Первая Silvia (1965–1968 гг. вып.) с витиеватым внутризаводским индексом CSP311 и изящным кузовом купе рождалась непросто и могла быть совершенно другой. Поговаривают, что дизайнера Кадзуо Кимуру консультировал немецкий гуру Альбрехт фон Герц, создавший облик эпохального BMW 507. Позже Кимура-сан поведал подробности той истории — оказывается, эскизы были готовы в марте в 1963 года, еще до подписания контракта с фон Герцем, и немец лишь дорабатывал глиняную модель. Также художник признался, что серьезное влияние на команду разработчиков оказал японский спорткар Hino Contessa 900 Sprint, который представили на Туринском мотор-шоу 1962 года.
С CSP311 связана еще одна интересная история. Первоначально в проекте участвовала компания Yamaha. Как ни странно, планам выставить готовый автомобиль на Токийской выставке 1963 года не суждено было сбыться — по некоторым данным, разработка велась без разрешения высшего руководства, и тогдашний большой босс Nissan Кацудзи Кавамата прикрыл несанкционированную лавочку. Но, очевидно, оценил рвение команды и дал Кимуре шанс создать машину при наличии обоснования и производственного плана.
«Слива», напоминающая драгоценный камень, заставила говорить о себе даже напыщенных янки. После показа машины на Нью-Йоркском автосалоне в 1965 году американские журналы принялись расхваливать маленького и совершенного не похожего на каноничные маслкары и огромные дредноуты «японца». По мнению одних, Silvia — один из красивейших автомобилей года, другие высоко оценили гармонию технической части и привлекательной внешности.
Чем же так восхищались эксперты? Размеры CSP311 не просто скромные. Они меньше, чем можно себе представить: длина — 3985 мм, колесная база — 2280 мм. Шасси — с передней подвеской на двойных поперечных рычагах и задней на рессорах у родстера Fairlady 1600 SP311 (он же Datsun Sports 1600). Двигатель — нижневальная 96-сильная «четверка» объемом 1,6 литра с двумя карбюраторами в связке с 4-ступенчатой механической коробкой передач. Первая Silvia с отнюдь не богатырским агрегатом под капотом ехала вполне бодро. В марте 1965 года в ходе журналистского тест-драйва купе показало прохождение дистанции в 400 метров со стартом с места за 16,9 секунды и максимальную скорость 178 км/ч. Сейчас оригинальная Сильвия сохранилась в мифологических эпосах и частных коллекциях — выпущено 554 экземпляра. Большинство из них остались в Японии.
Второе поколение (S10) появилось не сразу, а только в 1975 году, и производилось до 1979-го. С ним тоже связан занимательный эпизод. Nissan заключила договор с немецкой NSU о поставке двухсекционных 500-кубовых роторно-поршневых двигателей, но разразился топливный кризис, и компания сменила славящийся прожорливостью агрегат на традиционный ДВС — L18 «один и восемь» мощностью 105 л.с. (а также инжекторный 115-сильный L18E) для JDM-спецификации и 2,0-литровый мотор для американской версии Datsun 200SX.
Роторно-поршневое чудо Феликса Ванкеля отвергли по объективным причинам, но оно отлично дополнило бы эффектный облик с покатой задней частью и вычурной формой бокового остекления. Кстати, спорткар второй генерации крупнее родоначальника. Длина увеличена до 4135 мм, а расстояние между осями — до 2340 мм. Масса практически как у CSP311, около тонны. «Двухрычажку» спереди сменили стойки МакФерсон: инженеры пошли по пути упрощения.
Как ни странно, Silvia S10 не смогла привлечь большое количество пользователей. Японские источники считают, что виной тому американизмы во внешности. В итоге ежемесячно удавалось продавать порядка двух тысяч единиц, что значительно скромнее сбыта конкурирующей Toyota Celica. Совокупное количество регистраций новых автомобилей за месяц до окончания продаж составило 48 438 штук.
«Слива» третьего поколения S110 (1979–1983 гг. вып.) — очень интересная штучка! Она еще больше: длина — 4400–4475 мм в зависимости от типа кузова, колесная база — 2400 мм. Впрочем, это сущие мелочи на фоне прочих фактов. Во-первых, кроме импозантного кузова хардтоп с дополнительным окошком в задней стойке предлагался трехдверный хэтчбек. Во-вторых, существенно расширилась гамма моторов. Самые крутые — это 1,8-литровый наддувный Z18ET с системой впрыска топлива (135 л.с.) и «атмосферник» FJ20E объемом 2,0 литра (150 л.с.) с инжектором и двумя распредвалами.
