Drom.ru представляет рубрику «Бестселлеры», посвящённую обзорам новых популярных автомобилей. В каждой статье мы будем по винтикам разбирать машины, снискавшие популярность в России в последние пару-тройку лет: исследовать их достоинства, рассматривать недостатки, взвешивать стоимость владения и подсчитывать затраты на обслуживание. Кому не хочется понять, стоит ли новая овчинка выделки!
Недавно мы рассказывали вам про Kia Rio, сегодня представляем вторую статью в цикле «Бестселлеры». Наши герои — самые доступные модели марки Renault — седан Logan и хэтчбек Sandero.
Renault со своим бестселлером Logan стал предвестником целой группы, если хотите даже класса, бюджетных моделей, в основу концепции которых положен принцип «максимум потребительских качеств за минимальные деньги».
Logan появился летом 2005 года. Сразу с двумя 8-клапанными моторами — 1,4-литровым K7J и K7M объемом 1,6 л и только механической коробкой. В декабре 2010-го ему слегка подкорректировали интерьер и экстерьер. Чуть раньше клиентам был предложен 1,6-литровый 16-клапанный K4M, который с 2011 года стал доступен вместе с автоматической трансмиссией. Тогда же появился одноплатформенный хэтчбек Sandero. Вот и вся нехитрая история.
Рестайлинг не просто изменил экстерьер, он слегка облагородил его
В профиль Logan наиболее всего подчеркивает свое бюджетное естество — плоскими рублеными поверхностями, широкими стойками и незамысловатыми оконными проемами
У Sandero с Logan нет ни одной общей панели кузова, и выглядит он симпатичнее. Может быть, потому, что еще не так сильно примелькался на дорогах. К тому же в версии Stepway у хэтчбека Sandero увеличенный на 20 мм (до 175 мм) дорожный просвет, пластиковый обвес и кое-какие дополнительные опции, которые нельзя получить в других комплектациях модели
Техническая начинка немудрена. У двигателей чугунные блоки, распределенный впрыск и ременный привод ГРМ. У 16-«клапанника», доставшегося от предыдущего Megane, даже удален единственный фазовращатель (что снизило его мощность со 110 до 102 л.с.). В общем, традиционный конструкторский уровень 90-х, а то 80-х годов. Но этим-то моторы и хороши.
Во всяком случае, каких-то глобальных проблем за ними не водится. С учетом, естественно, того, что согласно заводским установкам ремень ГРМ меняется через 60 тыс. км (вместе с ремнями навесного оборудования — до 13 100 руб.). Масло — не через 15 тысяч, как в Европе, а с интервалом в 7500 км (при этом само масло, разумеется, не имеет нынешних «инновационных» индексов вязкости — простые 5W-30 или 5W-40). В этом случае можно не переживать за встречу поршней с клапанами, за гидрокомпенсаторы зазоров на K4M и обычную их регулировку на остальных моторах. И то и другое рассчитано на весь срок службы агрегатов. А сам его ресурс? Пожалуй, можно смело говорить о 300-400 тыс. км. Такие примеры имеются. Но есть информация и о впечатляющих 800 тысячах. Оставим это на совести говорившего. Скажем лишь, что о ресурсе можно не беспокоиться, как и о восстановлении. Несмотря на то, что официально запчасти для поршневой группы не предлагаются, они существуют и от Renault, и от других производителей.
Конечно, это не означает, что владельцев ожидает абсолютно безоблачная эксплуатация. Так, нервы может помотать датчик положения коленвала (мотор плохо пускается либо не заводится; цена вопроса 220-1240 руб.). Бывает, при температуре ниже -30 замерзает привод педали газа. На Logan первых лет выпуска потел передний сальник коленвала, и шумела помпа (все менялось по гарантии). Тогда же процессор, расположенный под капотом за аккумулятором и заключенный в металлическую коробку, страдал от скапливавшейся там влаги и грязи. Теперь же, когда блок управления лишился кожуха, нужно осторожно мыть двигатель (процессор — от 20 тыс. руб.). И не игнорировать призывы дилеров к диагностике 16-клапанного мотора. С февраля 2011 года Renault проводит отзывную кампанию. На партии примерно в 900 автомобилей выявлена неправильная установка полуколец коленвала. Мотор проверят и, в случае нахождения брака, заменят на новый.
