Серия статей о покупке Дромом автомобиля в Казахстане:
Дром покупает автомобиль в Казахстане. Пролог
Дром в Казахстане. Мы купили автомобиль!
Автомобиль из Казахстана: покупка и перегон. Готовимся к продаже
Автомобиль из Казахстана: итоги и советы
Автомобиль из Казахстана: как мы оплачивали утилизационный сбор
Renault Kaptur куплен 29 ноября 2022 года у официального дилера Renault в Алматы, компании «Орион Дистрибьюшн» (автосалон «Астер Авто»). Машина обошлась в 14 893 100 тенге, что в рублях по тогдашнему курсу составило 2 054 200.
Это был один из самых дешевых вариантов «машины из наличия», если вести речь о полноприводных кроссоверах. Дешевле продавали только Duster с «механикой» и некоторых «китайцев». Но против китайских машин выступил один из представителей руководства Дрома, сузив таким образом фокус выбора буквально до нескольких конкретных предложений.
Теоретически альтернативами Каптюру могли бы стать Hyundai Tucson и Kia Sportage казахстанской сборки, минимальные цены на полноприводные модификации которых у официальных дилеров даже ниже 14 млн тенге. Но необходимость полугодового ожидания переводило эти альтернативы в разряд бессмысленных, а реальные цены на Tucson и Sportage у посредников оказывались заметно выше, чем на машины Renault. В конце концов коллегиально мы пришли к мнению: выбор автомобиля непринципиален, ведь не стоит задача преподать урок бизнеса. Наши цели скромнее: воспроизвести путь частного покупателя из России, приехавшего в Казахстан за автомобилем для себя. Основа такой консюмеристской тактики — минимизация сопутствующих затрат, чему и посвящалась серия наших репортажей.
Выбранный Renault Kaptur де-юре не совсем нов, выпущен он в декабре 2021 года, это машина с дилерского тест-драйва с пробегом на момент покупки 1434 км. Фактически это обкатка, состояние, при котором уже можно безбоязненно ездить быстро, не ограничивая двигатель в оборотах.
Особенность тест-драйвовской эксплуатации в том, что рядом с водителем всегда сидит менеджер и не допускает вольностей — резких ускорений, торможений, перестроений. Тест-драйвы обычно проходят, как секс после похорон — медленно и печально, что положительно сказывается на износе. С другой стороны, зимой машины обычно не прогревают. Впрочем, зимы на юге Казахстана неморозные, редко температура опускается ниже нуля.
Компенсацией за небольшой пробег можно считать расширенную «дилерскую» комплектацию. Заводская топ-комплектация Style дополнена оборудованием, установленным непосредственно в «Астер Авто». Это сигнализация с двусторонней связью и дистанционным запуском StarLine E9, видеорегистратор с радар-детектором Subini SV-800, дефлекторы на окна, резиновые коврики салона и багажника, частичная оклейка кузова полиуретановой защитной пленкой, тонировка задней части. В заказ-наряде указана и шумоизоляция, но ее наличие неочевидно, видны только какие-то нашлепки в багажнике, вокруг запасного колеса.
Рублевая стоимость «допов» — 105 000 (758 755 тенге), что за такой комплект до фига даже по российским меркам. Но никто не стал бы ради нас ничего снимать с машины, поэтому купили «как есть».
В этом «как есть» закодировано и некоторое количество микропроблем. Перечислим их с максимальной дотошностью, дабы потенциальный покупатель имел полное представление о машине.
Автомобиль, судя по всему, часто и нещадно мыли. Что объяснимо: тест-драйв — визитная карточка модели, нельзя давать людям грязную «визитку». Казахские мойщики от души терли лакокрасочное покрытие, оставив на некоторых деталях высокохудожественные микроцарапинки, видимые под определенными углами и при хорошем освещении. Полировкой, напротив, не злоупотребляли. Если верить продавцам на слово, то кузов не полировали вообще ни разу. В итоге передние крылья, капот и части передних дверей выглядят немного старше остальных кузовных элементов. Мы было собрались сделать полировку с покрытием «керамикой» (в Москве полная реставрация ЛКП стоит порядка 45 000 рублей в известном детейлинг-центре), но потом решили продолжить традицию «как есть». Короче говоря, у нового владельца останется выбор, обновить ЛКП или ездить так.
Когда машину готовили к продаже (уже после оплаты), кто-то умудрился сделать небольшую царапину на водительской двери. Она неглубокая (не до металла) и небольшая (около сантиметра). Да, это неприятно, согласны.
