Поднебесная знает о совместных автомобильных предприятиях абсолютно все. Первый закон о площадках с привлечением китайских и иностранных инвестиций был принят в июле 1979-го. В течение 1994–2018 годов национальная политика устанавливала следующее правило: иностранные автопроизводители должны создавать СП с местными компаниями, и при этом последние владеют не менее 50% бизнеса. Несколько лет назад было отменено требование, которое запрещало зарубежным игрокам формировать более двух совместных предприятий. Иначе говоря, строй — не хочу. И они строят! Например, Toyota объединила усилия с госкомпанией GAC Group (Guangzhou Automobile Group Co.) еще в далеком 2004-м, а с FAW Group (First Automotive Works, также принадлежит государству) и того раньше — в 2000 году. В настоящее время их союзы выпускают множество моделей. Одни знакомые, другие — тайна за семью печатями для отечественных потребителей. О последних и поговорим.
А начнем мы с упомянутого выше bZ7. Мысленно закройте эмблемы и… идентифицировать марку будет не так-то просто! Тойоту часто обвиняют в спорном и странном дизайне, но в адрес «семерки» претензии неуместны. Изящный купеобразный электрокар смотрится красиво и самобытно. Единственное, к чему могут придраться критики — скобы головной оптики, немного напоминающие фары кроссовера Ferrari Purosangue.
Впервые седан засветили на прошлогоднем мотор-шоу в Гуанчжоу в статусе концепт-кара. Превращение в серийный автомобиль состоялось «малой кровью» — первоначальный дизайн унаследован почти полностью. Изменения носят точечный характер. Например, появились традиционные дверные ручки, обычные зеркала заднего вида вместо камер и дополнительные блоки оптики в переднем бампере. Внутреннее пространство Тойоты полностью соответствует канонам китайского стиля интерьеров (минимализм оформления, отсутствие физических кнопок). Подробности об оснащении пока не разглашаются. Известно лишь о системе автономного вождения, панорамной крыше и 21-дюймовых колесных дисках. Технические характеристики компании тоже не спешат рассекретить. Впрочем, учитывая уровень конкуренции и темпы гонки вооружений в Китае, bZ7 наверняка должна быть мощной.
Долгое время Toyota фокусировалась на гибридах, но в 2021-м наконец-то открыла для себя рынок электрокаров с кроссовером bZ4X, который ныне выпускается не только в Китае, но и Японии. Название на момент презентации казалось бессмысленным набором букв и цифр, хотя на самом деле является образцом логики и порядка. bZ (beyond Zero) указывает на электрическую природу машины и нулевые выбросы. Четверка говорит о позиционировании в фирменной иерархии, а X — о том, что перед нами кроссовер. В основу легла платформа e-TNGA для батарейных транспортных средств с передними стойками Макферсон и двойными поперечными рычагами сзади.
Масштабная комплексная модернизация не заставила себя ждать — она состоялась весной 2025 года и затмила первоначальную спецификацию. Внешности досталось меньше всего, среди наиболее заметных новшеств — более угловатый передний бампер и оптика в форме скоб. Салон полностью переделан: новая передняя панель с 14-дюймовым центральным дисплеем с блоком клавиш для управления акустической системой и климат-контролем. Технически Toyota также здорово подтянулась. Базовая версия теперь сочетает 167-сильный электромотор на передней оси и тяговую аккумуляторную батарею емкостью 57,7 кВт⋅ч. Стандартный накопитель вырос с 71,4 до 73,1 кВт⋅ч, мотор с ним развивает 224 л.с. Сильнее всего удивил топовый полноприводный кроссовер — он выдает 343 л.с. и набирает 100 км/ч за 5,1 секунды! Обещанный запас хода по циклу WLTP — 445, 573 и 520 км соответственно. Цены на дорестайлинговый bZ4X — от 159 800 до 228 800 юаней (от 1 794 636 до 2 569 541 рубля по курсу на момент подготовки материала).
