Автомобили с различными юридическими проблемами в большинстве своем оцениваются на рынке значительно ниже средних значений. Особенно с такими проблемами, которые нельзя решить ни при каких обстоятельствах. Машины с поврежденным или уничтоженным идентификационным номером к таким не относятся — в большинстве случаев их абсолютно законно можно «легализовать», благодаря Постановлению Правительства РФ № 1653 от 1 января 2020 года, согласно которому мы имеем прописанный алгоритм нанесения специальной полицейской маркировки. Но, как писал классик: «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги». Прочитав мою историю, вы сами сможете для себя решить, стоит ли ввязываться в подобную авантюру.
Без малого полгода назад, в июне, я начал подбирать для себя новый автомобиль. Рассматривал любые варианты, лишь бы цена была привлекательной — то есть значительно ниже рынка. Так на моем пути и появился SsangYong Kyron 2006 года выпуска в минимальной комплектации, но с дизельным мотором — за смешные для рамного дизельного внедорожника 250 000 рублей (для сравнения, близкие по пробегу и комплектации автомобили продавались в «коррозийных» столицах минимум за 330 000). В объявлении продавец честно сказал, что с машиной все сравнительно неплохо, но вот вин-номер сгнил.
Цена была настолько привлекательной, что я решил все же рассмотреть этот вариант. Тем более что в интернете полно предложений услуг по переоформлению автомобиля с проблемной маркировкой. Обычно за это просят 50 000 рублей, и от первого обращения в МРЭО до получения заветного свидетельства о регистрации проходит в среднем пара недель. Сама процедура нанесения маркировки стоит 15 000, а 35 000 рублей — это комиссия «помощника».
Поразмыслив и теоретически подготовившись, посчитал, что эти 35 000 могу и сэкономить, пройдя процедуру сам.
При осмотре машины владелец предоставил мне документы, согласно которым уже в 2010 году VIN на раме не читался. Автомобиль был направлен на исследование. Было установлено, что номер рамы был уничтожен не преднамеренно — коррозией. В ПТС была вклейка и запись об отсутствии маркировки, в вещевом ящике лежало постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Документы вселили надежду, что машина действительно не криминальная, а переоформить ее можно будет без прохождения новой экспертизы, ведь ранее подобное исследование уже проводилось. В итоге автомобиль был куплен всего за 220 000 рублей: ДКП подписан, ключи переданы.
Процедура переоформления подобных автомобилей начинается стандартно. Записываемся на Госуслугах на удобное время в МРЭО и оплачиваем пошлину со скидкой. Огорошил вопрос сотрудницы при первом визите в регистрационное подразделение ГИБДД: «А зачем вы такую купили?».
В МРЭО с ходу сообщил, что у меня автомобиль со сгнившим VIN-номером, но есть экспертиза от 2010 года, согласно которой исследование автомобиль уже проходил. И тут первое серьезное разочарование — всю процедуру все же придется проходить заново — и для начала отправили на осмотр. Инспектор посмотрел на кусок рамы, где ранее располагался VIN, изучил дублирующие таблички и отправил обратно в офис, где у меня принимали документы.
Там мне выдали пломбу. Которую инспектор в зоне осмотра ТС закрепил на раму. Все это отснял и снова отправил в офис. Далее уже другой инспектор сообщил, что с ним надо будет проследовать в отдел полиции, где нужно сделать запись в Книге учета сообщений и происшествий (КУСП), там же возьмут мои объяснения по факту изменения маркировки автомобиля и дадут направление на экспертизу. ПТС уже остается в МРЭО, но сам автомобиль в моем распоряжении, хоть и с пломбой на раме.
В тот же день поехал в экспертно-криминалистическую службу, чтобы записаться на исследование. Запись была на две недели вперед, что уже неплохо. Пару лет назад я невольно стал обладателем автомобиля с криминальным прошлым, и тогда запись на исследование была аж на два-три месяца вперед.
Прошло две недели, приезжаю с направлением к эксперту, загоняем машину в бокс и ждем пару часов. В итоге эксперт подтверждает, что машина «ровная» — номер рамы действительно не читается из-за поражения коррозией. И снимает пломбу.
И все? Нет, радоваться рано!
Начинается следующий, самый изнуряющий этап. После проведения исследования в течение недели эксперт выдает письменное заключение, которое в дальнейшем заберет участковый отдела полиции.
Покорно ждем. Когда заключение попадает в руки участковому, он выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. К этому времени на все про все ушло без малого два месяца.
И тут возникает важное обстоятельство — у нас на руках есть все документы, чтобы вновь обратиться в МРЭО, где начальник подразделения поставит резолюцию, согласно которой нам требуется нанесение дублирующей маркировки. Но это в теории. На практике ПТС находится у участкового, прием у которого дважды в неделю, в будни с 17 до 19 часов. В итоге я все же нахожу время заехать к участковому, и ПТС оказывается у меня на руках. Пора вновь записываться на регистрацию в МРЭО.
