Для начала — короткая вводная по ситуации в КНР, ибо нужно не только оценивать технические особенности и дизайн представленных новинок, но и представлять, на фоне каких событий ведется их разработка.
Итак, уже более двух лет не прекращаются ценовые войны между автопроизводителями в КНР — как местными, так и пришлыми. Но если начинались они в сегменте электромобилей, а затем перекинулись на гибриды, то сейчас это явление все чаще и чаще наблюдается и среди бюджетных брендов. Пока выигрывают от этого потребители, но страдают участники автоиндустрии: опрошенные нами китайские коллеги говорят, что от трети до половины китайских дилеров работают в минус. Другое дело, что в Китае продавцы имеют поддержку от Министерства промышленности и информатизации КНР.
Какие тенденции превалируют сейчас в Китае, исключая упомянутый разворот рядовых покупателей в сторону отечественных брендов? Следует выделить как минимум две. Первая. Продолжают плодить долги, в том числе и по причине вынужденного участия в ценовых войнах, «зеленые» стартапы — Nio, Xpeng, Li Auto и прочие. Все громче и громче раздаются разговоры о том, что высокие технологии слишком дорого стоят и по плечу только крупным концернам. «Малыши» могут с успехом выступать в нишевых сегментах, а равно — в качестве инжиниринговых подрядчиков, а вот наладить массовый прибыльный бизнес на «зелени» у них пока не получается.
Не все в порядке и у самого популярного в Китае бренда — BYD. Победа в первенстве над Volkswagen (в том числе и за счет дотирования ценообразования) дались BYD тяжело: компания сокращает рабочие смены, зарплата падает, рабочие бастуют. Между тем новинки продолжают выходить. BYD Han L, презентованный за несколько дней до Шанхая-2025, доступен как с электрической, так и с гибридной установкой. По китайскому циклу CLTC электрический Han L с задним приводом может проехать 700 км на одной зарядке, а гибрид — 1400 км. Машина отличается 1000-вольтной архитектурой, позволяющей заряжать АКБ полностью всего за 20 минут, правда, при наличии доступа к мощной сети.
Крупные автомобильные компании в КНР еще несколько лет назад вывели свои «зеленые» суббренды в пику стартапам: у GAC есть Aion, у Baic — Arcfox, у Changan — Avatr, у Dongfeng — Nammi. По мере сил отвечают и стартапы: даже отягощенная 20-миллиардным долларовым долгом Nio недавно произвела на свет крохотный Firefly и презентовала его вживую в Шанхае, хотя предпродажи начались еще несколько месяцев назад. На выставке автомобильчик пользовался огромной популярностью у китайских блогеров и журналистов. Помимо домашнего рынка Nio планирует завоевать с Firefly еще 25 стран.
Вот только хватит ли запала? Дело в том, что вторая тенденция на рынке КНР — обострение конкуренции между «зелеными» брендами больших концернов и звонкими небольшими стартапами. В ближайшие год-полтора стоит ожидать каскадного схлопывания последних, особенно в свете масштабных санкций против китайских «зеленых» машин, массово вводимых на внешних рынках.
В свою очередь китайский «крупняк» по причине неблагоприятного фона на внешнем контуре уже входит в жесткий клинч с мировыми автопроизводителями, представленными в КНР: Мерседес, Ауди и БМВ не намерены сдавать без боя местный рынок хотя бы потому, что связаны с самими же китайскими компаниями производственно-технологическими узами. В общем, такой вот замес сейчас в Китае. Первыми его жертвами, похоже, станут не просто недавние фавориты, а самые настоящие «священные коровы». Несмотря на представленный на Пекине-2024 электрический Macan, Porsche в I квартале 2025 года потеряла в КНР аж 40% покупателей!
Однако — к новинкам! Начнем пробежку по стендам Шанхая-2025 с обзора моделей, которым гарантировано представительство в России — как в виде импорта, так и на сборочных площадках. Aito M9 уже давно официально заявлен на российском сайте бренда, правда, пока без цены: исходя из стоимости младшей модели можно с уверенностью говорить, что М9 будет стоить больше шести миллионов.
