Если дилерские центры почти не дают возможности сэкономить (базовых версий нет, на другие наворачивают «допы»), то рынок second hand — запросто. Остановив выбор на какой-то модели, подбирай экземпляры постарше возрастом и наверняка сэкономишь одну-две или даже три сотни тысяч рублей. Но работает ли такой метод, когда хочется найти не просто подешевле, а еще и в хорошем состоянии? В нашей новой рубрике на примере реальных автомобилей с рынка мы постараемся ответить на этот вопрос. Как и на другие: каково общее состояние той или иной модели; на что обращать внимание при ее покупке; стоит ли вообще с ней связываться. Первый герой — Toyota RAV4 в кузове XA30 выпуска 2005–2013 гг.
Почему «Равик», объясняется легко — на вторичном рынке это один из самых продаваемых и востребованных кроссоверов. Почему третье поколение? Представители первой генерации (1994–2000 гг.) скорее подходят для нашей рубрики «Народное ретро». Стоящий экземпляр надо искать месяцами и желательно сразу не тешить себя надеждами купить с левым рулем — такие сильно умотаны. При этом цены только начинаются от 200 000 рублей. Реальный ценник — 280 000–350 000. За самые ухоженные машины просят и 400 000, и под полмиллиона, и даже более.
RAV4 второго поколения (2000–2005 гг.) продавали уже массово появившиеся дилеры Toyota. Но, скажем, на востоке России в ходу больше «праворульки». И состояние их будет получше. Стоимость — от 350 000 до 800 000 рублей. Средняя цена — полмиллиона или чуть выше. Впрочем, найти достойный экземпляр не менее трудно, чем автомобиль дебютного поколения.
Четвертый «Равик» (2012–2019 гг.), по крайней мере из тех, что посвежее, в основной своей массе еще не укатан российской эксплуатацией. И весьма дорог. Минимум, за что можно его приобрести — 1,15 млн рублей. Однако таких кроссоверов по стране наперечет. Лучше рассчитывать на сумму в 1,4 млн. А еще лучше увеличить ее тысяч на триста. Тогда выбор будет богаче в разы. Отдельные «паркетники» в возрасте двух-четырех лет тянут на 2 500 000 рублей. За эти деньги можно купить пару Kia Rio или даже «Равик» текущего поколения.
Так что третий RAV4 — золотая середина. Не сильно стар (ну что такое для нашего человека, привыкшего к «бэушке», 8–16 лет; тем более это же Toyota!) и на фоне потомка не стоит баснословно дорого. Автомобили до рестайлинга и с первым обновлением можно приобрести за 600 000–800 000 рублей.
Хотя миллион с небольшим значительно расширит зону поиска. Продавцы «Равчика» с фейслифтингом середины 2010 года тоже порой демпингуют — 800 000–950 000 рублей.
Но логично, что в этих годах много автомобилей стоимостью от 1,1–1,2 млн. Максимум — полтора и выше. В общем, если грубо, то вдруг хватит миллиона рублей, чтобы купить «живой» автомобиль? А возможно, еще получится сэкономить? Кстати, цену, как правило, увеличивают более объемный двигатель, оригинальный (не замененный) ПТС и количество записей в нем (естественно, чем меньше, тем лучше).
Выбирать самому? Конечно, предварительный осмотр можно сделать, полагаясь на собственный опыт, у кого он есть. Однако даже без учета техсостояния есть шанс нарваться на автомобиль с ограничениями и попросту угнанный. Тем более что RAV4 в группе риска. Став в третьем поколении довольно крупным кроссовером, он популярен. В свое время его хорошо покупали в Москве и Питере. И те машины до сих пор разъезжаются по регионам. А столичная эксплуатация накладывает определенный отпечаток и на документальную чистоту автомобиля, и на его техсостояние.
Услуга автоподбора развита сейчас достаточно широко. Но нечестных людей хватает и здесь. Мы об этом подробно писали и при подготовке того материала познакомились с представителем этого направления. Его профессиональный подход вызвал доверие, и в этом рейде именно Александр Тюменев будет играть первую скрипку. А автор так, фиксировать все увиденное и услышанное. Короткое совещание в машине с выбором экземпляров, которые будем смотреть, и в путь.
