Для миллионов россиян, отправляющихся к Черному и Азовскому морям на автомобиле, отпуск начинается и заканчивается на трассе М4. Откуда бы вы ни следовали к южным курортам — из Калининграда, Сибири или с Кольского полуострова — дорога рано или поздно выведет вас сюда. Магистраль «Дон» — одна из самых скоростных и комфортных трасс России: в сети есть рассказы о том, как 1450 км от Москвы до первого прибрежного поселка Джубга (с развязкой на «Сочи — Абхазия»/«Геленджик — Новороссийск — Анапа») преодолевались за 15–18 часов. Можно пойти и по другому пути, превратив эту дорогу в замечательное путешествие длиной в несколько дней. Drom.ru подскажет, как это сделать.
Примерно половина трассы М4 — платные участки: от Москвы и до 633-го км в Воронежской области (с небольшими бесплатными разрывами), потом еще три в Ростовской области и Краснодарском крае. Хорошая, скоростная, качественная дорога европейского уровня — с разделительной полосой, светоотражающими барьерами, множеством придорожных мотелей, площадок для отдыха, заправочными комплексами с туалетами (а то и душем), кафе и магазинами.
Все «платники» имеют альтернативные бесплатные объезды (на навигаторе можно выставить соответствующий режим либо смотреть на указатели объезда — они есть повсеместно). Но бесплатный проезд не имеет никакого практического смысла — если учитывать огромные потери времени (от часа и более на коротких участках) и дополнительные расходы на топливо. На платных дорогах меньше постов ДПС, зачастую разрешена скорость 110 и даже 130 км/ч, много освещенных участков (естественно, нет светофоров и заторы — редкость). Если экономия денег все же в приоритете, самый «затратный» участок от Москвы до 633-го километра в Воронежской области лучше проходить в ночь (льготный режим действуют с полуночи до 7 утра): обойдется в 710 рублей против 1270 днем (и это точно сопоставимо с экономией топлива, которое вы сожжете, проезжая по бесплатным дорогам).
Дополнительно 20 процентов можно сэкономить, купив в сервисных центрах на трассе транспондер за 1000 рублей (вот расположение таких «точек продаж») — приборчик размером со спичечный коробок, крепящийся на лобовое стекло. Деньги за одну поездку «не отобьются» (если проехать в оба конца днем — экономия 600 руб., на других платных дорогах России скидка на проезд по этому транспондеру уже не действует). Но на практике — удобная штука, за которую, право, стоит заплатить: позволяет проезжать пункты оплаты, чуть притормозив и не доставая кошелька (как по выделенным полосам, так и по любой другой — обычно меньше всего очередь в крайней правой полосе).
Выделенные полосы (где в принципе нет оплаты наличными) — не всегда лучший вариант, в том числе и потому, что они могут быть заблокированы рассеянными водителями (как правило, впервые попавшими на платную магистраль). Но в целом, когда перед пунктами оплаты скапливаются огромные очереди, проезд «не доставая кошелька» — преимущество как в скорости передвижения, так и в душевном комфорте (баланс удобнее всего пополнять банковской картой в личном кабинете — 2500 руб. гарантированно хватит для проезда всех 15 участков в обе стороны).
На выделенных полосах, бывает, что перед автомобилем с транспондером шустро пристраивается «халявщик», в расчете что шлагбаум откроется за ваш счет. Рецепт тут один: не подъезжайте ближе 10 метров до терминала, пока перед впереди едущим автомобилем не открылся шлагбаум (иначе деньги спишутся с вас, а шлагбаум откроется «халявщику»).