В активе М9: полный привод, разгон всего за 4,9 секунды до «сотни», 1400 км запаса хода при «налоговой мощности» в 150 л.с. Кстати, еще в прошлом году Aito в Китае уверенно росла, а в I квартале 2025 года вылетела не только из Топ-20, но даже из Топ-30 с потерей 44% покупателей. На нашем рынке с января по март Aito/Seres (Seres — название Aito для внешних рынков) нашла 498 покупателей.
Одной из самых ярких премьер Шанхая-2025 стал Avatr 06, который мы ждем в России в 2026 году. Жаль только, что цена не будет как у базовой версии в КНР — $26 000. Как сейчас принято, модель будут выпускать как в электрической, так и в гибридной версии (какие исполнения будут доступны у нас, пока неясно). Электрический Avatr 06 по циклу CLTC может проехать 650 км, при этом запас хода гибридной версии только на электричестве составит 170 км. В России у машины не будет не только официальных, но, по сути, и неофициальных конкурентов. Кстати, на Шанхае-2025 стенд Avatr разместили аккурат напротив Мерседеса, намекая на целевую аудиторию и маркетинговые ориентиры. Напомним, что пока в РФ официально продается только одна модель Avatr — с индексом 11. Все остальные завозят по «серым схемам». ОТТС на Avatr 12 будет готов к лету, на Avatr 07 — в конце года, так что планы у бренда на наш рынок большие.
Одной из самых «народных» новинок Шанхая для РФ стал Changan CS75 Plus. Для нас главное новшество — полный привод, которого у этой модели прежде не было. Может быть, поэтому в России своих покупателей Changan CS75 Plus находит куда тяжелее, чем младшие модели CS55 Plus, переименованные в Uni-S и CS35, которым простительна моноприводность? С января по март в России приобрели всего 189 предыдущих Changan CS75 Plus. Кстати, новый Changan CS75 Plus с полным приводом мы уже опробовали на полигоне в Чунцине. Что по цене: с текущим уровнем «утиля» она может перевалить отметку в три миллиона рублей за базовую версию.
Deepal S07 не относится к новинкам Шанхая, но должен стать первой моделью бренда в России — уже в этом году. Но мы обратим внимание на вот этот симпатичный внедорожник G318, который в Китае сейчас продается всего по тысяче штук в месяц, а это значит, что ему как воздух необходимы экспортные рынки. На старте у G318 было около 10 000 предзаказов, и продажи до сих пор не перекрыли эту цифру. Производитель заявляет, что глубина преодолеваемого G318 брода — 600 мм, в списке опций находим межосевую блокировку, а равно — блокировку заднего дифференциала. Кстати, машина оснащается модной нынче функцией разворота на месте. Отметим, что в целом бренд Deepal растет в Китае быстрыми темпами и прибавляет в I квартале более 50%, занимая при этом 25-е место в рейтинг-листе всех марок.









Из каскада шанхайских моделей Jetour в прикладном смысле нам интересен лишь кроссовер Т1 (он же — Freedom на некоторых рынках). Машина эта может появиться в России сразу калининградской сборки. Напомним, что кроссовер Т2 сейчас занимает в структуре российских продаж Джетура второе место, но только из-за того, что дистрибутор много скидывает с цены Dashing. В этом смысле у Т1 большие перспективы даже в импортном виде: цена будет ниже, чем у Т2, а силовой агрегат и трансмиссия — те же. На китайском рынке машина продается уже несколько месяцев, продажи постоянно растут. В целом бренд здесь чувствует себя более чем уверенно: 15-я строчка по продажам в I квартале.
