Предыдущие посты блога «перекупа» читайте здесь
Белый седан Volvo 240 мы с женой забирали уже по-темному. Пушистый снежок искрится в желтоватом свете уличных фонарей, под ногами полужидкая субстанция из осадков и реагентов, дороги не чищены. На кузове машины уже застыл слой мерзлого снега, стекла обледенели, стеклоочистители примерзли к «лобовухе». Сажусь в кресло водителя, и моя пятая точка едва не опускается на пол из-за продавленной подушки сиденья. А еще сцепление схватывает в самом конце хода педали. Ревя мотором и дергаясь, выруливаем из московского двора, словно чайники, и берем курс домой… И тут самопроизвольно гаснет ближний свет. Так, похоже, нас ждет нескучная поездочка.
Единственное светлое пятно в затонированном салоне Volvo — комбинация приборов. Остальное пространство погружено во мрак. Где-то на стыке приемной трубы сифонит система выхлопа. Да так забористо, что хоть уши затыкай. Причем на третьей и пятой передачах звук усиливается до уровня взлетающего бомбардировщика. Оказывается, резиновая гофра рычага просто накинута сверху (не прикручена) и при включении нечетных ступеней оттопыривается, пропуская звук. Поднимаю резинку рукой и вижу вращающийся карданный вал, а под ним — покрытый наледью асфальт. Жена в шоке, но пока держится молодцом — молчит.
Тут еще вентилятор печки жалобно, но очень убедительно напевает: ну-почините-же-меня-наконец. Ему аккомпанируют ударами передняя и задняя подвески: бум-бах-тарарах. Пробую приглушить звуки какой-то радиостанцией, но нештатная магнитола, будто бы осознавая масштаб разрушений, что-то мямлит через единственный динамик.
Напомню, что ближний свет нам «отключили» еще при выезде, так что шпарим по столице нашей необъятной с дальним. Уж простите, кого ослепил. Добавляет остроты поездке и наполовину истертая «липучка», которая отказывается держать заснеженную дорогу, от чего Volvo то и дело срывается в занос. Смотрю на жену, а та как села в машину с включенным на телефоне фонариком, так и едет. Спрашиваю ее — ты че фонарик-то не выключаешь? А она — мне страшно!
При этом на наших лицах улыбки, можно даже сказать, нам весело. Отчего же нас так прет? Во-первых, так проще пережить стресс, а это стопудово именно он. Во-вторых, были у нас «двести сороковые» в состоянии и похуже этой. И ничего, выплыли, починили, перепродали, да еще и с наваром. В-третьих, и я, и моя половинка отлично понимаем, что несмотря на все косяки этот белый седан — удачная покупка. С крепким кузовом, исправным мотором… и положительной харизмой с почти осязаемой аурой. Такой мощной, что ее не в силах ослабить ни стуки подвески, ни воющая печка, ни десять предыдущих владельцев в ПТС.
Скажу больше — это именно тот автомобиль, который мне нужен. Не гнилой, не битый, не ушатанный — живой. Да немного запущенный, но в этом-то весь кайф — своими руками восстанавливать редкую классику, пошагово фиксируя ее воскрешение. К тому же мы чувствуем, что с появлением «Спутника» (такое имя получил автомобиль) наша жизнь потечет по иному руслу. Пока не могу сказать, какому именно и куда оно приведет, но уже сейчас знаю, чем хочу заниматься в будущем. Латание заурядных автомобилей с целью их дальнейшей перепродажи меня уже не прельщает. Я и раньше был «перекупом» с отклонениями, сейчас же определился с новым вектором тяги — поиск и восстановление классических автомобилей, такие проекты мне по душе.
Потому никаких претензий к Сергею (прежнему владельцу Volvo) у меня нет. Молодец, что не испортил классику. Не затюнил, не засвапил. Сохранил!
До дома доехали без происшествий. Даже успели заскочить в магазин за бутылочкой шампанского и шоколадкой — отметить покупку. И уже после того как «Спутник» прописался в гараже, начал разбираться, что же за чудо я приобрел. Внимательный осмотр показал, что особых поводов для грусти нет — автомобиль в хорошей сохранности, хотя и с оговорками. В прошлой серии блога я писал, что кузов в родной краске, за исключением правой задней двери. Оказалось, соврал. Нашлась еще одна перекрашенная деталь — крыша! Видимо, секцию над передним пассажиром чем-то накрыло сверху. Удар был несильным, стойки кузова не повело, стекла остались целыми — они все родные, включая ветровое.
