Alto не всегда был красавчиком. Он знавал эстетические взлеты и падения, но при этом оставался и остается одним из самых популярных микрокаров Страны восходящего солнца. Автомобильчик впервые увидел свет в мае 1979 года. Спустя три десятилетия он разошелся по миру тиражом в десять миллионов штук. Из этой армады 4,8 миллиона машин обосновались в Японии, а остальные освоили экспортные регионы. На сегодня внутренний рынок поглотил 5,26 миллиона экземпляров.
Самый первый Alto представлял собой утилитарную версию малолитражки Forte со складным диваном. Среди конструктивных особенностей — задняя рессорная подвеска, рулевой редуктор, барабанные тормоза «по кругу», двухтактный трехцилиндровый моторчик объемом 539 «кубиков». Позже в гамме появился четырехтактный 543-кубовый двигатель и опциональный полный привод. Покупателям он несказанно понравился, в особенности благодаря цене в 470 000 иен (чуть менее 2000 долларов) — более чем на 20% дешевле других микрокаров. Спрос на Alto оказался настолько масштабным, что компания на первых порах не смогла удовлетворить его в полной мере — на каждые пять проданных Alto приходилась лишь пара Forte.
Модель второго поколения (1984–1988 годов), вероятно, оказалась бы очередным рядовым кей-каром эпохи молодости Джона Рэмбо и расцвета Дэвида Боуи, если бы не заряженные турбокомпрессорные «пушки». Более того, появившийся в феврале 1987-го Alto Works первым среди «кейдзидося» достиг разрешенного мощностного лимита в 64 л.с. и кружил головы драйверам с бензином в крови дерзкой хулиганистой внешностью.
Третий по счету Alto (1988–1994 гг.) вызывает у вас жгучее дежавю? Это не случайно — «японец» лег в основу некогда популярного в России бюджетного хэтчбека Daewoo Tico. В той же генерации у Suzuki появился «кузен» Autozam (в дальнейшем — Mazda) Carol. Интересно, что имя придумали задолго до рождения соплатформенника, который мастерски маскировал сузучьи потроха под оригинальной симпатичной скорлупой.
В шестидесятые его носил двухдверный седан — первый четырехместный автомобиль хиросимской компании с 358-кубовой нижневальной «четверкой», независимой подвеской и внешностью большой елочной игрушки. Параллельно с конвейера сходила Carol 600 на неизменной колесной базе (1930 мм) и с двигателем объемом 586 «кубиков». Чуть прибавивший в длину кузовок (с 2990 мм до 3200 мм) и пара задних дверей избавляли пассажиров от изощренных акробатических трюков при посадке и высадке. Век «шестисотки» оказался коротким — в конце 1964 года она передала эстафету Familia 800. Младшая версия выпускалась до 1970-го, а затем исчезла из гаммы почти на 20 лет, чтобы затем возродиться на волне популярности кей-каров в формате «трехдверки» с запоминающимся жизнерадостным дизайном.
Те «старички» весьма хороши собой, но наиболее интересными и смелыми Alto/Carol достойны считаться кей-кары предпоследней итерации (2004–2021 годов): не производили ни тени усредненного впечатления, как некоторые их предшественники. Художники создали эффектный образ с ненавязчивым налетом ретро, гипертрофированным взмахом подоконной линии в задней части кузова и интегрированными в бампер фонарями как у развозного грузовичка. Спорно и… классно! Куда это все подевалось?
Нынешние Альто и Кэрол стали более формальными, обыденными и округлыми. Очертания головной оптики напоминают фары прошлой модели — это едва ли не единственный связующий элемент между поколениями. Радиаторной решетки в привычном понимании по-прежнему нет, хотя под эмблемой появилась нелепая прорезь для забора воздуха. Обратите внимание на лобовое стекло — оно установлено заметно более вертикально, и этот нюанс, увы, не добавляет элегантности.
Автомобили подросли на 50 мм — до 1525 мм. Приподнятый на 45 мм потолок позволил выгадать дополнительный запас пространства над головами. Кроме того, проем передних дверей увеличен на 20 мм для удобства посадки и высадки.
Длина, колесная база и ширина (3395 мм, 2460 мм и 1475 мм соответственно) не изменились. Напомним, что согласно актуальным нормативам для «кейдзидося» расстояние между бамперами не должно быть больше 3,4 метра, предельно допустимая ширина — 1,48 метра, а «рост» — 2 метра.
В основу легла модернизированная платформа Heartect, на которой базируются такие кей-кары, как Lapin, Wagon R, Wagon R Smile, Spacia, Hustler и их аналоги Mazda, а также более крупные модели. Например, Swift, Ignis, Dzire, Baleno и Celerio. Как отмечает компания, шасси отличается легкостью и высокой жесткостью благодаря сварке элементов силовой структуры в виде кольца. Кроме того, между панелью крыши и ее силовой структурой применяется специальный герметик в качестве шумопоглощающего материала. В нем вязнут и звуки дождя, и внешний гул.
