За продажу этого Renault Sandero Stepway в конце прошлого года я брался без особого энтузиазма, так как уже тогда чувствовал, что рынок б/у техники ждет что-то нехорошее. Да и сами по себе предпраздничный декабрь, а затем и похмельный январь — не лучшее время для продажи машин. Однако 2022 год выпуска и малый пробег в 19 800 км заглушили мои опасения — это же почти новый автомобиль! К тому же владелец этой «Реношки»… священнослужитель, что как бы подразумевает содействие высших сил. Ну, думаю, уж как-нибудь справимся. Выпив с Сергеем по чашке чая, взял документы, ключи от машины и, прощаюсь, ухожу…
— Алексей, а вы в Бога верите? — окликает меня Сергей.
Предыдущие посты блога «перекупа» читайте здесь
Заход на рынок
За ту неделю, пока идет подготовка Sandero к продаже, мониторю модель на рынке. К моему удивлению, Степвеев с малыми пробегами довольно много. Есть машины, накатавшие всего по 12 000 и даже 8000 километров. Большинство из них двухпедальные версии в богатом оснащении, с ценниками под 1 700 000 рублей. Наш же «шагающий по дороге» хэтчбек в базовой комплектации Life, со слабеньким 82-сильным мотором и «механикой» наделен лишь джентльменским набором опций: «гидрач», «кондей», два электростеклоподъемника да центральный замок с ДУ. А еще в белом, уже надоевшем всем цвете. В общем — Stepway обыкновенный.
Из положительных особенностей — отличная сохранность, которую можно описать как состояние новой машины, разве что намусорено внутри сильно. Сделанное ТО-2, почти новая «шиповка» Gislaved плюс комплект летних шин Continental с минимальным износом. Полагая, что такую идеальную по внешнему виду и техническому состоянию машину без наворотов вполне можно продать за 1,5 «ляма», захожу на рынок в середине декабря прошлого года с ценником в 1 577 000 рублей.
Было/стало
Меня смущали лишь два момента: Сергей — второй владелец, что как бы намекает, что не такой уж этот автомобиль и новый. Это может отпугнуть особо щепетильных покупателей. Но больше беспокоило, что за прошедшие полмесяца был продан всего один похожий Stepway. Хозяин того хорошо оснащенного хэтчбека с вариатором активно снижал цену, пока наконец не нашел покупателя.
Было/стало
В принципе, уже тогда на рынке б/у техники чувствовалось некое затишье. Поэтому особых иллюзий на два застойных месяца не строил, но все же надеялся, что кто-нибудь сделает себе или своей даме новогодний подарок, купив почти новый Stepway, еще пахнущий свежей краской и недорогим пластиком. Но, видимо, те, на кого была сделана ставка, отделались айфонами. Короче, тишина.
Было/стало
Sale, sale, sale…
Интернет-страницы со Степвеями и вовсе будто заморозили на всех сайтах. Тут разве что время от времени появляются новые машины, однако сами продажи отсутствуют. При этом ценники удивительно стабильны. Народ как зашел на рынок с ценой сильно дороже полутора миллионов рублей, так и стоит на ней, не снижаясь. Бездействует, то ли не видя сигналов начала обрушения рынка, то ли надеясь на светлое будущее.
Было/стало
Я же, уверенный, что под лежачий камень вода не течет, начинаю активно снижать цену. Сначала до 1 557 000 рублей, а когда это не помогает, то еще ниже. На одном из сайтов есть полезный инструментарий, отображающий соотношение более дорогих машин относительно твоего предложения. Так вот на тот момент наш Sandero Stepway за 1 477 000 рублей оказался на 100% самым дешевым из всех Степвеев с похожими годами выпуска и пробегами. Забавно, но это даже привело к тому, что ценники на другие хэтчбеки тоже поползли вниз. Продавцы зашевелились.
Было/стало
Да и покупателей снижение цены подстегнуло. Не прошло и двух месяцев, как мы с «Ренохой» уже едем на первый живой осмотр. Правда, пока это подборщик, который час с лишним колдует вокруг машины, оценивая ее состояние. Он подмечает неоригинальное ветровое стекло, еле заметную трещинку на правом повторителе, а также небольшое масляное запотевание у основания маслозаливной горловины. Вот, собственно, и весь список недостатков.
— Ни окрасов на кузове, ни косяков по технике. По сути, новый автомобиль, — констатирует подборщик, — приятно с таким работать.
Ну, ему, может, и приятно, а вот его заказчику, то есть потенциальному покупателю, идеальный отчет по автомобилю принятию положительного решения не способствует.
