В последние годы перед выходом четвертого поколения Toyota RAV4 был далеко не лидером сегмента. Когда-то пользовавшаяся бешеной популярностью Toyota уступала и «корейцам», и Volkswagen Tiguan, и конкурентам из Nissan. В 2013 году ситуация, конечно, изменилась: «Равик» — второй после «Кашкая». Но и прежние оппоненты поблизости. Разница в продажах далеко не двукратная, да и смена поколений у кого-то уже произошла, у кого-то — в ближайших перспективах. Так чем должна подкупать легенда японского автопрома своих потенциальных покупателей?
В России RAV4 доступен с тремя двигателями. Двухлитровым 3ZR-FE, который теперь лишился системы бесступенчатого изменения высоты подъема впускных клапанов (Valvematic) и потерял 12 л.с., 2AR-FE объемом 2,5 л, знакомым, например, по Toyota Camry. И, наконец-то, с дизелем, который в Европе был хорошо известен еще по предыдущему RAV4. Это 2,2-литровый 2AR-FTV.
2,5-литровая «четверка» с точки зрения динамических качеств — прекрасный агрегат. Приятен звуком, отзывчив в откликах, в конце концов, для RAV4 более чем достаточен
Моторы «одноразовые», с цепным приводом ГРМ, с фазовращателями на обоих валах (кроме дизеля) и гидрокомпенсаторами зазоров клапанов. Ориентированы на топливо класса Евро-5, на периодичность замены масла через 10 тыс. км, которую лучше несколько сократить (вязкость 0W30, 5W30 и 5W40). К чистоте масла современные двигатели относятся очень критично. Зато в нашем случае неплохо пускаются в морозы.
Двухлитровый «Равик» достаточно популярен, поскольку 3RZ позволяет сэкономить и на стоимости автомобиля, и на бензине
С точки зрения эксплуатации агрегаты раскрыты еще не полностью. Тем не менее, уже есть и кое-какие общие наблюдения, и конкретика по каждому из моторов. Так, для всех двигателей характерны сбои электроники, вызванные различными причинами. У бензиновых установок периодически нужно чистить блок дроссельной заслонки, который в грязном состоянии «обеспечивает» плохие пуски и неровную работу. Цепь, в принципе, должна служить до окончания гарантии, то есть 100 тыс. км, однако бывали случаи, когда ее приходилось менять раньше. Все это в той или иной степени типично для всех современных агрегатов.
2,2-литровый дизель немного адаптировали к российским условиям и в целом этот мотор особых проблем не доставляет
Дизель характерен тем, что специально для российского рынка его лишили сажевого фильтра. Минус одна из возможных проблем. 3RZ просил замены помпы, которая подтекала и отличалась шумом в работе. А бензиновый 2AR, очевидно, достался RAV4 от Camry после «работы над ошибками». Течи переднего и заднего сальников коленвала, а также подклинивавшие муфты системы изменения фаз газораспределения, встречавшиеся на седане, кроссовер не тревожат. Если исключить внешние факторы воздействия — сомнительное топливо или, скажем, «кривую» установку охранных комплексов, — то пока двигатели неисправностями не отличаются.
Следить за температурой двигателя придется посредством вот такого маленького индикатора в одном из информационных дисплейчиков. Спасибо и на этом
Трансмиссия изучена получше, хотя и с одним исключением. 6-ступенчаый «автомат» U760F, который устанавливается вместе с 2,5-литровым мотором, по-прежнему загадочен. Нет еще тех пробегов, которые бы могли предоставить по нему всеобъемлющую статистику. На механическую коробку передач жалуются в основном в таком контексте: в морозы становится тугой педаль сцепления. Оставим это без комментариев.
6-ступенчатые «автоматы» Toyota оперативно переключают передачи, тяготеют к верхним ступеням и требуют корректной эксплуатации и периодического обслуживания. Вместе с тем, двигатели с ними наиболее полно реализуют свой потенциал
А вот проблемы вариатора K311F, сагрегатированного с двухлитровым мотором, прокомментировать нужно. Известный на многих других моделях Toyota — легковых — на RAV4 он испытывает повышенные нагрузки. Само собой, на бездорожье, которое для CVT противопоказано. Если практиковать частые off-road-вылазки, то не стоит удивляться тому, что ключевой узел прослужит чуть больше гарантийного срока. Или меньше — как повезет. В общем-то, «приговорить» вариатор можно достаточно быстро — пробуксовкой и последующим жестким «фрикционным» контактом с поверхностью. Для K311 характерны и другие неприятности. К примеру, выход из строя подшипников первичного и вторичного валов. Это, очевидно, уже конструктивная особенность. К таковой же можно отнести и течь по фланцу, соединяющему дифференциал с «раздаткой» — информация об этом встречается.
