Самая свежая модель в нашей троице — нынешняя Toyota RAV4, которая продается с конца 2019 года. Текущему поколению Тигуана уже четыре года, но в конце 2020-го он прошел легкий рестайлинг. Самая немолодая машина из выбранных — Tucson, который дебютировал еще шесть лет назад. Уже представлен новый Tucson, он должен появиться у российских дилеров в ближайшие месяцы. Правда, пока не объявлены ни цены, ни модификации, так что в своих расчетах мы берем уходящий Tucson, еще остающийся актуальной моделью. По расходам на эксплуатацию в будущем поколении мало что изменится (более точно можно будет судить, когда новинка выйдет на наши дороги и по ней накопится достаточно данных).
Самый доступный в нашей троице — Hyundai Tucson с ценой от 1 744 000 рублей, за Volkswagen Tiguan надо отдать минимум 1 799 900 рублей, а Toyota RAV4 стоит от 1 970 000 рублей. Однако эта картина несколько обманчива. За эти суммы все три фирмы предлагают моноприводные модификации на «механике» — прямо скажем, не лучший вариант. У Hyundai и Toyota по крайней мере сразу получаешь приличный атмосферный мотор 2.0 мощностью 149–150 л.с., а вот у Фольксвагена в базе — турбированный 1.4, выдающий лишь 125 сил.
«Автомат», вариатор или «робот» для кроссоверов этой категории просто необходимы, и тут расклад таков: Tucson c АКП стоит от 1 794 000 рублей, Tiguan с «роботом» DSG — от 1 909 900 рублей (в эту сумму входит уже 150-сильная модификация 1.4 TSI), RAV4 с бесступенчатой трансмиссией — от 2 228 000 рублей. Но все это — передний привод.
Мы полагаем, что в этом классе необходимый минимум все же включает еще и трансмиссию 4х4, и это поднимает цену 150-сильного Hyundai до 1 959 000 рублей, а аналогичного RAV4 — до 2 334 000. У Тигуана проблема: после рестайлинга, произошедшего в конце прошлого года, из гаммы модификаций исчезла версия 1.4 с полным приводом. Она должна вернуться в течение этого года, но пока вариант 4х4 идет только с более мощным 180-сильным мотором 2.0 TSI.
Для корректности сравнения возьмем все три машины в версиях на 180–200 сил. Tucson 2.4 (184 л.с.) AT 4WD обойдется минимум в 2 069 900 рублей, RAV4 2.5 (199 л.с.) AT 4WD — от 2 548 000, а Tiguan 2.0 TSI (180 л.с.) DSG 4Motion — от 2 269 900 рублей.
С этими моторами уже получаешь неплохую динамику. Быстрее всех Tiguan (8,1 секунды до «сотни»), хуже всех Tucson (9,6 секунды). У Фольксвагена есть вариант «погорячее» — форсированный до 220 л.с. и разгон за 6,8 секунды. Такая машина обойдется в 2 969 900 рублей. У конкурентов быстрых вариантов нет, зато у Hyundai есть экономичный 185-сильный дизель 2.0 по вполне разумной цене — от 2 129 000 рублей.
Мы остановились на полноприводных бензиновых вариантах мощностью 180–200 сил. Это уже не «необходимый минимум», а, можно сказать, «классный вариант», стоящий на 5–10% дороже необходимого минимума.