2006 г., 2,0 л, заявленный пробег 116 000 км, 805 000 рублей.
Издалека этот «Равик» выглядит неплохо. Вблизи легко демонстрирует свое московское прошлое. Один из болтов, крепящих левое переднее крыло, свернут. Экран выпускного коллектора со следами ржавчины и поверх нее коряво покрашен. Номер двигателя из-за ржавчины читается плохо.
Той же «серебрянкой», похоже, «дунули» и по низу дверей. И она уже зацветает. В характерном налете гайки крепления амортизаторов, поржавели и их чашки. А еще «телевизор» и подрамник. Пороги зашпатлеваны и покрашены.
Помимо этого Александр замечает перешитую оплетку руля, отмечая — заводская держится примерно до 250 000 км. И уже истирающуюся краску на внешнем валике подушки водительского сиденья, чью экокожу, очевидно, восстанавливали. Зато покрытие на передней панели — родное. Хоть какой-то плюс.
1AZ поддымливает — и сизым, что говорит о «масложоре», и черным, что указывает на некорректную топливовоздушную смесь.
Тем не менее дама, показывающая нам автомобиль, готова скинуть лишь 10 000–15 000 рублей — на покраску того потертого крыла, которое когда-то неудачно пытались открутить.
Смотрим VIN. Он у RAV4 расположен под пассажирским сиденьем. И мой провожатый в мир выбора автомобиля поясняет — если планку с номером вырезают, то порой (когда есть машина-донор) делают это со всем усилителем пола, на котором она расположена. Надо снимать пластик порога и смотреть точечную сварку — заводская она или нет. Если вырезали часть усилителя, определить это проблематично, поскольку мешает шумоизоляция.
Нужно смотреть по другим признакам, о чем чуть позже. В любом случае эта машина — довольно проблемное приобретение.
2011 г., 2,0 л, заявленный пробег 132 000 км, 910 000 рублей.
Весьма заманчивая цена — с учетом того, что это рестайлинговый RAV4. Увы, хозяина рядом с ним нет, как и ключей от него на месте стоянки. Можно лишь приехать в частный сектор и оценить состояние снаружи.
Этого достаточно. Правый борт крашен. Это видно по шагрени и по тому, что с переднего крыла начал облезать лак.
Вдобавок гниют пороги, чем выдают бывший «порт приписки». Реагенты, которыми посыпают дороги в Москве и Питере, будут поагрессивнее морской соли.
Дальше смотреть нечего. Александр рассказывает, что бывают случаи, когда вырезана и наварена так называемая «четвертина» — часть кузова с лонжероном, порогом, полом и стойкой крыши. Под раздачу в аварии может запросто попасть и VIN под сиденьем. Но даже если этого не произойдет, при регистрации автомобиль из-за сомнительных сварных соединений может быть отправлен на экспертизу. И там его могут признать небезопасным и в итоге, по словам Александра, отказать в регистрации. В общем, агрегаты и проверять не стоит — не вариант.
2007 г., 2,0 л, заявленный пробег 203 000 км, 818 000 рублей.
Автомобиль приехал из Перми и потому не гнилой. Разве что ребра под порогами рыжеют. Очевидно, от того, что под них на шиномонтажках подставляют домкраты с площадкой. Ребра мнутся и со временем начинают цвести.
Открывается специалисту и другой недостаток — на сей раз принципиальный. У этого «Равчика» меняли полотно крыши. На стыке его с задними крыльями густо намазан герметик, который вовсю трескается. Металл под ним и под уплотнителем двери багажника корродирует.
Вот как должно выглядеть заводское соединение.
Вдобавок кузов «облит», фары отполированы (на одной при этом сломаны крепления), заднюю дверь немного правили.
При этом шторки безопасности не сработавшие. Обычно, как говорит мой собеседник, их закатывают обратно под потолок и закрепляют чем-то подручным. Здесь еще заводские стяжки. А восстанавливать подушки, как вы понимаете, никто не будет.
