Со старым европейским премиумом и раньше-то связываться было опасно, хотя и интересно. А сейчас? Ностальгия по временам, когда моторы и подвески были покрепче, может очень дорого обойтись, но это не точно. Изучаем вопрос вместе с Volkswagen Touareg 3.0 TDI первого поколения.
Знакомый предлагает купить ухоженный дизельный 3,0-литровый кроссовер с одной отметкой в ПТС и оригинальным пробегом в 180 000 километров за 950 000 рублей — ваши действия? Надо брать! Кстати, это рестайлинговый Touareg 2008 года выпуска. Эмм... Надо подумать...
Размышлений тут действительно на пару бессонных ночей — не меньше. Салон так и манит. Он строг на вид, но при этом умеренно роскошен. Лучшая деталь — панель приборов с шестью циферблатами, которые сделаны в стиле дорогих швейцарских хронографов. Повсюду мелькает фурнитура, напоминающая о флагманском Phaeton. Собственно, ввиду краснокнижного статуса этого седана именно Touareg и был, по сути, самым авторитетным Фольксвагеном тех лет.
Салон Туарега качественно собран из очень приличных материалов. Разница с Кайеном и Q7 — минимальна. Скрипы и затертые кнопки встречаются редко и только на самых старых дорестайлинговых экземплярах, которые не получили в этой жизни должного ухода.
С кожей обивки кресел все сложнее. Она достаточно легко вытягивается, а сами сиденья быстро проминаются, особенно под упитанными водителями. Проблема с появлением трещин в передней панели напротив переднего пассажира в основном актуальна для дорестайлинговых Туарегов. К этой машине, которая регулярно проходит детейлинговые процедуры, все это не относится.
Укомплектован данный Touareg достойно, хотя перед нами далеко не самый упакованный экземпляр. Оба передних кресла с явной боковой поддержкой полностью электрифицированы. Поначалу кажется, что за рулем тесновато, ты словно зажат между толстенной дверью и центральным тоннелем. Позже приходит понимание, что такая плотная посадка позволяет лучше чувствовать машину в любой ситуации.
Пассажирам второго ряда повезло меньше. Сам-то диван комфортный, особенно для двоих, но всех удобств, что предлагал конфигуратор, тут нет. Пассажирам приходится довольствоваться лишь собственными дефлекторами вентиляции, хотя тут были возможны и климат-контроль, и развлекательная система с DVD-плейером.
Багажник продуманный, хотя по-другому у Volkswagen и не бывает. Можно открыть как пятую дверь целиком, так и отдельно только заднее стекло. Если изначального объема в 555 литров вам мало, то просто сложите задние сиденья в ровный пол и грузите длинномеры.
Говорят, Touareg может довести своего владельца до истерики различными поломками электрики. Это отказывающиеся нормально работать дисплеи на передней панели, глюки блоков управления сиденьями, рвущиеся тросы водительского стеклоподъемника, отказы микропереключателей замков и прочие мешающие нормально жить мелочи. Немало проблем может доставить система «климата».
С возрастом риск появления проблем с электрикой возрастает — из строя могут выходить совершенно разные компоненты, вплоть до разъемов раздаточной коробки и АКП. На приборной панели иногда беспричинно включается индикатор неисправности подушек безопасности. Нередко ломается и звуковой сигнал.
Пока по части электрики черный Touareg своего владельца не подводил. Что говорит Вася-диагност? Была ошибка по «пневме», которая после удаления больше не появлялась. Есть ошибки по головному устройству? Все логично, потому что тут стоит неоригинальный Pioneer. Собственно, это единственное отступление от заводской комплектации. Из странностей — ошибка по датчику положения угла крышки багажника. Это притом что сам электропривод двери работает исправно. Похоже, просто старая ошибка. По состоянию на начало лета 2023 года — это все. Других замечаний пока нет.
Удалось ли Туарегу состариться с достоинством? Сложный вопрос. Если на первый Cayenne еще можно смотреть с некоторым придыханием — все-таки Porsche, то здесь этого нет. Имидж давно померк, остался лишь обычный пожилой Volkswagen, нарисованный в равной степени солидно и скучно.