У механической коробки передач, если не считать гула, который никак не сказывается на ее надежности, только одна болячка. Увы, она может вылиться в капитальный ремонт. Пыльник левого привода одновременно является сальником и рано, часто до 100 тыс. км, теряет герметичность. Так что отсутствие на месте стоянки масляных пятен прямо указывает на экономию средств. Да и доверять замену сальника-пыльника стоит только механикам, знакомым с этим оригинальным узлом.
Позднее появление «автомата» можно объяснить тем, что для российских Logan и Sandero адаптировали агрегат с индексом DP2, в то время как мексиканские и ближневосточные версии автомобилей получали старую коробку DP0. Обширного эксплуатационного опыта по новой трансмиссии пока нет, но одно можно сказать точно — прежней АКП она ресурснее. Ведь у той считался достижением пробег в 100тыс. км. Хотя, допустим, на Megane, где стоит DP2, уже приходилось менять гидроблок.
Первыми из ходовой до 100 тыс. км, вероятнее всего, напомнят о себе рулевые наконечники. Бывало, что и рейку приходилось менять по гарантии, но это, скорее, исключение, характерное для первых партий Logan в версиях без гидроусилителя. В группе риска ступичные подшипники (500-2500 руб.). Передние тормозные колодки, неравномерно изнашивающиеся с внутренней и внешней сторон и сильно зависящие от стиля езды (до 6800 руб. вместе с дисками). Датчик гидроусилителя, из-под которого давит масло (380-1700 руб.). Хорошо, что подвеска, точнее, ее детали, выхаживают далеко за 100 тыс. км.
Согласитесь, это мелочи. И в количестве возможных проблем, и в их ценовом эквиваленте. Вообще, если пересчитывать то и другое на стоимость автомобиля, то Logan/Sandero при эксплуатации с умом могут оказаться самыми нетребовательными автомобилями. Копеечных неприятностей немного, а крупные единичны и легко прогнозируемы.
Присматриваясь к Renault, пожалуй, стоит забыть о традиционных критериях оценки автомобиля — дизайн/комфорт/ходовые качества. Лучше оперировать другими ценностями — количество автомобиля/цена или, скажем, объем багажника. Впрочем, Logan способен удивлять не только бытовыми характеристиками.
У 8-клапанных моторов есть неоспоримое преимущество. При отсутствии привычных уже атрибутов современного двигателя они охотно делятся своей невеликой мощностью. Даже на «низах» и в случае с 1,4-литровым агрегатом. И зуд на педали газа и рычаге КП есть, и гул в загородных режимах появляется, и крутить выше 4500 об/мин не имеет смысла. Однако в городе управлять тягой очень удобно, чему не мешают неинформативный привод сцепления и рычаг коробки с большими ходами. 16-клапанный агрегат более крутильный, за что расплачивается нехваткой момента на низких оборотах. Но и с ним в городском трафике жить можно.
Одно плохо — передаточные числа коробки подобраны таким образом, что на пятой передаче при 100 км/ч на тахометре уже 3000 об/мин — шумно. С «автоматом» и его растянутыми отношениями мотор уже не столь давит на слух. Жаль, задумчивость АКП съедает часть 102 сил 16-клапанного двигателя — единственного, с которым существует автоматическая трансмиссия. В этой ситуации помогает ручной режим, в котором «автомат» также слегка тормозит, но позволяет держать выбранную передачу даже в красной зоне.
