Leaf задумывался как первый в мире массовый электромобиль и потому был лишен того количества прогрессивных и неожиданных решений, которые сделали Теслы моднейшим транспортом. С кроссовером Ariya японская марка делает шаг в новом для себя направлении. Уже по внешности, практически полностью повторяющей прошлогодний концепт, ясно, что этот электромобиль стремится быть технически крутым, максимально нескучным и, как можно догадываться, недешевым. Но и не лезет в откровенно дорогую лигу Tesla Model X и Jaguar I-Pace.
Даже логотип по такому случаю получил новую версию. Вместо широкого хромированного кольца и большой плашки с названием марки — тонкие светящиеся полукольца, не дотрагивающиеся до букв, которые тоже получили подсветку. Подобная эмблема в будущем появится и на других Ниссанах.
Свежий стиль, который получила Ariya, называют «Timeless Japanese Futurism» («японский футуризм, неподвластный времени»). Авторы дизайна — команда под руководством старшего вице-президента по глобальному дизайну Альфонсо Албайса и старшего дизайн-директора Джованни Арроба.
Производит впечатление, как явно интернациональная команда может создавать стиль, который, с одной стороны, смотрится на 100% японским, а с другой — призван прижиться на дорогах Европы и США. Ведь Ariya нацелена на покупателей и Старого Света, и Нового, и родной Японии, разумеется. Не забыты и Украина, и Прибалтика, и Россия. О продажах в этих странах Nissan объявляет официально. В современном мире побеждают те, кто способен стать своим в самых разных странах и культурах.
Внешность Ariya — это множество запоминающихся деталей, и речь даже не про сверхузкие полностью светодиодные фары и задние фонари, состоящие из сплошной черной полосы и тонюсенькой красной линии на ней. Два «плавника», торчащие из крыши — эффектный нюанс. Вместо радиаторной решетки, как это положено электромобилям, размещена глухая панель, которую удалось оживить хитрым, но ненавязчивым узором из мелких ромбов, шестиугольников и полосок. Утверждается, что это — традиционный японский узор kumiko.
В целом вышло одновременно смело и гармонично, что сочетается нечасто.
Какого класса модель вообще перед нами? Сами создатели относят новинку к купе-кроссоверам С-класса, причем спортивность тут не только в модном силуэте с покатой заниженной крышей: мощность — от 218 до 394 л.с. Даже базовая версия вполне динамична: 7,5 секунды до «сотни». Ну а топовая модификация быстра так же, как купе Nissan 370Z. Или, если хотите, Porsche Cayman. Разгон до 100 км/ч занимает всего 5,1 секунды.
По габаритам Ariya укладывается в традиционные размеры С-класса, и можно было бы предположить, что мы имеем эволюционное развитие платформы Leaf с той лишь разницей, что кроссовер может быть полноприводным и задняя подвеска у него — независимая. Однако представители Nissan решительно утверждают, что перед нами абсолютно новая платформа.
Как рассказал Дрому Макото Фукуда, главный специалист по разработке модели Ariya, здесь новое — абсолютно все, разработка начиналась с чистого листа, и тут другие моторы, другая система управления батареей, другой инвертор, другая климатическая система, да и вся прочая начинка. Ничего общего с платформой Leaf.
Сама компоновка автомобиля такова, чтобы при габаритах С-класса получить столь же просторный интерьер, как у кроссоверов классом выше. В прежние времена ради увеличения салона автопроизводителям приходилось придавать машинам «минивэнистые» пропорции. Тот же Leaf с определенных ракурсов смахивает на однообъемник, но у Арии, напротив, купеобразное «тело», а простор достигается иными решениями. База максимально растянута (она всего на 5 см меньше, чем у Murano), и все «лишнее» из технической начинки сдвинуто вперед и назад, освобождая место для салона, кроме, конечно, аккумуляторов, которые находятся под полом, но тоже не мешают простору. Скажем, почему тут нет переднего багажника, хотя для электромобилей это распространенное решение? Дело в том, что климатическая установка размещена не в недрах передней панели, а смещена вперед, под капот.
