Периодически в этой рубрике мы касаемся своеобразной экономической ситуации, которая сложилась в Японии начиная с 80-х годов. Тогда у населения страны скопилась масса личных средств, и чтобы «выудить» их, автокомпании начали предлагать «параллельные» модели, которые были побогаче упакованы и стоили подороже. Но дело в том, что целевое рыночное предложение существовало и до этого. Наш герой как раз один из его представителей.
Первое поколение Violet (710-я серия, имя переводится как фиолетовый, сиреневый, лиловый или фиалка) было представлено в 1973 году. Сейчас мы вправе задаться вопросом — зачем? Ведь у Nissan в Японии уже имелся C-классовый Sunny и Bluebird сегмента D. Более того, эти модели предлагались и в Северной Америке, и на некоторых других рынках. Однако, как говорится, потребитель мог платить и получал свое. Violet был побольше Sunny и чуть компактнее Bluebird. Втиснули, в общем, между. Как Datsun 710 он продавался в США и Канаде, как Datsun Bluebird — в Мексике и на Тайване. В качестве Datsun 140J/160J и 160U/180U — в Новой Зеландии и ЮАР. Полная гамма кузовов включала в себя купе, двух- и четырехдверный седан и универсал.
Машина неплохо зашла, хотя имелись негативно воспринятые особенности. Так, характерный дизайн седана с покатой задней частью, который именовался фастбек (очень напоминает лифтбек, только без двери багажника, а лишь с его крышкой), вызывал вопросы к обзорности назад и освещенности пассажирских мест. В 1976-м это исправили, сделав угол ветрового стекла и крышки багажника более «седанистым».
Наш Вайолет (A10) дебютировал в 1977-м и этой дизайнерской черты был лишен изначально. Оговаривалось даже, что на сколько-то там процентов увеличилась площадь остекления.
Что интересно, его даже сделали чуточку меньше — на 50 мм сократили колесную базу и на 40 мм длину в кузове седан. При этом Bluebird, выпускавшийся в то же время, напротив, слегка вырос в габаритах. Иными словами, играя на этих считаных сантиметрах, японцы стремились максимально развести модели по классам. Вот по кузовам почти ничего менять не стали. Основным оставался седан, предлагавшийся как в четырехдверном варианте,..
…так и в популярном тогда двухдверном формате.
Компанию ему составляли купе и универсал. Добавили разве что пятидверный лифтбек.
И все-таки новое время внесло свои коррективы. Разные дилерские сети Nissan попросили свои копии Violet. Так появились седан и лифтбек Stanza и Stanza Resort, отличавшиеся прямоугольной передней светотехникой.
И седан с купе Auster.
Stanza, имея лучшее оснащение, отвечала в этом семействе за комфорт. Auster ориентировали на молодежь. В частности, в линейке под этим названием фигурировала версия GT Coupe, как и Stanza имевшая прямоугольные фары. Это уже пример того, как заработать, предлагая одну и ту же модель под разными именами.
К слову, у предшественника для внутреннего рынка существовала модификация SSS с независимой задней подвеской. О том, была ли таковая в расчете на Японию у второго поколения, нам неизвестно. Но Datsun Violet 160J SSS Coupe как минимум предлагался в Британии. И опять же, что там происходило с задней подвеской, непонятно. Точно скажем лишь, что схема на рычагах с отдельным редуктором и приводами имела место. По крайней мере, экспортный седан в определенных комплектациях эту независимую конструкцию нес.
Однако в большинстве случаев сзади все-таки был цельный мост, который в первой генерации соседствовал с рессорами. Теперь же их заменили пружины. Передний McPherson остался неизменным и типичным для той эпохи и Японии. Обратите внимание на характерное соединение шаровой опоры и стойки. Например, подобное у Toyota на «маркообразных» дожило до 90-х.
Частично сменились двигатели. Если раньше Violet пользовался только агрегатами семейства L разработки еще конца 60-х, то отныне L-моторы применялись частично. До обновления 1978 года устанавливали 1,6-литровый 96-сильный L16 и 2,0-литровый L20 отдачей в 110 сил.
В качестве 1,4-литрового двигателя почему-то выбрали 80-сильный A14, хотя эта серия моторов также была отнюдь не нова.
На десерт же приберегли установки только что появившегося семейства Z — 1,6-; 1,8- и 2,0-литровые (90/105, 105/115 и 89 л.с.). Мощность через дробь означает, что Violet комплектовался «четверками» с питанием от карбюратора и электронным впрыском.
