Поднебесная очень далека от России с точки зрения национального менталитета, верований, кухни и, конечно, автомобилизации. Объем и разнообразие китайского рынка способны поразить любое, даже самое буйное воображение! Сегодня мы подробно расскажем о предпочтениях наших азиатских соседей и сильно удивим вас порядком цифр.
Цена: 99 800–174 900 юаней (928 140–1 626 570 рублей по курсу на момент подготовки материала).
В Европе титул бестселлера по итогам 2021 года удерживает Volkswagen Golf (214 069 экземпляров, -24,9% относительно прошлогодней статистики). За океаном самым продаваемым остается полноразмерный пикап Ford F-150 (726 004 штуки, -7,8%). Что касается Китая, то главный любимчик здесь — Nissan Sylphy. За 12 месяцев раскуплено 500 160 машин, что на 7,8% уступает результату 2021 года.
Одного взгляда на седан нынешнего, четвертого по счету поколения достаточно, чтобы понимающе кивнуть и согласиться, мол, не случайно жители Поднебесной сходят по нему с ума. И удивиться, почему американцы относятся к аналогу под именем Sentra с прохладцей: он находится на 27-й строчке заокеанского рейтинга (127 861 единица, +35,1%).
Sylphy — красотка! V-образная радиаторная решетка, «парящая» крыша и стремительный легкий силуэт делают образ спортивным, а коррекция пропорций — гораздо более запоминающимся. По длине и колесной базе — 4641 мм и 2712 мм — машина едва превосходит предшественника. Ширина подросла на целых 115 мм, до 1815 мм, а высота уменьшена примерно на 60 мм (1450 мм). Наконец, коэффициент аэродинамического сопротивления 0,26 — повод снять шляпу перед инженерами, сумевшими приблизить массовый седан по этому параметру к суперкару GT-R.
Жаль, Nissan не блещет темпераментом под стать дизайну. Вначале он выступил с 1,6-литровой атмосферной «четверкой» HR16DE (135 л.с.) и вариатором Xtronic. Минувшей осенью компанию ему составил гибрид Sylphy e-Power с комбинацией 136-сильного электромотора для привода передних колес и трехкотлового безнаддувного HR12DE объемом 1,2 литра (72 л.с.), который выполняет функцию генератора и не имеет связи с движителями. Экологичная модификация выделяется графикой задней оптики и прямоугольными вентиляционными дефлекторами в салоне вместо эффектных круглых.
Цена: 32 800–69 800 юаней (305 040–649 140 рублей).
История провальной индийской Tata Nano вовсе не означает, что потребители в принципе не расположены к маленькому недорогому транспорту. Все зависит от того, как его «готовить». Бренд Wuling, детище совместного предприятия SAIC-GM-Wuling, определенно знает рецепт, хотя само «блюдо» способно шокировать даже бывалых пользователей.
Смотрите и не удивляйтесь: длина равна смехотворным даже по меркам кей-каров 2917 мм. Другие параметры не отстают. Колесная база — 1940 мм, высота — 1621 мм, ширина — 1493 мм. У комичного изделия 12-дюймовые колеса, салончик на четверых и неимоверно грубая передняя панель с жидкокристаллической «приборкой». Ужас-кошмар и издевательство? Отнюдь! Просто экономичное и дешевое транспортное средство, пользующееся огромным спросом. За 2021-й в Китае продано 426 484 единицы, на 257,6% больше, чем годом ранее.
Mini EV, как намекает название, заряжен приводящим заднюю ось 27-сильным электромотором. У базовой версии тяговая аккумуляторная батарея на 9,3 кВт⋅ч и опциональная на 13,9 кВт⋅ч (запас хода — 120 км и 170 км соответственно). Максимальная скорость коробчонки — 100 км/ч.
Цена: 99 900–158 900 юаней (929 070–1 477 770 рублей).
Автомобиль с романтичным названием (в переводе с испанского la vida — жизнь) — исконно китайский продукт наряду с такими неизвестными у нас Volkswagen, как купеобразный седан Lamando, кросс-купе Tiguan X, здоровенный «паркетник» Talagon на модульной архитектуре MQB и Magotan, длиннобазный вариант Пассата. Имя Lavida не только звучное, но и говорящее: компактная модель жизненно важна для марки. В 2021-м продано 393 496 экземпляров — на 6,3% меньше, чем годом ранее, когда Лавида оккупировала вторую позицию национального хит-парада.