Приезжаю в МРЭО, снова отправляют на осмотр, а после выносят вердикт — ждать резолюцию начальника МРЭО. Поймать его, хоть и не с первого раза, но все же удалось: резолюция на руках. Финиш близко? Надо всего-то набить маркировку и приехать в МРЭО еще раз, чтобы наконец-то перерегистрировать машину...
В Санкт-Петербурге выштамповка VIN-номера стоит 15 000 рублей. Предлагают ее в основном посредники, которые направляют в один и тот же центр. Приезжаем туда со всем комплектом документов. Машину загоняют на подъемник, и тут выясняется, что на раме должна висеть пломба. А ее, как мы помним, снял и выдал нам эксперт после завершенного исследования. А раз на раме нет пломбы, то и маркировку нам наносить не будут, так как мы могли пригнать машину-двойник. Вот так!
В экспертной фирме нам говорят, что все сделали правильно (в том смысле, что сняли пломбу), и нечего им звонить по пустякам. Круг замкнулся?
Звоним в МРЭО, сообщаем о проблеме. Выясняется, что раз на раме нет пломбы, то всю процедуру придется проходить заново: осмотр автомобиля — пломбировка — направление на исследование — отказ в возбуждении УД и т. д. Ситуация патовая!
Приезжаем в МРЭО, нас направляют по известному адресу — на осмотр машины. Уже известный нам сотрудник (который ее и пломбировал) сообщает, что ничем не может помочь — пломба номерная, повторить ее нельзя. Но дает подсказку — возможно нанесение маркировки в другой мастерской, где не станут придираться, что пломба в наличии (а не висит на раме). И со стороны сотрудников ГИБДД вопросов по этому поводу не будет.
Нашли такую контору лишь в области, но потом выяснилось, что вообще в другом городе и регионе. По телефону нам сообщили, что проблема решаема. Едем!
В обычном гараже на окраине областного центра и произошло таинство набивки VIN-номера. Но без нюансов не обошлось: при подготовке к процедуре выяснилось, что начальник МРЭО в резолюции в одном из символов ошибся и вместо цифры 0 написал букву Q. Совместно с мастерами решили набивать номер правильно, а ошибку в документах уже устраню в МРЭО позже.
Сама процедура продолжалась около часа. Подходящее место на раме нашли в области центральной стойки. Зачистили, набили, сверху покрасили черной краской, чтобы защитить от коррозии. Мастера сделали все необходимые фото и сказали, что документы о набивке направят почтой после того, как я пришлю скан исправленного заявления. Возвращаемся домой — надо снова ехать в МРЭО.
Сразу после возвращения начинаем решать проблему с ошибкой VIN-номера в документе, подписанном начальником МРЭО. Вопрос решается просто: инспектор стирательной резинкой исправляет букву Q на цифру 0.
Казалось бы, отправили скан документа в мастерскую и все? Не тут-то было: вскоре перезвонил мастер и сообщил, что нам вновь крупно не повезло. Оказывается, в злосчастной пломбе сотрудники МРЭО допустили очередную ошибку и пропустили один символ в середине VIN-номера.
Уже почти отчаявшись, еду в МРЭО, рассказываю о своих проблемах и спустя десять минут получаю новую пломбу уже без ошибки. По телефону мастер из областной мастерской просит закрепить (с помощью сотрудников МРЭО) пломбу на раме и отправить фото. Это оказалось несложно!
Спустя пару дней Почта России доставила нам свидетельство о нанесении дублирующей маркировки. На данный момент у меня на руках следующие документы: ПТС, СТС на имя прежнего собственника, заявление о регистрации ТС, свидетельство о нанесении VIN-номера и две пломбы (которые уже не нужны). В очередной раз записываюсь в МРЭО (квитанция об оплате госпошлины имеется еще с первого визита), сдаю документы, еду на осмотр. Спустя час на руках долгожданное свидетельство о регистрации (а на раме — дублирующая маркировка). Соответствующую пометку сделали и в ПТС.
Стоит ли рисковать и связываться с автомобилями, имеющими проблемы с VIN-номером? Возможно, у кого-то процесс нанесения маркировки пройдет спокойно. В моем же случае огромное количество проблем возникло по вине сотрудников полиции. Дважды они допустили ошибку в документах, да еще эксперт снял с рамы пломбу. Также стоит учитывать, что алгоритм прохождения этого «квеста» может существенно отличаться в зависимости от региона. С момента покупки машины и до перерегистрации прошло около двух с половиной месяцев. На все (с учетом расходов на топливо) было потрачено 20 000 рублей. Учитывая разницу в цене с автомобилями, имеющими читающийся номер, сэкономить получилось около трети стоимости машины.
Все, что я могу сказать в итоге — это строчки из песни в одном известном фильме: «Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь».