Несколько дней тому назад в интернете появился видеоролик-анонс так называемого юнимобиля — маленького электрокара, созданного специально для инвалидов-колясочников. Никаких подробностей этот анонс не содержал, разве что показали тизер и привели самые базовые характеристики. Мы связались с автором этого проекта и можем рассказать о машине немного больше.
Начнем с названия: префикс «юни» достался этому электромобилю от фамилии Юницкий. Анатолий Юницкий известен как изобретатель «Струнных дорог Юницкого» и основатель проекта SkyWay. Все транспортные средства, разрабатываемые в рамках SkyWay, Юницкий скромно снабжает частью своей фамилии (юнитрак, юнибус, юнибайк и т. д.). Но к проекту электрокара Анатолий Эдуардович прямого отношения не имеет, он только финансирует создание прототипа.
Автор юнимобиля — Александр Синкевич, начальник конструкторского бюро SkyWay. В прошлом Александр — один из основателей ё-мобиля, ушедший из проекта после разногласий с тогдашним главным конструктором «ё» Андреем Гинзбургом.
Как известно, КБ фирмы «ё-инжиниринг» располагалось в Минске, в промзоне Шабаны, в здании бывшей типографии. После бесславной кончины ё-проекта здание и оборудование купил SkyWay, фактически ему досталось хорошо оснащенное экспериментальное производство (Анатолий Юницкий в одном интервью говорил, что там были «голые стены бывшей типографии», но это очевидно не так). В 2016 году Синкевич был приглашен на работу в SkyWay и спустя некоторое время предложил руководству идею электромобиля для инвалидов. И получил финансирование на постройку опытного образца.
Замысел такой машины Синкевич, по его словам, вынашивал с 2013 года. Концепция проста: позволить инвалиду управлять автомобилем, не покидая коляски, так как именно процесс перемещения из коляски в кресло доставляет инвалиду максимум сложностей. Но чтобы реализовать эту идею, потребовалось полтора года.
Как транспортное средство юнимобиль ничего особенного собой не представляет, это обычный электромобиль, габаритами напоминающий Smart. Снаряженная масса — около 1000 кг, запас хода — 120 км, время зарядки от бытовой сети 220 В — 10 часов. Именно эти параметры приведены в распространяемом видеоролике.
Надо сказать, что это расчетные характеристики, никаких испытаний пока не было.
Но ходовые параметры для такой машины — дело второстепенное, главные вопросы — удобство и безопасность водителя-инвалида.
Для удобства предусмотрена возможность заезда колясочника через широкую заднюю дверь, причем со стороны тротуара. Дело в том, что инвалидной коляске запрещено движение по дорогам общего пользования. Поэтому габариты выбирались таким образом, чтобы парковка задом к бордюру не доставляла проблем другим участникам движения.
Передние двери тоже есть, они навешаны на задних петлях. Назначение левой (водительской) на первый взгляд не совсем понятно: коляска ведь заезжает сзади! А правое (пассажирское) кресло предназначено для обычного человека, но при этом почему-то сделано поворотным. Суть в том, что машиной можно будет управлять и без коляски, если инвалиду это удобно. Для этого кресла меняются местами.
Предложенная концепция не нова, в мире существуют аналогичные машины. Из более-менее известных — Elbee Mobility, где инвалид загружается в машину вместе с коляской через переднюю подъемную дверь.
Был аналогичный проект и в США, там фирма Community Cars пыталась выпускать автомобильчик с названием Kenguru, но с некоторых пор производство прекратилось и даже сайт фирмы больше не работает.
Упомянутые проекты — это микроавтомобили или, как их еще называют, квадрициклы (категория L7). Для них действуют существенные ограничения: скорость до 50 км/ч, масса без нагрузки и батарей — до 400 кг, мощность — не более 15 кВт. И хотя машина Elbee, по данным официального сайта, разгоняется до 80 км/ч, сертифицирована она именно как квадрицикл. Синкевич считает, что инвалиду можно дать полноценную свободу перемещения, не ограничивая его в скорости, поэтому юнимобиль проектируется как обычный автомобиль категории М1.
Теперь самое главное: безопасность. Синкевич утверждает, что им разработан вариант крепления инвалидной коляски к кузову, при котором машина пройдет все обязательные для М1 краш-тесты. При этом коляска крепится всего в одной точке! Какое усилие на разрыв обеспечивает такое крепление, Синкевич не сообщил.
Инвалидную коляску для юнимобиля спроектировали заново, стандартная не подойдет. В основе новой коляски — автомобильное кресло (очевидно, чтобы вписаться в нормы безопасности по защите шеи). Эту коляску тоже придется сертифицировать — как медицинское изделие. Весит она 26 кг.
Вот с этого момента начинаются очень серьезные вопросы. 26 кг — это немного больше, чем масса среднестатистического автомобильного сиденья, но разница непринципиальна. Интереснее то, что юнимобиль планируют опционально оснащать коляской-сиденьем с электроприводом, которая, разумеется, тяжелее минимум вдвое (из-за аккумулятора и электромотора). Соответственно, рассчитывать прочность удерживающей системы нужно под нее.