И передняя, и задняя подвеска достались четвертому «Равику» от предшественника. Обратите внимание — шаровые опоры съемные
6-ступенчатая автоматическая трансмиссия U660F доступна с дизелем. Она знакома по ряду моделей (в частности, Camry), на которых идет вместе с 3,5-литровым бензиновым V6. Коробка проблемная. При «нежной» эксплуатации способна выхаживать до 150 тыс. км, но агрессивная езда может уничтожить ее более чем в полтора раза быстрее. Казалось бы, 2,2-литровый турбодизель не чета объемной «бензинке». Однако крутящий момент 2AD-FTV всего лишь на 6 Нм меньше, чем у «шестерки». Так что АКП стоит поберечь — не рвать активно со светофоров и долго не двигаться на высоких скоростях. А при первых признаках неадекватной работы — сразу обращаться в сервис. В противном случае восстанавливать придется весь «автомат» — под замену идут все пакеты фрикционов, планетарные ряды, гидротрансформатор, плита «клапанки».
«Рудимент» выхлопной трубы, торчащий ниже поддона двигателя, «прерогатива» 2,5-литрового 2AR-FE. Мы намеряли около 170 мм. Но есть информация и о 165 мм, и о 161 мм. Притом что «официально» клиренс RAV4 — 197 мм
Беречь надо и муфту подключения задних колес. Если ее принудительно не блокировать перед сложными участками, есть риск перегрева. Но о каких-то отказах речи пока не идет.
Муфта подключения задних колес пока не подводила, тем не менее, будучи незаблокированной, перегревается
Подвеска в составе переднего McPherson и задней схемы на двойных поперечных рычагах досталась нынешнему «Равику» от предшественника. Все предсказуемо и надежно. Передние шаровые на болтах, амортизаторы готовы «сухими» работать весь гарантийный срок, пружины не просядут за те же 100 тыс. км. И все же один неприятный момент присутствует. Некоторые владельцы жаловались и жалуются на своеобразное поведение задней подвески при проезде вертикальных неровностей вроде трамвайных рельсов. Ощутимый удар сопровождается звуком, кроме того, создается ощущение, будто подвеску дернули назад. Такое характерно для небольших порожних грузовичков. Виновными в подобной особенности были признаны сайлент-блоки. Отзывной кампании не было, но рычаги по желанию клиентов меняют на те, у которых доработаны резиновые элементы. Еще один конструктивный нюанс — торчащая под задними рычагами резьбовая часть стоек стабилизатора. Иногда они гнутся.
Задние рычаги могут преподнести сюрприз не только своими сайлент-блоками. Во-первых, «неприлично» вниз торчат резьбовые части линков. Во-вторых, есть случаи, когда повреждался электронный разъем датчика положения кузова, отвечающий за коррекцию фар
RAV4 может напрягать и по мелочам. Цветущим и облезающим «хромом» на внешних элементах декора. Скрипом подушки водительского сиденья. Скрипом руля, чем еще со времен появления Camry последнего поколения отличался спиральный контакт. Подтеками конденсата из креплений солнцезащитных козырьков. Нужно уточнить — что-то связано с агрессивной средой эксплуатации, что-то встречается крайне редко. Какие-то нюансы хозяева автомобилей могут и не заметить.
У RAV4, без сомнения, классные тормоза, абсолютно соответствующие динамическим возможностям автомобиля
Много недостатков или мало? Вопрос, пожалуй, необходимо задавать в ином ракурсе. Какова эксплуатационная беспроблемность RAV4? Она, к сожалению или к счастью, для современных кроссоверов типична. Все, чего ни коснись, будь то муфта в приводе колес, вариатор, откровенная «бытовуха», «автоматы» или электронные глюки, все сейчас характерно и, увы, предсказуемо. В этом «Равик» явно не хуже конкурентов. Но и петь ему дифирамбы точно не стоит. Разве что можно обратиться к его ходовым и потребительским качествам...