— Ну-у-у, — рассуждает тот, — состояние вроде неплохое, но стекло менялось…
— Да, была замена, но стекло же без трещин, — парирую я.
— Оснащение бедненькое. Даже магнитолы нет.
— Не я же ее стащил, комплектация такая. Тут есть все необходимое, но без излишеств. Зато недавно сделали второе ТО. Значит, ближайшие 15 000 км не предвидится никаких вложений. И не забывайте про комплект летней резины…
Но зря я нахваливаю белый хэтчбек с ручной коробкой передач и пластиковой полочкой в том месте, где у других Степвеев переливаются разноцветными огоньками магнитолы. Это как пытаться убедить кого-то, что красная икра лучше черной, или серебро дороже золота. Impossible — невозможно! В итоге заказчик, он же покупатель, по состоянию на конец февраля этого года за эконом-кроссовер без наворотов готов был платить не более 1 200 000 рублей.
Автосалоны
Столько же обещали за Stepway и автосалоны, в которые мы от нечего делать начали с Сергеем наведываться. Обычно в сторону комиссионок даже не смотрю, так как такие площадки платят на 20–40% ниже рыночной стоимости и могут быть полезны разве что тем, кому нужно быстро продать автомобиль. Это не мы, по крайней мере не в данный момент. У нас еще есть время побороться за бо́льшую цену.
Было/стало
Но и автосалоны сменили подход. По телефону уверяют, что готовы конкурировать с частниками и платить рыночную стоимость. Я этому особо не верю. Автосалонам нужно платить зарплаты десяткам, а то и сотням сотрудников, аренду за огромные торговые площади. А еще за кофемашину, стильные кресла в зоне отдыха и сенсорный унитаз, украшающий уборную. Откуда им взять нашу цену? Она, с учетом затрат, просто математически не складывается… И все равно везу Stepway на очередной осмотр. — Так ведь и рынок непредсказуем, — думаю я. — А вдруг?
Было/стало
Марлен — мое контактное лицо на одной их комиссионных площадок. Француз? Нет, армянин с хорошей коммерческой хваткой. Как прицепился ко мне еще при первой встрече, так проходу и не дает. Мы даже с его подачи поучаствовали во внутреннем аукционе. Впрочем, безрезультатно. А еще Марлен названивает мне каждую неделю.
— Алексей, ну как, вы согласны на 1 230 000 рублей?
Как видите, обещая побороться с частниками за более высокую цену, парень не лукавил. Пусть всего на 30 000, но наш Stepway таки подорожал. Позже, где-то через полмесяца, предложение от автосалона повысилось еще на 50 000, до 1 270 000 рублей. Это уже что-то, хотя по-прежнему далеко от желаемой цели в 1 400 000. Но других вариантов все равно нет — которую неделю ни звонков, ни сообщений от покупателей. Такое ощущение, что автомобильный рынок России просто выключили.

Что у вас здесь происходит?!
К началу марта мне уже понятно, что надувшийся пузырь возросших на ровном месте цен на автомобили вот-вот лопнет. Вопрос лишь, когда и насколько мощной будет регрессия. Поглядывая на свои маркеры, пытаюсь понять, как глубоко просядет авторынок. Маркеры, или, как я их еще называю — поплавки, это некие индикаторы, на которые стоит обратить внимание, если те ведут себя странно — притапливаются. Как, например, полное отсутствие покупателей в автосалонах.
Повышенная ключевая ставка ЦБ — первый поплавок ушел под воду, банки перестали выдавать кредиты — второй. Одним днем взлетели мировые цены на кофе, арестована за неуплату налогов блогер Саша Митрошина… три, четыре. Ну ладно, к продаже конкретно этого Степвея кофе и моя бывшая коллега Митрошина имеют посредственное отношение, но есть и куда более близкие ориентиры.
Например, знакомый «перекуп», работающий в секторе до миллиона рублей. Обычный барыга — покупает машины на одном сайте, моет, полирует и продает на другом. Его обычный улов в три–четыре тачки за месяц… менее чем за полгода усох до одной машины в полтора–два месяца. Сейчас вот в продаже завис, в общем-то, неплохой Nissan Teana 2013 года… «Перекуп» жалуется, что при минимальном интересе со стороны покупателей приходится сильно двигаться в цене, уходя в минус. Кстати, его брат тоже «перекуп», работает в сегменте до 500 000 рублей, но чаще старается не покупать тачки дороже трех сотен. Так у него та же фигня: покупателей нет, продаж нет, оборотные средства заморожены.
