Предыдущие посты блога «перекупа» читайте здесь
План такой: поменять тормозные колодки, покрасить поводки «дворников», пропылесосить и отполировать салон, сгонять на мойку. Надо уложиться до захода солнца, чтобы успеть отфотографировать Proton по имени «Незнайка» и опубликовать объявление о его продаже. Теперь перед тем как пойти в гараж, я обозначаю себе объем работ и не ухожу, пока все не выполню. Со списком задач продуктивнее работается. Но в итоге в тот день я не только выполнил план, но и круто его перевыполнил, продав редкого, и как мне тогда казалось, никому не нужного «малайзийца» всего за шесть часов. Удивлены? Да я и сам в шоке.
Наверное, многие даже не слышали о марке Proton, которая выпускала лицензионные копии автомобилей Mitsubishi. А те, кто слышал, почему-то сразу вспоминают о модели с неблагозвучным именем Perdana, которая являлась практически точной копией «восьмого» Галанта. К слову, в малайзийском языке perdana означает — превосходный. Младшая модель Persona, она же Wira, она же 416, соответственно, была сделана из Лансера. Можно сказать, что мой красненький Proton 416 — это Lancer VI малайзийской сборки, так как все запчасти, кроме кузовщины, подходят от него.
Но почему все-таки Proton? Корни этой неоднозначной покупки уходят в историю трехлетней давности, когда я помог одному «перекупу» купить и перегнать «трехдверку» Proton 315, если не ошибаюсь, 99-го года. Тот обшарпанный аналог Кольта обошелся моему коллеге в 90 000 рублей, и после быстрого ремонта был продан за 120 000 всего за три дня. Так в моей голове появилась зеленая галочка, что Proton, несмотря на его уникальность, вполне годный для перепродажи вариант.
Покупка этого пятидверного хэтча и вовсе вышла случайной. Как-то раз, разглядывая пейзажи из окна рейсового автобуса, я заприметил на площадке trade-in официального дилера Skoda ярко-красный Proton. В голове раздался звоночек — динь-динь. Думаю, ага, завтра утром надо заехать. На следующий день, по пути на работу, заявился к дилеру на осмотр редкого малайзийского чуда. Знакомство с машиной вышло беглым — торопился, но даже в экспресс-режиме было ясно, что этому парню крепко досталось от прежних владельцев. В крыле дыра, капот после небольшого ДТП не в цвет, салон разваливается. С другой стороны, тут нет ничего, чего бы я не смог починить, к тому же на решение купить повлиял хороший торг: от первоначальных 90 000 мне удалось отнять 25 «штук». Итого, 65 000 рублей за Proton 416 в максимальной комплектации, с 16-клапанным 95-сильным мотором 1.5 и «автоматом». А что, неплохо!
На следующий день внимательно осмотрел машину, и мое хорошее настроение начало резко портиться. Во-первых, гудит передний ступичный подшипник. А может, и оба, потому как на ходу гул в салоне такой, что невозможно разговаривать по телефону. Во-вторых, ремонт передка после аварии и ремонтом-то назвать сложно. Горе-мастера прикрутили бампер, фары, решетку радиатора и часть навесного оборудования двигателя на проволоку. Откусил бокорезами ржавые «сопли» — и морда Протона буквально рассыпалась. Фары повыпрыгивали, решетка съехала набок, бампер упал на землю… Ну прямо как в анекдоте про Ивана-царевича, который родился с гайкой на пупке: гайку открутил, и попа отвалилась. Так вот, с Протоном случилось то же самое, но только спереди.
В-третьих, кроме очевидно битого передка и перекрашенной немного не в цвет водительской двери был еще удар в правую сторону. Причем, судя по всему, не слабый: на передней стойке сантиметровый слой шпатлевки, а вся правая сторона тут от другой машины серебристого цвета, это видно под сколами краски. Я уж не говорю про мелочи вроде сильно неровных зазоров между деталями передней части, пинающегося при переключениях «автомата», дохлого аккумулятора, облезлых колесных дисков, дырявого крыла, зеленого капота, сломанной полки багажника, разукомплектованного салона… М-да, по ходу я попал!
Первая реакция — разобрать машину на запчасти, потому как исправлять все косяки не имеет смысла. Затраченные на восстановление деньги и силы просто не окупятся. А раз я и так уйду в минус, то логично уйти в него прямо сейчас, пока не завертелся процесс ремонта. Сдаться? Но я не люблю проигрывать. Я не люблю проигрывать даже больше, чем люблю выигрывать. К тому же при выявленном «сталинграде» у «Незнайки» все-таки нашлись некоторые достоинства. Кузов почти без гнили. Есть пара небольших дырочек в днище, но задние арки и пороги девственно целые. Подвеска работает без стуков, выхлоп не сечет, гидрач не воет. А главное, двигатель 4G15 от Mitsubishi (судя по всему, контрактный) работает как часы и резво разгоняет легкий автомобильчик. Да и причина рывков трансмиссии на холодную, скорее всего, кроется в давно не менявшемся масле. Когда негативные эмоции улеглись, все же решил восстанавливать Proton. Сделаю что смогу, а там как карта ляжет.