Теперь смотрите: автомобильное сиденье при массе 18–20 кг крепится жестко в четырех точках. И то, случается, крепления при аварии срывает. А коляска с моторчиком массой 50–55 кг будет крепиться в юнимобиле всего одним электромеханическим фиксатором! При этом обеспечить посадочные размеры по отношению к точке H, регламентированные Правилом 80 ЕЭК ОНН, для такой конструкции практически невозможно. Равно как и соблюсти все требования к расположению ремней безопасности, особенно с учетом потенциальной взаимозаменяемости кресел, инвалидного и автомобильного. Синкевич же убежден в обратном.
Вышеупомянутые инвалидные квадрициклы были сертифицированы по более щадящим требованиям к безопасности, кроме того, ограничение скорости естественным образом предохраняет водителя. В случае с юнимобилем скорость заявлена вполне автомобильная, значит, все удерживающие системы должны идеально работать даже при аварии на максимальной скорости. Это кажется весьма маловероятным.
Проект юнимобиля, несмотря на то, что идея продумывается с 2013 года, находится в самой начальной стадии. У его авторов нет пока никаких производственных планов, нет зафиксированной конструкции, непонятно даже, будет ли кузов металлическим несущим или каркасно-панельным. Макет делается, конечно же, с пластиковыми лицевыми панелями. Соответственно, до испытаний (если до них вообще дойдет дело) еще очень далеко.
Бизнес-плана не существует. Нет даже примерной бизнес-модели, непонятно, кто станет покупать такие машины, органы соцобеспечения или частные лица. И какой должна быть цена. Себестоимость юнимобиля тоже пока не просчитана.
Но самый большой «якорь» проекта — принадлежность к SkyWay, компании с более чем сомнительной репутацией.
Напомним: SkyWay финансируется на «народные средства» (краудинвестинг), то есть инвесторам продаются акции материнской компании Euroasian Rail Skyway Systems, которую Юницкий оценил в 400 млрд долларов. Уставный капитал состоит исключительно из интеллектуальной собственности Юницкого, а сама компания зарегистрирована в офшоре. Никаких осязаемых активов, кроме интеллектуальной собственности, она не имеет, а оценка этой собственности произведена с нарушением процедуры.
На самом деле инвесторам предлагают даже не акции, так как материнская компании имеет форму собственности в виде Ltd (по нашему это ООО) и никаких акций выпускать не имеет права. Поэтому компания продает не акции, а… обучающие курсы! В подарок к которым идет сертификат на получение акций SkyWay в будущем. Когда-нибудь. При этом в договоре инвестирования черным по белому написано, что компания не несет ответственности за привлеченные средства, не возвращает их и не обеспечивает гарантии получения прибыли. Получается, что деньги собираются под «честное слово». Однако репутация Юницкого — и это легко проверить, сделав несколько запросов в поисковике — далека от идеальной. Вся его 40-летняя карьера разработчика струнного транспорта — это череда скандалов, обвинений в незаконной деятельности, причем в разных странах, судов, ссор с компаньонами и невозвращенных кредитов.
Однако все это не помешало Юницкому создать развитую МЛМ-структуру по сбору средств на строительство так называемого «Экотехнопарка», после завершения которого (по плану — в декабре 2017 года) предполагалось получить доход в $500 млн и выйти на IPO.
Ничего этого не произошло, SkyWay продолжает собирать деньги с «инвесторов» и уже объявил, что «Экотехнопарк», частично построенный в Белоруссии, более не нужен, и теперь средства инвесторов пойдут на строительство аналогичного полигона в ОАЭ. При этом сама технология струнного транспорта оказалась тупиковой разработкой, дорогой, металлоемкой, сложной в строительстве. Соответствующую оценку ей дали в российском МИИТе (институте инженеров транспорта). Достаточно сказать, что действующие макеты кабинок ездят на… аккумуляторах, так как проблему безопасного токосъема решить не получилось.
Фактически SkyWay находится в одном шаге от закрытия. Очевидно, инвесторы не получат не только прибыли, но и не смогут вернуть вложенные деньги. Но «под занавес» деятельности SkyWay выкатывает несколько новых проектов: летающий дрон повышенной грузоподъемности (по факту — вертолет Ка-26 с закрашенными стеклами, который так и не поднялся в воздух), струнную ограду, производство гумуса, струнный мост, «Юнимобиль». При этом никто не объясняет «инвесторам», почему их деньги, вкладываемые в струнный транспорт, тратятся на сторонние проекты. Но именно такими действиями создается иллюзия бурной разнонаправленной деятельности, которая типа приведет компанию к финансовому успеху. И эта имитация позволяет собирать деньги даже в условиях нарастающего недовольства «инвесторов».
Не обошлось без скандала (хоть и внутреннего) и при создании юнимобиля.
Как рассказал нам белорусский автодизайнер Андрей Трофимчук (он создавал облик ё-мобилей), в 2016 году ему предложили сделать дизайн для юнимобиля. Первые эскизы были такими:
После этого устно были обговорены условия работы и Андрей нарисовал вот такой концепт:
Любители кино заметят, что Андрей вдохновлялся образом дрона из фантастического фильма Oblivion с Томом Крузом в главной роли. Но этот дизайн Синкевич не принял. Мы не знаем подробностей их соглашения, но сейчас Трофимчук утверждает, что за работу ему не заплатили.
Юнимобиль планируют привезти на выставку «ИнваЭкспо», которая состоится в сентябре на ВДНХ в Москве. Все желающие там смогут пообщаться с его создателями и задать вопросы о перспективах проекта.
Рады будем ошибиться в своих пессимистических выкладках.