Geely ступила в Шанхае на скользкую дорожку, объявив о создании собственного бренда тяговых батарей — а это очень дорого! Пока нет ясности, будет ли производство действительно полностью локализовано на мощностях Geely, или фирма станет использовать ячейки от стороннего производителя. Вместе с тем в Шанхае Geely показала концепт своего плавающего внедорожника Galaxy Cruiser, в котором управление полным приводом якобы осуществляется искусственным интеллектом. Здесь тоже есть функция разворота на месте, режим «спущенное колесо», а на воде машина может держаться до двух часов. Нам эта штука точно пока не светит, да и вообще неясно, дойдет ли она до конвейера.
О суббренде Galaxy Дром рассказывал чуть более месяца назад. Практически все его модели представлены в Шанхае. Но мы обратим взор на, казалось бы, неприметный хэтчбек Geome Xingyuan. Что в нем особенного? Все просто: это самый популярный автомобиль в Китае по итогам первого квартала текущего года: дилерам отгрузили 89 215 машин! Попутно дадим и всю лидирующую тройку с января по март: на втором месте идет махонькая электрическая машинка Wuling Hongguang MINI EV (86 946 шт.), на третьем месте — тоже электрическая Tesla Model Y (81 889 шт.).
Jac на своем небольшом стенде представил в Шанхае три концепта. Легковой Define-S мы видели еще в прошлом году в Пекине, а в этом году показали большой внедорожник Define-Х. До конвейера они едва ли дойдут, ибо их постановка в серию вряд ли выведет компанию из стратегического тупика: в I квартале она продала на родине только пять тысяч машин с потерей 5% покупателей, а вот в марте сокращение сбыта составило уже 40%. В России фирма живет в основном за счет пикапов, которые не так чувствительны к утильсбору, как легковушки. По сути, надежда выйти в нашей стране на сколько-нибудь ощутимые объемы сбыта связана исключительно с межправительственным соглашением между РФ и Казахстаном о взаимной компенсации утиля. Напомним, что такое соглашение действует с Белоруссией. В случае подписания Джаки, собранные на предприятии «СарыаркаАвтопром», могут рассчитывать в России на обширный сбыт. Напомним, что в I квартале дилеры JAC продали в РФ 2307 машин, из которых 864 — пикап Т9. В Китае JAC плетется в шестом десятке брендов, соседствуя с Kaiyi и Ora.
У концептуального минивэна Great Wall INEST 4.0 не только широкие раздвижные двери, открывающие доступ в салон, откуда можно пройти на водительское место, но и откидывающаяся вперед вместе с лобовым стеклом передняя часть кузова — как это было на BMW Isetta, только здесь машина «чуть крупнее». Стало быть, рулевое колесо и остальные органы управления вынесены на консоль, чтобы не мешать проходу-выходу. В тесноте российских придомовых парковок такой вариант выхода из машины наверняка был бы востребован, но увы!
Кстати, об Ora. Пресс-служба «Хавейл Мотор Рус» опровергла нашу информацию о скором уходе марки из России. Стало быть, если считать присутствием на рынке только обслуживание, распродажу складов и поставки запчастей, то тогда предлагаем выбрать нашим читателям одну из двух моделей Оры с шанхайского стенда. Что вам больше нравится — Ora 07, похожая на уменьшенную Панамеру, или ретро-«электричка», название которой Google переводит как «балетный кот» с пометкой «автомобиль только для женщин»? О скромных российских продажах марки мы писали, на родине тоже непросто: с января по март Ora потеряла аж 70%. И есть ли будущее с продажами в 1700 машин в месяц в Китае?



Chery Tiggo 7, вне всякого сомнения, превратится в наших широтах в Tenet Tiggo 7, но, судя по всему, еще до того на бывшем заводе VW в Калуге наладят выпуск дорестайлинговых семерок под названием Tenet Tiggo 7 Pro Max. Кстати, московские дилеры уже собирают на этот Tenet предзаказы по три миллиона рублей.