Новая платформа допускает масштабирование как в сторону увеличения габаритов, так и в сторону уменьшения, и на ней будет создана целая гамма электромобилей. Причем не только под маркой Nissan. Платформа станет общей для всех брендов альянса Renault–Nissan–Mitsubishi.
Когда Nissan демонстрировал концепт Ariya прошлой осенью, салон выглядел далекой от реальности фантазией. Спорным казалось то, что практически все кнопки были сенсорными, за исключением ручки громкости и клавиши пуска машины. Серийный интерьер смотрится так же футуристично, несмотря на то, что в нужных местах появились все же физические кнопки. Например, пульты на руле и блок управления стеклоподъемниками. А вот там, где это уместно, сохранилось сенсорное управление. Минималистичная передняя панель осталась совершенно гладкой: блок управления «климатом» представляет собой светящиеся сенсорные пиктограммы, которые реагируют на нажатия эффектом вибрации. При включении «зажигания» они загораются, а когда электромобиль «заглушен», полностью исчезают.
Любопытно, что вместо традиционной центральной консоли, переходящей в центральный тоннель и далее в подлокотник, тут совершенно нестандартная конструкция, которая оторвана от передней панели и способна целиком двигаться вперед-назад с помощью электропривода. На ней — ручка управления трансмиссией, подстаканники и подлокотник. Это пусть и не самое принципиальное, но все же новое слово в эргономике: возможность выставить селектор трансмиссии и бутылку с водой ровно в той точке, на которую ложится твоя рука. Вдобавок из этой конструкции можно достать раскладной столик для ноутбука — актуальнейшая вещь в эпоху, когда у многих из нас рабочее место больше не привязано к офису.
Два экрана по 12,3 дюйма визуально сливаются воедино. Объединять приборную доску и «мультимедийку» в общий блок автопроизводители начали не вчера (скажем, нечто подобное получило нынешнее поколение Гелендвагена два года назад). Но у Ниссана своя «фишка», виртуальная «доска» идет волной: приборы — дальше, «мультимедийка» — ближе, так до нее легче дотянуться. Логичное решение, да и выглядит свежо.
В разговоре с Макото Фукудой меня больше всего интересовало то, какую техническую «фишку» Арии он считает главным новшеством на рынке, которое должно зацепить покупателей. Ну есть тут автопилот ProPilot 2.0, способный работать в рамках одной полосы движения и только за городом. Ну есть возможность обновлять программное обеспечение автомобиля автоматически «по воздуху». Но футуристичный автомобиль третьего десятилетия XXI века должен ведь привнести в нашу жизнь то, чего мы еще не видели в прошлом десятилетии?
Оказалось, дело не в какой-то одной главной опции, а в том, что называется user experience — буквально переводится как «пользовательский опыт», ну а применительно к машине речь о том, как весь комплекс умной электроники меняет наш подход к использованию автомобиля. И задача была увеличить «фан», переведем это как «кайф». Создатели Ariya стремились сделать так, чтобы владелец машины и его семья наслаждались поездкой, водитель не испытывал никаких напрягов и, напротив, разделял кайф от управления с пассажирами. Общее ощущение, если верить создателям, должно быть словно в классном лаундже или уютном доме. Эта концепция отразилась в работе «мультимедийки», контурной подсветке салона и всем прочем.
Что касается оснащения, Ariya, как утверждается, будет комфортна начиная с момента, когда утром берешь в руки смартфон, задаешь в навигации маршрут, который сразу будет учитывать, потребуются ли в пути остановки для зарядки и где именно, и удаленно даешь команду выставить климатическую систему на нужный уровень, охладив или нагрев салон, еще пока машина стоит на зарядке и не расходует батарею. Дальше в пути ты можешь меньше напрягаться, больше общаться с пассажирами, доверяя руль автопилоту (правда, система будет следить, чтобы ты не отводил взгляд от дороги). В городе автопилот неприменим, но есть другое облегчение для водителя — возможность ехать в «однопедальном режиме». Подобное мы уже оценили, тестируя Leaf второго поколения. Суть в том, что для замедления не обязательно жать на тормоз: отпускаешь акселератор — и электромобиль уже активно тормозит, вплоть до полной остановки. А можешь и кайфануть от приличной динамики и управляемости в спортивном режиме. И, наконец, возвращаясь обратно, можешь заранее дать команду «умному дому» включить свет и кондиционер. Или, как пошутил Макото Фукуда, в Японии он заранее включит рисоварку.