Hyundai Tucson | Toyota RAV4 | Volkswagen Tiguan | |
Модификация | 2.4 (184 л.с.) AT 4WD | 2.5 (199 л.с.) AT 4WD | 2.0 TSI (180 л.с.) DSG 4Motion |
Комплектация | Family | Комфорт | Respect Plus |
Цена сегодня, руб. | 2 069 900 | 2 548 000 | 2 269 900 |
С этими моторами без доплаты получаешь довольно богатые комплектации. У Фольксвагена сразу есть трехзонный климат-контроль, у конкурентов — двухзонный. У Тойоты — семь подушек безопасности (у конкурентов — шесть). У Фольксвагена и Hyundai — обогрев лобового стекла. У Тойоты — электропривод двери багажника. У всех трех машин есть подогрев передних сидений и руля, датчики давления в шинах и круиз-контроль. В целом уровень оснащения у всех похожий, многое можно добрать опциями, но в наших расчетах ради чистоты анализа мы не учитываем плату за дополнительные опции или более богатые комплектации: так методика расчета остаточной стоимости автомобиля дает наиболее точные цифры.
Сколько бы фольксвагеновцы ни говорили, что турбомоторы обеспечивают хорошую экономичность, традиционный тойотовский «атмосферник» менее прожорлив, если верить паспортным данным. По расходу топлива Tiguan и RAV4 близки, но расходы в денежном выражении сильно отличаются из-за того, что Volkswagen обязательно заправлять 95-м бензином, а Toyota допускает АИ-92.
У Tucson самые плохие показатели экономичности, хотя у него тоже обычный «атмосферник», как у Тойоты. Возможно, японская марка тут выигрывает за счет комбинированного впрыска, в то время как у Hyundai — непосредственный. И даже несмотря на то, что корейский кроссовер также позволяет лить низкооктановый бензин, именно он требует самых больших затрат на топливо.
Будем исходить из того, что кроссоверы 80% своего пробега проходят в городских условиях и 20% — за городом (показатели расхода в том или ином режиме берем из инструкций по эксплуатации). Тогда траты на топливо за 100 000 км будут выглядеть так:
Hyundai Tucson | Toyota RAV4 | Volkswagen Tiguan | |
Модификация | 2.4 (184 л.с.) AT 4WD | 2.5 (199 л.с.) AT 4WD | 2.0 TSI (180 л.с.) DSG 4Motion |
Марка бензина | АИ-92 | АИ-92 | АИ-95 |
Цена бензина (руб. за 1 л) | 44,15 | 44,15 | 47,3 |
Пройдено в городе (км) | 80 000 | 80 000 | 80 000 |
Расход в городе (л/100 км) | 12,0 | 9,4 | 10,6 |
Израсходовано бензина в городе (л) | 9600 | 7520 | 8480 |
Затраты на бензин в городе (руб.) | 423 840 | 332 008 | 401 104 |
Пройдено за городом (км) | 20 000 | 20 000 | 20 000 |
Расход за городом (л/100 км) | 6,6 | 6,1 | 6,4 |
Израсходовано бензина за городом (л) | 1320 | 1220 | 1280 |
Затраты на бензин за городом (руб.) | 58 278 | 53 863 | 60 544 |
Итого затраты на топливо (руб.) | 482 118 | 385 871 | 461 648 |
Сколько стоит самое простое обслуживание, например, только замена масла? Каждый, кто интересовался наиболее доступными вариантами, знает, что при желании всегда можно уложиться в 3000–4000 рублей. Однако при прохождении официального ТО, на котором ничего не меняют, кроме масла и масляного фильтра, владельцы RAV4 выкладывают в районе 14 000 рублей, если нет специальных акций. Круто? Теперь обо всем по порядку.
Клиенты Тойоты не без оснований ждут от своих машин приличной надежности, но у всего есть своя цена. Расходы на плановое техобслуживание тут гораздо больше, и ездить на сервис надо чаще — каждые 10 000 км против 15 000 у других марок. И цены впечатляют. Каждое нечетное ТО — это всего лишь замена масла и проверка машины по 11 пунктам вроде «проверка фиксации напольного коврика водителя» (не шутка!). И за это дилеры берут примерно 13 000–15 000 рублей. По регламенту воздушный фильтр меняется только каждое четвертое ТО, а салонный фильтр — на четных визитах в сервис. Если полагаете, что при ваших условиях эксплуатации фильтры лучше менять каждый раз — готовьтесь, что минимальная цена ТО вырастет до 16 000–18 000 рублей!