Платные участки трассы М4 (стоимость проезда, руб.) | ||
Участок (км) | Днем (транспондер) | Ночью (транспондер) |
21–93 | 160 (128) | 80 (64) |
93–211 | 210 (168) | 130 (104) |
225–260 | 80 (64) | 40 (32) |
287–321 | 80 (64) | 40 (32) |
330–414 | 170 (136) | 120 (96) |
414–464 | 110 (88) | 60 (48) |
492–517 | 60 (48) | 30 (24) |
517–544 | 50 (40) | 30 (24) |
544–589 | 100 (80) | 50 (40) |
517–544 | 50 (40) | 30 (24) |
544–589 | 100 (80) | 50 (40) |
589–633 | 100 (80) | 50 (40) |
1091–1119 | 60 (48) | 30 (24) |
1119–1195 | 140 (112) | 70 (56) |
1195–1319 | 200 (160) | 120 (96) |
Всего | 1520 (1216) | 850 (680) |
В пик сезона придорожные мотели могут быть переполнены, а цены завышены. Хороший вариант — съехать в любой город на трассе (Елец, Задонск, Новомосковск, Павловск, Богучар, Миллерово, Каменск-Шахтинский) — и тише, и дешевле, и город посмотрите. Но не стоит рыскать ночью в поисках ночлега (намучаетесь, и вариант не будет оптимальным): гораздо удобнее это сделать через популярные интернет-сервисы бронирования либо через картографические и навигационные программы в смартфоне (к примеру, карты Гугл дают обзор стоимости ночлега по соседству). Отели через системы бронирования в день заезда предлагают стоимость проживания с большим дисконтом — часто бывает так, что «на месте» цена дороже (и никогда — дешевле). Никакого запаса по времени тут не предусмотрено: бронируйте хоть за минуту до появления на крыльце гостиницы — система сработает и вас уже будут ждать.
Тем, кто ночует в автомобиле, лучше останавливаться на оборудованных площадках для отдыха — таких довольно много (65-й, 91-й, 294-й, 329-й, 433-й, 468-й, 504-й, 779-й, 845-й км…). Одна из самых популярных (есть несколько кафе и туалеты) — в районе фактурного отеля «Старый замок» недалеко от Горячего Ключа: здесь останавливаются на ночлег перед последним броском на море. Для комфортной ночевки стоит купить надувной матрас для автомобиля — цены на AliExpress начинаются от 755 рублей.
ДПС — как мобильных экипажей, так и стационарных постов на границе регионов, много, но реально останавливают редко (в практике автора — почти никогда). Самые крупные стационарные посты «Цукерова балка» (при въезде в Краснодарский край) и «Магри» (Большой Сочи) могут с непривычки поразить количеством сотрудников: десяток-другой людей в форме и с жезлами впечатляют — как будто въезжаешь на территорию военного положения. На самом деле все миролюбиво (проезжал с полсотни раз, ни разу не остановившись), хотя та же «Цукерова балка» (недалеко от печально знаменитой станицы Кущевской) имеет дурную славу (надеемся — все в прошлом). Многочисленные жалобы путешественников о досмотрах авто «с пристрастием», в результате которых в салоне вдруг находят наркотики, были рассмотрены МВД России: сейчас на посту установлены дополнительные камеры слежения за сотрудниками.
В любом случае под рукой лучше иметь телефоны служб доверия региональных МВД — большинство излишне ретивых гаишников такой звонок сразу отрезвляет:
Телефоны ГИБДД по трассе М4 | ||
Регион | Телефон доверия | Дежурная часть |
Московская область | 8 495 692-70-66 | 8 495 688-81-71 |
Тульская область | 8 487 232-22-85 | 8 487 232-45-02 |
Липецкая область | 8 474 222-15-41 | 8 474 242-35-54 |
Воронежская область | 8 473 251-12-50 | 8 473 220-20-61 |
Ростовская область | 8 863 249-24-77 | 8 863 249-34-04 |
Краснодарский край | 8 861 224-58-48 | 8 861 231-72-10 |
Сочи | 8 862 224-58-48 | 8 862 268-00-83 |
Хороший пост о том, как противостоять «разводам» ГИБДД на трассе.
Часто там, где есть ограничение скорости (перед наземным пешеходным переходом, к примеру), могут быть установлены камеры фотофиксации, поэтому такие знаки лучше не игнорировать (ну и не забывайте поглядывать на навигатор в своем смартфоне или включите там же режим предупреждения о камерах).
