Перебои с поставками нашего газа в Европу вызвали некоторое напряжение в среде промышленников Германии и могут оказать влияние на производство автомобилей. Представители трех ключевых автопроизводителей страны — BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen — сообщили агентству Reuters, что будут вынуждены частично перейти с российского газа на нефть, уголь или даже использовать некие «временные решения» при том условии, что правительство разрешит им выбрасывать больше углерода в атмосферу, то есть резко снизить экологичность производства автомобилей. В этом случае фирмы не планируют сокращать объемы выпуска, а лишь компенсируют нехватку энергии самыми широкими мерами экономии. К примеру, в Bosch и Audi заявили, что понизят температуру в офисах…
Такая позиция содержит известный компромисс. Дело в том, что согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в этом году — от месяца к месяцу — и без того продолжается весьма существенное падение объемов сбыта легковых автомобилей в странах Евросоюза, наметившееся еще в прошлом году. Самыми слабыми месяцами первого полугодия нынешнего года стали март и апрель, когда продажи упали на 20,5% и 20,6% соответственно, в июне падение составило 15,4%: вместо миллиона автомобилей с хвостиком, как в 2021 году, дилеры реализовали только 886 000. В условиях сокращения сбыта автопроизводители и так урезали производственные планы и, таким образом, даже если они начнут вместо нашего газа жечь исключительно уголь, «их» атмосфера не так уж и пострадает. Вместе с тем отметим, что сразу же после начала событий на Украине многие заводы и без того сократили выпуск машин (и даже временно останавливались) по причине отсутствия комплектующих украинского производства, о чем мы писали.
Естественно, что «электрические» премьеры привлекают куда большее внимание, чем традиционные, при этом даже если речь идет о модели, в ряду модификаций которой еще предусмотрены версии с ДВС, непременно отмечается, что скоро их выпуск прекратится. О некоторых новинках мы еще поговорим, а пока отметим, что в Германии планируется сокращение государственных субсидий на покупку «электрички», а именно: на модели с ценой до 40 000 евро скидку урежут с 6000 евро до 4500 евро в начале 2023 года, а до начала 2024 года ее сократят до 3000 евро. На более дорогие модели (до 65 000 евро) скидку уменьшат с 5000 евро до 3000 евро. При этом вовсе без скидок остаются юридические лица. Очевидно, что эти решения вызваны ростом бюджетных трат на уровне правительства, а во-вторых, огромными потерями местных бюджетов из-за льгот на парковку электромобилей и прочих.
В свою очередь автомобильные производители соревнуются в объемах «электрических» инвестиций, и практически каждый пример — из разряда глобальных. Вот, к примеру, Volkswagen вложил 800 млн долларов в производство электрокроссовера ID.4 на своем американском заводе в Чаттануге. Ежемесячно немцы собираются изготавливать здесь по 7000 машин. Будет ли завод работать на полную мощность? Вероятно, да, потому что во втором квартале в США было продано 196 000 «электричек», то есть в среднем по 65 000 в месяц, при этом рост от квартала к кварталу — колоссальный. К примеру, относительно второго квартала 2021 года — на 66%, а относительно второго квартала 2020 года — более чем в два раза. Собственно, продажи завозимых из Европы VW ID.4 в США во втором квартале составили 4415 штук. Зреет в недрах VW и особый электрический стартап — с 2026 года концерн планирует продавать ежегодно по 250 000 электрических пикапов и внедорожников марки Scout. Эскизы обеих машин представлены: внедорожник отличается ультракороткими свесами, что вкупе с большим просветом придает ему исключительную геометрическую проходимость.