Современная, третья итерация Lavida на модульном шасси MQB заметно отличается от предтечей с платформой A4 (PQ34) четвертого Гольфа и слегка азиатским, не вполне характерным для марки дизайном. Актуальный седан и хэтчбеко-универсал Gran Lavida от этой напасти почти избавились.
Наш герой — суть вариация Bora (о ней — чуть ниже) и длиннобазной разновидности глобальной Jetta под названием Sagitar. Соплатформенники собирает совместное предприятие с FAW, а Lavida сходит с конвейера SAIC Volkswagen. Китайская специфика…
Колесная база — 2688 мм — идентична расстоянию между осями у Боры. В гамму силовых агрегатов входит 1,4-литровый бензиновый мотор TSI с турбокомпрессором (150 л.с. и 250 Нм) и преселективный 7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями.
Нынешняя генерация в строю лишь четыре года, но в начале 2022-го успела обновиться. Полагаем, причин тому две — необходимость соответствовать общему корпоративному стандарту дизайна и падение продаж. В 2019 году китайский рынок поглотил 533 186 экземпляров, а в 2020-м запала аудитории хватило «лишь» на 419 793 единицы.
Цена: 98 900–157 000 юаней (919 770–1 460 100 рублей).
Удивительно, но факт: азиатское государство производит достаточное количество SUV, чтобы заселить ими Землю и соседние планеты, но в первую десятку самых популярных попал один лишь Haval H6. Продано 370 438 штук — годом ранее в статистику попало на 1,7% больше, а сама модель удерживала строчку выше. Вернее, модели. Дело в том, что в Китае прорва «эйч-шестых». И это не преувеличение.
Параллельный выпуск разных поколений — одна из удивительных особенностей тамошнего автопрома. Так, на официальном сайте Haval есть не только современный кроссовер и его купеобразная модификация H6S, но и «паркетник» прошлой генерации. Весной 2021 года старичок обновился, дабы не выглядеть архаикой на фоне молодого и яркого наследника. В рамках масштабного апгрейда полностью изменен передок, задняя часть бокового остекления, пятая дверь и фонари.
Повернутая к водителю центральная консоль полностью изменена. Нелепо притороченный посередине передней панели мультимедийный монитор вырвался из оков растянувшихся дефлекторов вентиляции. «Планшет» диагональю 12,3 дюйма расположился сверху, а на центральном тоннеле — джойстик 7-ступенчатого преселективного «робота». Как и прежде, предлагаются две разные 1,5-литровые «турбочетверки» (150 л.с. и 169 л.с.) и наддувный мотор объемом 2,0 литра мощностью 218 л.с. Жаль, привод только передний — китайские бренды часто не утруждают себя созданием полноприводных SUV.
Современный H6 хорош! С хищным прищуром оптики и смелым росчерком поясной линии. Сразу видно, кто здесь молодой, модный и дерзкий! Как водится, со сменой поколений немного подросли габариты. В частности, длина — с 4645 мм до 4653–4683 мм в зависимости от комплектации. А купеобразный H6S со спорным претенциозным стайлингом растянулся до 4727 мм.
У базового H6 — известный по старым Хавейлам 1,5-литровый наддувный мотор (169 л.с. и 285 Нм). Вышестоящее исполнение оснащается наддувным движком объемом 2,0 литра (224 л.с. и 385 Нм) с непосредственным впрыском топлива и системой изменения фаз газораспределения. Коробка передач — безальтернативный 7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями. Привод не только передний, но и полный.
Для кросс-купе предусмотрен 2,0-литровый агрегат и гибридная установка с двигателем «один и пять». Совокупно она выдает 243 л.с. и 530 Нм. До «сотни» бензоэлектрический SUV разгоняется за 7,5 секунды.
Цена: 109 800–159 800 юаней (1 021 140–1 486 140 рублей).