О других схемах развода, которые поджидают водителей, в нашем недавнем материале «Дорога на юг. Семь опасностей, которые поджидают автопутешественников».
«Бутылочное горлышко» в целом скоростной М4 — участок 633–715 км в Павловском районе Воронежской области (платную магистраль введут в декабре 2019 года, сейчас в пути можно видеть ее масштабное строительство). Двухполосная дорога — сейчас единственная такая узкая на всей магистрали «Дон» — проходит через два больших населенных пункта: вытянувшееся вдоль трассы село Лосево (ставшее проклятьем для водителей) и окраины города Павловска. Летом многочасовые пробки здесь — обычное дело (рекорд — 50 км). В штатном режиме участок проходится за час с небольшим, но встрять можно и на три, и на все шесть (из личного опыта). Самая сложная часть — проезд Лосево, где из-за припаркованных по обочинам большегрузов (здесь множество придорожных кафе и прочих объектов сервиса) дорога сильно заужена. С наименьшими потерями этот участок можно пройти ночью (с 23.00 до 07.00) либо заранее проследить дорожную ситуацию и найти пути объезда по навигатору (на подъездах есть и предупреждающие указатели). В интернете также гуляет множество вариантов объезда пробки. Вот, по нашему мнению, один из наиболее полных обзоров от местных журналистов («Вести-Воронеж»). Помощь в качестве проводников предлагают и местные пацаны на скутерах (от 300 руб).
Прочие заторы случаются при выезде/въезде в Москву (можно потерять до часа), при проезде Каменск-Шахтинского и Аксая в Ростовской области, в Краснодаре — в районе моста через реку Кубань и строительства развязки на Южный обход (1342-й км) — оно будет закончено в декабре 2019 года. В прочих местах затруднения движения могут случиться разве что по чрезвычайным обстоятельствам (ДТП, дорожный ремонт) — следите за картой в режиме онлайн в своем смартфоне (иметь обязательно!), во многих случаях «искусственный интеллект» GPS-навигации выдаст альтернативные пути объезда.
Донская столица — интересный для познания, красивый (даже величественный!) город, остановиться здесь стоит минимум на сутки (а лучше — больше). Здесь есть где погулять и на что посмотреть. Начать лучше с приятной для променада главной набережной (Береговая ул.), откуда отправиться в часовой круиз по Дону (450 руб.). По пешеходному Газетному переулку (слева останется Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы и колоритный ростовский Центральный рынок — «Старбаз») подняться до Большой Садовой (смотрите по сторонам — здесь невероятное количество красивейших зданий) и отправиться в сторону Театральной площади. В обратном направлении лучше идти по прогулочной Пушкинской улице — главному ростовскому бульвару. С посещением разных достопримечательностей на маршруте и многочисленных кафе и питейных заведений это займет целый день.
В центре Ростова-на-Дону множество недорогих гостиниц. Альтернативный вариант — поселиться в одном из отелей на левом берегу Дона: в пешеходной доступности от центра (25 мин. через Ворошиловский мост пешком или 100 руб. на такси), но в то же время за пределами городской суеты. Как вариант — отель «Голубая волна» (Drom.ru недавно здесь расселял участников своего фестиваля ЮгМоторШоу-2019 и получил множество положительных отзывов), расположенный прямо на берегу реки (есть собственный бассейн с зоной отдыха): 2400 рублей за номер с качественным завтраком. Плюсом здесь и хороший выезд на М4.
«Главная станица России» легко обходится по объездной (Восточный обход) и редко привлекает туристов (Краснодар — совсем нетуристический город, но при этом с множеством недорогих отелей, в минусе — ужасающие пробки). Единственное, ради чего стоит заехать в кубанскую столицу — парк стадиона ФК «Краснодар» (в просторечии «парк Галицкого» — мецената, который построил его на личные средства). По мнению автора, это лучшее городское пространство России, в котором стоит погулять несколько часов и сделать замечательное фото, а в идеале спланировать путешествие так, чтобы попасть на футбольный матч и насладиться атмосферой великолепного зрелища на одном из лучших стадионов Европы.