У нас Z16 безо всяких электрокомпонентов. Но есть одна особенность — здесь NAPS, или Nissan Anti Pollution System. Система, повышающая чистоту выхлопа, внедренная для соответствия принятым в Японии нормам выбросов. Она включала в себя рециркуляцию отработавших газов, катализатор и воздушный насос, добавлявший в выхлопные газы кислород, за счет чего в нейтрализаторе повышалась температура.
По-видимому, ключевым элементом NAPS (во всяком случае, для полного и качественного сжигания топливной смеси в камерах) выступали две свечи зажигания на цилиндр.
Систему впоследствии развивали. Но именно моторы Z и, соответственно, Violet со всем своим семейством (впрочем, наряду с Bluebird) стали провозвестниками новой идеологии. О чем, кстати, имеется кузовной шильдик.
Вместе с тем штатно Z16 на Violet был лишен расширительного бачка, который нынешний владелец соорудил из подручных средств.
Зато также стандартно мотор оснащался охладителем топливного насоса. Никакого водяного кулера последнему не городили — всего лишь приладили напротив вентилятор в рамке. Но спасибо и за такую заботу.
Основные агрегаты трансмиссии, как и двигатели, присутствовали в ассортименте: механическая «четырех- и пятиступка» плюс трехступенчатый «автомат». Полного привода не предлагалось. Видимо, не удостоили Вайолет и быть оснащенным хоть какой-нибудь межколесной блокировкой.
Весьма своеобразным представляется сейчас и салонное оснащение. Конечно, Violet был далек от Cedric/Gloria. Не полагались ему атрибуты комфорта, которые уже в 80-х и тем более в 90-х стали неотъемлемой частью японского автомобиля для внутреннего рынка. К примеру, при механической коробке здесь нет тахометра.
Отсутствуют электроприводы стекол. Причем даже Stanza, что в этом семействе должна была отвечать, так сказать, за «роскошь», на архивных фото предстает исключительно с «мясорубками». В общем, в процессе поисков клавиши приводов вместо «весел» найти не удалось.
Вместо тахометра здесь эконометр, позволяющий как-то держать в узде себя и расход топлива. И стильные часики.
Была тут когда-то радиола — без всяких кассетников и тем более CD-проигрывателя. Зато «рога» (внешние зеркала) на крыльях регулируются вот с таких стильных джойстиков. А кондиционер уже тогда стал базовым элементом оснащения.
Кассетная дека все же полагалась — опционально. Устанавливалась в нишу за рычагом коробки.
Впрочем, кажется, что прерогативу ею обладать больше получали Auster и Stanza. Владельцы и той и другой модели к тому же могли дозаказать улучшенную аудиосистему с возможностью изменения звукового баланса. Проще говоря, с ней можно было установить для себя «сцену». Кроме того, все эти клоны в салоне отличались исполнением комбинации приборов, рулями, часами и могли разниться цветовым оформлением передней панели, обивки сидений и дверных карт. Вот «спортивный» Auster.
Это «роскошная» Stanza.
А это наш Violet.
Словом, в базовой комплектации «Фиолетовый» конца 70-х был что ваш Renault Logan. Разве что имел «кондер», электроприводы зеркал, варианты расцветки интерьера, мягкие материалы передней панели… Плюс детали. Таких, которые притягивают взгляд и к которым тянутся руки и другие части тела, в Violet хватает. Все-таки умели в ту эпоху создать в салоне атмосферу уюта. И при кажущейся ретропростоте и тривиальности интерьера не пожалеть хрома и фантазии на обыгрывание нюансов. Форма каких-то (дефлекторы, штырьки дверных замков) несет чисто визуальный эффект.
Другие имеют четкую функциональную нагрузку. Это, скажем, дефлекторы вентиляции заднего стекла.
Третьи совмещают и то и другое. Пружинные сиденья (водительское — с поясничным подпором!) вполне удобны. А то, что они анатомические, неожиданно органично вписывается в общий стайл интерьера.
Трогательно выглядит чехол рычага коробки с тесемкой поверху и ключик с гравировкой.
А сколько здесь вензелей! В салоне…
… и на кузове.
Причем в экстерьере также есть свои открытия и стилистические находки. Как вам такие фонарики подсветки номера?
В передней светотехнике вроде бы ничего необычного. На самом же деле это так называемые лампы-фары, где нет цоколя, а источник света представляет собой единое целое с отражателем. Перегорела лампочка или раскололся рассеиватель? Замена фары целиком либо «колхоз» из жигулевских.
И где тут заливная горловина бензобака? Ах, вон куда ее вывели — под декоративную накладку на задней стойке крыши. Сам же бак приютился за спинкой дивана. Снова как на Тойотах 70-х, 80-х и 90-х.
Багажник, как видите, безо всяких трансформаций. Нет какого-то сервиса и в районе задних мест. Хотя диван вполне гостеприимен. Правда, по запасу пространства сравнения с Логанами-Солярисами уж точно не напрашиваются.
Будут ли какие-то подобного рода ассоциации на ходу? На дорогах гололедица, а «Фиолет» на «лете». Владелец его бережет, реагентами не мучает и зимой не эксплуатирует. Зато у конкретного экземпляра имеется любопытная история, в рамках которой можно затронуть и ходовые качества. Машина пришла в Россию в 1991-м и, видимо, ходила по рукам. Пока не была куплена в подарок и восстановлена. Презентовали ее любителю японских янгтаймеров из Благовещенска. А тот, уже имея Corona 70-х и 110-й Crown, через какое-то время выставил Violet на продажу.
Нынешний хозяин заприметил автомобиль еще до посещения родственников в столице Амурской области. А будучи там и увидев состояние не «на картинках», приобрел. Было страшновато гнать без малого 45-летний Nissan 3000 км до Сибири. Но делать нечего — в сентябре минувшего года автовозы из Приморья шли без свободных мест. В итоге Вайолет показал себя достойно. Масло на оборотах немного подъедал, зато по бензину на перегоне, по словам владельца, укладывался в 6,5 л/100 км. Правда, и скорость лежала в пределах 80–100 км/ч. Хотя как-то в желании догнать и обогнать автовоз с пустующим «койко-местом» седанчик был раскочегарен до 120 км/ч. И ничего, ехал.
Z16, кстати, известен не только своим NAPS. Он устанавливался на пикапчик Datsun/Nissan Navara.
И даже на грузовичок Atlas образца 1981 года.
Если уж таскал хотя бы 15 центнеров полезной нагрузки, не считая самой машины, то что ему «снаряженка» менее чем в тонну плюс двое-трое-четверо сидящих внутри. Можно трогаться со второй, при должном обращении с педалями — даже с третьей.
Размерность колес здесь почти штатная, во всяком случае, профиль высокий. А то, что диски не ниссановские, не принципиально. Зато по фэншую — из той же эпохи.
Подвеска также прошла через определенные трансформации — сзади стоят подобранные от чего-то и достаточно мягкие пружины. А также довольно жесткие амортизаторы. По мнению хозяина, чересчур жесткие. С другой стороны, на них Violet не напоминает мягкий уголок, чем отличались многие японские автомобили тех лет и что так нравится автору.
Вообще же, считается, что Violet этого поколения под маркой Datsun — самый успешный автомобиль концерна Nissan в WRC. С сезона 1979 года по 1982-й включительно он побеждал в ралли Сафари, Новая Зеландия, Кот-д`Ивуар. В общем, имя себе в раллийной ипостаси сделал.
А вот на «гражданке» и в масштабах общей истории Nissan название Violet «не прозвучало». После нашего героя выпустили машину следующего поколения. Однако на конвейере она просуществовала всего ничего — в 1981-1982 годах (уже переведенная на передний привод). Имена Stanza и Auster в этом смысле оказались куда счастливей. Скажем, в 1983-м дебютировала Stanza Wagon, а двумя годами позже — очередная генерация седанов и лифтбеков. Шутка в том, что указанный универсал фактически представлял собой экспортный минивэн Prairie. А с 1985-1986 годов Stanza и Auster превратились в клонов Bluebird.
Парадокс и в следующем — поколение A10 под марками Nissan и Datsun продавалось в Европе, Азии, Австралии и Новой Зеландии, в ЮАР и, конечно же, в Северной Америке. Продавалось, судя по всему, успешно. Где-то даже производилось. И хотя до финансового пузыря было еще далеко, и надулся он, собственно, только в Японии, видимо, в компании решили, что подобное «междуклассье» вредит Sunny и Bluebird. Получается, «Фиалку» срезали на пике цветения.
С годами она увяла лишь отчасти — в интернете есть снимки Violet из разных стран в различных состояниях. И все же как объект для воплощения идей экстерьерного тюнинга гораздо чаще выбирают автомобиль дебютной генерации. Что же до известности Violet (а также Stanza и Auster поколения 70-х) в России, то она близка к нулю.