С «электричками» тойотовцы долго запрягали. Неистовые и истовые адепты бренда убеждены, что это неспроста: дальновидный менеджмент специально никуда не спешил, изучал технологические проблемы и теперь, собрав достаточную статистику, ринется в бой, не спотыкаясь там, где поскользнулись конкуренты. Ненавистники, напротив, обвиняют фирменную инертность и консервативность, а в качестве примера вспоминают долгое и мучительное внедрение японцами турбонаддува в новейшей истории.
Как бы то ни было, компания всерьез взялась за полноценную электрификацию и еще в 2019 году огласила план развития направления. Первую скрипку на ведущих мировых рынках типа Китая и США будет играть унифицированное семейство на модульной платформе e-TNGA, в разработке которой участвовали специалисты Subaru. Архитектура открывает широкие компоновочные перспективы — на ней можно создавать переднеприводные, заднеприводные и полноприводные электромобили с тяговыми АКБ емкостью от 50 до 100 кВт⋅ч и запасом хода от 300 до 500–600 километров. Шасси даст богатый «урожай» — более десяти «электричек» разных форматов, включая целый выводок кроссоверов.
Почти все карты раскрыли на медиапрезентации в декабре 2021 года — тогда журналисты увидели немалую часть запланированных моделей семейства bZ (Beyond Zero, то есть нулевые выбросы углекислого газа) в статусе концептов и прототипов. Исключением стал кроссовер bZ4x (на снимке ниже он в центре, к нему мы вернемся чуть позже), на тот момент получивший пропуск на конвейер. Тонкий намек сделал «паркетник» bZ Compact SUV, bZ Small Crossover, bZ Large SUV (он предположительно превратится в серийную Toyota bZ5x размерами с Highlander с трехрядным салоном и электродвигателем на каждой оси) и, наконец, седан bZ SDN, обернувшийся bZ3x. Говорить о перевоплощении было бы преувеличением — серийный автомобиль почти под копирку унаследовал великолепный дизайн шоу-кара.
Такая красота наверняка пришлась бы по душе и европейцам, и американцам, но распробуют ее жители Поднебесной. «Toyota так долго держалась за свои гибриды, что позабыла о выпуске электромобилей в Китае. Хуже того, большинство гибридов Toyota — это HEV, а не подзаряжаемые PHEV. В Китае только EV (электрокары), PHEV и FCEV (водородомобили) считаются транспортными средствами на “новой энергии” (New Energy Vehicles, NEV), и лишь они имеют право на различные субсидии и другие льготы», — отмечает онлайн-издание CarNewsChina.
Поэтому не стоит удивляться тому, что презентация прошла в стране победившего коммунизма, а к созданию «тройки» приложили руку совместные предприятия с тамошними воротилами автобизнеса — BYD Toyota EV Technology Co. (BTET), «батарейным» гуру BYD Company и FAW Toyota Motor Co. с концерном-монстром FAW. Сборкой с четвертого квартала 2022 года и реализацией через свою дилерскую сеть займется последнее. Весьма показательно, кстати. Еще недавно никто не желал всерьез принимать китайцев, а теперь — пожалуйста! Сама Toyota, фактически первый в мире массовый производитель гибридов, на сегодня продавший более 20 миллионов электрифицированных машин по всему миру, не гнушается сотрудничеством с ними.
За элегантным экстерьером (компания сравнивает язык дизайна с акулой-молотом) — впечатляющий коэффициент аэродинамического сопротивления Cd 0,218, достигнутый как общей проработкой, так и комплексом решений — «замаскированными» дверными ручками, колесными дисками и задним бампером особого дизайна, а также «жалюзи» в переднем бампере. Результат великолепный, хотя и не рекордный. Например, у американских Lucid Air и Tesla Model S значение 0,21 и 0,208 соответственно.
Длина bZ3 — 4725 мм, ширина — 1835 мм, высота — 1475 мм. В качестве сравнения напомним характеристики более крупной Камри — 4885 мм, 1840 мм и 1445 мм. Но колесная база у электрокара больше — 2880 мм против 2825 мм.
От салона мы, честно признаться, удивленно присвистнули! Производитель называет концепцию новинки не иначе как Family Lounge. В ее основу легла идея о том, что автомобиль — это не просто средство передвижения, а место для приятного времяпрепровождения с семьей и друзьями: «Акцентируя внимание на людях, Toyota подчеркивает гармоничное и комфортное внутреннее пространство с расширенными цифровыми функциями, идеально интегрированными в салон в соответствии с предпочтениями клиентов».
Здесь нет привычной тойотовской архитектуры передней панели, и если не смотреть на эмблему, можно подумать, что перед вами какой-нибудь очень качественный и продвинутый «китаец» с большим желанием захватить полмира. Никаких сложных изгибов передней панели а-ля Camry, лишь ровная, как стол, передняя панель, огромный центральный монитор, в который зашито в том числе управление климатической установкой и другими функциями, включая дистанционное открывание багажника, а также небольшая цифровая «приборка» у лобового стекла, тем самым намекающая на то, что для проекционного дисплея места не осталось.