Недалеко от трассы М4 (8 км) расположен Карасунский (Восточный) рынок (Краснодар, Стасова, 170). Сюда стоит заехать при возвращении домой, чтобы по полной закупиться овощами и фруктами. Да, вдоль трассы полно различных рынков-развалов «Дары Кубани», но это — настоящий южный базар советского типа, с классическими деревянными прилавками под навесом, добродушными тетушками-продавцами и торговлей с машин от фермерских хозяйств, который удивит вас и огромным ассортиментом, и совсем не курортными ценами «для своих» (а чужих здесь не бывает). В крытом павильоне стоит присмотреться к богатому выбору местных сыров. Работает рынок с 6.00 до 16.00, некоторые павильоны — до 19.00.
Перед проездом по Восточному обходу Краснодара через реку Кубань будет расположен огромный (заявляется, что самый большой в Европе) торговый центр «OZ Молл» — хорошее место докупить все необходимое для отпуска либо для шоппинга при возвращении домой. В курортной зоне, где все цены завышены, а качество часто сомнительное, серьезных покупок лучше избегать.
Выйдя на побережье Черного моря перед Джубгой, М4 раздваивается: направо уходим на Геленджик — Новороссийск — Анапу, налево — на Туапсе — Большой Сочи и пограничный переход в Абхазию.
Путь от Джубги до Сочи — одна из сложнейших и тягучих дорог России: чрезвычайно извилистая нитка идет либо через горные перевалы, либо через курортную зону. Полос для обгона почти нет, поэтому за какой-нибудь платформой с бульдозером выстраивается огромная колонна, которая плетется со скоростью 20 км/ч. Либо можно надолго встать в очередь длиной несколько километров перед нерегулируемым пешеходным переходом, по которому бесконечно бредут курортники с плавательными матрасами и кругами (правда, «зебр» со временем становится все меньше). 160 км пути от Джубги до Дагомыса (далее уже начинается скоростной обход Сочи, построенный к Олимпиаде-2014), если повезет, можно преодолеть и за три часа, а можно ехать и все шесть–восемь. Движение ночью особой выгоды по времени не даст — на дорогу выезжают большегрузы (летом движение днем для них здесь запрещено), плюс даже для опытного водителя дорога здесь в темное время трудна и опасна.
Альтернативных дорог нет. Исключение — путь через Шаумянский перевал: из/в Туапсе в обход курортной зоны Джубга — Небуг с выходом на М4 в Горячем Ключе (много гравийных участков) либо в станице Саратовской (без асфальта будет 7 км непосредственно на перевале). При стандартном трафике этот путь примерно на полчаса дольше, но в пик сезона может сэкономить немало времени (однажды из-за ДТП со смертельным исходом, парализовавшего движение в районе Новомихайловского, это позволило сократить путь на шесть часов).
В отличие от Европы и США винный туризм в России в силу естественных причин практически не развит, хотя Краснодарский край предлагает щедрые возможности. В Темрюкском районе расположено четыре крупных завода: с экскурсионными программами, дегустационными залами и фирменными магазинами с богатейшим ассортиментом и заводскими ценами. В наличии как эксклюзивные продукты, так и эконом-варианты (к примеру, покупка десятилитровой коробки качественного заводского вина за 1495 руб.).
Вот адреса и сайты заводов (все они достаточно компактно расположены):
Помимо больших заводов в Краснодарском крае много винных хозяйств, куда организуют экскурсии с дегустацией — Лефкадия, Мысхако, Семигорье, Шато ле гран Восток, семейная Винодельня Узунов — контакты и адреса этих и других легко найти в интернете.
В противовес — ни в коем случае не стоит покупать бодягу в курортной зоне в ларьках «Домашние вина». Рецепт продаваемого там пойла ужасен — спирт, вода, краситель, ароматизатор. Маркетинг прост — невзыскательные курортники выпьют все.
Совершенно обязательно посещение поселка Абрау-Дюрсо (недалеко от Новороссийска) — и не только из-за самого известного завода шампанских вин (проводятся экскурсии с дегустацией), но и ради одних из самых пасторальных пейзажей в России.
