60-е и 70-е годы прошлого века в автомобильной Европе — переломное время. Эпоха послевоенного разорения позади, у населения появились средства, и даже в младших классах потребитель хочет, чтобы было «красиво и с выбором». Когда за плечами такой гигант, как GM, это можно устроить. Несколько странно, что американцы, имея в партнерах Opel с его опытом создания малолитражек, только в начале 70-х додумались разработать платформу, на которой были созданы автомобили, выпускавшиеся и продававшиеся по всему миру. Chevrolet Chevette, Daewoo Maepsy, Holden Gemini (именно в таком порядке они представлены на фото ниже). А кроме того — GMC Chevette, Pontiac Acadian, Holden Piazza, Isuzu Belette и Gemini, Bedford Chevanne, Vauxhall Chevette и еще пара десятков вариаций брендов и названий.
По сути, все они являлись одним и тем же автомобилем, самое известное имя которого как раз таки Kadett C. Этакий бейдж-инжиниринг, в котором янки были спецы, но, конечно же, не в подобном типоразмере. Как и его непосредственный предок, модель получила разнообразные кузовные модификации, на тот момент вполне привычные, а сейчас кажущиеся необычными. Например, трехдверный универсал Caravan (пятидверный «вагон» отсутствовал). Или Coupe с покатой задней частью, которое можно было бы назвать обычным лифтбеком, если бы не глухое стекло и открывающийся как у седанов багажник. Предлагался и классический хэтч, проходивший под названием Kadett City. Года три продавался Kadett Aero, у которого снималась крыша над передними сиденьями и складывалась мягкая задняя стенка с окном. Основой семейства выступал седан, существовавший, как в четырех-, так и в двухдверном варианте и по немецкой традиции именовавшийся Limousine — ни больше ни меньше.
Что же представляла собой эта T platform, как ее назвали в GM? По нынешним меркам — практически ничего особенного. Но вспомним, что до того на Kadett A и B была задняя рессорная подвеска, а на первом даже спереди использовалась поперечная рессора. Правда, уже применялась рулевая рейка, от которой на Kadett C, естественно, не отказались. Цельной балке при заднем приводе, само собой, тоже не изменили. Как и двухрычажной передней подвеске. Разве что полностью перешли на пружины, по-иному расположили задние амортизаторы, а передние зачем-то пристроили над верхними рычагами.
ГУР Кадету не полагался по рангу. Вакуумный усилитель тормозов для машин с двумя младшими по объему моторами до 1977 года существовал в виде платной опции. И на таком же основании предлагались передние дисковые тормоза. То есть для двигателей 1,0 и 1,2 л они «в круг» были барабанными.
В 1977-м Kadett C пережил обновление. Больше оно коснулось экстерьера. Фирменный blitz (молния) стал больше и переехал на решетку радиатора. «Поворотники» выполнили интегрированными с фарами, а сами они приобрели квадратную форму. На бамперах появилась полоска резины, на боковинах — хромированный молдинг.
Модернизация коснулась и техники. В частности, в гамму агрегатов добавили новую 1,6-литровую «четверку». Но о моторах надо поподробнее. До 1975 года автомобиль получал исключительно нижневальные двигатели указанным объемом в 1,0 и 1,2 л. Установки еще с прошлых поколений Kadett, даром что тот и другой обзавелись версиями с повышенной степенью сжатия и были таким образом форсированные. Речь, конечно, шла о прибавке в считаные «лошаденки» (мощность всех вариантов лежала в пределах 40–60 сил), но много ли надо автомобильчику «снаряженкой» менее 800 кг. Оказывается — да! В 1975-м появилась версия GT/E, а на ней — 1,9-литровый 105-сильный мотор семейства CIH, Cam-In-Head, то есть с распредвалом в «головке». Еще через два года к нему добавили 2,0-литровый агрегат, развивавший 110 л.с. и устанавливавшийся в том числе на модификацию Rallye.
Примечательно, что первый из этих двигателей существовал еще на Kadett предыдущего поколения, а к нынешнему попал не сразу, потому что для него адаптировали впрыск топлива. L-Jetronic получил и 2,0-литровый мотор. А вот «четверка» объемом 1,6 л из той же линейки по-прежнему питалась с помощью карбюратора. Зато благодаря опять же увеличенной степени сжатия на Kadett S развивала 75 сил и была доступна в модификации Rallye. Эти «заряженные» Кадеты отличала еще одна особенность. Если другим полагалась только 4-ступенчатая механическая коробка или «автомат» о трех передачах, то «горячие» вариации сначала за доплату, потом базово получали 5-ступенчатую МКП. Экое роскошество! Впрочем, не будем ерничать. Возможность выбора тем и определялась, что клиент мог обрести Кадет и «за дешево», и с претензией на спорт. Причем автомобиль на самом деле участвовал в соревнованиях.