Производители кей-каров могут ставить на своих «малышей» максимум 660-кубовые двигатели мощностью 64 л.с. В прошлой генерации Alto присутствовали турбонаддувные исполнения с предельно допустимой отдачей. Увы, пока что их преемники не анонсированы. Начальные хэтчи комплектуются прежним трехцилиндровым R06A объемом 658 куб. см (46 л.с. и 55 Нм) в паре с вариатором. У вышестоящей модификации мягкогибридная силовая установка — 657-кубовый агрегат R06D (49 л.с. и 58 Нм) с системой изменения фаз газораспределения, ассистирующий в первые мгновения разгона 2,6-сильный стартер-генератор (40 Нм), запрятанная под сиденьем переднего пассажира маленькая литий-ионная аккумуляторная батарея и бесступенчатая коробка передач. Такой Suzuki — настоящий малоежка и образчик бережливости. Особенно с передними ведущими колесами. В ездовом цикле WLTC он расходует литр бензина на 27,7 км, что эквивалентно 3,6 л на «сотню».
Для обеих модификаций доступна система полного привода. Довольно необычно, что сзади у Alto с четырьмя ведущими колесами применяется неразрезной мост. JDM-колорит как он есть! Задняя подвеска моноприводного хэтчбека полузависимая.
Простецкий интерьер новинок при ближайшем рассмотрении производит скромное впечатление. Одна только плоская и негостеприимная задняя лавка без подголовников (они — прерогатива только дорогих комплектаций) чего стоит! Оживляют внутреннее пространство лишь обивка «а-ля деним», цветной козырек спидометра и вставка перед пассажиром. На самом же деле кроха вовсе не так прост, как кажется.
В стандартный набор входят шесть подушек безопасности и комплекс систем активной безопасности Suzuki Safety Support с такими помощниками, как функция автоматического торможения в случае возникновения риска столкновения (две камеры днем и ночью выслеживают потенциально опасные объекты, в том числе пешеходов), предупреждение о сходе с полосы движения, предварительное уведомление о запуске двигателя и такая отнюдь не лишняя система, как ассистент «подавления фальстарта». Суть — предотвращение неуправляемого прыжка, если водитель случайно перепутает педали и нажмет акселератор вместо тормоза. Япония славится своими узкими улочками, где иной раз может быть тесно даже для «кейдзидося». Во избежание коллизий с припаркованным транспортом и стенами зданий Suzuki предложила еще одну вспомогательную систему: на скоростях ниже 5 км/ч на 7-дюймовый монитор транслируется изображение с левого бока и фронтальной части. Захочешь, а не столкнешься! Кроме того, предусмотрен цветной проекционный дисплей и функция распознавания дорожных знаков.
Практичность салона на высоте: есть масса вещевых отсеков, в том числе ящичек в передней панели перед пассажиром для хранения больших смартфонов. В нижней части центральной консоли притаилась пара USB-портов для зарядки мобильных устройств.
Апгрейды назрели давно. Сейчас в Японии популярны высокие кей-фургоны типа Honda N-Box. Что касается Alto, то он пытался искупить небольшой салон и скромное оснащение ценой. Несмотря на умеренный прайс, его в основном покупали пожилые граждане или корпоративные парки. В 2020 году продано 61 000 экземпляров. К слову, это примерно вдвое меньше, чем в 2014-м.
Нам было очень интересно узнать, что думают сами японцы о свежем Alto и его «кузене» Mazda. Оказалось, фирменная трактовка концепции легкости и безопасности не всем пришлась по душе. С одной стороны, тамошние пользователи соцсетей называют Suzuki милым и округлым, проводя аналогии с местным дамским угодником Lapin. С другой — сетуют на стилистическую «мягкотелость» и отсутствие версий с механической коробкой передач. Некоторые автомобилисты откровенно раздосадованы этим обстоятельством и не рвутся приобрести кей-кар с вариатором — мол, с CVT не тот уровень драйверского удовольствия.
Прибавка массы тоже не вселяет в эстетствующих товарищей оптимизм. Они отмечают, что самый легкий хэтчбек предыдущего поколения весил 610 кг, а новинка раздобрела минимум на 70 кг. Впрочем, рядовому потребителю эти страдания, скорее всего, до лампочки. Alto никому не обещал сумасшедший кайф за рулем. Это в первую очередь доступная машина. Ее покупали и будут покупать за другие ценности.
Ежемесячно компания планирует продавать порядка 6000 штук. Наиболее дешевый вариант с бензиновым мотором обойдется в 943 800 иен, что эквивалентно 610 590 рублям. Топовый гибрид Suzuki оценен в 1 379 400 иен (892 928 рублей на момент подготовки материала). Он нафарширован комплексом камер, проекционным дисплеем, функцией распознавания дорожных знаков, управлением магнитолой на руле и другими опциями. Кстати, какая-никакая персонализация тоже предусмотрена. В дополнение к однотонным колерам, включая новый темно-синий и мягкий бежевый металлик, предлагаются двухцветные расцветки с контрастной крышей и даже жемчужный окрас кузова.
Что вы думаете о новом Alto и его клоне от Mazda? Интересен ли кей-кар для российских пользователей, или эта концепция жизнеспособна лишь в японских реалиях? Быть может, у вас есть личный опыт эксплуатации крошечного Suzuki? Делитесь своим мнением в комментариях!