Вместе с тем у Chery в Шанхае были премьеры и побольше размером. Предположим, что этот огромный Chery Fulwin 11 у нас представят как Tiggo 11. Самое главное, с ним не нужно мучиться, менять имя бренда на Tenet и поставлять комплект для сборки в Калугу: поскольку это самая большая модель в линейке бренда, в ее цене доля «утиля» будет наименьшей.
Не исключено, что появится в России и вот этот «зеленый» в прямом и переносном смысле кроссовер V23 бренда iCar, принадлежащего Chery: зачастую российский офис и знать не знает, какие идеи бродят в штаб-квартире. На стенде в Шанхае эти машины не только раскрасили в разные цвета, но еще и придумали веселый стайлинг под каждую версию. На родине машина продается под слоганом «Рожден для игры»: не означает ли это, что штаб-квартира Chery решит сыграть с iCar в российскую игру и объявит V23 конкурентом «уазику»? А что: угол въезда — 23 градуса, просвет — 210 мм, запас хода — 500 км.
До октября 2024 года мы бы с уверенностью сказали, что и большой седан Chery Fulwin A9, заступит на российскую вахту под названием Arrizo 9, однако сейчас и хорошо знакомая нам «восьмерка» продается с трудом: с января по март владельцев обрели только 1,5 тысячи машин, завезенных в 2024 и даже в 2023 году. В общем, предположим, что импорта по «девятке» точно не будет, а вот на конвейер в Калугу или на бывший завод Hyundai в Санкт-Петербурге ее вполне могут поставить.
Электрический седан Exeed ES, который в России будет продаваться под именем Exlantix, больших перспектив, в общем-то не имеет, равно как и все электрические проекты. На пике популярности Tesla Model S он мог бы отхватить часть российской аудитории поклонников Илона Маска, но сейчас — вряд ли.



Exeed Tianji — с распашными дверьми, двойной выдвижной подножкой, шестиместным салоном бизнес-класса и штурвалом вместо руля — пока имеется только в концептуальном виде и до серии вряд ли дойдет. Chery на домашнем рынке сейчас чувствует себя более чем уверенно: бурный рост уже который месяц и седьмое место в Топ-10 автопроизводителей Китая. Еще немного, и Chery настигнет Changan.









У GAC в России устойчивое положение, хотя отсутствие определенности по сборочной площадке пока вызывает тревогу. В любом случае компания расширяет потенциальный модельный ряд для РФ. На шанхайском стенде вместе с Trumpchi S7 и Trumpchi S9 стоял еще один «россиянин», на сей раз стопроцентный — речь о новом исполнении минивэна М8.



Любимый у нас Haval показал лишь новый Haval Xiaolong Max. Но вряд ли этот гибридный автомобиль дойдет до России, в том числе и из-за высокой стоимости на любой гибрид.



Большую часть экспозиции Haval занимал похожий на флагманский H9 кроссовер Raptor. В Китае его продают уже полтора года, и, уверен, машина была бы неплохо принята и у нас. Но в Поднебесной Рапторы оснащаются только гибридной силовой установкой, что для нас, как и в случае с Xiaolong Max, видится минусом. Не верите, что гибриды будут пользоваться спросом? Ну посмотрите тогда, насколько велики продажи схожего по размерам Chery Tiggo 7 Pro Plug-In-Hybrid…
Впрочем, у GWM припрятан туз в рукаве. Речь о новом 4,0-литровом бензиновом двигателе V8. Пока точных характеристик этого мотора нет, но говорят, что в пике он может выдавать более 500 л.с. и не менее 600 Нм «на полке». Предполагается, что этот мотор будут ставить на флагманские модели Haval и Tank. Россия, наряду с Ближним Востоком идут как приоритетные рынки.
Hongqi в Шанхае пошел ва-банк, показав широкий набор самого разнообразного транспорта. Здесь и незамысловатый гибридный автобус Hongqi Guoyue REEV — по сути, китайская версия популярного в странах Азии автобуса Toyota Coaster, и более интересный гибридный кроссовер Hongqi HS9 PHEV, который демонстрирует новый стиль дизайна «Lushan». У еще одного концепта даже окончательного названия еще нет. Мы бы назвали его «Новый Гелендваген»!
