Одно из «достижений» автомаркетинга нового времени — альтернатива компактным SUV в виде «кроссоверных» вариантов переднеприводных моделей масс-маркета. То есть кросс-версий хэтчбеков, универсалов и даже седанов сегмента В+. И на сегодня такая подборка по стоимости перешагнула уже далеко за миллион рублей.
Что бы там ни судачили по этому поводу в народе, а востребованность таких машин подтверждает статистика. Так, в семействе Lada Vesta на кросс-версии приходится треть продаж, причем универсал Vesta SW Cross в своей линейке уверенно «отжимает» половину покупателей. Среди Lada Largus на «кроссовую» версию приходится треть, а Lada Granta Cross среди универсалов отбирает половину. То же самое можно сказать про хэтчбек Lada XRAY Cross. Близок к этому показателю и хэтчбек Kia Rio X-Line (и уже случилось его переиздание), причем в данном случае это среди седанов Rio.
Но по внутреннему «долевому участию» рекорд принадлежит кросс-хэтчу Renault Sandero Stepway, который оставил обычному Sandero лишь около 20% рынка. Если же отметить пятерку наиболее востребованных в России моделей, то по итогам двух последних лет в порядке убывания она выглядит так: Rio X-Line, Vesta SW Cross, Sandero Stepway, Largus Cross, Logan Stepway. На этом фоне удивительно, почему до кросс-версий еще не «додумалась» парочка VW Polo/Skoda Rapid.
Так в чем успех таких машин? С точки зрения производителя — они сами себя продают, то есть создание эффектного антуража с увеличенным клиренсом и пластиковым обвесом требует не столь больших затрат, а коммерческий успех очевиден, и предлагать можно в более насыщенных версиях. Со стороны покупателей — крутой облик, повышенная проходимость и защита кузова, тогда как стоимость и эксплуатационные затраты сравнительно невелики. К преимуществам относятся и сохраняющиеся в этом сегменте традиционные технические решения. У всех представленных моделей только атмосферные двигатели с распределенным впрыском, а у части из них — чугунные блоки цилиндров и даже 8-клапанный ГРМ. Кроме электроусилителей руля еще применяются гидроусилители, а также электрогидроусилители. Ну и размер колес все же остается в «бюджетной» зоне расходов.
Определив ценовой диапазон до 1,2 млн рублей, ниже приводим список кросс-моделей в порядке возрастания их базовой цены, хотя варианты исполнения и конечная стоимость различны.
Размеры — 4148/1700/1560 мм
Дорожный просвет — 198 мм
Объем багажника — 355 л
Цены — 615 900–707 900 рублей
Самый доступный по цене компактный кросс-универсал в базе комплектуется 8-клапанным двигателем 1,6 л (87 л.с.) в паре с «ручной» коробкой передач. Притом стартовый уровень Classic компромиссный: только одна подушка безопасности и всего лишь аудиоподготовка, но есть климат-контроль, электропривод и обогрев зеркал, передние электростеклоподъемники, обивка сидений «ткань/экокожа», рейлинги, литые диски 15 дюймов. Второй уровень оснащения Comfort добавляет подушку для пассажира, дистанционный ключ, сигнализацию, подогрев кресел, аудио с USB, SD, Bluetooth — доплата составляет 25 000 рублей, и это можно назвать оптимальным «бюджетным» исполнением.
С версии Comfort открывается доступ и к более мощному мотору 1,6 л в 106 сил — цена 655 900 рублей с учетом «механики», что можно принять за адекватный оптимум, с роботизированной коробкой — на 25 000 рублей дороже. Для более требовательных — версия Luxe (недоступна с базовым двигателем), которая привносит передние «противотуманки», датчики дождя и света, парктроник, электрообогрев лобового стекла, круиз-контроль, задние электростеклоподъемники — цена минимум 682 900 рублей. Новая комплектация Quest (улучшенный «Комфорт» с наценкой 22 000 рублей) предложена с обоими двигателями.
