Увидевший свет в 1968 году Марк оставался в гордом одиночестве вплоть до июня 1977-го, когда в дилерской сети Toyota Auto (ныне — Netz) появился соплатформенный Chaser (X30/X40). «Папаша» завлекал аудиторию люксовым позиционированием. Новинка же ориентировалась на сравнительно молодых японцев.
Внешние отличия от Mark II сводились в первую очередь к дизайну передней и задней частей кузова. В частности, у раннего «чайника» две круглые фары без отдельных дополнительных секций, трапеция радиаторной решетки и горизонтальные, а не вертикальные фонари в хромированной окантовке. Прописные эмблемы «Chaser» на задних крыльях добавляли шика и статусности, хотя автомобиль выглядел несколько вторично и американисто. Особенно это относится к двухдверному хардтопу: его как будто срисовали с Ford Mustang второй генерации!
Колесная база раннего Chaser идентична расстоянию между осями у Mark II (2645 мм). Да и по длине паритет (4530 мм у «четырехдверки»). Но если основоположник племени бросал перчатку Nissan Laurel, то «кузен» скрещивал шпаги с седаном и купе Skyline, которые смотрелись несколько выигрышнее и изощреннее в деталях, чем Toyota.
В гамму двигателей «чайника» вошла 1,8-литровая нижневальная «четверка» 3T-U (98 л.с.) и 2,0-литровые верхневальные агрегаты — четырехцилиндровый 18R-U (100 л.с.) и шестикотловый M-U с карбюратором и системой впрыска топлива M-EU (125 л.с.). Подвеска — со стойками МакФерсон спереди и стандартным неразрезным мостом сзади. Впрочем, продвинутые исполнения могли козырнуть независимой схемой и дисковыми тормозами на обеих осях.
В октябре 1980-го свет увидело второе поколение (X60) в форм-факторах седана и четырехдверного хардтопа. Стилистика поменялась драматически. Купе кануло в Лету — с рождением гран-турера Soarer необходимость в нем отпала. Колесная база осталась прежней. Длина выросла до 4500–4640 мм в зависимости от варианта.
Заложившая основы спортивного имиджа версия Avante стояла особняком: в ее активе числилась 2,0-литровая рядная «шестерка» 1G-EU (125 л.с.), перенастроенная подвеска и шины Michelin. Еще более темпераментный GT мог похвастаться четырехцилиндровым 18R-GEU (135 л.с.) с двумя распредвалами. Год спустя любителям погорячее предложили 2,0-литровый турбонаддувный шестицилиндровый M-TEU (147 л.с.). В августе 1982-го палитру пополнила 24-клапанная «шестерка» 1G-GEU (от 140 л.с.).
За полгода до запуска второго Chaser завершилось формирование семьи «маркообразных»: Toyota сорвала покрывало с роскошной Cresta. Раздельные прямоугольники головной оптики, вертикальная радиаторная решетка, массивные задние стойки и скошенная панель с фонарями наделяли образ изрядной порцией вальяжности и солидности. Особенно хороша топовая комплектация Super Lucent с двухцветным кузовом. Загляденье, не правда ли?
«Креста» оснащалась четырехцилиндровым мотором «один и восемь» (95 л.с.) в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач или 3-ступенчатым «автоматом». Ступенькой выше расположилась 2,0-литровая «шестерка» 1G-EU (125 л.с.), агрегатированная с 5-ступенчатой механической либо 4-ступенчатой автоматической КП. В октябре 1981-го дебютировал турбонаддувный M-TEU объемом 2,0 литра (145 л.с.). А годом позже — 160-сильный форсированный «атмосферник» 1G-GEU. Адептам дизелей пришлось дотерпеть до августа 1983-го, когда в продажу поступила модификация с 2,2-литровой «коптилкой» мощностью 72 л.с. Дорогим вариантам полагалась задняя независимая подвеска.
Вторая итерация «Кресты» (X70, 1984–1988 годов) сохранила индивидуальность. Узкие задние стойки, пластика боковин кузова, треугольнички в задних окнах, раздельные фонари... Мы не рискнем назвать машину красивой, но самобытности ей точно не занимать. Родственный Chaser имел собственные дизайнерские «фишки», выглядел строже и несколько элегантнее.
Колесная база у X70 общая (2660 мм). Габариты варьируются из-за нюансов оформления. Бамперы стандартного «чайника» разделяют 4560 мм, а у Avante — 4630 мм. Длина статусной Cresta — 4690 мм.
С каждым новым витком эволюции «маркообразные» накачивали мускулы. Поколение «семидесятых» сделало в данном направлении качественный рывок вперед — в октябре 1985 года на смену M-TEU пришел рядный шестицилиндровый 1G-GTEU объемом 2,0 литра. Два распредвала и пара турбокомпрессоров выжимали из «пакетика сока» 185 л.с. Весьма убедительно по меркам той эпохи! Предшественник легендарного двигателя 1JZ-GTE ставился на четырехдверные скороходы с обозначением GT Twin Turbo.
В Chaser и Cresta с внутризаводским обозначением X80 (1988–1992 годов) чувствовалось дыхание девяностых. Резкие грани и ровные поверхности ушли в прошлое. Их сменили приятные округлости и в целом спокойный нейтральный экстерьер. Расстояние между осями выросло на 20 мм. Длина единая — 4690 мм.
При беглом осмотре может показаться, что наши герои безликие и почти копируют друг от друга. Запал дизайнеров иссяк? Вовсе нет — смотрим внимательнее! Chaser с раскосой головной оптикой, тоненькими передними стойками и безрамочными дверьми визуально легче, спортивнее и стремительнее. Cresta, напротив, создает впечатление более массивной и степенной представительской машины.