Справедливости ради отметим: у Фольксвагена уровень цен похожий, но немецкая марка требует шесть визитов на сервис за 100 000 км, а японская — десять. Уже поэтому расходы у владельцев RAV4 гораздо выше.
Причем у японской марки нет единого прейскуранта по стране, на официальном сайте нет даже ориентировочных рекомендованных цен, так что каждый визит к дилеру — сюрприз в плане расходов. Если запчасти у всех стоят примерно одинаково и нормативы единые, то стоимость работ у всех разная. К тому же некоторые дилеры предоставляют хорошие скидки, но увидеть полную картину негде — надо обзванивать салоны.
Hyundai и Volkswagen позволяют прямо на официальных сайтах выбрать город и увидеть расценки всех местных дилеров. Можно выбрать, где выгоднее. В крупных городах цены в целом процентов на десять выше, чем в областных центрах поменьше. Независимо от того, какую станцию вы предпочтете, Tucson окажется более чем в два раза дешевле в обслуживании, чем RAV4, а Tiguan — примерно посередине (но все же заметно ближе к Hyundai, чем к Тойоте). При работе с калькулятором ТО на сайте Volkswagen обратите внимание, что сначала в списке идут дорестайлинговые модификации и лишь дальше — варианты для кроссовера 2021 модельного года, а в его случае действуют повышенные на 15% ставки ТО.
Hyundai Tucson | Toyota RAV4 | Volkswagen Tiguan | |
ТО-10 000 (руб.) | 13 200 | ||
ТО-15 000 | 11 718 | 17 021 | |
ТО-20 000 | 18 000 | ||
ТО-30 000 | 13 643 | 13 200 | 25 270 |
ТО-40 000 | 27 000 | ||
ТО-45 000 | 11 718 | 17 021 | |
ТО-50 000 | 13 200 | ||
ТО-60 000 | 16 704 | 18 000 | 25 270 |
ТО-70 000 | 13 200 | ||
ТО-75 000 | 11 718 | 17 021 | |
ТО-80 000 | 37 000 | ||
ТО-90 000 | 13 642 | 13 200 | 25 270 |
ТО-100 000 | 27 000 | ||
Итого техобслуживание (руб.) | 79 142 | 193 000 | 126 873 |
Tiguan и Tucson идут на 17-дюймовых дисках, и хотя у корейской модели покрышки немного низкопрофильнее и шире, на цену это почти не влияет. А вот 18-дюймовые шины для RAV4 закономерно дороже, хотя ширина протектора и высота профиля у них в точности, как у Tucson (то есть с точки зрения эксплуатационных качеств они почти идентичны). В процессе подготовки этого материала мы столкнулись с тем, что далеко не каждую модель покрышек можно найти в продаже во всех трех размерностях. Мы остановились на популярных, хотя недешевых шинах Nokian Hakkapeliitta 9 SUV (на зиму) и Pirelli Scorpion Verde (на лето). В сравнительных тестах эти покрышки традиционно занимают высокие строчки, и мы полагаем, что владельцы кроссоверов с топовыми моторами не скупятся на хорошую резину.
Накинем еще сверху 10 000 рублей на шиномонтаж за пять лет и получаем:
Hyundai Tucson | Toyota RAV4 | Volkswagen Tiguan | |
Размер шин | 225/60 R17 | 225/60 R18 | 215/65 R17 |
Зимние Nokian Hakkapeliitta 9 SUV | 39 200 | 48 000 | 41 240 |
Летние Pirelli Scorpion Verde | 31 920 | 31 920 | 33 200 |
Шиномонтаж | 10 000 | 10 000 | 10 000 |
Итого шины (руб.) | 81 120 | 95 560 | 84 440 |
Моторы мощностью 180–200 сил подстегивают к динамичной езде, а значит, износ тормозов у некоторых водителей будет повышенным. По нашим прикидкам, среднестатистическому владельцу подобных кроссоверов стоит закладывать на 100 000 км по одной замене передних и задних колодок вместе с дисками. К счастью, мощные модификации этих машин не требуют применения каких-то более дорогих колодок и дисков в сравнении, например, со 150-сильными версиями. Уровень расходов — примерно одинаковый. Мы в своих расчетах взяли цены на оригинальные запчасти в крупных интернет-магазинах (экономия в сравнении с дилерскими предложениями не очень большая, но все же заметная).