Размеры — 4171/1810/1640 мм
Дорожный просвет — 210 мм
Объем багажника — 361 л
Цены — 790 900–1 094 900 рублей
Пожалуй, в пропорциях это наиболее близкий к «внедорожным» кроссоверам автомобиль, в том числе благодаря самому высокому среди данной подборки клиренсу. Еще бы версию с 4WD и, в сущности, был бы полноценный компактный SUV. А так приходится довольствоваться только выбором силовых агрегатов, коих насчитывается три, но со своими хитростями позиционирования.
Базовый двигатель 1,6 л (106 л.с.) доступен с «механикой» и в самых простых версиях оснащения. Начиная с Classic — передние подушки безопасности, ESP, дистанционный ключ, регулировка руля в двух плоскостях, передние электростеклоподъемники, рейлинги, литые диски 16 дюймов. Но логично (и близко к сбалансированному выбору) выглядит версия Classic Optima: плюс кондиционер, «мультируль», USB, AUX, Bluetooth — за 827 900 рублей. Двигатель 1,6 л в 113 сил сочетается только с вариатором, причем этот «иностранный» тандем предложен с версии Classic Optima за цену 922 900 рублей — то есть почти на «сотку» дороже. Однако дешевле, чем с вазовским мотором 1,8 л (122 л.с.), доступный только с «механикой», но сразу со старшего уровня оснащения Luxe (передние «противотуманки» с функцией подсветки поворота, датчики дождя и света, круиз-контроль, кожаный руль с подогревом, литые диски 17 дюймов) — цена 960 900 рублей. Ко всему с более мощными моторами автомобиль оснащается задними дисковыми тормозами.
Однако именно в старших комплектациях разница в ценах уже не в пользу японского силового агрегата — с ним кросс-хэтч в версии Luxe на 60 000 рублей дороже, чем с 1,8-литровым. Если замахнуться на Luxe Prestige (мультимедиа с дисплеем 7 дюймов и навигацией, тонированные стекла) — то цены 992 900 и 1 052 900 рублей соответственно. Так что приверженцам «топов» есть над чем задуматься. Для эстетов появились также варианты Black и максималистский Instinct.
Размеры — 4470/1756/1682 мм
Дорожный просвет — 195 мм
Объем багажника — 560 л
Цены — 828 900–897 900 рублей
На повестке дня появление в продаже обновленного универсала Lada Largus Cross, но данные пока еще приводим о предшественнике. Автомобиль предлагается в пяти и семиместном исполнении (разница в цене — 23 000 рублей), но в отличие от обычной версии, кросс-вариант доступен только в наиболее дорогих комплектациях — Luxe и Quest. И двигатель только один — более мощный 1,6 л в 106 сил, сочетающийся с механической коробкой передач. Версия Luxe оснащена двумя подушками безопасности, передними «противотуманками», кондиционером, подогревом кресел, кожаным рулем, аудиосистемой с USB, AUX, Bluetooth, рейлингами, литыми дисками 16 дюймов. Версия Quest (минимум 874 900 рублей) отличается трехуровневым подогревом кресел, боковыми зеркалами черного цвета, колесными дисками оригинального дизайна.
Размеры — 4083/1757/1624 мм
Дорожный просвет — 195 мм
Объем багажника — 320 л
Цены — 857 000–1 030 000 рублей
Кросс-хэтч представлен сразу с улучшенной комплектации Stepway Life: две подушки безопасности, передние «противотуманки», дистанционный ключ, кондиционер, подогрев кресел, электропривод и обогрев зеркал, передние электростеклоподъемники, аудио с USB, AUX, Bluetooth, рейлинги, а также доступны опции со всеми тремя двигателями, но есть нюансы.
