Prodrive — детище британского предпринимателя Дэвида Ричардса. Минувшим летом Ричардсу исполнилось 72 года, но на пенсию он пока не собирается и по-прежнему стоит у руля созданной им компании, а также занимает пост председателя британской гоночной ассоциации Motorsport UK. В молодости Дэвид Ричардс получил скучную, но прибыльную профессию бухгалтера, а его подлинной страстью всегда были автогонки. С 1974 по 1981 год Ричардс участвовал в ралли в качестве штурмана, вершиной его карьеры стало первое место в чемпионате мира по ралли 1981 года — Ричардс завоевал его вместе с финским пилотом Ари Ватаненом. В период активной гоночной карьеры Ричардс также занимался организацией гонок и заслужил на этом поприще большой авторитет, который впоследствии пригодился ему для запуска собственной компании.
Собственная компания Ричардса со штаб-квартирой в Банбери (Англия, графство Оксфордшир) сформировалась в 1983 году и первоначально называлась David Richards Autosport, она стала оператором заводской раллийной команды Porsche. В 1984 году компания получила более емкое имя Prodrive и начала постепенно расширять сферу деятельности в сторону кольцевых гонок. В конце 1980-х Prodrive привела к триумфу BMW M3 в чемпионате BTCC (Британский чемпионат кузовных автомобилей). Судьбоносное сотрудничество Prodrive с Subaru World Rally Team началось в 1990 году, его результатом стали шесть чемпионских титулов в чемпионате мира по ралли — три в командном зачете (в 1995, 1996 и 1997 году) и три в зачете пилотов (1995 год — Колин Макрей, 2001 год — Ричард Бернс, 2003 год — Петтер Сольберг).
После сезона 2008 года Subaru покинула чемпионат мира по ралли, а Prodrive стала активнее заниматься кольцевыми гонками — в планах значилось даже участие в Формуле 1, но команда Prodrive не получила одобрения от FIA, притом что ранее Дэвид Ричардс как наемный менеджер руководил командами Benetton и BAR. Ричардс также возглавлял консорциум, который в 2007 году выкупил у Ford компанию Aston Martin, и председательствовал в совете директоров Aston Martin до 2013 года включительно, Prodrive параллельно курировала автоспортивную программу Aston Martin и добилась большого успеха в гонках на выносливость. Перечисление всех побед и достижений Prodrive в автоспорте не является целью нашего скромного обзора, нам в данном случае важен контекст, важно показать, что Prodrive заработала огромный опыт участия в гонках, который сегодня конвертирует в другие направления бизнеса.
В 2006 году Prodrive представила прототип полноприводного дорожного купе P2 с кузовом от британца Питера Стивенса (автор дизайна суперкара McLaren F1), в недрах которого скрывались модифицированные узлы и агрегаты Subaru, в том числе 2,0-литровый оппозитный бензиновый турбомотор EJ207, форсированный до 350 л.с. Благодаря тщательно настроенной подвеске и активному управлению полным приводом автомобиль получился очень быстрым, что было продемонстрировано на треке популярного телешоу BBC Top Gear — легендарного Джереми Кларксона даже стошнило от высоких боковых перегрузок, этот пикантный эпизод можно считать высшей похвалой инженерам. Prodrive утверждала, что в теории можно было бы наладить серийное производство купе P2 и продавать его по цене 40 000 фунтов стерлингов, но сама Prodrive на такой шаг не решилась, дебютное купе так и осталось прототипом. Запуск в производство относительно доступного спорткара потребовал бы значительных инвестиций с долгим сроком окупаемости — для Prodrive это вылилось бы в неоправданно высокие финансовые риски.
В 2020 году автоспортивное портфолио Prodrive пополнила команда Bahrain Raid Xtreme (BRX), участвующая в ралли «Дакар» и в чемпионате мира по ралли-рейдам (W2RC), ее финансирует Королевство Бахрейн, а Prodrive отвечает за технику. С 2022 года «Дакар» входит в состав W2RC. Prodrive с нуля разработала для BRX внедорожное купе класса Т1, получившее имя Hunter. Это престижное ралли Prodrive Hunter пока не выиграл, но есть победы в других гонках чемпионата, полностью потенциал машины еще не раскрыт.
На базе гоночного Хантера Prodrive решила сделать свою первую дорожную модель: «гражданский» Prodrive Hunter был представлен весной 2022 года, тогда компания пообещала выпустить только 25 экземпляров стоимостью от 1,25 млн фунтов стерлингов каждый.
«Гражданский» Prodrive Hunter не скован регламентом FIA, а потому имеет даже более впечатляющие технические характеристики, чем гоночный тезка. В частности, мощность установленного за передней осью в пределах колесной базы фордовского 3,5-литрового бензинового битурбомотора V6 увеличена на 50% — до более чем 600 л.с., максимальный крутящий момент — 700 Нм. Коробка передач — 6-ступенчатая гоночная секвентальная, передачи переключаются огромной углепластиковой «лопатой» на правой стороне рулевой колонки. Полный привод — постоянный, с тремя дифференциалами. Первую «сотню» Prodrive Hunter набирает менее чем за четыре секунды, максимальная скорость — около 300 км/ч.