При въезде в Джубгу начинается бесконечная вереница зазывал (в киосках, на автомобилях и просто с убогими картонками «Жилье у моря люкс недорого»). Удивительно, что в эпоху интернета этот пещерный метод еще работает (значит, есть спрос). Гораздо надежнее (удобнее, комфортнее, дешевле) бронировать через популярные интернет-сервисы (booking.com, tvil.ru и подобные) — для начала на день-другой. Понравится — на весь отпуск. Отелей и гостевых домов в последние годы южане настроили в невероятном количестве, предложение превышает спрос, и забронировать двухместный номер в мини-отеле за 1000 рублей (пусть и не в пешей доступности от пляжа) вполне реально. Смотрите на наличие завтрака и небольшой кухни — это позволит сэкономить время и деньги.
Расстаньтесь с мечтой найти на черноморском побережье России в разгар сезона бесплатный красивый и тихий пляж. Все общественные приличные пляжи в это время — сплошная вакханалия: тесно, шумно, грязно, орущие дети, пьяные споры, бесконечная череда торговцев ерундой. Очень сомнительный отдых!
Да, теоретически можно найти спокойные пляжи, но для этого придется добираться в какие-нибудь отдаленные от цивилизации места (скажем, в Малый Утриш) или отправиться в соседнюю Абхазию. Впрочем, это тема для отдельного большого исследования, немного об этом рассказывал здесь.
Стопроцентный вариант получить кусочек моря с комфортом и без помех — номер в санатории/пансионате/гостинице с собственным пляжем. Как альтернатива: пропуска на такой пляж, которые продаются (официально или неофициально) «на месте» (с правом пользоваться всей инфраструктурой: лежаками, зонтом, душем), — от 300 рублей в день за человека.
Большой обзор пляжей Краснодарского края.
Большой Сочи — агломерация из множества городков, курортных и горных поселков, растянувшаяся на 145 километров от поста ДПС в Магри до пограничного перехода в Абхазию на реке Псоу. Большинство достопримечательностей расположены в центральном Сочи и в соседнем Адлере. Статус столицы (пусть и летней) предполагает широкие возможности для содержательного отдыха, и это тема для отдельной большой статьи. Мы же выделим семь основных точек притяжения из разряда «must see».
Как Красная площадь в Москве — можно больше не смотреть ничего, но это посетить обязательно. По огромной территории можно просто гулять или взять экскурсию на гольф-каре у главного входа (1500 руб.). Любителям авто будет интересен музей спортивных автомобилей, расположенный под главной трибуной трассы Формулы 1 (а вот интереснейший «Сочи автомузей» уже не работает).
Здесь же «русский Диснейленд» — тематический «Сочи Парк», созданный по мотивам народных сказок — единственный в России развлекательный парк такого масштаба (2000 руб. за взрослый и 1700 за детский билет). По входному билету доступны масштабное аквашоу «Феникс. Возрождение», в 21.00 — праздничный салют. Олимпийский парк открыт с 08.00 до 24.00 («Сочи Парк» — 10.00–22.00), с парковкой проблем не возникнет. Лучше сочетать поездку в Олимпийский парк с каким-нибудь мероприятием (футбольным или хоккейным матчем, концертом, как минимум — шоу фонтанов): если просто гулять в жару среди олимпийских объектов, возникнет ощущение бесцельности визита.
Другой обязательный пешеходный маршрут с «открыточными видами» — центральная часть города с множеством достопримечательностей: Морской вокзал — парк Ривьера — Железнодорожный вокзал. Движение в центре Сочи хаотичное, да и с парковкой могут возникнуть проблемы, поэтому (как вариант) можно оставить авто у ТЦ «МореМолл» (полчаса прогулки до величественного здания ж/д вокзала по набережной реки Сочи).
