Все чаще на дорогах стали встречаться так называемые мойки самообслуживания: открытые или закрытые боксы, где можно помыть свой автомобиль самостоятельно. Услуги таких комплексов стоят меньше, чем традиционная мойка, но есть и свои минусы. Drom.ru разбирался, как дешевле, быстрее и качественнее помыть машину своими руками.
Принцип работы очень прост: загоняете авто в бокс, отделенный от соседнего стеной или шторкой, оплачиваете время, в течение которого желаете пользоваться моечным комплексом, или набор услуг, а затем принимаетесь за мытье.
Стандартная мойка самообслуживания предлагает на выбор несколько функций, которые есть и на обычных автомойках: предварительное мытье под небольшим давлением воды, пена, сильное давление воды для сбивания грязи и химии, а также воск, сушка и пылесос. На все дела, по задумке производителей моечных комплексов, уходит 10–15 минут. Для ленивых или «в белом» услуга автомойщика тоже предусмотрена. Под вашим присмотром машину помоет администратор или специальный человек.
Для ковриков есть специальные зажимы на стенах, вода уходит в ливнесток. Пол чаще всего бетонный, нескользящий.
По словам администраторов подобных комплексов, на автомойки самообслуживания заезжают машины любой стоимости, но большинство клиентов — из числа таксистов. Им необязательны кристальная чистота кузова и идеально вычищенный салон. Достаточно, чтобы автомобиль выглядел чистым и не отталкивал свои видом потенциальных клиентов.
«Я мою два раза в день обычно, — говорит таксист Рашид. — Утром обязательно, когда со стоянки выезжаю, и в обед. Если погода хорошая, могу помыть один раз. Если дождь и грязь, то лучше два. Мне хватает 150 рублей на кузов и салон. Снаружи сам тряпкой вытираю, внутри тоже. Все моются быстро, поэтому долго в очереди стоять не надо».
На втором месте — молодежь. Ребята, которые любят кататься по городу, особенно вечером, и при этом хотят, чтобы автомобиль привлекал к себе внимание и выглядел нарядно. Также пользуются услугами «самомоек» водители служебного транспорта, люди, желающие продать машину (перед тем, как ее сфотографировать), и радетели принципа «хочешь сделать хорошо — сделай это сам».
В отдельных случаях мойками самообслуживания пользуются желающие отмыть те или иные сложные загрязнения, например, в колесных арках или на днище. Заезжают любители бездорожья, поскольку за отмывание налипшей «грязевой брони» на стандартных автомойках просят обычно дороже.
«В среднем у нас в день 300–400 машин, — говорит администратор автомойки. — Ничего сложного ни в открытии, ни в запуске нет, были бы деньги. Все моются, даже в дождь. Тогда только грязь сбивают, чтобы машина не сильно грязная была. В среднем платят от 100 до 200 рублей. По-разному же моются: кому-то и 100 рублей хватает, кому-то и 300 мало».
Мойка самообслуживания включает в себя большинство функций обыкновенной автомойки. После оплаты бокса и оборудования владелец машины запускает автомат в зависимости от своих требований.
Предварительная мойка. Мытье под небольшим давлением воды. Увлажняет кузов и смягчает грязь, при этом не повреждая лакокрасочное покрытие. Грязь, отметим, не смывается полностью, для этого есть другие программы. Предварительная мойка занимает от 30 до 50 секунд в зависимости от размера автомобиля и старания владельца.
Пена. Мыльная пена — специальный химический состав, который наносится из пистолета под давлением и равномерно покрывает весь кузов. Тут уже кто во что горазд: некоторые наносят пену и тут же смывают водой, иные достают щетки и тряпки, помогая химии и очищая кузов. Третьи только наносят состав и ждут от 10 до 20 секунд, пока химия подействует на грязь.
Основная мойка. Вода из моечного пистолета подается под сильным давлением — так сбивается вся грязь, смывается пена, вычищаются труднодоступные места вроде арок, «брызговиков» и дисков. Делают это до тех пор, пока не устроит результат (или деньги в автомате не кончатся).
Воск. Для взыскательных есть так называемое покрытие «жидким воском» — составом, который при высыхании образует защитную (хотя весьма непрочную) пленку на кузовных деталях. На некоторое время должно предотвратить прилипание свежей грязи или воздействие химических реагентов на дорогах. Главное — растереть воск максимально быстро после нанесения, иначе он высохнет, оставляя на машине неприятные разводы.
Сушка. Есть не на всех автомойках. Либо это «сушильный пистолет», чем-то напоминающий фен для рук, либо специальная вода, которая, благодаря своим химическим свойствам, быстро высыхает и в идеале не оставляет разводов.
Пылесос. Используется, понятное дело, для очистки салона. На крупных комплексах в распоряжении клиента окажется профессиональный моющий пылесос с солидной мощностью, с длинным гибким шлангом и удобными насадками. За него придется заплатить отдельно, обычно в стоимость мытья автомобиля он не входит.