Определяет ли внешность позиционирование автомобиля и его адресацию тем или иным группам потребителей? Вопрос спорный, однако RAV4 — пример того, что иногда подобное происходит. Ведь чем как не суровым и даже агрессивным обликом объяснить тот факт, что нынешний «Равик» больше не откровенно женский автомобиль. Мужчины за его рулем теперь не редкость, причем иногда это мужчины в возрасте.
RAV4 олицетворяет собой тот случай, когда производитель поставил на внешность, а не на потребительские качества. И угадал! Целевая аудитория сменилась с женской на мужскую. Причем берут автомобиль люди немолодые, нередко выбирая его вместо более крупных бэушных внедорожников
Интерьер под стать экстерьеру. Хотя бы в том, что с прежними поколениями не имеет ничего общего и к тому же не симметричен. Впрочем, характерное для всех Toyota место присутствует. Несмотря на то что клавиши сконцентрированы в нескольких зонах, управлять «музыкой», климатом, прочими системами просто. А ссылка на третий RAV4 все-таки имеется — на материалах опять сэкономили. Кожзамом с мягкой подложкой обшита лишь узкая полоска, уходящая от консоли к правой двери. Все остальные материалы — жесткие.
Посадка, если не принимать во внимание высоту кузова, абсолютно легковая. Диапазонов регулировок должно хватать на водителей любого телосложения
Посадка стала более легковой, кажется, увеличились диапазоны регулировок водительского сиденья. И совершенно точно, что преобразился его профиль, получивший, наконец, ярко выраженную боковую поддержку. Сзади просторнее, спинки регулируются по углу наклона. Жаль, кроме карманов в дверях (даже в максимальной комплектации) больше никаких удобств. Багажник — со своими нюансами. В оснащениях с 18-дюймовыми колесами можно рассчитывать на полный его объем, поскольку под полом только «докатка». У остальных «Равиков», что имеют 17-дюймовые колеса, «запаска» полноразмерная — грузовой отсек сокращен на 41 л.
В таком виде объем багажника составляет 547 и 1746 л. То есть только в тех версиях, где колеса имеют диаметр 18 дюймов
В этом случае запасное колесо полноразмерное — багажник сокращен на 41 л.
Ходовую часть, доставшуюся от предшественника, переработали настолько, что третий RAV4 в нынешнем узнать трудно. Руль острый, крены минимальны, уводов шин почти нет, колебания неподрессоренных масс практически не чувствуются. По части настроек «Равик» даже не кроссовер-паркетник — легковой автомобиль, позволяющий не без интереса проходить повороты разной кривизны. И это притом что для российского рынка использованы пружины подлиннее и стабилизаторы с меньшим диаметром прутка. Управляемости не мешают, плавность хода не улучшают. Да, за качественные асфальтовые настройки приходится расплачиваться. Если на сравнительно укатанных гравийках RAV4 еще способен изолировать сидящих внутри от дорожной действительности, то разбитый асфальт воспринимает достаточно болезненно. Трясет и на руль многое приходит. Вдобавок проявился «эффект задних рычагов», о чем было сказано выше. Дискомфорта добавляет и неважная шумоизоляция колесных арок — шины слышно едва ли не на любых скоростях.
Ходы подвески откровенно легковые. Уповать можно только на принудительную блокировку муфты и систему стабилизации, которая «подкусывает» свободно вращающиеся колеса
Дизельный «Равик» на сей раз на тест не достался. Хотя Drom.ru с ним уже знакомился. И отмечал минимум вибраций и шума, а также отличную тягу в диапазоне между 2000 и 4000 об/мин. Интересный агрегат! А 2,5-литровая бензиновая «четверка» — классная. Хотя поначалу казалось, что RAV4 с ним не оставит каких-то ярких впечатлений. Ведь прекрасно подходящий, например, для Camry, здесь 2AR обременен лишней нагрузкой почти в два центнера. Но нет, и кроссовер с ним — качественный трассовый автомобиль. Звуковым давлением слух не напрягает, выстреливать можно и на скоростях за 140 км/ч, поскольку мотор охотно крутится до красной зоны, заметно оживляясь после 3500 об/мин. Момент есть и на низах, однако показательной тягу здесь не назовешь. В разгонах с 2000-2500 об/мин помогает «автомат», оперативно спускающийся на пару ступеней вниз. Победить же его стремление к высшим передачам можно режимом Sport или переключением вручную. В общем, в «дальнобое», да еще по ровным дорогам, нынешний RAV4 оставит только приятные впечатления.