«…Как алмаз рассекает асфальт Чайзер», — слова из песни TourerV команды «75 Цехъ», вероятнее всего, посвящены культовым X90 и X100, но вполне уместны в адрес их предка. Он тоже мог дать жару! Поначалу на вершине находился GT Twin Turbo с 210-сильным наддувным 1G-GTE. Равнодушных к турбоподхватам и суете покупателей привлекали крейсеры с 3,0-литровым безнаддувным 7M-GE от Crown. В августе 1990-го на смену 2,0-литровым «шестеркам», включая компрессорный 1G-GZE (170 л.с.), пришли — барабанная дробь! — двухвальные двигатели 1JZ объемом 2,5 литра в атмосферном формате GE и «горячем» GTE с двумя турбонагнетателями мощностью 280 «лошадей». Другим весомым преимуществом автомобилей с шестикотловыми моторами была задняя независимая подвеска на двойных поперечных рычагах. Вариация с 1,8-литровой «четверкой» по-прежнему громыхала неразрезным мостом.
Симпатичная внешность, мощные современные агрегаты и комфортабельное шасси привели генерацию X80 к успеху: она превзошла по продажам все прочие итерации «маркообразных».
Как отличить Toyota серии X90? Этот вопрос похлеще извечных «кто виноват?» и «что делать?». Чуть более агрессивный передок а-ля лик готового разить врагов самурая, безрамочные двери и загнутые вверх уголки задних фонарей не дадут принять красавца Chaser за сдержанную Cresta. Хотя, конечно, похожи…
Габариты идентичны вплоть до миллиметров: длина — 4750 мм, колесная база — 2730 мм, ширина — 1750 мм, высота — 1390 мм. Главную партию исполняли рядные шестицилиндровые 1JZ и новый безнаддувный 2JZ-GE объемом 3,0 литра (220 л.с.). Банальный МакФерсон спереди наконец-то сменила «двухрычажка». В перечень оснащения вошли электронно-управляемые амортизаторы TEMS, противобуксовочная система, «самоблок», а с октября 1993 года — система постоянного полного привода на автомобилях с 1JZ-GE.
Гамму Chaser разделили на два принципиальных направления — люксовое Avante и спортивное Tourer. Топовый турбокомпрессорный мотор достался «турику-вэшке», всенародно почитаемой модификации Tourer V. Аналогичная была и у Cresta.
Вот мы и подошли к кульминации развития линейки. Добрались до рождения легенды и мечты! О ней грезят как молодые, обожающие раздавать боком пацаны, так и вполне остепенившиеся граждане. Одно слово — любовь, подчиняющая себе все возрасты. В сентябре 1996 года компания представила Chaser финального, шестого поколения (X100) и пятую итерацию Cresta. Особенно удался «чайник» — на редкость запоминающийся, гармоничный и при этом хищный облик! Скольких он поразил в самое сердце, не счесть… Жаль, с каждым годом армия поклонников с безответными чувствами будет только множиться, ибо этих замечательных машин становится все меньше и меньше. А экземпляры без бустапов и прочего тюнинга впору заносить в отдельный реестр и беречь их, словно исчезающую живность.
Изыски художников наложили отпечаток на размеры. Chaser оказался самым компактным в семействе. Его свесы короче, чем у Mark II, на 45 мм. По длине (4715 мм) он недотягивает до «Кресты» 35 мм и ниже ее на 20 мм.
Моторы JZ заполучили систему изменения фаз газораспределения. Наддувная модификация сменила пару турбокомпрессоров на одну более производительную «улитку», что в сочетании с VVT-i заметно улучшило эластичность. Мощность (280 л.с. при 6200 об/мин) не изменилась, но крутящий момент вырос с 363 Нм до 379 Нм, а его пик сместился с 4800 об/мин к 2400 об/мин. Спортивное ответвление «креста» переименовали в Roulant. Соответственно, версия с 1JZ-GTE отныне называлась не Tourer V, а Roulant G.
В 2001-м Chaser и Cresta ушли на покой, однако история «маркообразных» не завершилась, а, напротив, получила продолжение. На горизонте появилась Verossa с итальянским именем (vero — «истина», rosso — «красный») и внешностью фантастического морского гада. Не иначе ее рисовали после изрядной порции саке и просмотра самых извращенных аниме. Контраст с Mark II X110 поразительный! Последний раздобрел, остепенился и на фоне Вероссы казался корпоративным сотрудником в неизменном черном костюме рядом с накрашенным фриком.
Некоторые зарубежные издания клеймили седан позором и называли самым уродливым автомобилем в мире. Мы же воздержимся от оценок и приведем факты. Колесная база относительно «сотого» семейства выросла на 50 мм, до 2780 мм. Длина, напротив, подсократилась (4705 мм), что благоприятно повлияло на пропорции. «Кальмар» все равно кажется вам отвратительным? Тогда вот аргумент за: 1JZ-GTE унаследовала пришедшая на смену Tourer V модификация VR25. Кроме того, в линейку включили 1JZ-FSE (200 л.с.) с непосредственным впрыском топлива. В качестве опции предлагался полный привод.
Век Verossa ожидаемо оказался коротким — в апреле 2004 года экстравагантная модель сошла со сцены. Продано 26 054 экземпляра.
В заключение обзора мы зададим вопрос, звучавший в конце материала про Mark II. Что для вас Chaser и Cresta? Переоцененное старье или любовь, не имеющая срока давности? Перевернутая страница или вечная ценность? Бессмысленная трата денег или полет души и ощущение счастья? Делитесь своим мнением — оно нам очень интересно!