллических «швеллеров». Пластиковые интегрированные конструкции, под которыми — зоны деформации.
По конструкции шасси W126 (будем его называть все же так), тем не менее, остался традиционен. Спереди применялась двухрычажная подвеска с разнесенными пружиной и амортизатором. Сзади — конструкция на диагональных рычагах. Опционально предлагалась гидропневматическая подвеска. Причем в двух вариантах — с баллонами только сзади, которые всего-то поддерживали уровень кузова над дорогой. Либо на всех колесах — такая система имела три режима по высоте. Тормоза «в круг» были дисковыми, ABS поначалу входила в допоборудование. Рулевое управление представляло собой механизм типа червяк-ролик. И все это было знакомо по W116.
Даже двигатели поначалу, то есть до рестайлинга 1985 года, оставались прежними — «шестерка» M110 (2,8 л), «восьмерки» M116 и M117 (3,8 и 5,0 л) плюс 3,0-литровый дизель OM617. Разве что объем V8 отличался. Как говорилось выше, в качестве материала для их блоков стали использовать алюминий. Пришлось в связи с топливным кризисом отказаться и от древнего, большого и прожорливого V8 M100 объемом 6,9 л разработки еще начала 60-х. Вот еще на трехступенчатом «автомате» поставили крест. Потом, конечно, появились новые моторы — 2,6- и 3,0-литровые бензиновые «шестерки» M103. 4,2- и 5,6-литровые вариации прежних «восьмерок». 6-цилиндровый дизель OM603 объемом 3,0 и 3,5 л. Безусловно, для многих производителей такое обновление моторной гаммы в течение производства модели было непозволительной роскошью. Однако W126 отличался не только этим. Ориентируя его под новые стандарты безопасности, а также на обеспеченных и претензионных потребителей, мерседесовцы напичкали модель всеми самыми современными системами. ABS упомянули, компанию же ей должны были составлять антипробуксовочная система и круиз-контроль. Сперва ввели водительскую подушку, потом для переднего пассажира. Преднатяжители ремней устанавливались изначально. Наряду с упрочненной и просчитанной силовой структурой это позволило не только удачно пройти фронтальный краш-тест с перекрытием в 40% на скорости 55 км/ч на родине. В конце 80-х американский Страховой институт IIHS, чьи тесты сейчас — как страшный сон для производителей, дважды признал W126 самым безопасным автомобилем в США.
Собрав за время выпуска кучу наград (автомобиль года, самый продаваемый автомобиль и т. д.), 126-й с самого начала попал в прицел тюнинговых фирм и кузовных ателье. Чего только не создавали на его базе.
Существовали проекты всего лишь с обвесом и тюненные по технике. Либо с некоторой правкой оперения, которое хотя и меняло внешность, но обычно оставляло неизменными боковины и линию крыши. Лимузинов опять же наштамповали уйму (белый «растянут» из купе). Разумеется, имелся «папамобиль» с «бронещитком» перед дражайшей особой. Отдельное же место во всем этом тюнинг-разнообразии занимают работы Sbarro, SGS и Zender (последние три фото). Купе доказывали тогда, что тема «крыло чайки» до сих пор актуальна. Универсал просто пленяет своими строгими, законченными формами.
Но даже на этом фоне выделяется AMG, к слову, на тот момент еще не подразделение MB, а независимая фирма. Нет, там, как и в ABC, Brabus, Koenig, Lorinser клеили обвесы, занижали подвеску и готовили моторы. Однако AMG отличалась тем, что, во-первых, строила спортивные болиды для кузовных гонок. Во-вторых, предложила свою продукцию всем желающим. То есть владельцам «овощных» (карбюраторных, дизельных, словом, всех, что без V8) машин.
Это были и тюнинг-киты для двигателей, и элементы внутреннего и внешнего декора. Нынешний хозяин этого Mercedes тоже решил таким образом облагородить автомобиль. В салон приобрел руль, для экстерьера — комплект дисков, «юбочки» на бамперы, пороги и небольшое антикрылышко. Перекрасил в черный хромированную решетку радиатора — были у AMG такие исполнения. Обратите внимание на мелкие детали — колпачки ниппелей и блокираторов дверей. Что же до технических вещей, то «киты» для «шестерок» и «младших» V8 тюнингеры не выпускали. Предлагали лишь выпускной тракт и пружины пониже. Этим хозяин 280 SEL тоже воспользовался.
Но это уже было на одном из последних этапов реставрации. А перед этим, помимо кузовных работ и по салону, пришлось заниматься силовым агрегатом.
Были мысли и даже предложения отрепетировать K-Jetronic. Но пугало то, что даже в Германии капризы механического впрыска заставляли отказываться от него в пользу карбюратора. Проблему в итоге решили кардинально — свапом 3,2-литровой «шестерки» M104, ближайшей, более молодой родственницы агрегатов M110 и M103. А поскольку она приобреталась с «автоматом», то заодно демонтировали и родную «механику». На фото внизу левая машина как раз с двигателем M110.
Старая 2,8-литровая «шестерка» дебютировала еще в 1972-м, при двух распредвалах имела лишь по паре клапанов на цилиндр и развивала с K-Jetronic 185 л.с. 104-й мотор появился спустя 15 лет. В нем уже 24 клапана, электронный впрыск и 221 «лошадка». Однако по звуку — полная аутентичность этому поколению S-класса. После поворота ключа в замке под капотом словно просыпается живое существо — шумно дышащее и ворчащее. Свою лепту вносит и аэмгешный выпускной тракт, который наверняка свободнее штатного. Само собой, по характеристикам это уже нечто иное. Дело даже не в абсолютных значениях мощности и момента (240 и 310 Нм) — в том, что максимум последнего достигается на оборотах пониже. И все же показалось — более чем полуторатонной удлиненной туше нужен мотор пообъемистее и мощнее. Как на такой передвигались с двигателями 2,8 л на карбюраторе и 2,6 л? Ведь там было менее 160 сил! Видимо, совсем флегматично.
Едет W126 чинно, благородно, качественно изолируя драгоценный груз ото всех внешних раздражителей. Будто нет за плечами более трети века, из которых лет 20 проведены в России. Хотя тут во многом заслуга хозяина, который перетряхнул и подвеску. В любом случае можно почувствовать, как комфортно в нем было президентам разных стран, дипломатам и состоятельным арабам.
Реставрация, между тем, продолжается. Кое-что нужно доделать по салону, облагородить подкапотное пространство, в частности, установить нормальный фильтр взамен «нулевика». По сравнению с проведенным объемом работ, который отнял пять лет, это уже мелочи.
Тем же, кто хочет повторить подобное, советуем крепко подумать. Нет, 126-й — в виде седана или удлиненной версии — удастся приобрести даже за 100–350 тыс. руб. Но надеяться на хорошее состояние и полную комплектность можно лишь в единичных случаях и при максимальной стоимости в данной вилке цен. Обычно же придется глобально восстанавливать. И тут нужно понимать, что Mercedes не Toyota. Все комплектующие, хотя и существуют зачастую в б/у виде, стоят как новые. Лучше присмотреться к восстановленным либо отлично сохраненным экземплярам. Увы, там и порядок цен иной — до миллиона, дороже его, а иногда и под два. Mercedes, хотя бы 30-летний, продолжает оставаться собой.