«Глухие» боковые окна концепта HIS и убирающиеся органы управления делают это средство передвижения буквально гостиной на колесах — функционально похожий транспорт европейцы делали массово к каждой крупной автомобильной выставке лет десять назад, когда многим мерещилось близкое беспилотное будущее. Но сегодня на фоне HIS даже летающий автомобиль Tiannian 1 со съемным пассажирским модулем выглядит как-то более естественно.
Новая версия Voyah Free совершенно точно приедет в Россию, ибо выпуск нынешней генерации уже ведет отверточным методом АО «Эвиа» на мощностях завода «Моторинвест» в Липецкой области.
Само собой, мы перечислили далеко не все новинки китайских брендов, которые мы осмотрели в Шанхае: оставляем за скобками премьеры Aios, Arcfox, Baojun, Denza, Lynk & Co, M-Hero, MG, Nammi, Nio, Onvo, Xpeng, Wuling, Yangwang, Zeekr и многих-многих других и потихоньку переходим к «коллективному западу», показывая Buick, который половину павильона заставил концептами Electra в четырех разных кузовах, и Cadillac, который продемонстрировал все новинки как 2025 года, так и прошлого на своем весьма обширном стенде.
Члены «Большой немецкой тройки» чувствуют себя в Китае примерно одинаково: умеренно, но бесповоротно падают, удерживая позиции в конце первого — начале второго десятка. Отрезок с января по март они закончили в следующем порядке: Audi — на 9-м месте, BMW — на 11-м, Mercedes-Benz — на 12-м. Если бы не долговременная потеря объемов и доли, можно было бы говорить о желанной стабильности, ведь ни один премиум-бренд КНР не продается лучше этой троицы. Ближайший преследователь Hongqi идет на 15-м месте, и пока без перспектив настигнуть кого-либо из перечисленных «немцев», ибо уже несколько месяцев Hongqi показывает примерно нулевую динамику.
Хуже всего положение с продажами электромобилей в этой тройке у Мерседеса, да и в марте в целом он потерял больше остальных — 17%. Неудивительно, что в Шанхае гвоздем стенда стала самая маленькая в линейке модель, да еще и в электрическом исполнении — CLAL. Для тех, кто давно не интересовался китайским рынком, напомним, что последняя L у «Мерса» в КНР означает длинную базу, которую, в отличие от европейцев, так любят в Поднебесной, а CLA — это компактный седан, некогда представленный у нас в первом поколении. Напомним, что новый CLA с короткой базой показали вот только с месяц назад в Риме. CLAL базируется на платформе ММА с напряжением АКБ в 800 В. Машина оснащается редчайшей для своего класса двухступенчатой коробкой передач (как на Porsche Taycan). Во многом благодаря ей электрический CLAL показывает относительно хорошую дальнобойность на одной зарядке: по китайскому циклу CLTC — 866 км.
Еще одной премьерой Шанхая-2025 стал концептуальный вэн Vision V. В 2026 году с ним приходит и новая масштабируемая архитектура, и новый нейминг: теперь немецкие вип-фургончики будут называться VLE и VLS. Для «Мерса» это один из самых проблемных сегментов в Китае: нынешняя версия вагона падает на треть в I квартале, не находя и тысячи покупателей ежемесячно, в то время как Buick GL8 продается почти по восемь тысяч в месяц! Вопросы по новому Vision V вызывает разве что решетка радиатора, напоминающая эмблему FAW.
