Прайс-лист на Nissan Qashqai начинается с более доступных сумм уже потому, что эта модель имеет слабенькую модификацию 1.2 турбо (115 л.с.) с «механикой» и передним приводом, за которую просят от 1 413 000 рублей.
У Kia Sportage начальная конфигурация — это 2.0 MT 2WD (150 л.с.), стоящая от 1 564 900 рублей. Аналогичная Mazda CX-5 2.0 MT 2WD (150 л.с.) — от 1 709 000 рублей.
Но младшие версии на «механике» в этом классе мало кого интересуют. А мы полагаем, что и полный привод тут — обязателен.
Для кроссовера С-класса оптимальным сочетанием, на наш взгляд, является мотор мощностью около 150 сил с «автоматом» или вариатором и трансмиссией 4х4. Такие модификации есть у всех трех соперников. Qashqai 2.0 CVT 4х4 (144 л.с.) стоит от 1 699 900 рублей. Sportage 2.0 AT 4x4 (150 л.с.) — от 1 849 900 рублей. А CX-5 2.0 AT 4х4 (150 л.с.) — от 2 074 000 рублей.
Именно эти варианты и будем сравнивать.
За упомянутые суммы все три кроссовера получают комплектации, в которых есть весь необходимый минимум: климат-контроль, легкосплавные диски, шесть подушек, ESP, аудиосистема с Bluetooth и подогрев передних сидений. Различия в оснащении не очень значительны: у Кашкая есть обогрев лобового стекла, у Sportage — подогрев задних сидений и руля. У Мазды — поддержка CarPlay и Android Auto. У Sportage — задний парктроник. У Киа и Мазды — круиз-контроль.
На момент покупки самый недорогой полноприводный Sportage на 150 000 рублей дороже аналогичного Qashqai и на 224 100 рублей дешевле такого же CX-5.
Стоит упомянуть, что у Kia и Mazda есть варианты помощнее: 2.4 (184 л.с.) и 2.5 (194 л.с.) соответственно. Первый стоит от 2 000 900, второй — от 2 199 000 рублей.
Но мы остановились на золотой середине — 2,0-литровых агрегатах.
Различия начинаются уже в том, что Mazda требует исключительно 95-й бензин, а две другие марки позволяют заливать 92-й. Более того: для Kia именно низкооктановый бензин является даже рекомендованным в нашей стране! В руководстве по эксплуатации так и написано: в Европе рекомендуется применять 95-й, но допустимо лить топливо с октановым числом 91-94, ну а вне Европы — рекомендуется 91-й! По всей видимости, настройки двигателей российских Kia оптимизированы под низкооктановый бензин.
Получается, уже одно то, что в Мазду надо лить более дорогое топливо, сразу поднимает затраты на 7% (такова разница в ценах на АИ-92 и АИ-95)? Вовсе нет. Расход топлива трех выбранных нами моделей сильно отличается, несмотря на то, что все машины оснащены традиционными бензиновыми «атмосферниками» объемом 2,0 л. Они принадлежат к разным эпохам. У CX-5 прогрессивный мотор семейства Skyactiv с особо высокой степенью сжатия и непосредственным впрыском. У Qashqai — тоже непосредственный впрыск, а еще экономичности добавляет вариатор. Хуже всего в этом плане сочетание у Sportage: не столь свежий 2.0 с распределенным впрыском и классическим «автоматом» — самый неэкономичный вариант.
Будем исходить из того, что кроссоверы 80% своего пробега проходят в городских условиях и 20% — за городом (показатели расхода в том или ином режиме берем из инструкций по эксплуатации). Тогда траты на топливо за 100 000 км будут выглядеть так:
Nissan Qashqai | Kia Sportage | Mazda CX-5 | |
Марка бензина | АИ-92 | АИ-92 | АИ-95 |
Цена бензина (руб. за 1 л) | 43,05 | 43,05 | 46,2 |
Пройдено в городе (км) | 80 000 | 80 000 | 80 000 |
Расход в городе (л/100 км) | 9,6 | 11,2 | 8,9 |
Израсходовано бензина в городе (л) | 7 680 | 8 960 | 7 120 |
Затраты на бензин в городе (руб.) | 330 624 | 385 728 | 328 944 |
Пройдено за городом (км) | 20 000 | 20 000 | 20 000 |
Расход за городом (л/100 км) | 6,0 | 6,7 | 5,9 |
Израсходовано бензина за городом (л) | 1 200 | 1 340 | 1 180 |
Затраты на бензин за городом (руб.) | 51 660 | 57 687 | 54 516 |
Итого затраты на топливо (руб.) | 382 284 | 443 415 | 383 460 |
Обратите внимание, Qashqai и CX-5 одинаково экономичны, несмотря на то что Мазду надо заправлять более дорогим бензином и у нее обычный «автомат». Похоже, Skyactiv — не пустой звук. Ну а старый добрый корейский 2.0 с распределенным впрыском и АКП заметно уступает обоим конкурентам.