С Короллами тоже царит захватывающая неразбериха. Но перед тем как углубиться в хитросплетение родовых лабиринтов, отметим, что рынок поглотил 321 912 экземпляров (-8,1%). Но стоит приплюсовать сюда статистику по родственным Levin и Allion, как — вуаля! — объем вырастает почти до более чем 580 000 машин! Ловкость рук и никакого мошенничества. Особенно учитывая, что речь идет об идентичных Тойотах на шасси TNGA GA-C. Corolla актуального поколения E210 выпускает СП с FAW, а Levin — GAC Toyota.
Имидж Левина более динамичный и спортивный, но не ждите превосходства над титульной моделью. Оба автомобиля вооружены одинаковыми бензиновыми 1,2-литровыми «турбочетверками» 9NR-FTS (117 л.с. и 185 Нм) в паре с бесступенчатой коробкой передач, а также гибридными системами.
Осенью 2020 года семейство «короллообразных» расширилось. Дебютировали Levin GT и Allion с удлиненной на 50 мм (до 2750 мм) колесной базой и 4720 мм между бамперами. В арсенал являющихся «заглушкой» между обычной Corolla и Camry версий входит 2,0-литровый «атмосферник» M20A-FKS (171 л.с. и 205 Нм). Коробка передач — вариатор.
Цена: от 103 900 юаней (от 966 270 рублей).
Пока прошлогодние герои теряли места в хит-параде, кроссовер Чаньян отвоевывал позиции. Он совершил рывок с девятой строчки на шестую и разошелся в количестве 281 862 штук (+5,6%). С ним тоже все непросто: существует сдержанный, почти невзрачный CS75 прошлой итерации, который увидел свет в 2013 году и более современный CS75 Plus, образчик нового фирменного языка дизайна.
«Семьдесят пятый» — конкурент таких «паркетников», как Mitsubishi Outlander и Toyota RAV4. Длина SUV-старичка — 4650 мм, колесная база — 2700 мм, ширина — 1850 мм, высота — 1715 мм. Рестайлинг 2018 года принес 1,5-литровый наддувный двигатель (178 л.с. и 300 Нм) с 6-ступенчатой механической КП или 7-ступенчатым преселективным «роботом» с двумя сцеплениями. Ведущие колеса передние. Кстати, до модернизации в гамме присутствовал мотор «один и восемь» в комбинации с полным приводом.
CS75 Plus крупнее: длина — 4700 мм, колесная база — 2710 мм, ширина — 1865 мм, высота — 1710 мм. У него передний привод и мотор «один и пять» (188 л.с. и 300 Нм), но в тандеме с 6-ступенчатым «автоматом». А за доплату предлагается 2,0-литровая «турбочетверка» (232 л.с. и 390 Нм) и 8-ступенчатая автоматическая коробка передач.
Цена: от 279 900 юаней (от 2 603 070 рублей).
Седьмой идет — барабанная дробь! — американская «электричка»! А ведь мы в самом начале предупреждали о впечатляющей вариативности китайского рынка. Подтверждение тому — 272 972 Теслы. Хотя в данном случае удивляет не результат сам по себе, а динамика продаж со взлетом на 101,5% и головокружительный рывок с 41-й строчки. У себя на родине, кстати, спрос на «трешку» вдвое скромнее — продано «всего» 121 610 машин.
Предназначенная для Поднебесной Model 3 выезжает из цехов завода Giga Shanghai (он же Gigafactory 3) и предлагается в двух модификациях. Базовая и отнюдь не скучная — с задними ведущими колесами, разгоном до 100 км/ч за 6,1 секунды, максималкой 225 км/ч и запасом хода до 556 километров, согласно национальному ездовому циклу CLTC.
Топовая полноприводная Model 3 Performance вдвое шустрее: полный привод позволяет ей ускоряться за 3,3 секунды. Потолок скорости — 261 км/ч, а радиус действия увеличен до 675 километров.
Цена: от 119 900 юаней (от 1 115 070 рублей).
Неведома зверушка с американской фамилией не имеет к тому самому прославленному заокеанскому Buick никакого отношения, который, к слову, нынче здорово сдулся. А вот на Востоке картина совсем другая — палитра шире в разы, а сбыт на порядок больше.