В минимальной комплектации «Стандарт» за 995 000 руб. RAV4 полагается только двухлитровый двигатель. Оснащение — из разряда «все необходимое, но не более». Это система стабилизации (только для 4WD) и помощи при подъеме в гору, ABS, шесть подушек вместе с коленной для водителя, «противотуманки», зеркала с обогревом, электропакет, иммобилайзер, подогрев передних сидений и стекла в районе дворников, аудиосистема с 4 динамиками и bluetooth. Вариатор добавляет к стоимости 67 000 руб., полный привод — еще 81 000 руб.
Нетривиальная передняя панель поддерживает новый облик автомобиля. Не факт, что всем понравится, но, по крайней мере, выглядит свежо. Другое дело материалы, которые могли бы быть дороже
У «Комфорта» (1 201 000 руб.) система стабилизации доступна с обоими типами привода. Также в плюсе легкосплавные колесные диски, датчики света, дождя и парковки, камера заднего вида, TFT-дисплей, мультифункциональный руль с кожаной обивкой, круиз-контроль и 2-зонный климат и «музыка» с 6 динамиками. Но двигатель по-прежнему один, как и коробка — механическая. Зато привод только полный.
Плохо ли, что Toyota уже много лет использует одинаковые клавиши? Ведь привычно и удобно! В максимальных комплектациях у RAV4 есть система мониторинга за слепыми зонами (клавиша BSM). Муфта привода задних колес может быть принудительно заблокирована. А задняя дверь в верхних оснащениях — закрывается отдельно
В «Комфорте плюс» с двухлитровым бензиновым двигателем предлагается лишь вариатор (1 166 000 руб. 2WD и 1 269 000 руб. 4WD). А дизельный RAV4 — с 6-ступенчатой АКП (1 366 000 руб. 4Х4). Из опций добавлен ксенон и система помощи при спуске (только для 4х4).
В передних дверях очень компактные карманы, в задних — только подбутыльники. Блок управления стеклоподъемниками и центральным замком… Сколько ему лет? Но, признаться, удобен и эстетически нейтрален
«Элеганс плюс» — полноприводный без исключений. Стоимость RAV4 в этом оснащении зависит лишь от двигателя — 1 378 000, 1 486 000 или 1 483 000 руб. (2,0; 2,5 или дизель соответственно). Среди дополнений — кнопка запуска и система интеллектуального доступа в автомобиль, водительское сиденье с электроприводом и поясничным подпором, а также электропривод двери багажника.
Что странно, навигация не всегда есть даже в максимальной комплектации. А у камеры заднего вида нет функции подсказки правильного выбора траектории
У «Престиж плюс» тот же набор моторов и 4WD. Более высокая стоимость (1 467 000, 1 568 000 и 1 562 000 руб. в зависимости от мотора) объясняется наличием оповещения о смене полосы движения и системы контроля за слепыми зонами. Алюминиевые колеса уже 18-дюймовые (поэтому вместо запаски только докатка), есть навигация, автоматическое переключение с дальнего света на ближний и помощник при езде задним ходом.
Технические характеристики Toyota RAV4
Стоимость подержанных Toyota RAV4 в сравнении с конкурентами, типичные цены в тыс. руб.:
Автомобиль/год выпуска | 2013 | 2014 |
---|---|---|
Toyota RAV4 | 1000 – 1550 | 1000 – 1300 |
Hyundai ix35 | 850 – 1340 | 860 – 1200 |
Nissan X-Trail | 900 – 1350 | 1050 – 1150 |
Mitsubishi Outlander | 900 – 1400 | 1020 |
Volkswagen Tiguan | 850 – 1300 | 860 – 1140 |
Вопреки возрасту, появившийся в начале 2013 года RAV4 уже широко представлен на рынке second hand. Цены из-за этого в сравнении с конкурентами довольно высокие — в среднем миллион с четвертью. Одноклассники примерно на 100–150 тыс. руб. дешевле. Хотя и выбор по самым популярным из них меньше, чем у Toyota.
Подобрать «Равик» можно с любым оснащением, за исключением самого скромного. Пожалуй, еще переднеприводные версии ограничены — все-таки кроссоверы у нас берут из-за 4WD. А вот то, что мало дизельных модификаций, уже не вполне логично. Мотор на тяжелом топливе того не заслуживает, да и у конкурентов дизели представлены куда шире. Ну и, конечно, нужно обращать внимание на пробеги — есть невероятные в 50 и даже 80 тыс. км. Такие цифры заставляют задуматься о том, как и где эксплуатировался RAV4.