У Ниссана стоимость техобслуживания скачет через раз: каждое четное ТО — дороже 20 000 рублей. Сказывается обязательное требование менять свечи зажигания раз в 30 000 км. А комплект фирменных свечей стоит около 8000 рублей. У Мазды в регламенте предписана лишь проверка свечей на каждом ТО. При необходимости замены надо выложить 9470 рублей. А у Киа в сетке технического обслуживания даже осмотр свечей не предписан. Упоминается обязательная замена, но лишь по достижении пробега в 150 000 км или десятилетнего возраста.
Киа — единственная марка в нашей троице, дилеры которой рекомендуют проходить «нулевое» ТО после первого месяца эксплуатации или по достижении пробега в 1000 км. Дело это факультативное, а стоит между тем около 7000 рублей. В официальной сетке технического обслуживания Kia эта процедура не упомянута, поэтому мы ее в расчет не берем.
Общие расходы на ТО за пять лет у всех трех машин оказались близки, но нельзя не отметить, что Qashqai все-таки самый дорогой в обслуживании:
Nissan Qashqai | Kia Sportage | Mazda CX-5 | |
ТО-1 (руб.) | 9864 | 10 288 | 12 870 |
ТО-2 | 21 971 | 12 023 | 16 520 |
ТО-3 | 9864 | 11 896 | 14 980 |
ТО-4 | 21 971 | 19 251 | 17 330 |
ТО-5 | 9864 | 10 388 | 13 280 |
ТО-6 | 24 864 | 26 707 | 18 630 |
Итого техобслуживание (руб.) | 98 398 | 90 553 | 93 610 |
Все три машины в выбранных нами модификациях идут на 17-дюймовых дисках, но при этом у всех — разное сочетание ширины протектора и высоты профиля. Как ни странно, многие модели покрышек «маздовской» размерности оказываются подешевле, чем для двух других кроссоверов. Этот феномен мы наблюдали с шинами Pirelli Scorpion Verde и Yokohama BluEarth RV02 во множестве магазинов. А, например, у более дорогих Continental ContiPremium Contact 5 такого нет.
Мы остановились на среднеценовой Йокогаме в качестве второго летнего комплекта. А на зиму выбрали также относительно недорогие, но приличные «шиповки» — Nokian Nordman 7 SUV (это «вторая линия» Nokian, стоящая на ступень ниже, чем Hakkapeliitta).
Накинем еще сверху 10 000 рублей на шиномонтаж за пять лет и получаем:
Nissan Qashqai | Kia Sportage | Mazda CX-5 | |
Размер шин | 215/60 R17 | 225/60 R17 | 225/65 R17 |
Зимние Nokian Nordman 7 SUV (руб.) | 28 000 | 27 680 | 25 800 |
Летние Yokohama BluEarth RV02 (руб.) | 28 960 | 29 480 | 22 640 |
Итого шины (руб.) | 66 960 | 67 160 | 58 440 |
По нашим прикидкам, у всех подобных кроссоверов передние тормозные колодки выхаживают 45 000–50 000 км. Передних дисков хватает на два комплекта колодок. При пробеге 60 000–70 000 км пора менять задние колодки, а где-то под 100 000 км настает черед и задних дисков. Расценки на детали тормозной системы Ниссана и Киа близки, а вот у Мазды колодки и диски подороже.
Nissan Qashqai | Kia Sportage | Mazda CX-5 | |
Колодки передние | 4000 | 4800 | 7000 |
Диски передние | 12 000 | 12 000 | 14 000 |
Колодки задние | 3500 | 3000 | 6000 |
Диски задние | 10 000 | 10 000 | 12 000 |
Работы | 8000 | 8000 | 8000 |
Итого тормоза (руб.) | 37 500 | 37 800 | 47 000 |
Расходы на ОСАГО и транспортный налог у выбранных нами машин практически не отличаются, поскольку тарифы привязаны к мощности. В случае со страховкой затраты совпадают до рубля, поскольку все легковые машины мощностью от 120 до 150 л.с. попадают в одну страховую категорию (коэффициент мощности КМ = 1,4). В случае с налогом в расчет берется каждая лошадиная сила, но тот факт, что Qashqai на 7 л.с. слабее соперников, никакой существенной экономии не сулит: за пять лет потратишь всего на 1000 рублей меньше.
В наших расчетах мы для примера взяли водителя, живущего в Саратовской области (здесь региональные ставки примерно совпадают со всеми крупными городам европейской части России). Скидка за безаварийность — 35% (КБМ — 0,65). Скидка за возраст–стаж — 6% (КВС — 0,94).
Разумеется, траты на мойку и расходники вроде «дворников», лампочек, аккумулятора и тому подобного можно считать одинаковыми. В таблице ниже мы использовали усредненные цифры.
Самые невыгодные условия гарантии — у Мазды: три года или 100 000 км без каких-либо бонусов. Разве что гарантия от сквозной коррозии — шесть лет без ограничения пробега, а на лакокрасочное покрытие листовых металлических панелей кузова — три года без ограничения пробега. Негусто по нынешним временам.
У Ниссана получаешь три года или 100 000 км + два года или 50 000 км на двигатель коробку и полный привод. Ну а у Kia — пять лет или 150 000 км (есть исключения по подвеске, интерьеру и прочим деталям, наиболее подверженным естественному износу).