Прочие «болячки» лечатся косметическим ремонтом. Так, на крышке багажника нашлась небольшая вмятина. Изнутри крышка прикрыта усилителями, но как раз на уровне повреждения находится плафон подсветки багажника. Надеюсь, размеров оконца хватит, чтобы выправить неровность без хирургического вмешательства. Облупившаяся краска по низу крыльев меня тоже не пугает — аккуратно подшпатлюю и подкрашу. А вот черная окантовка на всех колесных арках не только мозолит глаза, но и настораживает: что под этой мастикой, и получится ли убрать ее без повреждений краски?
Еще одна загвоздка — задние фонари. Они у «Спутника» не оригинальные, это видно по внушительным зазорам между задними крыльями и плафонами. К тому же из шести секций каждого работают только две: «габарит» и «поворотник». Похоже, полетели платы. И вот тут — двойная дилемма: ремонтировать старые или покупать новые? И если уж покупать, то, быть может, взять с белыми рассеивателями поворота? Или сразу замахнуться на оптику, где белая вся верхняя часть? На фото фонари выглядят очень круто. Но такие надо еще поискать и цены кусаются: 30 тысяч за пару. Пытаюсь найти дешевле.
В остальном все гуд. Пластиковые накладки по низу боковин, все на местах. Поддомкратники целые. Двери не провисли и закрываются с характерным для «двести сороковых» двойным щелчком с металлическим эхом. Надо лишь смазать петли. Капот и крышка багажника, как и положено, захлопываются с минимальным усилием.
Сам багажный отсек в полной аутентичности: на местах заводские наклейки, внутренние крышки фонарей и даже ворсовый чехол запасного колеса. Удивительно, но обе ниши под «запаску» тут без коррозии. Я такого раньше не видел. Огорчает лишь прогоревшее покрытие отсека. Похоже, в этом виновата неродная, оконечная банка глушителя — нагрела и сплавила коврик. Неужто придется еще и выхлоп менять?!
После осмотра покупки провел инвентаризацию своего загашника, чтобы понять, какими необходимыми для восстановления «Спутника» запчастями обладаю. Кое-что накопилось, ведь эта «двести сороковая» у меня не первая — четвертая.
Пошарил по полкам гаража, в пристройке и на чердаке, собрал все в кучу и понял, что на этот раз моя запасливость обещает существенную экономию на деталях. Есть полный комплект стекол, включая боковые для универсала, детали салона, две рулевые колонки с рулями, замками зажигания и прочее. Но пока это невостребованный груз, сейчас же покажу и расскажу о тех, что пойдут в дело.
Есть целый мешок с новыми оригинальными деталями для подвески и тормозов. Так, задних тормозных колодок у меня аж два комплекта. Плюс комплект для стояночного тормоза, плюс три троса «ручника»: центральный и два боковых. Нашелся и новый трос сцепления, который определенно пригодится при замене изношенной трансмиссии. А еще пара сайлент-блоков передних рычагов с крепежом. А также пакет резинок для подвески. Правда, их назначение по местам мне пока неизвестно.
Из наружного оборудования присутствуют фары и «поворотники». Пригодится и то, и другое, так как оптика «Спутника» нуждается в реставрации, а родные «поворотники» с потрескавшимися рассеивателями — в замене. Нашлась и радиаторная решетка. Правда, наклонную полосу я уже использовал при ремонте Volvo 940, но она мне и не нужна — главное, что цела окантовка с сердцевиной. Причем соты второй решетки — из черного пластика, ведь в перспективе я собираюсь избавить кузов от хрома, покрыв орнамент черной полуматовой краской.
Обратите внимание, что и молдинги на фарах из загашника тоже в черном цвете — это особенность версий turbo. Есть и такие дефицитные детали, как верхние молдинги переднего бампера. Однако такие же полумесяцы для заднего придется где-то искать.
Хотел было похвастаться комплектом литых дисков с тремя лучами, но… состояние у них средненькое, да к тому же без крышек. К слову, что делать с колесами, пока не решил. Те, что стоят на Volvo сейчас, от модели 740, мне не нравятся дизайном. К тому же они покоцаны, и, возможно, как раз из-за дефекта диска спускает переднее правое колесо. С колесами определюсь позже.
Если с наружкой почти все ок, то с салоном сложнее. С одной стороны, у меня в достатке необходимых элементов, но есть не все. Прямо как в том анекдоте про еврея, который нашел на улице деньги. Посчитал — эх, не хватает. Вот и я считаю и понимаю, что от поездок по разборкам никуда не деться. К примеру, декоративные молдинги на передней панели есть все, кроме одного — того, что на крышке перчаточного ящика. И ведь он у меня был, причем вместе с бардачком. А тот, в свою очередь, с почти девственным бархатным нутром, замком, ключом, плафоном и зеркальцем.