Еще одно последствие мойки — оторванный воздушный дефлектор водительской двери. Функциональность подобных элементов тюнинга вообще неочевидна, так что большой проблемы нет. Как нет и дефлектора(( Как рассказали в автосалоне, его оторвали струей от мойки высокого давления, забыли сразу приклеить и потом потеряли. Купить одну штуку нельзя, дефлекторы продаются только комплектами. Самый дешевый стоит примерно 1000 рублей, но покупать или нет — пусть решает новый владелец.
Комбоустройство Subini SV-800 (видеорегистратор + радар-детектор в одном корпусе) крепится прямо на стекло. То есть кронштейн к стеклу приклеен «намертво» (хотя снять, конечно, можно, если постараться), а снимается корпус через магнитный разъем. И в месте этого разъема устройство кто-то поломал, восстановив крепление термоклеем. В глаза не бросается, но упомянуть мы обязаны. Кроме того, питание к Subini подводится не через разъем (хотя это предусмотрено конструкцией), а отдельным проводочком. Признаться, этим устройством мы не пользовались, сняли и положили в бардачок. Но оно работает, проверено.
На фоне этих дешевых аксессуаров поразительно выглядит выбор защитной пленки: это настоящий полиуретан, качественный, без экономии на толщине (навскидку — 200 микрон). Такой бронепленкой оклеены передние части крыши, капота и передних крыльев, фары, пороги, места под ручками дверей и, кажется, передний бампер (но это неточно). Наверняка пленка выполнила свою функцию во время перегона машины из Алматы))
Приятным бонусом идут два комплекта шин, зимние и летние, Pirelli Ice Zero и, соответственно, Continental CrossContact. Оба в отличном состоянии, но на зимних пробег чуть больше. Субъективно обе модели шин весьма удачны, поездили на обеих.
Поскольку машину из Алматы в Москву мы гнали своим ходом, нужно было закрепить на переднем и заднем стеклах казахстанские транзитные номера. Оказалось, что степень тонирования задней «полусферы» такова, что номера вообще не видно. На это даже попенял алматинский гаишник, благо штрафовать не стал. Так что простите великодушно — с заднего стекла тонировку пришлось удалить. Восстанавливать ее или демонтировать тонировочную пленку с остальных стекол — опять же воля будущего хозяина. Правило «как есть» действует беспрекословно.
Перегон добавил к пробегу немногим более 4000 км, сейчас цифры на одометре выглядят следующим образом:
Это шоссейные километры, пройденные в относительно щадящем темпе. И точно с прогревами при утренних запусках. С коими проблем не возникало даже при сильно отрицательной температуре: в Самарской области утром мы попали в минус 29. Каптюр завелся, не чертыхнувшись, как и положено новому автомобилю. Но проявилась еще одна «плавающая» неисправность: на экране мультимедийного устройства появилась тонкая горизонтальная полоса, толщиной в два-три пикселя. Малозаметно, но неприятно. Потом она появлялась еще несколько раз, хаотично, но, кажется, чаще при прогреве. А как в салоне становилось тепло — полоса исчезала. Воистину, наука знает много гитик.
Наш Renault Kaptur произведен на костанайском заводе «Сарыаркаавтопром» в декабре 2021 года, на учет машину поставили в январе 2022-го. С тех пор она почти год отработала в тест-драйвах. Формально пробег до первого ТО еще не выработала, но, по-хорошему, техобслуживание уже можно сделать. Ну, хотя бы масло в двигателе сменить. Кстати, еще почти два года на машину будет действовать заводская гарантия. Но вот воспользоваться ею в России будет затруднительно (читай: невозможно). Поэтому никаких слез по отсутствующей сервисной книжке мы не лили. Эту книжку вообще не заводили, так как ТО еще не было.
Теперь немного слов про ценообразование, дабы подвести вас к главному — цене автомобиля. Для удобства будем оперировать рублями, подразумевая, что в Казахстане национальная валюта все-таки тенге.
Как мы уже писали, себестоимость процесса покупки автомобиля в Казахстане — величина сильно переменная. Сейчас мы попробуем прикинуть стоимость покупки и перегона в условиях максимальной экономии. Что означает — в условиях максимальной удачливости покупателя, которому не нужно будет долго сидеть в Казахстане, выбирая машину, и который не привезет с собой гору штрафов за нарушение ПДД.