Александр предполагает, что эта Toyota зимой аккуратно прилегла в сугроб. Крышу помяло конкретно, остальную кузовщину — не очень.
2010 г., 2,0 л, заявленный пробег 135 000 км, 1 280 000 рублей.
Еще один «москвич», продающийся на авторынке и внешне выглядящий идеально.
Правда, были слегка притерты правое заднее крыло и правая задняя дверь. Однако ничего из этого не менялось.
А вот подрамник опять же с последствиями работы московских дорожников.
Смотрим ультрафиолетом окантовку клея в районе дублирующей идентификационной таблички. Если она не оригинальная, ее переклеивали, то, скорее всего, вокруг нее будут видны следы от заводской наклейки. Тут все нормально.
Проверяем сканером мотор — 2,0-литровый 3ZR-FAE, появившийся со вторым рестайлингом и работающий в паре с вариатором. Есть некие незначительные отклонения по топливной системе, но это мелочи.
Напрягает лишь то, что обод руля кустарно обтянут оплеткой, и для того, чтобы ее снять, нужно распарывать шов. К тому же в комплектации, заявленной как «Престиж», тканевая обивка карт дверей, простой блок климат-контроля и… кожаные сиденья? Нет, лишь чехлы, имитирующие их.
За подобный уровень оснащения и год выпуска почти миллион триста — слишком дорого.
2010 г., 2,0 л, 1 199 000 рублей.
Еще один «столичный житель» и опять же на торговой площадке. Причем без ржи и тем более гнили. Александр говорит, что такие очень редко попадаются — машина могла эксплуатироваться не в самой Москве, а в Подмосковье, где снег все еще первобытно чист. На первый взгляд, неплохой экземпляр. Но с притертым и покрашенным понизу правым бортом.
2011 г., 2,4 л, заявленный пробег 155 000 км, 1 288 000 рублей.
На авторынке находим версию Long, которую не затронул фейслифтинг, характерный для короткого RAV4. Также из Москвы.
И снова без типичных следов «химической атаки». Да нам везет.
По кузову есть, как говорят «перекупы», «жизненные коцки». Передний бампер слегка отвисает.
Но лакокрасочное покрытие родное, что подтверждают и те же сколы, и толщиномер. Комплектация средняя, 2AZ-FE здесь приводит колеса через «автомат». Для большинства потребителей такая силовая установка — плюс. Добавляет автомобилю привлекательности и стоимости. Хороший вариант? К сожалению, 2,4-литровая «четверка» тоже слегка дымит черным. Необходимо смотреть состояние топливной системы. Плохо то, что у диагностической колодки не оказалось питания. То ли проводок где-то отвалился, то ли специально отключили. Просканировать автомобиль мы не смогли. При реальной покупке причины этого хотелось бы установить. Если, конечно, позволит продавец.
И еще одно наблюдение — все экземпляры с «барахолки» имеют задние шины с изношенным по внешней части протектором. То ли их переобували с одних и тех же «ног». То ли у RAV4 XA30 со временем характерно меняются углы установки колес.
2010 г., 2,0 л, заявленный пробег 156 000 км, 1 158 000 рублей.
Ух ты, этот «Равик» приехал в Сибирь с Северного Кавказа. Поэтому ни о какой ржавчине речи идти не может.
Передняя часть капота, крыши и ее стойки обтянуты пленкой от сколов.
Впрочем, по кузову удивляет другой факт — аномально толстое ЛКП. Везде!
Александр при этом отмечает — покрытие заводское. И добавляет — очень вероятно, что на конвейере произошел непрокрас, и кузов отправили на повторное окрашивание. Обычно это характерно для VAG. А по Тойотам за несколько лет работы он с подобным сталкивался менее десяти раз. Ничего криминального! Вот только доказать это следующему покупателю будет чрезвычайно трудно.
Другой нюанс — сильно изношенный руль и рычаг коробки. Продавец рассказывает, что машину специально не готовил. Тем не менее вполне очевидно, что кто-то скорректировал значение на одометре.
