Спешим уточнить: несмотря на приземистый силуэт и кажущиеся небольшими габариты, наш китайский герой — полноценный представитель среднего класса кроссоверов (если такое определение вообще уместно по отношение к переднеприводной модели). При колесной базе в 2710 мм и длине в 4515 мм Uni-T конкурент таким автомобилям, как Toyota RAV4, Kia Sportage или VW Tiguan. Причем второй наш персонаж в спецификации для российского рынка даже несколько компактнее — 2677 и 4486 мм соответственно.
Стоимость «немца» поражает разнообразием. Автомобили начальных лет выпуска (2016–2018 годы), бывает, оцениваются в 1,6–1,8 млн. Попадаются даже варианты за 1,4–1,5 млн.
Если поднять бюджет до двух миллионов, то количество Тигуанов в продаже вырастет кратно. Добавляем еще 500 000, и получаем массу предлагаемых кроссоверов. Еще полмиллиона — и снова рост предложения. Ну а ценовой топ — это 3,8–4,2 млн. Причем это не обязательно будут самые свежие экземпляры. Встречаются Фольксвагены за 4 600 000, 5 340 000 и 6 250 000 рублей. Это уже четырех- пятилетние машины, хотя их пробеги не стремятся к минимальным. Есть в продаже праворульные Тигуаны. Их цена в основном в пределах 1,9–2,5 млн. И компании-импортеры до сих пор принимают на них заказы.
Uni-T на нашем рынке относительный новичок (с июня 2023 года). Поэтому логично, что подержанных автомобилей гораздо меньше, чем «народных» кроссоверов. И стоимость не имеет столь широких пределов. Встретилась пара экземпляров ценой под два миллиона. Реальные же цены за машины дебютного года продаж — около 2,5 млн. Максимум — 3,2 млн. Но Uni-T дороже трех миллионов также всего пара. Штучно предложение прошлогодних Changan менее чем за 2,5 млн. Годовалых машин вообще очень мало. Ценовой «верх рынка» здесь — 2,8–2,9 млн. Зато пробеги действительно из разряда «вчера покинул салон». Напомним еще, что у дилеров на момент подготовки материала новые Uni-T 2024 года стоили без всяких скидок 3 069 900 и 3 169 900 рублей.
К сожалению, «китаец» не дает технического разнообразия. Это у себя на родине, и то до рестайлинга, он имел 2,0-литровый турбомотор. А в РФ — только «полторашка», тем более дефорсированная. Она уже со всеми современными атрибутами (цепной привод ГРМ, непосредственный впрыск, турбонаддув). Однако пока без каких-либо претензий к надежности и ресурсу.
То же касается единственного варианта коробки передач — 7-ступенчатого «робота» с двумя сцеплениями, работающими в масляной ванне. Если и есть случаи, когда требовалась адаптация, то нам они неизвестны.
Volkswagen оснащался несколькими двигателями, которые имели разные по мощности модификации. Официально же у нас продавался кроссовер с ограниченным количеством версий. Так, 1,4-литровый мотор существовал в 125- и 150-сильном исполнениях (справедливости ради, как и на других рынках; у нас на продаже — большинство экземпляров). Более свежий 1,5-литровый мотор к нам не поставлялся. Не было 1,6-литрового дизеля. 2,0-литровый агрегат на солярке предлагался дилерами только в 150-сильной модификации (в Европе в разное время продавались TDI в 190, 200 и 240 л.с.; в РФ дизельных машин меньшинство). 2,0-литровый TSI был доступен в вариациях о 180 и 220 силах. А на других рынках — со 190, 230, 245 и 320 «лошадями». Что касается надежности, то бензиновые моторы 1.4 и 2.0 прошли через длительный процесс улучшения, который дал свои результаты. Если обобщать по обоим бензиновым агрегатам, то историей стал прогар поршней, перескок цепи ГРМ (как и она сама на 1.4 TSI), «масложор». И все же остались вопросы к цепному приводу газораспределительного механизма (на 2.0 TSI), к блоку помпы с термостатом, к компонентам комбинированного впрыска. Крайне важно, чтобы двигатель получал своевременное обслуживание с качественными «расходниками», и во время него — инспекционный сервис. Иначе все усилия VAG по модернизации моторов пойдут прахом.
Tiguan второго поколения оснащался исключительно «роботами» — 6- и 7-ступенчатыми, с «мокрыми» сцеплениями. Эти DSG также модернизировали. Но, в отличие от моторов и «сухого» «преселектива», они сразу были сконструированы с приличным запасом прочности и без конструктивных недостатков. Например, как минимум намного надежнее вилки включения, а ресурс сцеплений может достигать более 300 000 км. Однако отсутствие обслуживания способно приговорить и эти в целом неплохие агрегаты. Скажем, загрязненное масло вредит отдельным соленоидам, а в самых запущенных случаях — всему блоку мехатроники.