Все это завязано на голосовую помощницу Alexa от компании Amazon. В России она, к сожалению, мало известна, поскольку не поддерживает русский язык. Чисто теоретически производителю ничто не мешает перепрошить систему под привычные нам Алису, Сири или Марусю. Хотя сейчас в Ниссане никто такого не подтверждает официально даже на уровне гипотез. И если трезво судить о том, в каких объемах может у нас продаваться недешевый электрический кроссовер, мы бы на подобную адаптацию не очень рассчитывали.
Nissan Ariya выйдет на рынок в пяти модификациях. Базовая — передний привод, мощность — 218 л.с., крутящий момент — 300 Нм и батарея на 63 кВт⋅ч, позволяющая проехать до 360 км (по циклу WLTP). На ступень выше — переднеприводная версия, развивающая 242 л.с. и те же 300 Нм, но с батареей на 87 кВт⋅ч с запасом хода до 500 км. Обе версии 2WD имеют максимальную скорость в 160 км/ч, но при этом неплохое время разгона — 7,5–7,6 секунды до «сотни».
У самой доступной полноприводной модификации та же батарея на 63 кВт⋅ч, но суммарная отдача двух электромоторов — 279 л.с. и 560 Нм. Одной зарядки хватает на 340 км, разгон до 100 км/ч — 5,9 секунды. С аккумулятором на 87 кВт⋅ч запас хода вырастает до 460 км, а динамика улучшается до 5,7 секунды до «сотни». При этом мощность — 306 л.с., а тяга — 600 Нм. Топовая версия Performance имеет такую же батарею, но мощность моторов повышена до 394 л.с. (крутящий момент не меняется). Разгон — 5,1 секунды, запас хода — 400 км. У всех полноприводных модификаций потолок скорости — 200 км/ч.
Версии с младшим аккумулятором имеют штатный зарядник от домашней сети на 7,4 кВт. К кроссоверам с более емкой батареей прилагается зарядное устройство для трехфазной сети мощностью 22 кВт. При использовании скоростных зарядный станций поддерживается мощность 130 кВт.
Nissan замахивается на немаленький сегмент рынка: цель — продавать более миллиона электрифицированных машин ежегодно. Для сравнения: Leaf за десять лет разошелся тиражом в 500 тысяч, и это — хорошее достижение, а у Теслы за один лишь прошлый год продано почти 370 тысяч автомобилей. Но то было подходящее к концу второе десятилетие XXI века, а теперь ясно, что в третьем десятилетии электромобили, наконец, проявят себя во всей красе. И преуспеют те марки, кто вовремя начал углубляться в эту тему. Nissan в этом плане принадлежит к числу самых опытных производителей.
К сожалению, пока не объявлены цены и точные сроки выхода на рынок. Официально Nissan заявляет, что старт продаж намечен на 2021 год. Ходили слухи, что Япония и Европа могут получить Арию уже до конца текущего года, но сейчас на немецком сайте написано «осень 2021», на британском — «конец 2021», а на японском и американском — просто «2021». Сроки появления новинки в России совсем туманны. Сейчас у нас официально продаются всего два относительно доступных электромобиля: BMW i3 и Renault Twizy. Объемы их продаж — мизерны. За прошлый год в сумме 18 штук. Сверхдорогие Porsche Taycan, Jaguar I-Pace и Audi e-tron имеют аудиторию побольше (у I-Pace в прошлом году 130 штук), но тоже, конечно, погоды не делают. А вот на вторичном рынке весьма популярны (в подавляющем большинстве — праворульные) Nissan Leaf: сейчас на Дроме — 1358 предложений! Быть может, это хороший знак и для Арии...