Hyundai Tucson | Toyota RAV4 | Volkswagen Tiguan | |
Колодки передние | 5211 | 5181 | 5416 |
Диски передние | 7852 | 11 096 | 9324 |
Колодки задние | 2933 | 3773 | 4069 |
Диски задние | 7998 | 9370 | 7586 |
Работы | 9000 | 10 000 | 10 000 |
Итого тормоза (руб.) | 32 994 | 39 420 | 36 395 |
На первый взгляд, все три марки предлагают похожие условия гарантии (три года или 100 000 км), но есть нюансы. У Тойоты — никаких дополнительных плюшек, даже сквозная коррозия будет бесплатно устранена только в этих пределах возраста и пробега (смотря что наступит раньше), а потом — производитель ответственности не несет. В этом плане самые шикарные условия у Фольксвагена — целых 12 лет (!) гарантии от сквозной коррозии.
У Hyundai в гарантийных условиях сквозная коррозия вообще не упоминается, но можно хотя бы рассчитывать, что в первые три года заводской брак лакокрасочного покрытия будет устранен бесплатно. Бонус заключается в том, что на элементы двигателя и трансмиссии гарантия продлена до 120 000 км или пяти лет.
Все это негусто. Мы привыкли, что у корейских марок бывают гораздо более интересные предложения. Например, у Kia Sportage, который делит платформу с Hyundai Tucson, основная гарантия составляет пять лет или 150 000 км (есть исключения по подвеске, интерьеру и прочим деталям, наиболее подверженным естественному износу).
В случае с транспортным налогом в расчет берется каждая лошадиная сила, но разброс в 20 л.с. погоды не делает: самый мощный в нашей троице RAV4 требует примерно на 5000 рублей больше расходов за пять лет, чем более слабый Tiguan (напомним, что хотя Volkswagen слабее, по динамике и крутящему моменту он лидер в нашей тройке, так что переплата за мощность Тойоты выглядит совсем бессмысленной).
Расходы на ОСАГО у выбранных нами машин не отличаются, поскольку тарифы привязаны к мощности. В случае со страховкой затраты совпадают до рубля, поскольку все легковые машины мощностью от 150 л.с. попадают в одну страховую категорию (коэффициент мощности КМ = 1,6).
Разумеется, траты на мойку и расходники вроде «дворников», лампочек, аккумулятора и тому подобного можно считать одинаковыми. В таблице ниже мы использовали усредненные цифры.
Если посмотреть в объявлениях Дрома цены на пятилетние Tiguan и Tucson в сравнимых модификациях, то окажется что стоят они примерно одинаково, хотя при покупке нового автомобиля немецкая модель на 100 000–200 000 рублей дороже. Уже на этом примере понятно, что Volkswagen больше теряет в стоимости в ходе эксплуатации. Кстати, на официальном сайте Hyundai говорится, что Tucson — модель № 3 в рейтинге остаточной стоимости аналитического агентства «Автостат» (о Крете говорится, что она — № 1).
Тойота — самая дорогая на момент покупки и самая дорогая при перепродаже в пятилетнем возрасте. Но если внимательно посчитать остаточную стоимость, то выясняется, что преимущество японской марки над корейской не такое уж заметное.