Нужна ли Logan отточенная управляемость? Он не страшит излишними кренами, его не нужно отлавливать на прямой или в повороте с неровным покрытием, а руль достаточно информативен. Что еще необходимо? Дорожная всеядность! И она у Logan одна из лучших не только в классе B, но и в более высоких сегментах. Конечно, интеллигентной плавности бизнес-класса тут ожидать не стоит. Бывает, рельсы громко отработает или чересчур интенсивно подскочит на лежачем полицейском. Тем не менее, Renault имеет именно тот баланс энергоемкости и плавности хода, который нужен российскому автомобилю. На нем и по асфальту кататься «гладко», и на дачной гравийке можно не церемониться с газом. Причем лучше это выходит у автомобилей, выпущенных до марта 2009 года. После их лишили переднего стабилизатора, сделав сайлент-блоки, пружины и амортизаторы жестче. У 16-клапанной версии настройки подвески не изменились.
А салон-то не пугает нашествием сверчков, которое у отечественных автомобилей начинается с первых километров. За закрытой с «жестяным» звуком дверью удобное водительское место. К откровенно пластмассовой панели, ставшей симпатичнее при рестайлинге 2010 года, со временем привыкаешь. К расположенным на консоли клавишам стеклоподъемников — тоже. С излишне мягким водительским сиденьем ситуация похуже. Но и это Logan можно простить. Хотя бы за то, что все рычажки/барашки включаются с адекватными усилиями. Багажник большой, пусть лишенный обивки и не увеличивающийся за счет спинки дивана (в отличие от хэтчбека Sandero). Задним пассажирам если и тесно, то лишь чуть-чуть. В общем, при определенной коррекции взглядов и вкусов Logan может оказаться для многих оптимальным транспортным средством. А уж для таксопарков, охранных агентств, различных служб доставки бюджетный Renault — находка.
От недорогого Logan можно было бы ожидать каких-то глобальных проблем с пассивной безопасностью. Это мы наблюдаем, например, на примере китайских или отечественных производителей. Но при цивилизованном подходе грани между бюджетными автомобилями и остальным модельным рядом, к счастью, стираются.
Радует, что французы не сэкономили на жесткости кузова, а на «Автофрамосе» следовали технологии производства. При краш-тесте на скорости 64 км/ч с 40% перекрытием Logan сохранил целостность силовой клетки салона. Хотя при различных испытаниях отмечалось и значительное смещение педалей в салон, и заклинившая в проеме водительская дверь. Но водительская подушка безопасности неплохо сделала свою работу, нагрузки на голову пассажира, ее лишенного, оказались невелики. В итоге Logan в разных краш-тестах получил от 8 до 12 звезд из 16 и три звезды из пяти. По защите детей — тот же результат. А пешеходов Renault не любит — лишь одна звезда из пяти.
Logan не был бы таким бюджетным, если бы не экономия буквально на всем. В базовой комплектации нет регулировки руля и гидроусилителя, не говоря уже об электроприводах стекол и зеркал. А даже за доплату у Authentique не предлагается ABS, подушка безопасности переднего пассажира и хотя бы простейшая магнитола. Впрочем, за «музыку» и «безопасность» нужно платить отдельно во всех уровнях оснащения (на момент подготовки материала порядка 10 и 20 тыс. руб. соответственно). ГУР стоит 13 тысяч, кондиционер (опция в Expression) — 25 тыс. руб. Зато в любом Logan — защита картера двигателя и полноразмерная «запаска». Все это касается и Sandero с той лишь разницей, что комплектаций Silverline и Prestige нет. Есть версия Stepway с внешним пластиковым обвесом, рейлингами на крыше, пассажирской подушкой, гидроусилителем и кондиционером.