Uni-T только переднеприводный. Но при этом задняя подвеска у него многорычажная. В целом же и передний McPherson, и «многорычажка» копируют таковые на CS55 Plus/Uni-S. Ведь платформа P3 у этих (и других) моделей Changan общая.
Полный привод Tiguan реализован с помощью муфты Haldex пятого поколения, которая также требует обслуживания.
А подвески у «немца» конструктивно аналогичны «китайцу».
В общем, если при выборе Uni-T с незначительными пробегами можно ограничиться толщиномером и взглядом в сервисную книжку, то Tiguan необходимо оценивать всесторонне. В каких-то случаях за информацией еще можно обратиться к дилерам. И все-таки гарантированный результат даст лишь полноценная диагностика.
Дилеры: запас запчастей пока ограничен
Заводской каталог Changan до сих пор несет в себе определенные несуразности. Несмотря на то что детали в нем распределены по разделам (двигатель, трансмиссия, подвеска и т. д.), нередко комплектующие разбросаны нелогично — находятся там, где их быть не должно. Дилеры обращаются в техподдержку, которая помогает найти искомое. Зато каталог периодически обновляется и неактуальные запчасти оттуда удаляются. По идентификационному номеру можно найти абсолютно все. А вот VIN автомобилей, ввезенных параллельными путями, оригинальный каталог традиционно не видит.
Применительно к Uni-T мы пока не знаем примеров, чтобы что-то для заказа приходилось бы демонтировать с автомобиля, как это встречалось на машинах других марок. С другой стороны, модели Changan не особо проблемны и такой опыт, возможно, еще не накоплен.
С точки зрения поставок узлов по отдельности или в сборе, то тут тоже все более-менее традиционно. Шаровые опоры с рычагами соединены с помощью болтов-гаек. То есть можно купить только шарниры.
Но все пыльники ШРУСов — только в сборе с «гранатами» и приводами. Пружины — в составе стоек.
Надо понимать, что поскольку Changan — марка не из самых популярных и, надо сказать, проблемных по части надежности, ассортимент запчастей у дилеров ограничен. Нет тех же шарниров подвески, упругих и демпфирующих элементов. Отсутствует «кузовщина», светотехника, стекла. Тем более такие узлы, как турбина.
По сути, в наличии на данный момент только расходные материалы. Моторное масло — из тех, которые дилеры считают заведомо качественными и подходящими по вязкости/классам. Жидкость для «робота» — в таких вот новых желтых канистрах.
Корпусный масляный фильтр — под брендом Changan.
«Воздушок» — тоже. Правда, по нему видно, что выпущен Chengdu Wanyou Filter Co., Ltd. Как заявляется, китайско-японской компанией, специализирующейся на воздушных фильтрах. Сама деталь напоминает европейские фильтры, в которых резиновый уплотнитель по периметру и бескаркасная конструкция.
Свечи именно для версии двигателя Uni-T опять же китайского бренда Torch. Хотя для той же «полторашки» в модификации для CS55 Plus/Uni-S используются свечи NGK.
Кроме того, в наличии у дилера колодки. Снова no name, то есть с лейблами Changan и предлагающиеся попарно — на каждое колесо.
Со склада в столице, скажем, в Сибирь комплектующие доходят за две-три недели. При этом что-то есть на промежуточных складах. Из Китая «посылка» способна прийти за месяц-полтора. Но оттуда в основном доставляют кузовные панели или элементы внутренней отделки.
Агрегаторы: есть видимый прогресс
Традиционные маркетплейсы при первом приближении ничем не могут помочь. Марка Changan в большинстве случаев отсутствует в каталогах.
Как обычно, не дает никакого результата и ввод идентификационного номера. Такие сайты VIN просто не видят.
Тем не менее в разделах «запчасти для ТО» иногда кое-что находится.
Иной же раз обнаруживаются не просто расходные материалы. Но и ступичные и опорные подшипники, амортизаторы с пружинами, шаровые опоры, линки и втулки стабилизатора. Даже ШРУСы, рулевые тяги, помпа, топливный насос, термостат, цепь ГРМ, приводные ремни и ролики.