Мы считали так: из объявлений Дрома отобрали пятилетние Tucson, RAV4 и Tiguan в тех же модификациях, которые мы анализируем в этой статье (или в близких модификациях, если нет полного аналога). Далее для каждой модели мы рассчитали медианную цену пятилетки — то есть половина продающихся экземпляров стоит дороже, а половина — дешевле. И наконец, сравнили медианные цены с текущим прайс-листом. Так мы получили сумму, на которую автомобиль дешевеет за пять лет, и процент, отражающий сохранность остаточной стоимости относительно новой машины.
Hyundai Tucson | Toyota RAV4 | Volkswagen Tiguan | |
Модификация | 2.4 (184 л.с.) AT 4WD | 2.5 (199 л.с.) AT 4WD | 2.0 TSI (180 л.с.) DSG 4Motion |
Комплектация | Family | Комфорт | Respect Plus |
Цена сегодня (руб.) | 2 069 900 | 2 548 000 | 2 269 900 |
Сохранность остаточной стоимости за пять лет | 70% | 74% | 63% |
Потеря стоимости за пять лет (руб.) | 612 900 | 658 000 | 829 900 |
Рассчитывая стоимость владения теми или иными машинами, мы не раз сталкивались с ситуацией, когда более дешевая модель может в конечном итоге обойтись дороже той, что на момент покупки стоила больше. Такой феномен мы наблюдали в случае с Nissan Qashqai и Mazda CX-5: первый — затратнее для владельца, хотя это кажется нелогичным. Подробности — в материале «Расходы на эксплуатацию Qashqai, Sportage и CX-5. Аналитика Дрома».
Но на этот раз Hyndai Tuscon — самый доступный в нашей троице — оправдал надежды. Получилось даже, что Tucson 2.4, по нашим расчетам, требует чуть меньше расходов, чем соплатформенный Sportage с менее мощным мотором 2.0 (см. ссылку выше).
Однако Toyota RAV4, который при покупке стоит на полмиллиона больше, да еще и в обслуживании дороже в два с половиной раза, в конечном итоге компенсирует своему владельцу бóльшую часть этих «лишних» затрат. RAV4 — ликвидная модель, лучше конкурентов сохраняющая свою стоимость. Добавим к этому тойотовскую надежность, и становится понятно, почему по продажам эта Toyota обгоняет соперников. За прошлый год в России Toyota RAV4 нашла 36 тысяч покупателей, Volkswagen Tiguan — 33 тысячи, а Hyundai Tucson — 22 тысячи.
Tiguan не назовешь выбором экономных. Зато он самый динамичный, классно управляется, салон — классика немецкой эргономики. За это не грех и доплатить.
Hyundai Tucson | Toyota RAV4 | Volkswagen Tiguan | |
Модификация | 2.4 (184 л.с.) AT 4WD | 2.5 (199 л.с.) AT 4WD | 2.0 TSI (180 л.с.) DSG 4Motion |
Комплектация | Family | Комфорт | Respect Plus |
Цена сегодня (руб.) | 2 069 900 | 2 548 000 | 2 269 900 |
ОСАГО | 22 895 | 22 895 | 22 895 |
Мойка | 60 000 | 60 000 | 60 000 |
Транспортный налог | 46 000 | 49 750 | 45 000 |
Бензин | 482 118 | 385 871 | 461 648 |
Шины | 81 120 | 95 560 | 84 440 |
Тормоза | 32 994 | 39 420 | 36 395 |
Прочее (лампочки, «дворники», аккумулятор и т. д.) | 15 000 | 15 000 | 15 000 |
Техобслуживание | 79 142 | 193 000 | 126 873 |
Потеря стоимости за пять лет | 612 900 | 658 000 | 829 900 |
ИТОГО за пять лет (руб.) | 1 432 169 | 1 519 496 | 1 682 151 |
Итого в месяц (руб.) | 23 869 | 25 325 | 28 036 |
Итого за 1 км (руб.) | 14,32 | 15,19 | 16,82 |