Особняком среди «сто десятых» стоит омологационный Nissan 240RS для раллийной группы B. Автомобиль по-своему интересный, хотя и уступавший полноприводным турбомонстрам этой легендарной категории как по мощности, так и по результатам в гонках. Ведущие колеса у «эр-эски» задние, а 2,4-литровая «четверка» FJ24 атмосферная, развивающая до 275 л.с. в гоночном варианте.
Возвращаясь к обычным Silvia S110, нельзя не отметить успех модели — она стала хитом продаж и ежемесячно расходилась в количестве свыше четырех тысяч экземпляров. Совокупный объем сбыта составил около 120 тысяч штук.
Silvia S12 (1983–1988 гг. вып.) выполнена в модном для восьмидесятых стиле с лаконичными кузовными панелями без дизайнерских излишеств и «слепыми» подъемными фарами. В палитре моторов произошли интересные апгрейды. Главное, с нашей точки зрения, новшество — появление «турбочетверок» CA18ET (135 л.с.) и CA18DET (145 л.с.) с одним и двумя распредвалами соответственно. Ну а знамя флагманского агрегата вручили 2,0-литровому двухвальному FJ20ET мощностью 190 л.с. Такой устанавливался на самую шуструю версию Turbo RS-X и сочетался с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
«Тринадцатая» Nissan Silvia (1988–1993 гг. вып.) — на тот момент самая крупная в клане: между бамперами 4470 мм, колесная база — 2475 мм. И титулованная — сразу же удостоилась премии «Японский автомобиль года» (Car of the Year Japan). Наддувный мотор CA18DET (175 л.с.) перекочевал с прошлой линейки. Под конец производства генерации появился культовый 205-сильный SR20DET объемом 2,0 литра, славящийся серьезным потенциалом для тюнинга.
S13 запомнилась не только бодрым характером, но и изысканным шасси. Она одной из первых среди Nissan получила заднюю многорычажную подвеску. Специй в ходовые качества добавило и полноуправляемое шасси. Сначала его реализовали при помощи системы HICAS II (High Capacity Actively Controlled Steering) с рейкой и гидравлическим актуатором. Позже на Silvia применили более совершенную Super HICAS. Некоторым исполнениям досталась блокировка межколесного дифференциала с вискомуфтой.
Объем продаж составил около 300 тысяч единиц, что является самым высоким показателем среди всех Silvia.
Отдельно следует упомянуть ближайших родственников «Сливы». В Японии это трехдверный фастбек 180SX с индивидуальным дизайном и CA18DET. На европейских рынках автомобиль продавался под именем 200SX. Американцев познакомили со своеобразными 240SX, которые комплектовались не турбомотором, а атмосферным «два и четыре» мощностью до 157 л.с. и разгоном до 100 км/ч примерно за восемь секунд.
Шестое поколение Silvia (S14, 1993–1999 гг. вып.) до рестайлинга было известно в среде поклонников как Zenki (в переводе с японского — «ранний период»). Модернизированный вариант с гораздо более агрессивным оформлением передней части — это Kouki («поздний период»). Кузов — классическое двухдверное купе с увеличенной примерно в полтора раза жесткостью на кручение. Длина достигла 4520 мм. Снаружи и внутри спорткар обещал веселое времяпрепровождение, не разочаровывал ни в статике, ни в динамике.
Пока американский Nissan 240SX заигрывал с покупателями при помощи безнаддувного 2,4-литрового KA24DE (157 л.с.), внутрияпонский вариант продолжал радовать турбокомпрессорным SR20DET в вышестоящих модификациях. Особенно интересна 250-сильная Autech Version K’s MF-T от тюнинг-ателье Autech с более производительным наддувом, спортивной выпускной системой и другими доработками. Специалисты Nismo (Nissan Motorsports) тоже отожгли — построили в дорестайлинговом кузове вариант 270R. Кроме закодированной в названии мощности в лошадиных силах он отличается усиленным сцеплением, самоблокирующимся дифференциалом и аэродинамическим обвесом. Выпущено всего лишь 32 экземпляра.
В семействе той самой прославленной Silvia S15 (1999–2002 гг. вып.) мы выделим две машины. Первая — Spec-R. Под капотом 250-сильный «эс-эр», коробка передач 6-ступенчатая механическая, кузов усилен, в подвеске более толстые стабилизаторы поперечной устойчивости. Передние четырехпоршневые суппорты позаимствованы у гран-турера Fairlady Z/300ZX (Z32). Задний дифференциал — с винтовой блокировкой. За доплату — полноуправляемое шасси. Вторая замечательная Silvia — кабриолет Varietta с жестким складным верхом. Она построена на базе Spec-C: мотор атмосферный, коробка передач 5-ступенчатая «механика» или 4-ступенчатый «автомат». Но редкость затмевает любые претензии — ателье Autech произвело 1143 «кабриков».
Что вы думаете про Nissan Silvia? Быть может, у вас есть опыт эксплуатации? Делитесь своим мнением в комментариях!