А тот опытный «перекуп», на которого я время от времени ссылался в блоге, оказывается, уже с год и не «перекуп» вовсе, а автослесарь. Переварить пороги, покрасить крыло, поменять сцепление… По сути, он делает то, что делал раньше, но в более цивилизованном формате и под конкретного заказчика.
— От клиентов отбоя нет, вон очередь на два месяца вперед выстроилась, — хвалится «перекуп». — А тачки продавать… так они же не продаются.
И не только тачки. С начала этого года я сам отработал на официальной работе всего десять смен. Из них четыре дня подменял заболевшего коллегу. Шесть рабочих дней за три месяца, когда я был действительно нужен… Когда такое было? Мой друг со схожей спецификой работы тоже сидит дома. Нет заказов.
С пузырьками и бульканьем еще несколько поплавков уходят под воду. Если честно… все поплавки оказались под водой. Повторяю вопрос — когда такое было? Ответ простой — никогда!
Сливаю тачки
Пазл с перспективой автомобильного рынка России в моей голове вроде бы обрастает приблизительными очертаниями. В нем еще много непонятных пустот — вроде той, к чему это все в итоге приведет? Однако по уже заполненным секторам можно понять, что в ближайшее время ситуация будет только ухудшаться. Возможно, что уже через неделю–две на нынешние ценники мы будем смотреть с завистью. Пока не поздно, советую сливать тачки.
Когда я делюсь своими мыслями со знакомыми «перекупами», да и просто с теми, чьи личные машины находятся в продаже, втайне надеюсь, что те сочтут меня паникером. — Да ладно, Лех, не нагоняй пурги. С продажами все в порядке, просто продавать нужно уметь... Однако паникером меня никто не называет, даже, напротив, соглашаются. — А ведь, по ходу, ты прав. Тачки нужно сливать.
Напомню, таковых у меня в продаже две: собственно Renault Sandero Stepway 2022 года выпуска за теперь уже 1 477 000 рублей. И дизельный Mercedes ML350 2015 года с заходной ценой в 2 800 000 рублей, который я пытаюсь продать с мая прошлого года… Когда находится человек из Краснодара, готовый немедленно приехать за Мерседесом, его расслабленный владелец уезжает на море. Когда появляется реальный покупатель, дающий за машину 2 600 000 рублей, владелец «Мерина» говорит — мало. И уже на следующий день бьет себя рукой по лбу, надо было брать деньги! Какой же я дурак! Тут я с тобой, Тимофей, полностью согласен, потому как за прошедшее время ценник на твой Mercedes уже скукожился до 2 400 000, однако, несмотря на феерическую скидку, желающих его приобрести что-то не видно.




Полагаю, учитывая обстоятельства, реальная стоимость Мерседеса сейчас не более двух миллионов. Это кстати, прямо или косвенно подтверждается предложениями от «перекупов», которые, видя удручающее положение на рынке, резко снизили закупочные ставки: раньше за этот ML они давали два миллиона, а теперь не более полутора. От подобных цифр владельца «Мерса» бросает в дрожь, говорит, что не готов делать такие подарки. Ну-ну…
Все-таки Марлен
У владельца Renault совершенно иная ситуация, ему крупная сумма как раз не помешает. Потому и торгуется Сергей охотнее. Он так же согласен, что в условиях непредсказуемости рынка синица в руке, а именно предложение автосалона, лучше витающего где-то там, за облаками, журавля. Ну что, звоним Марлену? Впрочем, вот он сам, легок на помине.
— Цены на машины быстро снижаются, — автосалон тоже держит руку на пульсе рынка. — Поэтому сейчас мы готовы выкупить ваш Sandero Stepway за 1 200 000 рублей. Ну, может, еще 20 000 накинем за хорошие летние шины.
— Знаете, Марлен, а мы согласны...
Далее 3,5-часовое ожидание в безлюдном теле мультибрендового автосалона, пока заполняются документы, долгожданный подход к кассе и финальное рукопожатие. Вот, собственно, и все, дело сделано. В очень непростой ситуации Renault Sandero Stepway 2022 года выпуска, с пробегом 20 013 км продан за 1 200 000 рублей. Хорошо это или плохо? Честно говоря, я и сам не знаю. Однако Сергей очень доволен, а вот Марлен между делом посетовал, что сегодня как-то подозрительно много автомобилей на приемку: «Только и бегаю из зала на улицу на осмотры».
Это потому, Марлен, что после того как интернет-продажи б/у техники резко дали по тормозам, у продавца-частника остался, по сути, лишь один способ обмена своей машины на деньги — автосалоны. Чем мы с Сергеем сегодня и воспользовались.