Сочинский дендрарий — лучший природный парк в России (и один из лучших в мире). На огромной территории в 49 га собрано более 1700 видов растений со всей планеты. Можно гулять самостоятельно (закладывайте минимум часа четыре), но хорошая экскурсия обогатит мировоззрение. С верхней смотровой площадки (в парке есть собственный фуникулер, 350 руб.) открывается величественная панорама гор Главного Кавказского хребта. Летом парк работает с 08.00 до 19.00, вход — 250 рублей + 100 рублей за экскурсию. Парк «Южные культуры» в Адлере значительно меньше, но он — единственная альтернатива спрятаться от излишнего шума этой суетливой местности.
С вершины горы Ахун (700 м) открываются самые лучшие панорамы всего побережья Сочи — от Адлера до Дагомыса (местные жители считают это место лучшим для обольщения приезжих красавиц). Собственно, только из-за этих величественных видов на море, горы и город с 30-метровой смотровой башни сюда и стоит подняться (100 руб.).
По дороге на Красную Поляну обязательно надо сделать остановку в Скайпарке (10.00–19.00, 1500 руб.) — как минимум для того, чтобы захватило дух при прогулке на высоте более 200 метров через ущелье над рекой Мзымта по одному из самых длинных подвесных мостов в мире (при порывах ветра начинает раскачиваться!) и от величественных окружающих видов. Для любителей более острых ощущений — в наличии ассортимент прыжков в бездну и прочих экстремальных активностей.
Красная Поляна (а также примыкающие к ней село Эсто-Садок, курорты Горки Город, Роза Хутор) — когда-то тихий курортный поселок (впервые побывал здесь еще в конце 70-х), потом элитарный горный курорт, после Олимпиады-2014 стал местом массового паломничества. В свое время путь сюда из Адлера по извилистой горной дороге занимал два часа, сейчас по современной скоростной трассе — 40 минут. Зимой это главный горнолыжный курорт страны, а летом — гармоничное место для экскурсий, приятных прогулок и медитаций на горных склонах (большинство подъемников работает). Цены в многочисленных отелях летом смешные, но сэкономленные деньги лихо потратятся в дорогих местных кафе (в единственном McDonald's — столпотворение). Летом главные точки притяжения — Сочи Казино (в отличие от заграничных заведений на входе потребуется паспорт для регистрации), культурно-этнографический центр «Моя Россия», а также многочисленные возможности для активного отдыха (рафтинг, походы, скалолазание, спелеовылазки).
Мест для ночевки множество, мы же отмечаем, где были сами и рекомендуем.
42-й км. Гостевой дом «Востряково», Московская обл., Домодедово, микрорайон Востряково, пр-т Первого Мая, 14. Двухместный номер — 2000 рублей. Чистые, большие «домашние» номера — есть столовые приборы, холодильник, микроволновка, тапочки, отличный wi-fi, вкусный завтрак. Удобно съезжать с трассы, рядом супермаркет. Для московского региона отличное соотношение цена/качество.
518-й км. Мотель «МаксимуМ». Двухместный номер — 2300 рублей. Придорожный мотель, называющий себя «клубным», и не без основания — прекрасно оборудованные номера с хорошими интерьерами, вкусные завтраки, просторная парковка.
672-й км. Гостиница «Дон». Воронежская область, Павловск, ул. К. Готвальда, 4. Несмотря на спартанские условия — «общежитские» интерьеры и удобства на этаже, отель оставил приятное впечатление — свежий ремонт, чистота при одной из самых низких на трассе цен (1300 руб. за двухместный номер).
740-й км. Мини-гостиница «Арсения». Воронежская обл., Богучарский р-н, с. Вервековка, ул. Пролетарская, 6Б. Двухместный номер — 2200 рублей. Чистый новый отель в тихом месте в 1 км от трассы, в номерах всего по минимуму, но, несмотря на это, удобно. Большая огороженная парковка.
1143-й км. Гостиничный комплекс «Старая мельница». Краснодарский край, станица Кущевская, пер. Дорожный, 5. Двухместный номер — 2400 рублей. Хороший современный отель с большой парковкой и круглосуточной столовой (разнообразное меню, хорошее качество, вкусный кофе).