То есть можно констатировать, что маркетплейсы или, точнее, торговые организации отслеживают рыночную ситуацию и подстраиваются под нее. За последние несколько месяцев именно по Changan произошел определенный прорыв, который нельзя не заметить. Остается надеяться, что через какое-то время классические интернет-площадки будут предлагать что-то более серьезное. Пока же в случае, если требуется какой-то капитальный ремонт, надо обращаться на специализированные сайты. Там, конечно, тоже могут быть свои провалы. К примеру, марка Changan найдется почти всегда. А вот Uni-T — вовсе не обязательно. Не отчаивайтесь даже тогда, когда в позициях стоит «временно недоступно», все равно найдутся площадки, где будет и наличие, и ценник. Понятно, что, скажем, блок цилиндров, поршневая группа или «головка» — не предметы первой необходимости. Но ведь всякие бывают ситуации. Особенно в глубинке, где до сих пор можно нарваться на паленый бензин.
То же самое можно сказать о комплектующих роботизированной коробки. Хотя на данный момент нет никаких причин обвинять ее в ненадежности. А среда эксплуатации лишь в отдельных случаях способна повлиять на ее ресурс. Пожалуй, гораздо актуальнее, что на альтернативных маркетплейсах можно найти разнообразные блоки управления, различные датчики и составляющие всяких второстепенных узлов и систем.
Это поможет в особенности тем, кто прошел мимо дилерского предложения и купил подержанный либо новый Uni-T из Китая напрямую. Подобных навезли немало. При каких-то электронных проблемах владелец «официального» кроссовера защищен гарантией. А VIN «серых» кроссоверов, как мы помним, заводская программа даже не видит.
Бренды и что есть в наличии
В двигатель Uni-T нужно заливать масло вязкостью 0W-20 и с классами качествами от SN и GF-5. Нет никаких проблем найти таковое.
С моторами Tiguan ситуация сложнее. Несмотря на то что фольксвагеновский допуск 508/509 появился как раз вместе с дебютом модели второго поколения, вполне вероятно, что как минимум в 2,0-литровый бензиновый мотор еще можно заливать масло с допуском 504/507. При вязкости в 0W-30 или 5W-30 по такому параметру найдутся и относительно доступные продукты, и, естественно, элитные.
При этом все же лучше подбирать смазку, имеющую стандартизацию от VW, а не только общий класс по ACEA.
Но, например, для 1.4 TSI уже требуется масло вязкостью 0W-20 с допуском 508/509. К счастью, такое также можно найти не под материнским брендом, а от сторонних компаний. Конечно же, преимущественно европейских.
Что касается жидкости для преселективных коробок, то нужно точно знать, какой «робот» каким маслом заправляется. Скажем, блок мехатроники в КП с «сухими» «сцепами» требует один продукт (на фото внизу слева). А коробки с «мокрыми» сцеплениями и единым смазочным контуром — другой. Замена — через 60 000 км. Haldex пятого поколения следует обслуживать через 20 000–30 000 км. Спецжидкость имеет фольксвагеновский артикул G 060 175 A2 и, естественно, есть ряд аналогов.
«Робот» Changan от дилеров получал Shell LVTF-100–5.5 китайского производства либо фирменную жидкость с допуском BOT 351 C4. Но, как мы рассказывали ранее, сейчас продукт под брендом Changan поставляется в других канистрах и без указания последнего допуска. В этом случае также можно найти аналоги (замена, как и у Tiguan, через 60 000 км).
По другим расходным материалам из разряда «твердых» ситуация, как водится, сложнее. Однако она тоже отчасти меняется. Так, по воздушным фильтрам неожиданно нашелся Mahle.
Но это единственное исключение. Основной ассортимент сводится к деталям азиатских и отечественных производителей, среди которых, увы, нет тех, чья продукция внушает уверенность в качестве.
По масляным фильтрам также есть выбор. Однако в данном случае европейских деталей уже нет. Зато имеется немало неофициальных заменителей, среди которых присутствует VIC или Finwhale. Насколько ими можно заменять оригинальные детали, вопрос спорный. Пожалуй, все же лучше не экспериментировать.
Мы уже отмечали, что на вторичном рынке для этого двигателя Changan почему-то не предлагаются свечи NGK и даже китайские Torch, которыми CS35 Plus и CS55 Plus/Uni-S комплектуются на конвейере. То же самое и с Uni-T. Существуют только аналоги из КНР.
Наивно было бы ожидать предложения именитых производителей по катушкам зажигания. Разумеется, только китайские для aftermarket и в ограниченном количестве по брендам. Что любопытно, для 2,0-литрового двигателя Uni-T проблематично найти даже «расходники». Но такие кроссоверы параллельным импортом и не везли.
Передние амортизаторы с пружинами, как и у дилеров, предлагаются лишь в составе стойки. Все потому, что кроме оригинала ничего нет. Не выпускают пока азиатские производители амортизаторов для Uni-T и в целом для этой платформы. Ничего в этом плане пока не изменилось.