На «гражданке» версии GT/E и Rallye стоили на треть дороже и предназначались «гурманам». Поэтому основной груз ответственности за доходы Opel и GM нес Kadett с 1,2-литровым двигателем — как оптимальный вариант между ценой и потребительскими качествами. Ну а у нас что?
Начальный вариант — кузов двухдверный седан, 1,0-литровый двигатель с однокамерным карбюратором, естественно, «четырехступка» и барабанные тормоза спереди и сзади.
Смотришь на это «чудо» под капотом (взгляните на почти игрушечный по размерам радиатор), и память подкидывает образы агрегатов советской техники — V4 «Запорожца», «четверок» «Жигулей» и 412-го «Москвича». Нет, в последних случаях и «кубиков» было побольше, и мощность выше — до 68 и 75 л.с. Этот с повышенной компрессией развивает всего 47 сил. Считается, что на Kadett C «литрушка» пользовалась большей популярностью, нежели на предыдущем поколении. Мол, пришел нефтяной кризис и рачительные бюргеры начали считать каждый пфенниг, потраченный на бензин. На самом деле не только они. Этот коч, или тюдор, как называли подобные «двухдверки», пришел в Россию из Италии. Привез моряк в 1996 году, видимо, купившийся на оригинальные формы из 70-х, на цену и зарубежное происхождение. Просто клюнуть еще на что-то было вряд ли возможно. Никакого опциона нет! Если GT/E и Rallye несли дополнительные приборы на чем-то, напоминающем центральную консоль, а также тахометр, то базовый Кадет был лишен абсолютно всего.
Электропакет отсутствовал (сейчас установлены приводы стекол), центральный замок тоже, за «вакуумник» и ГУР, как говорили выше, нужно было доплачивать. Немцам впору сказать спасибо за единственное внешнее зеркальце заднего вида и радиолу с антеннкой. Да и то, что имеется, выполнено не на нынешний германский манер — оригинально, непривычно. Взгляните на вертикальные «ползунки» отопителя. На кнопку-«лягушку» под левой ногой, которая как на старых «Жигулях» здесь заведует «омывайкой». Единственный подрулевой рычажок в Kadett отвечает и за «поворотники», и за «дворники» (привет, Mercedes). А рычаг коробки торчит прямо из ее корпуса (на GT/E с «пятиступкой» связывался через кулисы).
Чтобы попасть назад, нужно обладать определенной гутаперчивостью — сиденье поднимается как на «Запорожцах», целиком. Однако на самом диване поудобнее, в чем заслуга большей колесной базы. Правда, под разные кузова ее не меняли. Так что и Caravan, и седаны с купе и хэтчбеком предлагали один уровень комфорта.
Ну и как же едет это чудо немецкой инженерии? Вы знаете, вполне себе неплохо. Тут надо отталкиваться не от фактической мощности, а от удельной. Вот та же «копеечка», хоть ее двигатель и развивал на 17 «лошадей» больше, была на полтора центнера тяжелее. Аналогии с ней, кстати, полностью уместны. Моторчик журчит тихим ручейком, отношения ступеней хорошо «цепляются» друг за друга, ходы у рычага достаточно короткие, а попадания в передачи четкие. В городе даже без особого насилия над моторчиком Kadett C легко держится в потоке. Однако на трассу нужно выезжать с запасом по времени. Крейсерская скорость 80–90 км/ч, максимальная — 127 км/ч. GT/E и Rallye на этом фоне, очевидно, слыли ракетами, развивая без малого 200.
Оценивая плавность хода, необходимо учитывать — сейчас стоят колеса размерностью 195/60 R15, пусть и на литых фольксвагеновских дисках. Все равно тяжелее 13-й штамповки с узенькой «резиной». Тем не менее и на них Kadett стойко штурмует городские неровности. Возросшие неподрессоренные массы, конечно, чувствуются. Однако по комфорту, определяемому подвеской, автомобиль — золотая середина. Не убаюкает, не укачает, но и до дискомфорта очень и очень далеко.
Заинтересовались этим спартанским подтянутым красавцем? Вынуждены разочаровать. Несмотря на то, что в свое время только Kadett C (без учета его «клонов») было выпущено более 1,7 млн экземпляров, в продаже в России их ноль. Ввозили мало и большинство наверняка рассосалось по металлоприемкам. На весь бывший СССР менее сотни экземпляров, причем в очень разном состоянии. Предсказуемо, что намного больше Кадетов этого поколения в Европе, где есть профильные клубы и качество восстановления. При желании и настойчивости машинку можно приобрести. Ведь интересная, взгляды притягивает.