Если «четверка» — это глобальный продукт, представленный в разных регионах планеты, то седан bZ3 от FAW Toyota ориентирован на рынок Поднебесной. Он создан при активной поддержке тамошнего монстра BYD, который предоставляет для проекта тяговые аккумуляторы и электромоторы. По габаритам «тройка» занимает слот между Corolla и Camry. Длина — 4725 мм, колесная база — 2880 мм, ширина — 1835 мм, высота — 1475 мм. Обтекаемость кузова хорошо проработана, производитель заявляет о коэффициенте аэродинамического сопротивления Cx — 0,218.
Платформа e-TNGA такая же, как у bZ4X, но полный привод не предусмотрен. У обеих версий один мотор мощностью 184 л.с. или 245 л.с. В первом случае автомобиль комплектуется тяговой аккумуляторной батареей емкостью 49,92 кВт⋅ч, во втором — 65,28 кВт⋅ч. Запас хода — 517 или 616 км в ездовом цикле CLTC соответственно. Максимальная скорость модификаций ограничена на отметке 160 км/ч.
Салон с огромным, поворачивающимся на 90 градусов монитором, довольно необычен и смел для Тойоты (при вертикальном положении экрана он напоминает интерьеры Tesla), но в целом смотрится свежо и по-своему интересно.
Цены — от 114 800 до 164 800 юаней (от 1 289 263 до 1 850 788 рублей).
Запущенный в этом году кроссовер bZ3X имеет очень схожее название с седаном, но разница между ними существеннее, чем может показаться. Абсолютно другой дизайн — лишь верхушка айсберга. Автомобиль выпускают на заводе GAC Toyota, а его ближайшим родственником является «паркетник» Aion V второго поколения, который увидел свет в 2024-м. Заимствование и оптимизация решений позволили сделать цену чрезвычайно привлекательной. Других положительных сторон тоже хватает. Дизайн добавляет солидности, и в действительности bZ3X компактнее, чем выглядит на фотографиях. Бамперы разделяют 4600 мм, колесная база — 2765 мм, ширина — 1850 мм, высота — 1660 мм.
bZ3X, как и Aion V, спроектирован на шасси GAC Aion Architecture Electric Platform (AEP) 3.0. Импортных компонентов в конструкции — всего 1%, а 65% — китайские. Модификации немного странные: привод только передний, а мощность электромотора различается незначительно. У базовой Toyota — 204 л.с., у топовой — 224 л.с. Первая доступна с тяговой аккумуляторной батареей емкостью 50,03 или 58,37 кВт⋅ч, а самая заряженная по умолчанию идет с АКБ на 67,92 кВт⋅ч. Запас хода по циклу CLTC — 430, 520 и 610 км. Максимальная скорость всех кроссоверов ограничена на 160 км/ч. В оснащение входит система автономного управления Momenta 5.0 с 27 датчиками, включая 11 камер высокого разрешения, 12 ультразвуковых радаров, три радара миллиметрового диапазона и лидар на крыше.
Убранство салона современное китайское: довольно бесхитростная передняя панель с 14,6-дюймовым сенсорным монитором мультимедийной системы на процессоре Qualcomm Snapdragon 8155 и панель приборов диагональю 8,8 дюйма, минимальное количество физических кнопок, светлые тона отделки. Просто, изящно и функционально.
Цены — от 109 800 до 159 800 юаней (от 1 233 110 до 1 794 635 рублей).
Этой весной дебютировал очень симпатичный купеобразный кроссовер bZ5, который на концептуальной стадии назывался bZ3C. Товарный вариант от FAW Toyota практически не отличается от предсерийного. Длина — 4780 мм, колесная база — 2880 мм, ширина — 1866 мм, высота — 1510 мм. Единственная версия приводится 272-сильным электромотором на передней оси. Емкость тяговой аккумуляторной батареи — 73,98 кВт⋅ч. Автономность по методике CLTC — 550 и 630 км.
Цены — от 130 000 до 160 000 юаней (от 1 459 966 до 1 796 882 рублей).
Что вы думаете про электрическое семейство Toyota? Нравится вам линейка или факт сотрудничества с китайцами роняет репутацию японского производителя в глазах отечественных покупателей? А может, давно пора избавиться от старых стереотипов? Какой из электрокаров хотели бы приобрести? Быть может, приходилось ездить или владеть одним из них? Делитесь своим мнением в комментариях!