1390-й км. Гостиничный комплекс «Старый замок». Краснодарский край, Горячий Ключ, а/д М-4 «Дон», 1390-й км + 570 м. Двухместный номер — 2500 рублей. Живописный ночлег в 50 км от Краснодара на берегу горной речки. Большая территория для прогулок, рестораны средневековой и кавказской кухни, собственные пивоварня и СПА-комплекс с пивными ваннами (от 1500 руб. в час). Удивило отсутствие wi-fi в номере на третьем этаже (пришлось спускаться в фойе).
С питанием на этой самой обустроенной трассе России проблем не возникнет. Самое популярное и простое — автозаправочные комплексы («Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть», «Татнефть»), предлагающие достаточно большой ассортимент. Кафе на АЗК «Татнефть» на 750-м км и вовсе работает по принципу столовой (и это место популярно у путешественников). В районе Воронежа и в Ростовской области и Горячем ключе несколько кафе федеральной сети «Помпончик».
1076 км. Столовая «Родина». Ростовская обл., хутор Маяковского, ул. Заводская, 37. С 15 июня 2019 года работает круглосуточно. Лучшее по соотношению цена/качество место на всей трассе (вкусно и разнообразно поесть на двоих можно за 500–600 руб.). Обширнейший ассортимент блюд качеством выше, чем «столовское» (по соседству — кафе с более высоким качеством обслуживания). Туалет — как в хорошем отеле (есть даже душ). Впечатление может испортить лишь вереница прибывших междугородных автобусов (место популярное) — выстраивается очередь и помещение наполняется гвалтом.
32-й км. Горки Ленинские.
Культовая для советских граждан и не утратившая своего очарования усадьба с тенистым парком и мемориальным гаражом с единственным в мире сохранившимся Rolls-Royce «Silver Ghost» на полугусеничном ходу (приобретен в 1922 году в Англии, доработан на Путиловском заводе). Музей Ленина (в свое время это была загородная резиденция вождя) работает! Билеты от 50 рублей (в гараж — 100 руб. с экскурсией). На территории есть гостиница (двухместный номер от 2900 руб).
211-й км. Исток Дона. Тульская обл., Новомосковск, Детский парк, напротив ТЦ «Восход» (Комсомольская, 6А).
В центральной части Новомосковска расположен Детский парк, где из-под земли бьет ручей, дающий начало великой русской реке. Некоторые экскурсоводы, правда, утверждают, что исток находится под стоящим рядом ТЦ, а в парк выведена труба. В Новомосковске много отелей и хостелов, приятное сочетание цены и отзывов у недавно открывшегося бутик-отеля «Истории» (ул. Космонавтов, 37) — 2000 рублей за комфортный двухместный номер.
295-й км. Куликово поле. Тульская область, Куркинский р-н, 1 км от дер. Ивановка (GPS: 53.606072, 38.671801).
Пока историки ломают копья, где на самом деле 8 сентября 1380 года произошло великое сражение между русским войском и полчищем татаро-монголов, музей-заповедник Куликовской битвы расположен здесь — у слияния рек Дон и Непрядва. Мемориал на Красном холме (посещение свободное, с 15 апреля по 14 октября доступны экскурсии) стоит непосредственно на поле брани. Три современных мультимедийных интерактивных музея (дер. Моховое, с. Монастырщино, пос. Епифань) рассказывают о жизни и ратных подвигах минувших лет. Для детей есть музей-квест. Билеты 80–400 рублей, дети до 16 лет бесплатно, выбор экскурсионных программ — за дополнительную плату. На территории несколько гостиниц, самые привлекательные условия в молодежном научном центре «База экспедиции» (Тульская область, Кимовский район, с. Монастырщино, GPS 53.665654, 38.653954 Телефон: +7 (48735) 3-15-49, 2600 руб. за двухместный номер с удобствами).
375-й км. Елец.