Диагностируем сканером двигатель и коробку. По первому всплывает некая «неисправность пуска». Видимо, из-за того, что здесь подсевший аккумулятор и с ним уже были проблемы.
Дать диагноз стуку в районе «головки», появившемуся по мере прогрева двигателя, сканер не в состоянии. Логично подумать, что это сбоит механизм Valvematic. Но нет, стетоскоп указывает на выпускной распредвал.
Причина может быть в увеличившемся зазоре клапана, в износе его седла, из-за выработки на кулачке вала. Точно покажет вскрытие.
День закончен, идеальный по техсостоянию и цене RAV4 не найден. Такое вообще возможно? Предоставим слово нашему специалисту:
— Подавляющее большинство автомобилей в регионах — из Москвы и Питера. Крайне редко среди них попадаются нержавые экземпляры. Остальные — с разной степенью гнили. Так, если у RAV4 первого и второго поколений сгнивали пороги, чашки передних стоек и задние крылья, то у XA30 надо смотреть те же пороги, «телевизор» и подрамник силового агрегата.
При этом если еще недавно «перекупы» выбирали автомобили, то сейчас не парятся. Скупают «трейдиновские» машины у столичного дилера, не обращая внимания на их состояние. Главное, чтобы были в родной краске и имели поменьше хозяев. В провинции все уйдет. Едва ли не идеальный вариант — приобретение автомобиля, в свое время купленного у местного дилера. Но подобных, по моим наблюдениям, в третьем поколении один из двадцати. Так что подбор «Равика» может занять и месяц, и полтора. Ситуация, конечно, лучше, чем с первым поколением и вторым. Например, первый RAV4 своему отцу я подбирал четыре месяца. А XA20 за полмиллиона не найти живым. Однако сейчас экономическая ситуация такова, что хороших машин стало заметно меньше. Ведь люди нередко продавали те же «Равчики» для того, чтобы купить автомобиль у дилера больше размерами и дороже. А денег нет, и продолжают ездить на том, что есть. Хотя экземпляры от владельцев, покупающих машину выше классом, зачастую были лучшим приобретением. «Перекупы» хороший автомобиль задешево не отдадут. В trade-in и в фирмах, специализирующихся на перепродаже second hand, цены тем более на 10–15% выше.
Вдобавок около полутора лет назад они значительно выросли. За 1,3 млн рублей тогда можно было приобрести Highlander сопоставимого года. Сейчас только RAV4. И не тешьте себя надеждой купить неплохой «Равик» до рестайлинга за 700 000–800 000 рублей. Или рестайлинговый за 900 000.
Проблема со всеми Тойотами в том, что пробеги на них корректируются легко и без последствий в памяти различных блоков. Километраж надо отслеживать по различным базам данных и выяснять по текущему состоянию, скажем, салона. На части отсмотренных нами машин он как минимум больше 200 000 км. На некоторых под 300 000. При этом ресурс AZ-моторов как раз примерно и равен этому значению. Ну или не намного больше.
Нельзя забывать об юридической чистоте автомобилей. Номер на силовом элементе пола под передним пассажирским сиденьем — это не то же самое, что на моторном щите. Определить скорректированный VIN в таком случае трудно. Надо смотреть на другие вещи. На табличку в проеме водительской двери. На шрифт цифр. В документы.
У меня был случай — смотрел пару лет назад для клиента RAV4 именно третьего поколения. У «перекупа». 2008 год, заявленный пробег в 65 000 км, безупречное состояние, 860 000 рублей. Такие были тогда цены. Насторожило то, что периметр идентификационной таблички не соответствовал границам клея. То есть были следы старой таблички.
Обратил на себя внимание и шрифт цифр VIN, отличающийся от заводского. Впоследствии узнал, что из областного центра машину увезли продавать в небольшой город. И продали. А при регистрации в ГИБДД (очевидно, продавец при ней не присутствовал) выяснилось, что она угнана в Питере, продавали ее в Москве, потом приехала в Сибирь. Автомобиль вернули прежнему владельцу. Покупатель остался и без своего приобретения, и без денег.
Хочешь стать автором Дрома и получать солидный гонорар? Предлагай свои темы на ms@drom.ru