Но смотреть вблизи на ухоженный Touareg все равно интересно. Несмотря на толстый слой краски, ЛКП Фольксвагена не очень хорошо противостоит механическим повреждениям. Проблемными зонами считаются область номерного знака, колесные арки и места фиксации задней оптики. В местах сколов краска может облезать целыми кусками. Вздутия ЛКП нередко появляются по низу дверей и в местах крепления рейлингов. На этом Туареге со всеми «болячками» разбирался первый хозяин. После чистки дренажных отверстий нынешнему владельцу досталось самое приятное и наименее затратное — отполировать кузов после покупки.
У менее ухоженных экземпляров все гораздо хуже. Можно увидеть и облезающий лак, и медленно ржавеющие сколы, а также коррозию, выглядывающую из-под декоративных накладок. Требуют внимания рамка лобового стекла, а также люк в крыше, который нередко становится причиной попадания влаги в салон. Естественно, нельзя не упомянуть недостаточно продуманное крепление передней оптики. Из-за этого фары Туарега легко снимают автомобильные воришки.
Если заглядывать Туарегу «под хвост», то нужно в первую очередь обратить внимание на состояние точек крепления подрамников, усилителей днища и лонжеронов. Столичные машины, особенно те, что иногда выгуливают на бездорожье и хранят на улице, нередко имеют наслоения ржавчины в колесных арках и задней части днища.
Одна из главных страшилок применительно к Туарегу — наличие «пневмы». У нее помимо недешевых оригинальных стоек может выйти из строя компрессор и блок клапанов. При этом изначально от «пневмы» никуда не деться, потому что «пружины» ставили только на бюджетные версии. Естественно, сейчас полно переделок — на Туарегах катается немало великих экономов. У этого экземпляра штатная пневмоподвеска жива-здорова и полностью в оригинале. По остальным ремонтам — менялись лишь верхние рычаги на пробеге в 180 000 километров и несколько раз стойки стабилизаторов.
В итоге регулировка дорожного просвета и три режима работы амортизаторов — все в рабочем состоянии. Есть как автоматический режим, так и возможность менять клиренс и жесткость подвески вручную. Кардинальной разницы между режимами нет, спортивный чуть жестче, но все это на уровне нюансов. В любом случае ни излишние крены, ни раскачка кузова не допускаются. Touareg уверенно стоит на прямой и входит в повороты получше многих седанов. В целом же — весьма комфортный автомобиль, который остается таким независимо от качества дороги.
Тяговитый 3,0-литровый дизель из серии BKS доставляет удовольствие в любом из выбранных режимов «автомата». 500 Нм разгоняют тяжеленный автомобиль уверенно, напористо, неумолимо. Классный мотор, который даже в возрасте не доставляет много проблем. К его слабым местам относят разве что вечно заедающие вихревые заслонки и пьезофорсунки. Вот и у этого экземпляра все обслуживание после покупки свелось лишь к чистке форсунок и дроссельной заслонки, а также замене прокладки клапанной крышки. Цепь ГРМ все еще в оригинале, ее ресурс нередко доходит до 300 000 километров. EGR и вся «экология» на месте. Даже чип-тюнинга, и того нет — в наличии только заводские 224 л.с.
Среди других двигателей Туарега хватает как плохишей, так и отличников-хорошистов. Из бензиновых моторов лучше всего себя показали 3,2-литровые VR6 и дорестайлинговый 4,2-литровый V8 4.2 серии AXQ мощностью 310 л.с. Здесь главное — следить за состоянием системы ГРМ. Неплох и 3,6-литровый VR6, жаль что из-за непосредственного впрыска он очень требователен к качеству топлива. Зато сколько проблем может подкинуть 350-сильный V8 серии BAR. Задиры, коксование клапанов, растяжением цепи ГРМ — не мотор, а мечта алчного сервисмена.
Еще больше можно озолотиться только на обслуживании экзотического W12 или монструозного дизеля V10, который собран из двух рядных «пятерок». Сами по себе 2,5-литровые дизельные моторы, особенно серии BLK и BAC, отличаются склонностью к задирам. Дизель V6 3.0 серии CASA, который пришел на смену двигателю BKS, надежнее. Среди слабых мест — вихревые заслонки впускного коллектора, сажевый фильтр, клапан EGR, а также дефектный ТНВД, который наверняка уже давно заменен по гарантии.