Небольшой и невероятно уютный городок (съезд с М4 — 12 км) с обаятельным историческим центром (дома XVIII–XIX вв.). 18 старых церквей, включая огромный действующий Вознесенский собор. Прекрасное место для ночевки: отель «Снегири» (3500 руб.), но в городе есть и недорогие гостиницы, например, «Елец» (двухместный эконом — 1600 руб.). Множество бюджетных кафе и ресторанов. Рекомендуем «Старый город» — чудом сохранившаяся советская атмосфера, цены с копейками и вот такой счет за обед на двоих (с согревающим коньяком для пассажира — дело было в марте):
414-й км. Развлекательный семейный парк «Кудыкина Гора», Липецкая обл., Задонский р-н, с. Каменка.
Парк на берегу Дона на площади 5 га. Множество тематических зон для детей и взрослых: сафари-край с гуляющими в загонах животными, воссозданная по старинным чертежам крепость, лодочная станция и многое другое. На прудах можно покормить водоплавающую птицу. Есть пляж, зоны барбекю. Гигантская 15-метровая скульптура Горыныча, встречающая гостей парка, «оживает» (рычит и извергает пламя) в выходные и праздники в 19.00. На территории есть благоустроенные гостевые домики на 4–5 человек — от 4000 рублей за ночь. 10.00–20.00 (кроме понедельника), вход бесплатный, цены на аттракционы и экскурсии от 150 рублей.
426-й км. Задонск.
С трассы открывается великолепный, словно сошедший с книжных иллюстраций вид на старинный русский город — известный православный паломнический центр. Задонск славится своими монастырями — в первую очередь мужским Рождество-Богородицким и женским Богородице-Тихоновским (Тюнинским), в котором бьет почитающийся православными святыми источник.
483-й км (объездная Воронежа). Дворцовый комплекс Ольденбургских (известный также как «замок принцессы Ольденбургской»), визитная карточка Воронежской области. 396020, Воронежская обл, пгт. Рамонь, ул. Мосина, 21. Среда–воскресенье.
Нетипичный для русской глубинки замок в староанглийском стиле с парком, принадлежавший императорской семье. Открыт со среды по воскресенье. Билеты от 100 рублей, обзорная экскурсия по парку — 80 рублей.
779-й км. Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова. Ростовская обл., Шолоховский р-н, станица Вешенская, ул. Шолохова, 60. Телефон/факс: (86353) 21-377. 9.00–17.00 (ежедневно с 1 мая по 31 октября).
Музей-заповедник певца донского казачества — Михаила Шолохова стоит несколько в стороне (142 км) от трассы. Именно здесь можно окунуться в атмосферу казачьей станицы на рубеже XIX–XX вв, прочувствовать героев культового романа «Тихий Дон». Помогут в этом множество интерактивных экспозиций и богатый на события календарь мероприятий. Единый билет, включающий десять экскурсий по всему комплексу, — 900 рублей (детский — 500). На территории несколько гостиниц, цены — от 1000 рублей за двухместный номер. Есть хороший отчет на Дроме.
929-й км. Парк Лога. Ростовская обл., Каменский р-н, Старая Станица, ул. Большевистская, 77.
Частный парк с причудливым ландшафтным дизайном точно понравится детям. Хорошее место, чтобы размяться, отдохнуть и перекусить. Открыт круглосуточно, вход бесплатный.
931-й км. Каменск-Шахтинский. Музей «Легенды СССР», «Байк-Отель» (дорога на юг) и тематический парк «Патриот».
По обеим сторонам трассы (не заметить невозможно) — комплекс будоражащих взгляд сооружений: музей «Легенды СССР», «Байк-Отель» (дорога на юг) и тематический парк «Патриот» (путь в Москву) от местного предпринимателя Владимира Бесчетного. На двух этажах музея «Легенды СССР» (200/100 руб.) — одна из лучших в стране коллекций советских автомобилей и множество уникальных советских артефактов. Тематический парк «Патриот» — филиал огромного военно-патриотического парка Вооруженных Сил СССР в Кубинке: хаотичный набор различной военной техники (артиллерия, авиация, танки) как времен Великой Отечественной войны, так и более современной. Взгляд будоражат и различные инсталляции из автомототехники. По сути, это целый комплекс с различными кафе и двумя (по обеим сторонам дороги) отелями, смесь современного дизайна и стилизации под советское время.