Автомобилей, в которых за пять лет ничего не сломается, не существует, так что владельцам Qashqai и Sportage явно светят меньшие расходы, чем владельцам CX-5. Конкретные цифры тут вряд ли можно спрогнозировать.
Это самый тонкий момент в подобной аналитике: в зависимости от методики расчетов результаты могут значительно отличаться. Казалось бы, нетрудно самому прикинуть: если сейчас новый кроссовер стоит 2 млн рублей, а «пятилетки» продают, допустим, за 1,4 млн, то потеря стоимости составляет 30%. Но ведь у каждого из нас найдется знакомый, который с гордостью расскажет, что купил пять лет назад машину за 1,5 млн, а сейчас продал примерно за ту же сумму. То есть он вообще не потерял! И это совершенно реальные цифры. Например, Mazda CX-5 2.0 4WD стоила в 2015 году как раз в районе полутора миллионов рублей, и примерно за ту же сумму сейчас можно купить «пятилетку».
Понятно, почему так происходит: за последние годы рубль резко подешевел, стоимость новых машин непрерывно росла и тянула за собой цены вторичного рынка. Из-за инфляции не только новые машины дорожают, но и подержанные медленнее дешевеют.
Это подтверждается и исследованиями аналитического агентства «Автостат», которое считает так: для исследования используется цена автомобиля (конкретной модификации), купленного новым в третьем квартале 2015 года, и цена его перепродажи через пять лет, то есть в третьем квартале 2020 года (оба показателя — в рублевом эквиваленте). Затем рассчитываются индексы остаточной стоимости. Разумеется, речь не про единичные случаи, а про большой массив данных.
Nissan Qashqai, купленные в 2015 году, к настоящему моменту сохранили 76,8% стоимости, Kia Sportage — 79,7%, а Mazda CX-5 — все 91,6%!
Конечно, совершенно необязательно автомобили, покупаемые сейчас, будут так же медленно дешеветь в будущем.
По просьбе Дрома «Автостат» подготовил прогноз потери стоимости выбранных нами автомобилей:
Nissan Qashqai | Kia Sportage | Mazda CX-5 | |
Модификация | 2.0 CVT 4WD (144 л.с.) | 2.0 AT 4WD (150 л.с.) | 2.0 AT 4WD (150 л.с.) |
Цена сегодня (руб.) | 1 699 000 | 1 849 900 | 2 074 000 |
Сохранность остаточной стоимости за пять лет | 59% | 60% | 71% |
Потеря стоимости за пять лет (руб.) | 698 000 | 739 000 | 601 000 |
Ситуация с Маздой выглядит очень оптимистично. К этому мы еще вернемся.
Итоговый расчет удивил нас самих: хотя на момент покупки нового автомобиля за Мазду СХ-5 нужно отдать самую большую сумму, впоследствии эти затраты с лихвой компенсируются, и в итоге эта модель обходится дешевле не только чем Sportage, но даже чем Qashqai. А ведь изначально Nissan почти на 400 000 рублей дешевле!
Nissan Qashqai | Kia Sportage | Mazda CX-5 | |
Модификация | 2.0 CVT 4WD (144 л.с.) | 2.0 AT 4WD (150 л.с.) | 2.0 AT 4WD (150 л.с.) |
Цена сегодня (руб.) | 1 699 000 | 1 849 900 | 2 074 000 |
ОСАГО | 22 270 | 22 270 | 22 270 |
Мойка | 60 000 | 60 000 | 60 000 |
Транспортный налог | 23 040 | 24 000 | 24 000 |
Бензин | 382 284 | 443 415 | 383 460 |
Шины | 66 960 | 67 160 | 58 440 |
Тормоза | 37 500 | 37 800 | 47 000 |
Прочее (лампочки, «дворники», аккумулятор и т. д.) | 15 000 | 15 000 | 15 000 |
Техобслуживание | 98 398 | 90 553 | 93 610 |
Потеря стоимости за пять лет | 698 000 | 739 000 | 601 000 |
ИТОГО за пять лет (руб.) | 1 403 452 | 1 499 198 | 1 304 780 |
Итого в месяц (руб.) | 23 391 | 24 987 | 21 746 |
Итого за 1 км (руб.) | 14,03 | 14,99 | 13,05 |
Главный плюс Мазды оказался в том, что она гораздо лучше сохраняет свою стоимость. Это объяснимо: модель удачная, по-своему солидная и симпатичная, более вместительная и в чем-то современнее соперников. В общем, пятилетний CX-5 — в цене.
Если не брать в расчет потерю стоимости, в остальном расходы на Qashqai — очень близки к Мазде. А вот Sportage, по нашим расчетам, будет подороже. Но на его стороне другой сильный козырь — пятилетняя гарантия. Будем реалистами: на четвертом и пятом годах жизни вероятность поломок довольно велика. Владельцы Qashqai и CX-5 будут устранять их за свой счет. А Sportage отремонтируют бесплатно. Конечно, если это гарантийный случай...