На что обращать внимание при покупке подержанных Toyota RAV4:
– Состояние турбины турбодизеля
– Состояние трансмиссии, вариатора и «автомата»
– Менялись ли задние рычаги
– Наличие мелких недостатков по салону, их устранение у дилера
Стоимость технического обслуживания в дилерских центрах (руб.):
Операция | Стоимость |
---|---|
ТО1 | 5750 – 6500* |
ТО2 | 8950 – 12 050* |
ТО3 | 5750 – 6550* |
ТО4 | 12 050 – 16 700* |
ТО5 | 5750 – 6450* |
ТО6 | 8950 – 2050* |
ТО7 | 5750 – 6550* |
ТО8 | 16 700 – 29 350* |
ТО9 | 5750 – 6450* |
ТО10 | 12 400 – 14 350* |
* В зависимости от двигателя и типа привода |
Toyota RAV4 (2013 г., 2,2 л., дизель, AT, 4WD) от den200682
Toyota RAV4 (2013 г., 2,0 л., бензин, CVT, 4WD) от игорь65
Toyota RAV4 (2014 г., 2,2 л., дизель, AT, 4WD) от toyotavoditel
Toyota RAV4 (2013 г., 2,0 л., бензин, CVT, передний) от rembo2743
Toyota RAV4 (2013 г., 2,0 л., бензин, CVT, 4WD) от SuperAdfer
Toyota RAV4 уже успел пройти два краш-теста — европейский EuroNCAP и американский IIHS. Результаты, как водится, различны.
Результаты краш-теста Toyota RAV4 по методике EuroNCAP
Испытания по методике NCAP дали предсказуемый итог — пять звезд. RAV4 продемонстрировал хорошую защиту во всех «номинациях», правда, с некоторыми нюансами. Так, при наезде на пешехода велика вероятность того, что передний край капота может нанести ему травмы. А при фронтальном ударе водитель через подушку безопасности, открывшуюся с небольшим опозданием, контактировал головой с ободом руля. Впрочем, защита головы, судя по датчикам манекена, была признана адекватной.
Иное дело методика IIHS, где автомобиль бьется с 25%-ным перекрытием и о жесткий барьер. По факту кроссовер этот тест провалил. Пол сильно деформировался и зажал ноги водителя. Подушка не уберегла его голову, которой манекен приложился о стойку. Как результат — получение черепно-мозговой травмы и серьезное повреждение голеней. Но нужно помнить, что пока производители к столь жесткой методике в большинстве своем не готовы.
История модели | ||
| Так выглядел концепткар будущего RAV4, представленный в 1994 году на Женевском автосалоне. Правда, первый прототип показали еще в 1989 в Токио. Кстати, название расшифровывается следующим образом: Recreation Active Vehicle — автомобиль для активного отдыха. Цифра четыре означает привод на все колеса | |
| «Равик» первого поколения выпускался с 1994 до 2000 года и имел только один двигатель — ныне уже легендарный 3S. Правда, он существовал в трех версиях: 135-сильной FE и GE, развивавшей 165 и 180 сил. Паркетник предлагался в трех- и пятидверной модификациях. В 1997 году был представлен RAV4 с мягким верхом над задним рядом сидений | |
| Второе поколение — это новые 1,8- и 2,0-литровый двигатели, причем последний имел непосредственный впрыск. В Европе существовал двухлитровый турбодизель, а в 2003 году в Старом Свете появился бензиновый двигатель объемом 2,4 л. Открытой версии не было, но существовал короткобазный вариант | |
| В 2005 году третье поколение RAV4 лишилось трехдверной модификации. Двигатели поначалу устанавливались прежние, за исключением 1,8-литрового мотора. Потом 1AZ-FSE заменили на 3RZ-FAE с системой бесступенчатого изменения фаз газораспределения Valvematic. В Европе «Равик» предлагался с 2,2-литровым турбодизелем 2AD-FHV, а за океаном имел под капотом даже 3,5-литровую «шестерку» 2GR. Полный привод уже был не постоянным — межосевой дифференциал уступил место многодисковой муфте, подключающей задние колеса при проскальзывании передних |
Максим Маркин, фото автора |