В свою очередь в Porsche считают, что каждый восьмой из десяти проданных автомобилей бренда к концу нынешнего десятилетия будет электрическим. Собственно, еще в прошлом году Taycan обошел по объему продаж купе 911, при этом 911 остается самой прибыльной моделью Porsche. По мнению руководителя бренда Оливера Блюме, доходность электромобилей Porsche может сравниться с доходностью обычных машин только через два года. Как только это случится, в Porsche начнут увеличивать цены с целью повышения маржи: «электрички» Porsche должны отбить инвестиции, и не только «свои»! Так, в феврале нынешнего года было заявлено о грядущем публичном размещении акций Porsche — отдельно от VW. Эксперты Wall Street Journal сошлись во мнении, что деньги пойдут не только и не столько на сам легендарный бренд, сколько на развитие и продвижение электромобилей всего концерна VW. А планы, нужно сказать, грандиозные. К примеру, большинство заводов по выпуску двигателей VW в обозримой перспективе будут перепрофилированы под выпуск высоковольтных батарей. При этом согласно внутреннему прогнозу компании, к 2040 году менее 20% от общего объема продаж автомобилей всех брендов VW будет приходиться на машины с традиционной силовой установкой, которые к тому времени, вероятно, уже будут называть «нетрадиционными»…
И это перепрофилирование потребует очередных миллиардов. В период с 2020 по 2025 год вложения GM в электромобили составят около 27 млрд евро, Ford — около 29 млрд, а VW — около 43 млрд! Видимо, немецкие типографии устанут печатать все новые и новые акции концерна…
Первым, кого уже коснулись трудности и чей электрический пузырь, похоже, начинает сдуваться, стала Tesla. Недавно Илон Маск заявил, что у него «плохие предчувствия» касательно конца года, и объявил о сокращении 10% персонала (правда, большей частью вспомогательного). При этом он назвал два завода — в Остине (Техас, США) и Берлине — «гигантскими печами по сжиганию денег», на которых компания теряет миллиарды долларов. Собственно, то же самое можно сказать и про всю Tesla. Мы уже писали, что впервые она показала квартальную прибыль на восемнадцатом году своего существования!
Потряхивает и автомобильных гигантов: GM объявил о падении прибыли во втором квартале аж на 40%. Менеджмент ссылается на нехватку чипов: якобы 95 000 машин застряли на заводских складах в некомплектном состоянии, но до конца года должны быть поставлены дилерам. Вместе с тем компания подписала крупный договор с поставщикам электрических компонентов с тем расчетом, чтобы нарастить до 2025 года ежегодный объем выпуска электромобилей до одного миллиона штук в год на территории Северной Америки. Одним из ключевых поставщиков GM станет корейская LG Chem — со второй половины нынешнего года по 2030 год корейцы должны поставить GM почти миллион тонн так называемого катодного материала, то есть никеля, кобальта, лития. Таким образом GM планирует защитить себя от возможных кризисов на рынке этого сырья. Напомним, что именно «благодаря» LG Chem американский концерн в прямом смысле едва не погорел со своими электромобилями: из-за опасности возгорания высоковольтной АКБ как раз корейского производства GM потратил на отзыв моделей два миллиарда долларов, правда, 1,9 млрд из них позже сумел стребовать с корейцев.
Вместе с тем, концерн обратился в Министерство энергетики США, чиновники которого после некоторых раздумий выделили кредит в 2,5 млрд долларов на запуск аж трех заводов, которые GM строит все с той же LG. Всего на эти три завода планируется грохнуть семь миллиардов! Однако почему ведомство выдает такой кредит, ведь, не дай бог, кризис, рецессия или другая напасть, придется «простить» эти заимствования, особенно ради сохранения рабочих мест? Просто президент США Джо Байден потребовал, чтобы к 2030 году половину выпускаемых автомобилей в стране составляли либо электромобили, либо подключаемые гибриды. Спроси его — зачем это нужно Америке — наверняка с ходу не ответит и начнет искать глазами суфлер…
По данным Bloomberg, еще один автогигант — Ford — готовится сократить 8000 сотрудников: резать рабочие места начнут уже этим летом. Под «оптимизацию» попадает и персонал, задействованный в производстве ДВС. Собственно, еще в феврале исполнительный директор компании Джим Фарли заявил: «У нас слишком много людей»… Высвобожденные ресурсы пойдут на развитие все тех же электромобилей, коих до 2023 года Ford должен выпустить в количестве 600 000 штук, а к концу 2026 — более двух миллионов. И это притом что Ford до сих пор не зарабатывает на производстве «электричек», а теряет! Выход в «ноль» планируется только в 2025 году с началом производства электромобилей следующего поколения.