Автомобиль/год выпуска | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Renault Logan Sandero Sandero Stepway | 215-270 | 195-320 | 235-310 | 260-320 | 260-350 340-380 | 300-445 310-500 | 330-430 310-560 450-600 | 320-440 350-570 435-680 |
Chevrolet Lanos | 140-215 | 145-240 | 170-250 | 160-300 | 160-270 | 185-295 | 205-475 | 240-360 |
Chevrolet Aveo | 175-345 | 205-380 | 230-400 | 230-380 | 250-460 | 245-480 | 320-525 | 350-635 |
Daewoo Nexia | 120-190 | 140-200 | 160-230 | 180-230 | 200-300 | 200-300 | 260-280- | 280-305 |
Hyundai Solaris | 440-630 | 425-650 | ||||||
VW Polo | 400-650 | 430-725 |
Собираясь приобретать подержанный Logan/Sandero, можно рассчитывать купить 1,6-литровый автомобиль с минимумом необходимого и привычного оборудования. С гидроусилителем, передними электростеклоподъемниками и центральным замком. Верхняя комплектация в продаже встречается не часто, но и базовая попадается изредка. Причем 1600-кубовых модификаций не намного, но все-таки больше, чем 1,4-литровых. Совсем не редкость и такой опциональный для 2-го уровня бонус как кондиционер, а также ABS и пассажирская подушка безопасности. Однако автоматическую трансмиссию придется поискать.
На каждом из первых трех лет жизни Logan теряет по 9-10% от стоимости (Sandero чуть меньше), что выливается в цены, которые чуть выше, чем у конкурентов. Но и конкуренты-то какие! Престарелые Lanos и Nexia, да Aveo разных поколений (впрочем, с Aveo у Logan, скорее, ценовой паритет, иногда Chevrolet даже дороже). Вот если брать B-классовые модели не из бюджетных... Да что там! Даже ближайшие последователи Logan — Solaris и Polo — заметно «увесистее» в стоимости, на 100, а иногда и 200 тыс. руб.
На что обращать внимание при покупке Renault Logan/Sandero:
В отношении Logan и Sandero все решает простота технических решений, благодаря которой многие процедуры по ремонту и обслуживанию можно выполнять самостоятельно либо в недорогих сервисах. Да и вряд ли во владельцах этих Renault кто-то разглядит возможность «дополнительного» заработка. Но в этом есть и свой минус. Автомобили старше трех лет (то есть лишившиеся гарантии) наверняка обслуживались не у дилера. Так что отследить периодичность ТО будет сложно. Поэтому в идеале сразу замена всех масел с фильтрами и ремней — ГРМ и навесного оборудования. Удастся уложиться в 7-9 тыс. руб. — «расходники» недорогие, масла не специальные. ОСАГО с КАСКО (если таковое вообще необходимо) также не ставят ценовых рекордов — от 1000 до 4500 и в среднем 26 тыс. руб., соответственно. Разве что расход для моторов таких объемов сравнительно велик — от 6,5 л по трассе до 11 л в городском режиме. Но он с лихвой компенсируется минимальными ремонтными тратами.
Операция | Стоимость, руб. |
ТО 15, 30, 45, 75, 105 | 5999-7599* |
ТО 60 | от 6599-7799* |
ТО 90 | от 7999-9599* |
Замена ремня ГРМ на ТО 60 и ТО 120 | 5999-13399* |
Замена топливного фильтра | 699 |
Замена моторного масла | 2399-3099 |
Замена передних амортизаторов | 7499-7699 |
Замена задних амортизаторов | 7099-8699 |
Замена передних тормозных колодок (вместе с дисками) | 3299 (6799) |
Замена задних колодок | 5599 |
* В зависимости от модели двигателя, наличия кондиционера и тарифной зоны
Пока точной информации о том, какое оснащение будет у российского Logan II, нет. Но модель для Европы представлена уже была.
Помимо того, что Logan и Sandero стали привлекательными внешне (и теперь унифицированы по многим внешним панелям и светотехнике), они получили переработанную силовую структуру и новые моторы. Это трехцилиндровый 900-«кубовый» мотор, 1,2-литровая «четверка» и дизель объемом 1,5 л. Для России, вероятней всего, оставят старые двигатели, как минимум, 1,6-литровые.