У Туарега существовали версии с «механикой», но это штучный товар. В итоге выбор коробки передач — чисто формальный, все равно это будет 6-ступенчатый «автомат» Aisin. Отличная коробка, работает шустро и почти незаметно, а главное — не досаждает поломками. Свою главную задачу владелец знает — менять масло каждые 50 000 километров, следить за чистотой радиатора и не строить из себя пилота Cayenne Turbo. Все как завещал предыдущий хозяин.
С остальными узлами трансмиссии тоже порядок. Пару раз менялось масло — на пробегах в 110 000 и 188 000 километров. Ремонтов не было и, судя по результатам недавней диагностики, в ближайшее время не предвидится. Но тут у каждого Туарега своя судьба. Среди потенциально проблемных узлов — передний редуктор и подвесной подшипник кардана. Часто выходит из строя моторчик переключения режима раздаточной коробки. Больше всего хлопот доставляют кроссоверы с мощными моторами.
Выходит, что владелец этого Туарега получил настоящую машину времени. Вместо того чтобы разбираться с «пневмой» и ковырять электрику, он закупает аксессуары и ставит Led-лампы взамен штатного ксенона. Будто на дворе конец нулевых. Надолго ли?
Черный Touareg 2008 года выпуска был куплен полгода назад за 950 000 рублей. Не дороговато ли будет? Это как посмотреть. Из всего тиража более чем в 500 000 автомобилей в данный момент на Дроме продается чуть больше 400 экземпляров. Есть среди них даже три Туарега с W12, а вот дизельных V10 не нашлось.
Среди дорестайлинговых машин дизель не в почете. Здесь в приоритете Туареги с бензиновым V6 3.2 и восьмицилиндровые кроссоверы. Цены на самые недорогие экземпляры начинаются с 550 000 рублей. Наиболее ухоженные кроссоверы стоят в три раза дороже.
Зато среди обновленных Туарегов дизельных машин больше половины. В основном это версии с 3,0-литровыми моторами. Шестицилиндровых бензиновых кроссоверов в продаже немного. Рестайлинговый Touareg с V8 — совсем редкость. Низ рынка — экземпляры за 850 000 рублей. Цены на наиболее дорогие машины доходят до внушительных 2 000 000 рублей.
Приценимся более конкретно. Предположим, что мы верим продавцам, и все Туареги в продаже не имеют проблем с документами, у них честные пробеги и приличное состояние. Так сколько просят за рестайлинговый дизельный кроссовер с пробегом до 200 000 километров? В лучшем случае 1 100 000 рублей. Так что этот черный Туарег действительно куплен по хорошей цене с дружеской скидкой.
Появлению в 2002 году серийного Volkswagen Touareg первого поколения предшествовал AAC Concept — пикап с распашными дверями.
Серийный кроссовер получил классическую компоновку с базовым задним приводом, подключением переднего моста через раздаточную коробку и продольным расположением силового агрегата. Все как у родственных Porsche Cayenne и Audi Q7. Полностью независимая подвеска обеспечивала превосходную управляемость кроссовера по асфальтированным городским дорогам. При этом для Туарега была доступна пневмоподвеска, а также блокировки переднего и заднего дифференциалов.
Под стать такой продвинутой технике было и оснащение. Список опций включал пневмоподвеску, отделку кожей, деревом и алюминием, мультимедийную систему с навигацией и DVD-проигрывателем.
На автомобиль устанавливались двигатели различных модификаций. Поначалу это были бензиновые VR6 3.2 и V8 4.2, а также рядный 5-цилиндровый дизель объемом в 2,5 литра и 5,0-литровый V10 TDI мощностью 313 л.с. Коробки передач — 6-диапазонная «механика» либо 6-ступенчатый «автомат». Позже линейка моторов пополнилась дизельным 3,0-литровым V6 TDI, бензиновым VR6 3.6, а также экзотическим W12 объемом 6,0 литра и мощностью 450 л.с.
В 2006 году Touareg пережил рестайлинг. Внешне обновленную версию можно было опознать по иной облицовке радиатора и другой оптике. Салон получил новую приборную панель и улучшенное оснащение. Появилась версия R50 с дизельным V10, который форсировали до 350 л.с. В таком виде первый Touareg просуществовал до 2010 года, пока ему на смену не пришла модель второго поколения.