Разница с базовым 8-клапанным 1,6 л (82 л.с.) и наиболее мощным 1,6 л в 113 сил с учетом «ручной» трансмиссии довольно заметна — 857 000 и 897 000 рублей соответственно, хотя второй вариант можно оценить как оптимальный выбор. Тогда как с двигателем 1,6 л в 102 силы в паре только с классическим 4-диапазонным «автоматом» — это уже минимум 927 000 рублей. Однако в отличие от обычного Sandero здесь 113-сильный мотор еще предлагается и в комплекте с вариатором. Причем для этой пары выделена версия с приставкой City, которая лучше упакована (ESP, круиз-контроль, оригинальная отделка, литые диски 16 дюймов) — и цена уже 954 000 рублей. Второй уровень оснащения Stepway Drive добавляет климат-контроль, кожаный руль, мультимедиа с дисплеем 7 дюймов — отправная цена с базовым мотором — 933 000 рублей.
Седан Logan Stepway, появившийся осенью 2018 года, аккумулирует такие же комплектации (с некоторыми своими особенностями), но цены ниже: 809 000–987 000 рублей. Притом штатно нет рейлингов, зато кузов седан больше в длину (4368 мм), багажник у него 510 литров плюс раздельное складывание спинок (уже в стандартном исполнении).
Размеры — 4424/1785/1537 мм
Дорожный просвет — 203 мм
Объем багажника — 480 л
Цены — 905 900–1 106 900 рублей
«Вестовский» кросс-универсал предлагается сразу с версии Comfort, причем здесь концентрируются все двигатели, коих тоже три, но, в отличие от XRAY Cross, позиционируются в другом порядке. То есть после базового мотора 1,6 л (106 л.с.) следующим выступает 1,8-литровый в 122 силы (и также с «ручной» коробкой передач) — 930 900 рублей. А уже после фигурирует японский тандем в виде мотора 1,6 л в 113 сил в паре с вариатором, и отличие уже существенное — 990 900 рублей.
Comfort включает в себя фронтальные подушки безопасности, ESP, передние «противотуманки», кондиционер, подогрев кресел, круиз-контроль, аудио с USB, AUX, SD, Bluetooth, рейлинги, литые диски 17 дюймов. Наверное, для непривередливых покупателей это можно назвать оптимальным выбором. Оснащение Luxe добавляет боковые подушки безопасности, функцию подсветки поворотов, датчики дождя и света, климат-контроль, органайзер в багажнике. Цены, согласно перечисленным выше силовым агрегатам, — 958 900, 984 900, 1 043 900 рублей соответственно. Также для всех моторов предлагается люкс-вариант с мультимедийной системой с дисплеем 7 дюймов и кожаным рулем с подогревом, что в каждом случае дороже на 41 000 рублей. С более мощными двигателями доступна и топ-версия Luxe Prestige: подогрев задних сидений, там же центральный подлокотник, тонированные стекла — цены 1 046 900 и 1 106 900 соответственно.
Седан Lada Vesta Cross (он пополнил гамму летом 2018 года, то есть даже раньше, чем Logan Stepway) воплощает в себе те же принципы комплектации, что и универсал. Однако кросс-седан заметно доступнее в исходных ценах: 851 900–1 049 900 рублей, а также здесь чуть меньше разница в стоимости на базовую и «люксовую» комплектации — 50 000 против 53 000 рублей. Объем багажника такой же, как стандартный объем у Vesta SW Cross. В целом кросс-седан можно рассматривать как альтернативу универсалу, притом объем продаж пока незначительный — 5-6% среди седанов.
Размеры — 4275/1750/1535 мм
Дорожный просвет — 190 мм
Объем багажника — 390 л
Цены — 979 900–1 274 900 рублей
Обновленный кросс-хэтч вышел в конце 2020 года (вслед за седаном) с укороченным названием (вместо X-Line), хотя принципиальных изменений по силовой части не произошло. Прайс-лист открывается с оснащения Comfort, доступный как для базового двигателя 1,4 л (100 л.с.), так и для 1,6 л (123 л.с.) — с ним стартовая цена 1 004 900 рублей. Причем в обоих случаях кроме 6-ступенчатой «механики» наличествует и 6-ступенчатый «автомат», что обойдется на 40 000 рублей дороже (соответственно, 1 019 900 и 1 044 900 рублей).