Начал с выравнивания кузовных зазоров передка. А они не выравниваются! Если с одной стороны детали стыкуются как надо, то с двух других расползаются. Особенно тяжело дался правый угол, где сопрягаются фара, «поворотник», радиаторная решетка, крыло и бампер — ну не хотят они стыковаться между собой, хоть тресни! А все потому, что передняя рамка, так называемый «телевизор», пошла винтом, а усилитель бампера от времени и нагрузок стал мягким, словно консервная жестянка — не держит форму. Промучился два дня, но, злясь и чертыхаясь, все же привел все зазоры в более-менее нормальное состояние.
Было/стало
Теперь надо подлечить переднее правое крыло. Ну как подлечить, в нем огромная дыра — только замена. Начал обзвон разборок, оказалось, что в отличие от механических деталей, доступных в ассортименте, кузовщина на Протоны в дефиците. Наконец нашел новую деталь за 2000 рублей. Но продавец предупредил — это крыло от «трехдверки», и на пятидверный хэтчбек оно, скорее всего, не подойдет. Глянул фотографии в каталогах, действительно, есть различия в подштамповках (их можно зашпаклевать), но по форме вроде такое же. Вернулся домой с новым крылом, примерил его к машине… хрен там — вообще другое!
В итоге нашел компромисс: отрезал у крыльев нижние части и сварил из двух одно целое. Зачистил шов, зашпатлевал, загрунтовал, внутренности обработал пушсалом. Заказал краску, покрасил. Само собой, немного не в цвет — эта проблема преследует меня уже который ремонт. А что делать с капотом? Если красить его с двух сторон, то выйдет не меньше 10 000 рублей. А если учесть, что тот неровный, словно ухабистая грунтовка, то и все 12 000. В моем клиническом случае — очень дорого. Может, заклеить пленкой?
При этом я как-то не придал значения, что мой Proton окрашен редким цветом: алым, с розоватым оттенком. А может, это и к лучшему, ведь в специализированном магазине я сразу же нашел то, что нужно: рулончик размером 2х2 метра, всего за 800 рублей, практически полностью совпадающий по цвету. Правда, покрытие не глянцевое, а матовое, но с учетом экономии 9-11 тысяч на это можно закрыть глаза.
На выравнивание капота ушло больше полкило шпатлевки. Уж больно тот был неровный: сколы, вмятины, волны, заломы — короче, полный набор недостатков бэушной детали. Подготовился к оклейке: обезжирил поверхность, развел в бачке ручного распылителя состав на основе какого-то геля, резак, ножницы, шпатель с войлочной насадкой… позвал жену. Раскатав рулончик в четыре руки и приложив его к капоту, выяснили неприятный нюанс — сквозь тонкую пленку проглядывают узоры из разных сортов шпатлевки. Пришлось закатать рулончик обратно и сначала выровнять поверхность капота серой грунтовкой. Оставил на ночь, пусть сохнет.
Надо отметить, что опыта оклейки у нас никакого. А капот Протона, созданного во времена лютого биодизайна, весь округлый, ни одной ровной поверхности. Пока постигал азы липкого тюнинга, едва сдерживался, чтоб не сорваться. От желания скомкать и выбросить в мусорку непокорное полотно удерживала лишь мысль о стоимости покраски. Но потом приспособились… На оклейку капота ушло часа два, нашу работу в целом оцениваю на 4+. Получилось почти идеально. Знакомые «перекупы» удивляются: пленка? И в цвет попал? Да как такое возможно?!
Пока разбирался с кузовом, как-то забыл про автоматическую трансмиссию: напомню, та иногда пиналась на холодную. А потом вдруг стала паинькой и сама заработала как положено. Но все же решил поменять трансмиссионную жидкость. Купил две банки ATF III, предписанные производителем, слил из коробки старое масло… Это точно масло?! В сливной тазик накапало около 700 граммов темной жижицы, похожей на эмульсию. Удивительно, как «автомат», работая почти на сухую, не ушел в аварийный режим и продолжал нормально переключать передачи?
На промывку агрегата и замену потратил почти весь 8-литровый запас масла. Остановился, лишь когда из сливной трубочки потекла кристально чистая жидкость. Отправился в пробную поездку и вернулся довольный до ушей: «автомат» работает идеально!
Стоит признать, что с капотом и «автоматом» мне повезло. И сэкономил, и на крупный ремонт не попал. А ведь мог. Но в остальном восстановление «Незнайки» шло очень туго. То гайка приржавеет, то резьба сорвется. Кстати, в машине нашлось много крепежа, закрученного от руки. То есть половина деталей и агрегатов в Протоне держалась на честном слове. По возможности меняю старые болты и гайки на новые. Смазываю и затягиваю за нерадивыми ремонтниками крепеж, а сам думаю: до меня на Протоне ездила женщина. В технике не понимает, поэтому, скорее всего, ремонтировала машину в автосервисе по соседству. Платила за это деньги. А мастера ей — гайки от руки и бампер на проволоку. Вот уроды!