Скажем так, комфортно выбрать и купить автомобиль в Алматы можно за три дня, если перед выездом составить четкое впечатление о рынке, изучить объявления и наметить план первоочередных осмотров. Мы действовали более хаотично, не будучи скованными во времени, решали попутно другие журналистские задачи — в итоге наш вояж в Казахстан растянулся на 17 дней. Да и на еде с жильем не особо экономили. Было бы несправедливым записывать все затраты в себестоимость. Так что посчитаем ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ затраты, вычтя из реальных все те, которых можно было избежать. Таким образом, потенциальное станет более реальным, как бы парадоксально это ни звучало. Но те, кому близка Адвайта-веданта, нас поймут ))
Расходы | Цена в рублях |
Авиабилет Москва — Алматы, прямой рейс + такси до города + сим-карта | 23 500 |
Аренда однокомнатоной квартиры, три дня | 7500 |
Такси, метро, автобусы, три дня | 3000 |
Топливо Алматы — Москва, 3900 км, из расчета 10 л/100 км, обязательная страховка, жидкость для омывателя | 16 900 |
Перегон Алматы — Москва (остановки в Шымкенте, Актобе, Самаре): квартиры/гостиницы | 9000 |
Всего: Москва — Алматы — Москва (семь дней) | 59 900 |
В прошлой публикации комфортным маршрутом из Алматы в Москву мы сочли перегон с остановками в Шымкенте, Аральске, Актобе и Самаре. Хотя в реальности перегон между Шымкентом и Самарой (точнее, Тольятти) проехали в один «присест», это 2300 км. Это, наверное, перебор, но и остановка в Аральске сейчас кажется не совсем обязательной, достаточно ночевки в Актобе. Поэтому на дорогу отводим четыре полновесных дня с тремя остановками: Шымкент, Актобе, Самара.
Получаем себестоимость перегона в 59 900 рублей. Это без питания, тут уж каждый волен сам добавить необходимую сумму, сообразно своим вкусам и пристрастиям. Исходить можно из того, что еда в Казахстане процентов на 30 дешевле московской. А значит, примерно равна среднероссийской.
Теперь добавим к этому затраты на документооборот.
Расходы | Цена в рублях |
Услуги посредника при покупке, резидента Казахстана | 45 000 |
Постановка-снятие с учета, получение транзитных номеров | 2200 |
ЭПТС | 7500 |
Утилизационный сбор | 3400 |
Всего | 58 100 |
У нас вышло 58 100 рублей, но другим может понадобиться еще оформление СБКТС и/или установка системы ЭРА-ГЛОНАСС. Renault Kaptur, собранный в Казахстане, ею уже укомплектован и оформления СБКТС не потребовал.
Суммируем стоимость машины и вышеприведенных сопутствующих расходов. Получается 2 172 200 рублей. А для объективности финансовой картины прибавим 20 000 рублей на еду. Выходит, что себестоимость нашей машины равняется 2 192 200 рублей.
А, ладно, гулять-так-гулять! Еще восемь тыщ добавим, для ровного счета! 2 200 000 рублей.
Повторим: это расчетная величина, у нас вышло больше. Но расчет тоже основан на практике и он дает бухгалтерски более правильную картину.
Любопытно, что онлайн-калькулятор каско в страховых компаниях оценивает Renault Kaptur 2021 года в 2 396 000 рублей, без конкретизации пробега. Обычно в страховое ПО «зашит» пробег в 15 000–20 000 в год. У нас же — 5767 км.
С учетом изложенного…
А, нет, постойте. Давайте глянем на конкурентное окружение. На Дроме похожих машин (год выпуска, пробег, комплектация) очень мало, они разбросаны по городам. Свежие объявления есть из Хабаровска, Иркутска, Магнитогорска. В Барнауле имеются две почти одинаковые машины по разным ценам. В целом среднеарифметическая ценовая картина такова: вокруг 2 400 000–2 600 000 рублей.
Итак, с учетом изложенного, принимая во внимание недостатки автомобиля, год выпуска, гарантированно честный пробег и некоторое количество допоборудования, считаем возможным установить стартовую цену на автомобиль, равную 2 500 000 рублей.
Продажа традиционно пойдет в формате обратного аукциона. То есть ежедневно цена будет опускаться на 25 000 рублей — и так до тех пор, пока кто-то не нажмет кнопку «купить» и заплатит нам за автомобиль. Вот прямая ссылка на объявление.
Забирать машину нужно будет в Москве, в СВАО, недалеко от метро Бабушкинская. Два ключа, летние и зимние шины, полбутылки «омывайки». Оформление по ДКП. ЭПТС действующий.
Дерзайте.