Да-да, этот момент когда-то должен был настать: отныне на кузовах моделей Audi в линейке Е — электрических, почти полностью автономных, подключаемых и программируемых уже не будет размещаться эмблема в четыре кольца, означавшая альянс четырех автопроизводителей — Audi, Horch, DKW и Wanderer, возникший еще до Второй мировой. Вместо колец теперь буквы AUDI, на крыше — лидар, по бокам — радары и куча ультразвуковых сенсоров спереди и сзади, а в основе — платформа, разработанная совместно с китайским концерном Saic, штаб-квартира которого как раз находится в Шанхае. В общем, не справляются уже немцы самостоятельно! Официально линейка Audi Е позиционируется как технологический сплав «всего лучшего из двух миров» — от автопрома Германии и автопрома США. Запас хода у Audi E5 Sportback — 770 км, разгон до «сотни» — 3,4 секунды. В продажу новинка поступит через несколько месяцев. Кроме E5 Sportback немцы показали в Шанхае еще Audi A5L, A5L Sportback, Q5L и A6L e-tron.
BMW давно так мощно и масштабно не выступала на китайских салонах, правда, совсем уж свежих новинок на уровне моделей и концептов, подготовленных для Шанхая-2025, не было. Гвоздем экспозиции стали знакомый нам по прошлогоднему салону в Пекине так называемый седан «Нового класса» (Neue Klasse) и родственный ему кроссовер — Neue Klasse Х. Именно эти два концепта станут прообразами серийных моделей нового поколения, которые пойдут в серию в 2026 году. Эти машины тоже будут подключаемые, высокоавтономные и прочее. В то же время по остальным экспонатам баварской фирмы хорошо видно, что BMW начинает наверстывать упущенное по части развития эргономики с учетом особенностей китайского потребительского менталитета: экранов побольше, физических кнопок поменьше.
Не обойти вниманием и дизайн концепт Skytop с традиционной архитектурой салона: еще в прошлом году его показывали в Италии на конкурсе элегантности Villa d’Este. Не хотелось бы, чтобы Бавария отступала от выбранного ориентира при проектировании будущих моделей для европейского рынка: инновационная внешность плюс традиционная (а не китайская) эргономика!
О некоторых новинках VW, в частности об ID.Aura, мы писали в первый день работы Шанхая-2025. Всего премьерных концептов этой серии было три: помимо Ауры — ID.Era и ID.Evo. Сколь ни грустно, все это тоже совместные разработки с китайскими компаниями, предназначенные прежде всего для возврата утраченных позиций. Напомним, что еще в прошлом году немецкий концерн, имеющий давнишнюю производственную историю на рынке Китая, уступил первенство BYD по продажам. Итак, ID.Aura разработана вместе с FAW, ID.Era — с SAIC, ID.Evo — с Volkswagen Anhui. На основе этих трех концептов до конца 2027 года VW намерен выпустить только для китайского рынка аж 30 новых моделей. По сути это означает практически полную смену текущего модельного ряда, в том числе и «зеленого». Как сообщает VW, это станет «видимым результатом стратегии» развития фирмы, которая называется «В Китае для Китая».
Само собой, все эти три десятка новых машин будут или электрическими, или гибридными. Стефан Меха, генеральный директор легкового отделения VW в Китае, сказал на пресс-конференции: «Нам удалось развить “китайскую” скорость, наша цель — разработать все новинки за 34 месяца». Ну что ж, хватило бы денег… Перечислим общие черты будущих моделей: запас хода гибридных версий — более 1000 километров, напряжение АКБ — 800 В, широкий набор цифровых услуг на борту, высокая автономность хода и прочее. Кстати, показал VW и новинки сегодняшнего дня: новые версии Magotan, Tharu, Tauron с длинной базой, новый хэтчбек ID.UNYX 06, Golf GTI и т.д.
Honda Accord нового поколения, на наш взгляд, стала одной из самых удачных попыток по совмещению требований китайского рынка к эргономике с традициями самого бренда и конкретной модели — так держать!
В общем, много можно еще перечислять премьеры и интересные модели Шанхая-2025, но всего не охватишь — выставка огромная. Лучше берите-ка билет в Китай и посмотрите все своим глазами, вместо того чтобы копать грядки на майских праздниках!