Седан и универсал Excelle GT стратегически важны для бренда, но интерес к ним постепенно снижается. Видимо, сказывается семилетний возраст. Прошлый год закончился падением на 11,1%, до 263 017 единиц, и сползанием с седьмой на восьмую позицию. При этом «просто» Excelle — самый доступный азиатский Buick на шасси GEM и кузен регионального Chevrolet Onix — находится на бесконечно далекой 398-й строчке (3502 машины).
«Джи-ти» больше младшего брата (длина — 4609 мм) и базируется на общей с Chevrolet Cruze платформе D2XX со стойками МакФерсон сзади. Выглядит он нарядно, но салон с головой выдает бюджетную сущность. И все-таки Excelle GT — не такая уж и дешевка с инженерной точки зрения. После состоявшегося в 2018 году обновления в дополнение к атмосферной «четверке» объемом 1,5 литра (113 л.с., 141 Нм) появился трехкотловый 1,3-литровый с 48-вольтовым стартер-генератором (163 л.с., 230 Нм) и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач.
Цена: от 43 100 юаней (от 400 830 рублей).
Обосновавшееся на девятом месте детище SAIC-GM-Wuling (255 922 машины, -5,3%) с труднопроизносимым названием и задним приводом бывает трех видов. Тот, что с литерой S, на официальном сайте фигурирует среди минивэнов и вмещает до восьми человек, хотя однозначно причислить его к породе однообъемников довольно непросто. С коротким горизонтальным капотом и большим задним свесом он стремится понравиться неравнодушным к универсалам и кроссоверам. Пропорции чудные. Длина — 4420 мм, колесная база — 2720 мм, ширина — всего 1685 мм, а высота — до 1770 мм. Предусмотрена 1,5-литровая «четверка» (105 л.с., 147 Нм) и 6-ступенчатая «механика». Все исполнения имеют зависимую подвеску сзади, но в базе рессоры, а у вышестоящих комплектаций пружины.
Начинка Hongguang S3 из линейки SUV разнообразнее. Два мотора «один и пять» с наддувом и в атмосферном форм-факторе (111 л.с. и 150 л.с. соответственно), независимая задняя подвеска у варианта Luxury. Коробка только 6-ступенчатая механическая. S3 габаритами превосходит «эску»: между бамперами 4655 мм, «рост» 1790 мм, а колесная база — 2800 мм. Посадочных мест пять или семь.
А еще есть Hongguang V, то бишь van. Он сопоставим с компактвэном, вмещает три ряда сидений и идет с моторами объемом 1,2 и 1,5 литра (76 л.с. и 106 л.с. соответственно). Задняя подвеска рессорная.
Цена: 98 800–157 000 юаней (918 840–1 460 100 рублей)
В Европе седан передал эстафету Jetta еще в середине нулевых, продолжив карьеру в стране товарища Мао. Производством занимается площадка FAW-Volkswagen. Интересно, что первая генерация китайской Боры имела ряд индивидуальных внешних решений, а его преемник на той же платформе A4 (PQ34) от Golf IV походил скорее на какой-нибудь BYD, чем на Volkswagen.
Четвертое поколение показали в 2018-м, спустя всего два года после презентации предшественника. Теперь автомобиль представляет собой версию Jetta с модульной архитектурой MQB и колесной базой 2688 мм. А ступенькой выше находится Sagitar — с растянутым до 2731 мм расстоянием между осями.
Снаружи Bora и Jetta похожи, а внутри заметно отличаются. Бора со своей плоской передней панелью и аляповато вписанным в нее мультимедийным монитором производит впечатление удешевленной разновидности.
В палитру силовых агрегатов включены «турбочетверки» объемом 1,2 и 1,4 литра (116 л.с. и 150 л.с. соответственно) с 7-ступенчатой преселективной роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями, а также 1,5-литровый «атмосферник» (113 л.с.), который сочетается с 6-ступенчатой «механикой» или автоматической КП.
По итогам года Bora откатилась с пятой на десятую строчку — продано 248 388 машин (-25,1%).