Также в Европе доступна система стабилизации, «мультимедиа» с сенсорным экраном и креплениями Isofix для детских сидений, а капот «утеплен» шумоизоляцией и держится на газовом упоре. Однако в базовой версии нет регулировки руля и сиденья по высоте. Отсутствуют полноценные дверные ручки и кондиционер. Будет ли у нижней модификации откидываться спинка дивана? Все это, как и цены, мы узнаем минимум в конце нынешнего года, когда новые Logan и Sandero должны появиться у российских дилеров. Жаль, что новый Logan MCV в России продаваться не будет, дабы не создавать конкуренции нынешнему универсалу, который выпускается в Тольятти.
Шины размерности 185/70R14 либо 185/65R15 тоже из области экономии. |
Пробка бензобака открывается ключом зажигания — неудобно |
Вроде бы после рестайлинга салон изменился незначительно, однако все-таки стал приятнее. Но материалы, увы, остались прежними. Впрочем, другого при таком ценовом подходе не ожидаешь |
Сидеть, в общем-то, удобно. По крайней мере, места достаточно, и все под рукой. Привыкать придется разве что к управлению центральным замком и электростеклоподъемниками |
Инструментарий центральной консоли незатейлив. Но усилия на клавишах и барашках нормальные. Кондиционер включен в оснащение только двух верхних комплектаций. Климат-контроля, понятно, нет |
Комбинация приборов с модернизацией стала чуть проще и оттого более понятной. В максимальной комплектации есть бортовой компьютер |
«Механика» надежна, но рычаг имеет большие ходы и плохую четкость включений |
АКП имеет ручной режим, на котором держит передачу до конца. Жаль, что и в нем передачи переключаются с задержками |
Задние электростеклоподъемники доступны только в верхнем уровне оснащения. К сожалению, это единственный сервис для задних пассажиров |
Бардачок довольно глубокий. Как дополнение — открытая емкость над ним. Но на большее рассчитывать не надо — разве что на карман и подстаканник под центральной консолью |
Бокса между передними сиденьями, к сожалению, нет. Небольшой ложемент возле рычага «ручника» — не в счет |
В интерьере Logan все же осталось место дизайну |
Пепельница выполнена в виде съемного стакана |
Для «бюджетника» стыки на передней панели вполне достойные. Электрическая регулировка внешних зеркал есть только в максимальной комплектации |
Сиденье, возможно, и обеспечивает неплохую боковую поддержку. Но чересчур мягкое. Зато его обивка долго не истирается |
Места сзади без запаса. Ну, так это все-таки B-класс. Правда, сейчас и в этом сегменте покупатель может рассчитывать на более просторный автомобиль |
В 2010 году передние двери наконец-то получили полноценные ручки. Клавиши стеклоподъемников так и остались на центральной консоли, а карман небольшим |
Сзади — примитивные рукоятки и никаких емкостей |
Багажник, может быть, и не совсем удобен и не увеличивается за счет складывающейся спинке заднего сиденья, зато имеет рекордный в классе объем — 510 л |
Багажник Sandero заметно менее емкий — всего 320 л |
Грузовой отсек хэтчбека можно увеличить до 1200 л. Ровного пола не получается даже если подушку дивана откинуть к спинкам передних сидений |
Домкрат — на виду. Крышка багажника держится на системе рычагов и пружин |
Во всех комплектациях — полноразмерное запасное колесо. У Logan оно в «подполье» багажника. У Sandero — снаружи под днищем |
На крышке багажника ни обивки, ни рукояти для закрывания |
Багажник открывается снаружи |
Сухая пыль под капотом — это не страшно. Но расположенный за аккумулятором процессор точно не выдержит мойку подкапотного пространства под давлением |
Спереди — McPherson, у рычага которого, к сожалению, шаровая опора впрессована, а не на болтах. В оригинале продается только рычаг в сборе |
Максим Маркин |