Проверил и перепроверил все закоулки своих угодий, хрен там, нет бардачка. И ладно бы молдинг, его несложно найти на тех же разборках, но внутри ящика лежали очень нужные мне детали. Самая нужная на данный момент — переключатель света. Уверен, именно в нем кроется аномалия с отключением ближнего света фар. А также неполадка с электрикой, которую «Спутник» подкинул уже после покупки. Блин, ну куда же я зафутболил этот бардачок?!
Ненавижу ситуации, когда начинаешь устранять какую-нибудь неисправность, и появляется другая. Еще более непонятная. Казалось бы, что сложного в замене перегоревших лампочек в передней панели? И доступ к потрохам у «двести сороковых» хороший, и нужный тип ламп в запаснике имеется. И вот уже темное нутро седана оживает россыпью огоньков… а потом бац — все гаснет!
Между моментом, когда все работало, и полным отказом прошло не более минуты. Куда подевался ток?! Ситуацию усугубляет то, что в электрической схеме «Спутника» покопался кто-то из прежних владельцев. Уж не знаю, какую цель преследовал горе-электрик, но если габаритные огни зажигаются от основного переключателя света, то фары — через клавишу задних противотуманных огней. А сами «противотуманки» не работают вовсе. Под приборной панелью с десяток лишних проводов, столько же скруток, «релюшки», предохранители… Черт ногу сломит.
Меж тем это не единственная задачка, которую подкинул «Спутник», есть и посложнее — не заводится двигатель! Он и раньше работал с перебоями, ухудшая экологию переливом топлива, и в какой-то момент перестал запускаться совсем. Свечи? Покопался в загашнике, нашел исправный комплект, да не абы какой, а оригинальный. Однако при замене наступил «на грабли», которыми однажды уже получал по лбу: обломил на свече фарфоровый цоколь.
Дело в том, что при замене свечи четвертого цилиндра составной свечной ключ из моего набора немного упирается в моторный щит. Одно неосторожное движение, и цоколь надламывается. Я уже ломал свечи подобным образом, но было это очень давно — запамятовал. Теперь же вспомнил… и отправился в магазинчик друзей за новым комплектом свечей.
Решил взять те, где побольше электродов. Вообще-то специалисты уверяют, что количество электродов не усиливают искру, а влияет лишь на ходимость свечи — ее ресурс. Однако как-то раз, имея на руках несколько комплектов исправных свечей, провел эксперимент, поочередно заряжая в мотор комплекты с разным количеством электродов. И каждый раз на комплектах, где электродов более одного, двигатель работал ровнее и увереннее отзывался на подачу топлива.
Объявленный ценник в 1400 рублей за комплект двухэлектродных свечей NGK меня устроил. Однако в назначенный срок свечи не приехали — поставщик отменил заказ. Заказываю повторно, жду три дня и вновь получаю отказ.
В чем дело?! Хозяин магазинчика объясняет, что таким наглым образом поставщики пытаются сбыть старые запасы запчастей по завышенным ценам.
В той же программе есть точно такие же свечи, но уже за 2400 рублей за комплект. Вот их-то точно доставят в срок.
Не желая потакать жадности продавцов, иду в другой магазин автозапчастей — покрупнее. У них всегда дороже, но есть собственный запас деталей, что позволяет какое- то время не обращать внимания на повышение цен. И правила строгие. В итоге комплект свечей NGK с тремя электродами, обходится мне в 1980 рубчиков. Будем считать, что нашел золотую середину. Хотя неприятный осадочек остался.
Подводя промежуточные итоги, вынужден констатировать, что начало восстановления «Спутника» идет с осложнениями. Да, после установки нового комплекта свечей мотор ожил. Однако в системе подачи топлива есть неисправный компонент, из-за которого в цилиндры поступает больше бензина, чем положено. Его только предстоит вычислить: либо самому, либо в автосервисе, с применением диагностического оборудования.
Проблемы с электрикой решены на 90%. И пусть виновник отключения подсветки передней панели еще не найден, уверен, что, убирая «сопли» и приводя проводку в первоначальное состояние, я на правильном пути. Бесперебойная работа ближнего света фар это подтверждает.
И не беда, что планы на начало года были другими: ремонт дырявой выхлопной системы (уже была договоренность со сварщиком), постановка автомобиля на учет, закупка недостающих запчастей. В каком-то смысле «Спутник» сам направляет меня в нужном направлении, указывает на проблемные места, которые рано или поздно все равно вылезли бы на поверхность. Значит, несмотря на незапланированные неисправности и прочие осложняющие восстановление факторы (геморрой с покупкой свечей), все идет как надо.
Продолжение следует…
Дети рисуют… нет, не елочки, котиков или родителей. Дети рисуют старые Volvo! Значит, в автомобильном будущем еще не все потеряно.
Рисунок восьмилетней Ксении Евдокимовой из Севастополя (дочка моего друга).