Другая необычная особенность заметна не сразу. Обратите внимание на отсутствие подрулевых переключателей. Указателями поворотов заведуют две клавиши в верхней части спиц рулевого колеса, а управление светом возложено на джойстик слева. Дверные панели тоже не от мира сего. На водительской присутствует только одна клавиша стеклоподъемника вместо традиционного пульта управления всеми четырьмя окнами. Кроме того, не видно ручки открывания двери — очевидно, она находится в подлокотнике, откуда льется синяя подсветка.
Вклад китайской стороны, судя по всему, существенный. Из заявления компании следует, что BYD, специализирующаяся на аккумуляторных батареях и других ключевых технологиях для «электричек», будет поставлять свои литий-железо-фосфатные АКБ. Их конструкция, система охлаждения и управления, а также системы безопасности фактически разработаны заново. Утверждение громкое и многообещающее, но для конечного потребителя гораздо важнее не клеймо на компонентах, а эксплуатационные характеристики. И вот здесь bZ3 есть чем козырнуть.
Тяговые аккумуляторные батареи обеспечат запас хода свыше 600 километров в китайском ездовом цикле CLTC. Особо подчеркивается их долговечность — в течение десяти лет они едва деградируют, сохранив 90% своей емкости, хотя, конечно, эта величина в немалой степени будет зависеть от характера эксплуатации. Как минимум вначале седан предложат с задними ведущими колесами и электромоторами мощностью 185 л.с. и 245 л.с. Масса самой тяжелой модификации — 1835 кг. Максимальную скорость ограничат на 160 км/ч.
Для затравки продемонстрирован тизер перспективного лифтбека из bZ-гаммы. Информации о нем пока нет, но выглядит силуэт здорово. Ну а мы же пока освежим в памяти, что такое кроссовер bZ4x.
Первенец нового электрического семейства в профиль сильно похож на современную Toyota RAV4. Те же купеобразные очертания, «оквадраченные» накладки на колесных арках, спойлер над дверью багажника. Габариты тоже близки. Длина bZ4X — 4690 мм, колесная база — 2850 мм, ширина — 1860 мм, высота — 1650 мм. «Равик» короче на 90 мм, (расстояние между осями у «электрички» больше на целых 160 мм), ýже на условные 5 мм и выше на 40 мм. К преимуществам «икса» относится ровный пол в салоне и простор, что неудивительно при колесной базе больше, чем у Camry.
Шасси e-TNGA — это передние стойки МакФерсон, двойные поперечные рычаги сзади, электромоторы в едином блоке с инверторами и интегрированная в силовую структуру тяговая аккумуляторная батарея емкостью 71,4 кВт⋅ч с напряжением 355 вольт. АКБ работает при диапазоне температуры окружающей среды от минус 30 до плюс 60. Toyota обещает, что за десять лет останется минимум 70% первоначальной емкости, и дает соответствующую гарантию — восемь лет или 160 000 километров, а с расширенным пакетом Extended Battery Care — до десяти лет или миллион километров. Зарядка на 80% от экспресс-терминала потребует около получаса. На некоторых рынках анонсирована опциональная солнечная батарея в крыше.
Базовый переднеприводник (204 л.с. и 266 Нм) разгоняется до 100 км/ч за 7,5 секунды и, как и bZ3, не развивает быстрее 160 км/ч. Полноприводный bZ4X с 80-киловаттным мотором на каждой оси выдает суммарные 218 л.с. и 337 Нм, а по динамике на 0,6 секунды шустрее. Запас хода, правда, чуть скромнее — до 470 км в ездовом цикле WLTP против 516 км у моноприводного SUV.
Салон оформлен в общем стиле с «трешкой» — этакий симбиоз хай-тека, минимализма и уюта. Основной частью функций заведует сенсорный мультимедийный монитор диагональю до 12,3 дюйма. Панель приборов представляет собой небольшой дисплей, сдвинутый к лобовому стеклу. Обычно подобное решение сравнивают с Peugeot, хотя для Toyota оно теперь не в новинку — используется на bZ3 и компактвэне Sienta. У него «приборка» и впрямь немного напоминает французскую.
Одной из самых интересных особенностей кросс-электрокара является опциональное рулевое управление «по проводам» One Motion Grip. Сподобилась-таки Toyota на экзотичное решение, впервые опробованное Infiniti! Кстати, оно же применяется на соплатформенном Lexus RZ 450e. В этом случае традиционную «баранку» заменяет формульный штурвал, поскольку передаточное отношение совершенно другое, руль значительно «острее» (до 150 градусов, или менее полуоборота от упора до упора) и не требует от водителя перехватов при маневрировании.
Напоминанием об участии в проекте Subaru (ее аналог «паркетника» называется Solterra) служит внедорожная надстройка X-Mode с режимами snow/mud и deep snow/mud (для скоростей ниже 20 км/ч). Среди электронных ассистентов есть Grip Control для сложных офф-роудных условий и Downhill Assist Control для спуска с горы.
Такие нынче Тойоты, активно приближающие будущее. Нравятся ли вам подобные электрокары и согласились бы вы пересесть на них с машин, оснащенных ДВС? Делитесь мнением в комментариях!