Корни родословной нашего героя уходят гораздо глубже, чем кажется. Строго говоря, отсчет следует вести не с первой Impreza XV, которую показали на Женевской выставке весной 2010 года, а вернуться к интересной «двойне» из девяностых — Outback Sport для американского рынка и выпускавшейся всего два года внутрияпонской Impreza WRX Gravel Express, приподнятой «пятидверке» с обвесом а-ля «аутбек», двухцветной окраской, «кенгурятником», внешним кожухом запасного колеса и 2,0-литровой оппозитной «турбочетверкой» мощностью 220 л.с.
Impreza XV ориентировалась уже на глобальные рынки. Европейцев и японцев она приманивала массивным псевдовнедорожным обвесом с огромными накладками на колесных арках и рейлингами. Спецификации для России, Австралии, Китая и других регионов имели более весомое преимущество — увеличенный дорожный просвет.
Машины для JDM комплектовались 1,5-литровой «четверкой» EL15 и EJ20 объемом 2,0 литра (150 л.с.) с передним и полным приводом соответственно, 5-ступенчатой механической и 4-ступенчатой автоматической КП. Приходящим в экстаз от аромата солярки европейцам также предлагали 150-сильный 2,0-литровый турбодизель и «ручку-шестиступку».
Процесс маркетингового и смыслового отделения XV от Impreza начался со следующего поколения. Именно его, а не предшественника считают первенцем фамилии. Из названия исчезло упоминание об Импрезе (в США — XV Crosstrek), хотя суть не изменилась. Кроссовер создан на базе хэтча четвертой генерации по старым проверенным рецептам и предпочитал быть, а не казаться. Доработанная подвеска приподняла кузов над землей, да так, что дорожный просвет достиг очень солидных для подобного класса 220 мм, в то время как у Impreza XV максимум 185 мм. Хотя на выбор покупателей влияли не только цифры, но и образ отважного искателя приключений с накладками из неокрашенного пластика на колесных арках, 17-дюймовыми колесами особого дизайна с шинами Yokohama Geolandar G95 225/55R17 и расцветкой Tangerine Orange Pearl, заметной со спутника на околоземной орбите.
Платформа — масштабное переосмысление прежней «тележки». Усилена структура и элементы днища (в частности, задняя часть пола для повышения уровня пассивной безопасности), верхние опоры передних стоек МакФерсон. В задней подвеске нижние соединения шаровые, а не резинометаллические, как раньше. Стабилизаторы поперечной устойчивости жестче, а гидроусилитель руля уступил место электрическому узлу. И конечно, в «базе» полный привод.
Значительные перемены произошли под капотом. У моторов FB16 и FB20 (цифры — округленный объем), сменивших EL и EJ, облегченные шатуны, другой размер цилиндро-поршневой группы. Они тяговитее старых «оппозитников», экономичнее и соответствуют экологическим требованиям Евро-5. Покорять Европу отправили комбинацию 2,0-литрового турбодизеля (147 л.с.) и 6-ступенчатой механической коробки передач.
Другое интересное новшество — вариатор Lineartronic для бензиновых двигателей, сперва появившийся на Legacy, а затем на другой продукции «Созвездия плеяд» и ныне являющийся стандартным оснащением. У него клиновая цепь компании LuK, гидротрансформатор, силовой диапазон 6,28 и имитация шести передач.
Вскоре после старта продаж анонсировали гибрид для японского рынка и США. В Subaru решили не мудрствовать и не удивлять аудиторию технологической оснасткой, а во главу угла поставили принцип «не навреди». 2,0-литровый «атмосферник» доработан для снижения потерь на трение. В CVT интегрирован 13,4-сильный электродвижок. Никель-металлогидридная аккумуляторная батарея притулилась под полом багажника и немного «съела» его полезный объем: 1422 литра со сложенным задним сиденьем вместо 1470 литров у обычной XV. Подвеска и рулевой механизм перенастроены, чтобы скомпенсировать возросшую на 136 кг массу. Улучшена шумоизоляция.
Весной 2017 года произошло сразу несколько важных событий. Первое — Fuji Heavy Industries переименовали в Subaru Corporation. Второе — новый «паркетник» переехал на модульное шасси SGP (Subaru Global Platform), на котором выстроена вся актуальная продуктовая линейка. Внешне он отличается от предка примерно как лягушка в «состоянии покоя» от аккуратно надутой через трубочку. Длина и ширина выросли до 4465 мм и 1800 мм (прежде 4450 мм и 1780 мм соответственно). К колесной базе приплюсовали 30 мм (2665 мм). Округлившийся SUV не утратил и толику узнаваемости — все так же выглядел кровным братом Импрезы, жаждущим приключений. Особенно он хорош в фирменной оранжевой расцветке.
Внутри — бархатная революция. Новая архитектура шасси позволила, с одной стороны, добиться 70-процентного увеличения жесткости кузова на кручение, снижения уровня вибраций и более высокого уровня акустического комфорта. С другой — значительно лучше поглощает энергию удара. Дорожный просвет не изменился (220 мм), но ездовые манеры более изысканные благодаря переработанной подвеске (спереди стойки МакФерсон, сзади двойные поперечные рычаги) и креплением заднего стабилизатора поперечной устойчивости напрямую к кузову. Рулевое управление «заострено» — передаточное отношение укорочено с 14:1 до 13:1. В совокупности все это существенно повысило устойчивость на прямых, улучшило маневренность и комфорт, а шумовиброизоляция достигла беспрецедентно высокого уровня по меркам класса небольших SUV.