Сын Вселенной
Знаете, в чем разница между владельцами Мерседеса и Renault? Один из них живет по понятиям, а другой по законам Вселенной. Один считает затраты: купил за столько-то, вложил столько-то, значит, продавать нужно за столько-то. Другой же, улыбаясь, говорит, что он не в накладе. Мне даже странно, что у меня одновременно два таких непохожих клиента.
— Да, Сергей, конечно же, я верю в Бога. Но есть одна загвоздка, я не верю в церковь. У меня вообще, очень много вопросов к этой... организации.
Наверное, со священнослужителем все же надо бы как-то помягче, покорректнее. А может, и вовсе стоило промолчать. Тут же… как ляпнуть на свадьбе, что невеста страшная! Короче, подставился. Вот и Сергей ушам своим не верит. Сам он, как мне кажется, давно поставил между церковью и Богом знак равенства, что, конечно же, неверно, но это его дело. Меж тем, у нас конфликт интересов.
— А что такое Бог? — не унимается Сергей.
— Э-э-э… не знаю, что-то необъятное, может, Вселенная и есть Бог?
— Ладно, а церковь что такое?
— Посредник… без которого лично я могу обойтись.
В глазах Сергея я, наверное, выгляжу атеистом-богохульником, которого нужно срочно сжечь на костре. Можно прямо здесь, в ресторанчике. Он удивляется тому, что я не посещаю храмы и по привычке называет меня неверующим так часто, что мне приходится его поправлять: «Я верю, Сергей, верю. Просто, скажем так… напрямую»... Ситуация явно забавляет нас обоих.
— Бог и есть необъятное и немыслимое, такое, что не описать словами. Мы не можем себе этого представить, а потому не можем и вообразить. Но мы можем почувствовать его силу. А церковь… это вера.
Вера — это сила
Послушал тут аналитиков, так они прогнозируют, что во втором квартале этого года авторынок от снижения продаж перейдет к росту, а к третьему кварталу, возможно, даже выйдет на прежние объемы. То есть восстановится… Знаете, вера — дело хорошее и даже обязательное. Вера, она как путеводная звезда ведет тебя в нужном направлении, наделяя наше трехмерное пространство вселенским объемом.
Верить можно и нужно. Можно через церковь или в качестве самозанятого. А можно безраздельно, как Сергей, ну просто потому, что в нем веры столько, что ее хватает на всех. Главное не как, главное — верить. Только так мы всю эту хрень преодолеем…
Блин, чуть не забыл, главное — не верить аналитикам. Эти ребята оперируют цифрами уже произошедших событий, и даже когда им кажется, что изучают график в динамике, они все равно на шаг позади рынка. Лучше обратиться к логике, машины ведь не продаются не только потому что упала платежеспособность населения, но и потому, что большой объем денежных средств тем же населением придерживается из-за высоких цен на товары не первой необходимости и неуверенности в завтрашнем дне… Из-за отсутствия веры. Во, я уже как Сергей заговорил)
Вспомните-ка — много ли хороших официальных новостей вы слышали в последнее время? Вот вам и ответ — аналитики врут. Можете считать меня паникером, но я скорее поставлю на то, что авторынок в очередной раз ждет переворот, возможно, наиболее масштабный за последние десятилетия. Таким, каким он был, он точно не будет.




А каким будет? Скоро узнаем, так как, несмотря на риски и неопределенность, я таки не удержался и взял на перепродажу еще один автомобиль — праворукую Toyota Passo. Если уж следить за перестройкой авторынка, то изнутри. На момент выхода этой серии блога у «баклажана», так называет Passo моя жена, уже закончена предпродажная подготовка. Скоро в бой, точнее — в таинственную непредсказуемость российского рынка весны 2025-го в сегменте до миллиона рублей. Вот и посмотрим, к чему это приведет. Продолжение следует…
Бонус-трек
Вначале был камень… Затем, обточенная тем же камнем, дубина. Затем праща, мушкет, шестизарядный Кольт, пулемет «Максим», танки, подлодки, самолеты… несущие ядерные заряды. Еще с первобытных времен человек держит в руках оружие. Он то защищается, то нападает. Становится агрессивнее. Он совершенствует орудия убийства по последнему слову техники, закладывая в него побольше взрывчатки. Он берет в прицел другого человека и жмет на курок… Не сочтите меня пессимистом, но, по-моему, человечество делает все, чтобы себя уничтожить. Не нужно штормов, ураганного ветра и землетрясений. Природа может отдохнуть, мы сами себя аннигилируем.
Особая благодарность Дарье Мещеряковой за обложку микса