Альтернатива задним амортизаторам — детали некоего бренда DAR, заявленного как российско-китайского. Ничего не скажем о качестве. Но пружины — опять же только от Changan.
Составляющие направляющего аппарата подвески можно набрать по отдельности. По каким-то элементам есть выбор заменителей. К тому же в форумах, посвященных CS55 Plus/Uni-S, отмечается, что рулевые наконечники подходят от Kia Cerato, Opel Astra и Zafira. А задние линки — от Kia Sportage третьего поколения (задняя «многорычажка» вообще сильно похожа на корейскую). Разве что на 10 мм короче, чем у Changan. При этом подвески Uni-T идентичны старшей модели. В таком случае ассортимент комплектующих значительно расширяется. Стоит лишь натурно выяснить идентичность запчастей.
По колодкам также имеется выбор, в том числе от японских производителей.
И есть он по «кузовщине». Правда, ограниченный, и неизвестно, подойдут ли один в один панели от сторонних китайских производителей.
Переднюю светотехнику тоже можно найти в альтернативном виде. Но и по «кузовщине», и по фарам стоит все-таки рассчитывать на подержанные детали.
Исходя из стоимости тот же совет напрашивается для владельцев Tiguan. Ведь оригинал дорогой и наверняка отсутствует в наличии. Это касается как кузовных панелей…
…так и оптики.
Относительно других запчастей для Tiguan прослеживаются общие тенденции рынка в нынешнем его состоянии. Что-то дешевое (читай — китайское) можно найти в наличии.
Комплектующие из Европы, пусть это будут даже «расходники», нужно заказывать. Но VW тем и отличается, что при определенном бюджете дает возможность качественно себя обслужить и отремонтировать.
Цены на запчасти, руб.
Наименование детали/автомобиль | Changan Uni-T, цены в ДЦ | Changan Uni-T, цены в магазинах | Volkswagen Tiguan 2.0, цены в магазинах |
Фильтр воздушный | 2066 | 330–1900 | 430–2400 |
Фильтр масляный | 534 | 270–1000 | 250–2600 |
Масло моторное | 1200/1 л | от 2500/4 л | от 3500/4 л |
Масло трансмиссионное для DCT/DSG | 3320/1 л | от 4500/4 л | от 2500/1 л |
Свеча зажигания | 1358 | 700–2800 | 550–3100 |
Катушка зажигания | 5041 | 2600–6350 | 1400–4700 |
Амортизаторы пер/зад | 42 205/15 042 | 15 700–66 500/4200–12 800 | 3500–28 800/1800–21 200 |
Пружины пер/зад | стойки в сборе/3903 | стойки в сборе/2750–4700 | 4700–14 100/8500–12 200 |
Шаровая опора/передний рычаг | 3497/ — | 1000–4450/12 500–16 000 | 700–9700/3200–16 500 |
Линк пер/зад | 2295/2515 | 660–4200/1180–3450 | 550–4200/570–2250 |
Колодки пер/зад | 15 170/14 158 | 2500–18 900/1000–22 000 | 2000–14 250/1000–13 200 |
Капот | 73 467 | 19 000–88 500 (б/у, оригинальный и альтернативный) | 4950–151 600 (б/у, оригинальный и альтернативный) |
Бампер передний | 49 157 | 7800–38 400 (б/у, альтернативный и оригинальный) | 2400–173 400 (б/у, оригинальный и альтернативный) |
Фара + ДХО | 51 476 + 54 952 | 12 000–60 200 + 12 000–56 400 (б/у, оригинальные и альтернативные) | 5400–218 000 + 1100–33 800 (б/у, оригинальные и альтернативные) |
Крыло | 27 111 | 6000–29 700 (б/у, оригинальное и альтернативное) | 2250–53 200 (б/у, оригинальное и альтернативное) |
Решетка радиатора | 26 047 | 6300–30 800 (б/у, оригинальная и альтернативная) | 5000–27 400 (б/у, оригинальная и альтернативная) |
Нельзя еще раз не отметить, что на Changan появляются кое-какие альтернативные расходники. Хотя все «железо» пока только в оригинальном виде. Традиционно дороги «кузовщина» и светотехника. Здесь спасаться можно будет б/у панелями и оптикой. Как и в случае с Tiguan. Последний по части тех же фильтров и свечей также не обременителен в эксплуатации. Однако если нужно будет «перетряхнуть» шасси, пользуясь качественными запчастями, это обойдется недешево. Правда, имеются варианты по брендам. Ждем того же от Changan.