До того времени, как мы уже писали, Ford будет отряжать на электрические цели миллиарды и в этом стремлении рискует ступить на скользкую дорожку. А именно: на днях было объявлено о будущих закупках ячеек для высоковольтных батарей у китайского лидера CATL, специализирующегося в первую очередь на литий-феррум-фосфатных АКБ, которые получили распространение в Китае исключительно по причине дешевизны и относительной простоты конструкции. Их используют без системы жидкостной терморегуляции, стало быть, они более чувствительны к температуре окружающего воздуха и быстрее «жидкостных» АКБ теряют заряд (точнее, активнее тратят его на поддержание собственного температурного баланса), да и живут при тяжелых условиях эксплуатации меньше (быстрее теряют емкость). Это ведь только на побережье Калифорнии круглый год температура — плюс 22-24, а в соседней Неваде летом может стоять дикая жара, а зимой шарахнуть такой снегопад, что мало не покажется. Кроме того, этот тип АКБ далеко не лучший по удельной энергоемкости (Вт-ч/кг). Собственно, из релиза CATL ясно, что со следующего года китайские АКБ будут устанавливать на Mustang Mach-E, а с начала 2024 года — на электрическую версию полноразмерного пикапа F-150 Lightning.
Но и это еще не все. Ford не меньше конкурентов озабочен бесперебойной поставкой сырья для батарей, а потому вложил деньги в разработку месторождений никеля в Индонезии. По тому же пути пошел Hyundai. Спешит вложиться в Индонезию и Toyota: заявлены инвестиции в объеме 1,8 млрд долларов, но уже для производства электромобилей для нужд местного рынка и вообще стран Юго-Восточной Азии. Естественно, японцы тоже держат в голове фактор использование местного сырья.
В Китае в первом полугодии рынок новых автомобилей просел на 6,6% (12,05 млн шт.) в первую очередь за счет падения вэнов и MPV (-15,7%). При этом рынок электромобилей вырос вдвое — до 1,95 млн, что составляет уже 16% от всего сбыта! В «электрических» лидерах здесь — BYD, который недавно по ежемесячным продажам обошел Tesla и продолжает готовить все новые и новые премьеры. А именно: в следующем году будут запущены сразу три новые «электрички»: первой станет компактный хэтчбек Atto 3 (колесная база 2720 мм), который предложат в том числе на рынках Австралии и Японии (BYD уже продает машины в Нидерландах и Норвегии).
Между тем ключевым тормозом китайской автоиндустрии по-прежнему остается нехватка чипов, которая, по мнению топ-менеджеров местных автопроизводителей, продолжит оказывать влияние до конца 2023 года. Кроме того, во многих крупных промышленных центрах Китая до сих пор действуют ограничения из-за ковида, при этом практически везде власти согласовывают работу по «замкнутому циклу», когда сотрудники ночуют на заводе. Однако на поверку эта схема приводит к таким трудностям для работодателя, что фирмы предпочитают останавливать заводы и распускать сотрудников по домам.
В общем, такую вот картину состояния дел в мировом автопроме мы ухватили в конце июля. Вне всякого сомнения, в ближайшие год-полтора раздувание «электрических пузырей» останется ключевой возможностью освоения денег доверчивых инвесторов, однако уже оформляются и другие тенденции, к примеру, «водородная». Об этом и многом другом мы вам непременно расскажем.