Двигатель FB20 (до 156 л.с.) обновлен примерно на 80% и подает топливно-воздушную смесь через систему непосредственного впрыска. «Досталось» и вариатору Lineartronic: он чуть легче, имитирует работу 7-ступенчатой автоматической коробки передач, а его силовой диапазон расширен до 7,03. Привод, как водится, полный, но теперь появилась электронная внедорожная надстройка X-Mode, меняющая алгоритм работы двигателя, CVT, AWD и системы курсовой устойчивости. Заодно предусмотрен отнюдь не лишний ассистент спуска с горы Hill-Descent Control.
На рынке США «паркетник» получил имя собственное Crosstrek, и это не просто имиджевая уловка. В ряде аспектов между XV и заокеанским собратом есть серьезная разница. Взять, например, бензоэлектрические версии. Японский XV e-Boxer относительно незатейлив: вариатор объединен с 13,6-сильным электромотором, под полом багажника находится литий-ионная аккумуляторная батарея на 4,8 А·ч. Эффект от гибридизации ощутим лишь в первые мгновения после старта.
Подзаряжаемый от внешнего источника энергии «американец» Crosstrek Hybrid — другая история. У него комбинация дефорсированного 2,0-литрового двигателя (139 л.с. против 154 л.с.), вариатора и пары электромоторов — один расположен между ДВС и Lineartronic и играет роль генератора для аккумуляторной батареи, а другой вращает колеса в гибридном и полностью электрическом режиме. Совокупно системы развивают 150 л.с. К сильным сторонам относится 27-километровый запас хода на электротяге со скоростью до 105 км/ч и запас хода 772 километра. Без недостатков тоже не обошлось. Мало того, что Hybrid тяжелее обычного Crosstrek более чем на два центнера, так еще и перебивается съежившимся с 589 до 450 литров багажником, подпираемым снизу тяговой литий-ионной АКБ на 8,8 кВт⋅ч.
Через пару лет после премьеры подоспели первые апгрейды. В Японии остался базовый вариант с «один и шесть» и XV e-Boxer. Косметические изменения умеренные. Внутри новшеств побольше — усовершенствованная мультимедийная система, X-Mode с режимами Snow/Dirt и Deep Snow/Mud, стандартный комплекс активной безопасности EyeSight Touring Assist с таким функционалом, как удержание в полосе и адаптивный круиз контроль.
У американской машины свои прелести: 2,5-литровая «четверка» от Форестера (185 л.с. и 239 Нм), вариатор с восемью виртуальными передачами для всех исполнений, другой передний бампер и решетка радиатора, а еще комплектация Sport с двухрежимной X-Mode, индивидуальным декором и 17-дюймовыми колесными дисками собственного дизайна.
Свежий кроссовер пока что представлен в японской спецификации, но уже известно, что отныне он на всех рынках зовется Crosstrek. Дорожки с Impreza разошлись, как и в случае с современным спортседаном WRX, выделенным в отдельное семейство. На былое родство намекают лишь очертания. Кросстрек имеет собственный оригинальный кузов с хищным взглядом светодиодных фар, нарочито грубыми нашлепками неокрашенного пластика на колесных арках и бамперах. Получается, теперь уже Импреза начнет подражать Crosstrek за вычетом внедорожной мишуры?
Платформа SGP локально отшлифована. В частности, повышена жесткость кузова и точек крепления подвесок. Деформируемые зоны лучше поглощают энергию удара. На стыке панели крыши и боковин проложена гасящая вибрации и улучшающая шумоизоляцию салона мастика. Габариты изменились незначительно. Длина и высота — 4480 мм и 1580/1550 мм с рейлингами и без них соответственно, ширина — 1800 мм.
Те, кому по душе пришелся функциональный интерьер универсала Levorg и спорткара WRX, почувствуют себя как дома в унифицированном салоне со знакомым оформлением и вертикальным монитором мультимедийной системы диагональю 11,6 дюйма. В числе обновок — более эргономичные кресла с салазками, крепящиеся непосредственно к кузову без промежуточных кронштейнов. Панель приборов не новомодная виртуальная цифровая, а комбинация аналоговых шкал с 4,2-дюймовым экранчиком бортового компьютера между ними.
На внутреннем рынке новинка появится не раньше 2023 года, поэтому технические подробности японцы пока не спешат раскрывать и лишь упоминают гибридный Crosstrek e-Boxer — у него, как и прежде, 2,0-литровый безнаддувный агрегат с непосредственным впрыском топлива, вариатор Lineartronic и электромотор. Также Subaru сообщает о 200-миллиметровом дорожном просвете для JDM и размерности шин — 225/60R17 и 225/55R18.
Теперь что касается всесторонне улучшенной активной безопасности. У Crosstrek система кругового обзора с четырьмя камерами и светодиодная подсветка поворотов, которая на Subaru раньше не применялась. Комплекс EyeSight следующего поколения со стереокамерой впервые для внутреннего рынка дополнен широкоугольной монокулярной камерой, чтобы быстрее распознавать пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Электрический усилитель тормозов должен помочь ассистентам оперативнее и эффективнее начинать замедление.