Prodrive позиционирует Hunter как вседорожный суперкар, на котором можно одинаково быстро ехать как по асфальту, так и по пескам, степям и прочей пересеченной местности. Габаритная длина «гражданского» Хантера составляет 4,6 м, ширина — 2,3 м, высота — 1,85 м, колесная база — 3,0 м. В основе кузова лежит пространственный трубчатый каркас из высокопрочной стали, наружные панели изготовлены из композитных материалов на основе растительного и углеродного волокон. Подвеска — на двойных поперечных рычагах «по кругу» с двойными регулируемыми амортизационными стойками на каждом колесе. Тормоза — дисковые вентилируемые с 6-поршневыми суппортами на каждом колесе. 17-дюймовые кованые колеса обуты в 35-дюймовые «зубастые» шины. У гоночного Хантера шины 37-дюймовые и он выше «гражданской» версии на 100 мм, зато ходы подвесок у «гражданского» Хантера увеличены на 50 мм (до 400 мм) ради лучшей плавности хода.
Салон «гражданского» Хантера облагородил британец Ян Каллум — это бывший шеф-дизайнер марки Jaguar, ныне возглавляющий собственную дизайн-студию. У гражданской версии суперкара новая передняя панель, лаконичная центральная консоль с мультимедийным экраном, новый щиток приборов, более приятные на вид материалы отделки, более комфортные кресла, меньше кнопок и регуляторов, но в целом гоночные гены видны невооруженным глазом — омологированный FIA каркас безопасности сохранен. За салоном находится огромный 480-литровый топливный бак, который, впрочем, можно уменьшить, чтобы высвободить дополнительное место для багажа.
Летом 2022 года на Фестивале скорости в Гудвуде дебютировала вторая мелкосерийная дорожная модель Prodrive — рестомод P25, сделанный по мотивам культового купе Subaru Impreza 22B STi — это была дорожная версия раллийного купе, выпущенная ограниченным тиражом (424 шт.) и мгновенно разлетевшаяся по коллекционерам. Сегодня стоимость изредка всплывающих на вторичном рынке экземпляров Subaru Impreza 22B STi превышает 500 000 фунтов стерлингов. К особенностям Subaru Impreza 22B STi относятся расширенный кузов с регулируемым антикрылом на корме, доработанная подвеска с компонентами Bilstein и более выносливое сцепление. Число 22 в обозначении модели указывает на 2,2-литровый наддувный бензиновый оппозитник EJ22G мощностью 280 л.с.
Prodrive P25 представляет собой доведенную до совершенства с помощью современных технологий и опыта Prodrive разновидность Subaru Impreza 22B STi, причем для изготовления рестомода не нужно распиливать раритетную Subaru Impreza 22B STi — в ход идет остов кузова обычного купе поколения GC8, вокруг которого создается, по сути, новый автомобиль. Силовой каркас донорского кузова усиливается, все наружное оперение полностью новое, изготовленное из углепластика, но оно бережно воспроизводит дизайн оригинальной Subaru Impreza 22B STi, отличия сводятся к мелким нюансам: например, у рестомода по сравнению Subaru Impreza 22B STi слегка расширена колея, установлены узкие наружные зеркала в раллийном стиле вместо стоковых «лопухов», а под задним бампером вместо одиночного выхлопного патрубка прописалась новая титановая «двустволка» выпускного коллектора Akrapovic. Диодная светотехника — тоже полностью новая.
К разработке Prodrive P25 были привлечены вышеупомянутый дизайнер Питер Стивенс и технический директор Prodrive Дэвид Лэпворт — они же в начале 1990-х работали над первой оригинальной Subaru Impreza WRC. Двигатель рестомода сделан на базе 2,5-литрового блока EJ25, он снабжен новыми поршнями, новым механизмом газораспределения, высокопроизводительным турбокомпрессором Garrett с большим интеркулером и новой программой управления, итоговая отдача — свыше 455 л.с. и 600 Нм. Коробка передач — 6-ступенчатая «секвенталка» с двухдисковым сцеплением AP Racing. Классическая система полного привода с тремя дифференциалами дополнена электронно-управляемыми блокировками для более точного дозирования тяги. До 100 км/ч Prodrive P25 разгоняется примерно за три секунды.