С версией Comfort не забалуешь, но жить можно: фронтальные подушки безопасности, ESP, датчики давления в шинах, дистанционный ключ, кондиционер, подогрев кресел и руля, аудио с USB, передние и задние электростеклоподъемники, зеркала с электроприводом и обогревом, рейлинги. Причем для мотора 1,4 л это единственный вариант комплектации. Но оптимальный «расклад» для данной модели видится все же c мотором 1,6 л в следующей комплектации Luxe, где есть парктроник, климат-контроль, электрообогрев форсунок омывателя и лобового стекла, Bluetooth — стоимость минимум 1 039 900 рублей (с учетом «механики»). А вот «жирная» комплектация Style (линзованные фары, передние «противотуманки», датчик света, мультимедиа с дисплеем 8 дюймов, камера заднего вида, оригинальная отделка, литые диски 15 дюймов) доступна только с мотором 1,6 л в паре с «автоматом», цена — 1 134 900 рублей.
Размеры — 4440/1833/1573 мм
Дорожный просвет — 180 мм
Объем багажника — 330 л
Цены — 1 099 990–1 369 990 рублей
В 2020 году российский рынок покинул седан Geely Emgrand 7, так что теперь в модельной линейке бренда только автомобили сегмента SUV, где младшим выступает Geely GS, появившийся в России в 2019 году. Это сравнительно крупный кросс-хэтч, да и начинка тоже соответствует. В отличие от китайского рынка, в России для этой модели не стали предлагать турбомоторы, а представили машину с безальтернативным «атмосферником» объемом 1,8 л (133 л.с.), но который на выбор доступен с 6-ступенчатой «механикой» или 6-ступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями.
Оба варианта трансмиссии предлагаются с базовой версии «Комфорт»: передние подушки безопасности, ESP, датчики давления в шинах, автосвет, парктроник, подогрев форсунок и зоны покоя «дворников», салонное зеркало с автозатемнением, подогрев передних и задних сидений, аудиосистема с USB, рейлинги, литые диски 17 дюймов. Для версии с «роботом» еще добавлены электромеханический «ручник» и круиз-контроль — цена 1 259 990 рублей. И только с роботизированной трансмиссией доступна топ-версия «Люкс», где имеются боковые и оконные «эйрбэги», функция электроскладывания зеркал, кожаный «мультируль», электрорегулировка кресла водителя, мультимедиа с дисплеем 8 дюймов, камера заднего вида, панорамная крыша, литые диски 18 дюймов. Цена 1 369 990 рублей.
Размеры — 4195/1800/1610 мм
Дорожный просвет — 180 мм
Объем багажника — 364 л
Цены — 1 149 900–1 789 900 рублей
Этот «каблучок» здесь как референтный. Официально Kia Soul компанией позиционируется в качестве «кроссовера», но фактически это переднеприводный хэтч с приподнятым кузовом. Появился в 2008 году как самостоятельная, можно сказать, межнишевая модель, а с выходом в 2019 году третьего поколения чуть увеличился в размерах и, главное, в клиренсе, что позволяет записать его в кросс-хэтчи. И спрос на него хороший — по продажам он обходит Kia Ceed.
Правда, в указанную ценовую вилку попадают лишь первые версии с базовым двигателем 1,6 л (123 л.с.), тогда как в целом семейство шикует «атмосферником» 2,0 л (150 л.с.) и турбомотором 1,6 л в 200 сил. Впрочем, уже стартовая комплектация Classic содержит минимальный оптимум: шесть подушек безопасности, ESP, датчики света и давления в шинах, подогрев форсунок, кондиционер, аудио с USB и Bluetooth, электропривод и обогрев зеркал, электростеклоподъемники, задние дисковые тормоза. Доступна не только 6-ступенчатая «механика», но и 6-диапазонный «автомат», хотя с ним стоимость уже 1 209 900 рублей (с учетом наличия подогрева кресел). По такой же цене предлагается версия Comfort (передние «противотуманки», дистанционный ключ, раздельный климат-контроль, кожаный руль, литые диски 16 дюймов) с «ручной» коробкой передач, а с автоматической на 50 000 рублей дороже (но здесь имеется и подогрев руля).