Возможно, как раз один из таких уродов превратил простую задачу по замене перегоревших лампочек в передней панели в трудновыполнимую, потому что загнал в колодцы окантовки комбинации приборов саморезы с большими шляпками. Те встали в распор — ни туда ни сюда. Расцарапав руки, кое-как избавился от неродных саморезов и разобрал-таки панель, ничего не сломав. Тьфу ты — тут все лампочки редкого типа, да к тому же впаяны. Возился зря.
В завершение восстановительных работ заменил оба передних ступичных подшипника. Поставил новые тормозные колодки «по кругу». Все запчасти заказывал как для Лансера. Покрасил колесные диски, снял и промыл оптику, починил багажную полку, заменил лампы в фарах, раздобыл хороший аккумулятор… Косяков было много, всего сделанного не упомнить. Пора выставлять Proton на продажу. За сколько?
Анализировать-то, по сути, нечего — по Москве и области в продаже всего три-четыре Протона. Правда, заметил, что после самоизоляции цены на машины немного подросли. Если раньше мог продать «Незнайку» максимум за 75 000, то теперь его можно выставить и за 90 000. Возможно, даже выйду в плюс. Хотя сомнений было много, чай, не Mitsubishi продаю, а редкое малайзийское чудо — Proton. Сколько времени займет продажа: недели, месяцы, годы?
Было/стало
Продажа заняла всего шесть часов! Звонить начали в тот же вечер, и на следующее утро было запланировано два показа. Причем каждый из потенциальных покупателей гарантировал покупку на словах и просил не продавать машину никому другому: приеду, стопудово заберу. Во как! Но пока другие обещали, двое молодых ребят приехали, несмотря на поздний час. У одного из них уже есть Proton 416, и теперь выбирают машину для второго. За компанию.
Начался въедливый осмотр, где за 20 минут смышленые покупатели выявили все или почти все недочеты автомобиля: битый перед, битый бок, следы рихтовки в багажнике. Судя по всему, был несильный удар еще и в заднюю часть. Кондиционер не работает, сопливит маслом один из патрубков «автомата» (устранил течь перед самой продажей), еще что-то по мелочи вроде «бибикалки», которую кто-то умудрился законтачить на кнопку задней «противотуманки». Нажимаешь кнопку, и гудок гудит постоянно... но только при включенных фарах.
Я хожу в сторонке прогулочным шагом, слушаю краем уха, как один из парней вынимает откуда-то очередной протоновский скелет, и думаю: все ясно, давайте уже по домам. Однако покупатели, впечатленные исправным силовым агрегатом и крепкой подвеской, начали торговаться. Я уступил 10 000 — итого 80 000. Сумма устроила обе стороны.
Было/стало
Глупо отрицать, что с продажей «Незнайки» мне откровенно повезло. Из всех возможных покупателей первыми приехали те, кто был заинтересован в покупке именно Протона. Можно сказать, что я попал пальцем в небо или нашел иголку в стоге сена. С учетом всех затрат даже вышел в небольшой плюс — около 10 000 рубчиков. Что само по себе неплохо, ведь поначалу я вообще не верил в успешность этой затеи. Даже собирался разобрать машину на запчасти.
Попутно сделал выводы. Основной: никогда не покупай машину в спешке — боком выйдет. Кроме того, изучая рынок, понял, что в пределах 100 000 рублей нормальных машин — раз два и обчелся. Поэтому негнилые и не требующие особых вложений экземпляры вроде моего Протона разбирают как горячие пирожки. Возможно, я даже мог выручить за него больше. Впрочем, не жалею.
После продажи Протона и недельных поисков следующего автомобиля мне удалось найти и купить один из таких «пирожков» — это Volvo 940 GL в кузове «универсал». Что само по себе — жирный плюс, так как «сараев» 9-й серии в продаже единицы. Движок работает нормально, а главное — железо без гнили. Даже пороги родные. Однако в целом состояние шведского «чемодана» средненькое. Подустал «Ред Булл». Буду восстанавливать. Продолжение следует…
Накатила ностальгия. И чувства смешанные, будто пересматриваешь старые фотографии. От того немного грустно, но в тоже время на душе тепло. Вспоминаю, как в магазине Пурпурный легион купил пластинку Роберта Палмера, то был альбом Honey. Дождь, пробки, но в машине играет Know By Now и мне хорошо. All She Wants Is от Duran Duran в буквальном смысле был заслушан до дыр — расплавился диск, а на песню Tears For Fears — The Working Hour я даже собирался снимать видеоклип... Собрать бы былые приоритеты в один микс продолжительностью в 24 часа. Нет — это слишком. Одного часа для «Nostalgia» будет достаточно.
Трек МР3 с возможностью скачивания
Трек FLAC с возможностью скачивания