В шасси рестомода используется оригинальная архитектура подвесок со стойками McPherson «по кругу», но все компоненты новые, с регулируемой геометрией. Амортизаторы Bilstein регулируются на сжатие и отбой, а пружины и стабилизаторы поперечной устойчивости сделаны сменными под разные типы трасс. Надежное замедление обеспечивают новые вентилируемые дисковые тормоза AP Racing, диаметр передних дисков — 380 мм (6-поршневые суппорты), задних — 350 мм (4-поршневые суппорты). Легкие кованые колеса Prodrive GC-012L обуты в шины Bridgestone Potenza Sport 235/35 R 19. Благодаря широкому использованию углепластика в кузове и легкому литий-ионному аккумулятору снаряженная масса рестомода не превышает 1200 кг.
В салоне Prodrive P25 сохранена старомодная атмосфера Subaru из 1990-х, но при этом все элементы управления и отделки полностью новые, в том числе облегченные дверные карты из углепластика. Спереди установлены новые кресла с цепкой обивкой и развитой боковой поддержкой. От задних сидений можно отказаться в пользу полукаркаса безопасности. В новую центральную консоль врезан крупный мультимедийный экран с поддержкой смартфонных интерфейсов Apple CarPlay и Android Auto, под ним разместились новые рукоятки блока микроклимата. На новом плоском центральном тоннеле прописалась кнопка запуска двигателя, несколько крупных клавиш и полка с беспроводной зарядкой для смартфона. Стоковый щиток приборов со стрелочными циферблатами заменен настраиваемым многофункциональным экраном, на который можно выводить данные телеметрии.
Заявленный тираж Prodrive P25 — 25 экземпляров, цена — от 460 000 фунтов стерлингов плюс налоги.
Сегодня Prodrive занимается также реставрацией и обслуживанием ранее выпущенных гоночных автомобилей. Как инжиниринговое бюро Prodrive разрабатывает и поставляет другим компаниям специфические комплектующие — детали интерьера и сложные композиты, в том числе для самолетов и яхт. Вместе с Яном Каллумом Prodrive разработала стильный гоночный симулятор, еще она выпускает самый легкий в мире складной электрический велосипед и кучу всякой мелочи, в том числе повседневную одежду в спортивном стиле.
Самое новое и довольно неожиданное направление бизнеса Prodrive — это небольшой электрический фургончик Elm для так называемой последней мили доставки, то есть доставки грузов до конечного потребителя.
Сегмент экологически чистых фургонов последней мили считается очень перспективным на Западе, где почему-то не получила широкого распространения концепция ПВЗ (пунктов выдачи заказов), при этом объем розничной онлайн-торговли растет как на дрожжах и нужно максимально быстро и дешево доставлять покупки клиентам. В крупных городах ширятся так называемые зеленые зоны, куда запрещен доступ «углеводородным» фургонам — отсюда возник высокий спрос на электрические, причем желательно с доступной ценой и низкими эксплуатационными расходами. Компания Elm Mobility, созданная как совместное предприятие Prodrive и студии Astheimer Design дизайнера Карстена Астхаймера, собирается вывести такой фургон на рынок в 2028 году.
Название Elm расшифровывается как Electric Last Mile, прототип показанного на фотографиях фургона был построен на грант выступающего за экологию британского правительства, презентация прототипа состоялась в сентябре этого года, далее последуют тщательная инженерная проработка проекта специалистами Prodrive и подготовка фургончика к серийному производству. Elm Mobility рассчитывает выпускать по 10 000 фургонов в год, плановая цена составляет 25 000 фунтов стерлингов. Главным рынком сбыта будет Великобритания, но планируются также поставки в континентальную Европу — благо одноместная кабина с центральным расположением кресла водителя не требует адаптации под левостороннее либо правостороннее движение.
Elm будет сертифицирован как электрический квадрицикл класса L7e, чем объясняется его сравнительно низкая цена, при этом разработчики обещают безопасность на уровне современных коммерческих автомобилей класса N1. Габаритная длина Elm — 3240 мм, ширина — 1450 мм, высота — 2150 мм, диаметр разворота — 7,8 м. Наружные пластиковые панели кузова сделаны легкосъемными, чтобы их можно было быстро заменить в случае аварии. Фары и фонари специально утоплены внутрь кузова, чтобы их нельзя было повредить в легких ДТП. Грузовой отсек со сдвижными боковыми дверьми рассчитан на установку двух европалет, его полезная вместимость — четыре кубометра, грузоподъемность — 500 кг. Снаряженная масса фургона — 850 кг, емкость батареи — 20 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — примерно 160 км. Максимальная мощность зарядки невысокая — 7 кВт, что означает часы простоя у розетки. Мощность электромотора не указана, максимальная скорость ограничена на отметке 80 км/ч.
У проекта Elm в Европе есть масса аналогов, но проблема в том, что большинство из них пока так и не стали серийными. Опыт и целеустремленность команды Prodrive, безусловно, повышают шансы Elm на успех. Другое дело, что до 2028 года еще надо дожить, события нынче развиваются быстро, любой долгосрочный бизнес-план может быть сорван по независящим от его составителей причинам. Собственно, поэтому Prodrive и диверсифицирует бизнес, стараясь повысить свою устойчивость в наше неспокойное время.