Средняя цена за мытье по полной программе, в зависимости от региона, составляет около 200–300 рублей. В эту сумму входят предварительная и основная мойки, восковое покрытие и сушка. В реальности пользователи комплексов самообслуживания обычно укладываются в пару сотен рублей и обходятся несколькими программами из перечисленных. Например, только пеной и основной моющей программой с высоким давлением воды.
На продвинутых комплексах есть дополнительное программирование оборудования: в зависимости от выбора клиента есть варианты быстрой мойки, стандартной и усиленной, где на каждую процедуру отводится определенное время.
Расчет цены на разных комплексах тоже разный. Где-то посекундно тарифицируется время, в течение которого жмешь на кнопку пистолета. Где-то оплачиваешь общее время пользования боксом, даже если вообще не выключаешь оборудование. За превышение отведенного времени нужно платить дополнительно. На одной из моек во Владивостоке за полчаса нужно заплатить 150 рублей, а последующая цена составляет 50 рублей за каждые 10 минут.
Одни автоматы принимают наличные, другие — жетоны или специальные карты, которые можно приобрести у администратора. Например, в обмен на 30–50 рублей вы получаете жетон на 3–5 минут, который нужно опустить в автомат вместо купюры. В среднем мойка обойдется в два–три жетона.
Зимой в открытых боксах вода на кузове машины и в дверных проемах быстро замерзает. Летом еще не выехал из бокса, а машина уже запылилась. Последнее связано еще и с тем, что мойки самообслуживания часто размещают совсем близко с оживленной дорогой.
Иногда проблема вновь кроется в сервисе: автоматику несложно отрегулировать так, чтобы клиент возился дольше и платил больше. Лишь изредка в крупных городах на комплексах устанавливается оборудование, где напор воды и «степень намыливания» можно отрегулировать самостоятельно. Бывает, что коммуникации, к которым подключаются такие мойки, просто не рассчитаны на подобное использование: слабый напор воды не собьет и не смоет грязь.
Еще проблемы кроются в качестве оборудования и используемых материалов. Конечно, и на обычных мойках зачастую не все в порядке, но мойки самообслуживания чаще ориентируются на нетребовательных клиентов. Заявленная химическая пена иногда может оказаться просто мыльной водой, а воск, соответственно, водой с разведенной в ней «полиролью» из ближайшего автомобильного ларька.
В любом автомагазине полки с химией ломятся от бутылочек и баночек с цветными этикетками на все случаи жизни. Рядом горкой лежат губки, тряпочки и салфетки — «для кузова», «для оптики», «для стекол» и вообще, кажется, для каждой детали автомобиля. Однако для качественной мойки совсем не обязательно возить чемодан баллонов и мешок салфеток. Достаточно соблюдать несколько простых правил.
Мыть машину в солнечную погоду — распространенная, но довольно вредная практика. Капли воды, остающиеся на кузове после мойки, создают эффект увеличительного стекла, что пагубно действует на ЛКП. Стоит позаботиться хотя бы о небольшой тени.
Машину нужно начинать мыть сверху — это актуально для предварительной мойки под небольшим напором воды. Начинайте с крыши и постепенно спускайтесь к колесам и днищу. Не нужно пытаться стереть сухую грязь тряпочкой — поцарапаете лак. Только вода и бережное смывание.
Если не доверяете химическому составу на мойке, купите автошампунь, причем лучше тот, что содержит в составе воск или иные полирующие вещества. Шампуни бывают сухими, в порошке и жидкими. Для мытья машины используйте мягкую пористую поролоновую губку. Ее можно намочить и вылить каплю шампуня, а затем распределить по кузову, тоже сверху вниз. А можно взять ведро и развести химию в нем. Пользуйтесь перчатками — химия для кузова очень агрессивна и легко «смоет» пару слоев кожи с рук.
После намыливания сильным напором воды нужно смыть всю пену. Для мытья колес и арок лучше пользоваться щеткой, но не жесткой. Смыв мыльный раствор, еще раз протрите авто губкой или фибровой салфеткой.
Если шампунь содержал в себе полироль, то вытирать автомобиль лучше «вафельной» тканью или замшей. Специальные салфетки тоже подойдут, но это уже на ваше усмотрение. Некоторые владельцы не протирают машину, считая, что это вредит ЛКП, а оставляют ее мокрой, предпочитая пару потеков царапинам на лаке.
Нередко автомобилисты посещают мойки самообслуживания, чтобы самостоятельно помыть двигатель, так как не доверяют эту деликатную процедуру мойщикам. Здесь тоже есть несколько простых правил — закрыть от влаги свечные колодцы, трамблер, всю присоединенную проводку и АКБ. После мытья необходимо самым тщательным образом продуть все зазоры, отверстия и выступы. Для мытья двигателя подходит сухой шампунь-порошок.
Еще один вид загрязнений, с которым лучше справиться самостоятельно — это битумные пятна. На классических мойках их удаляют либо за чаевые, либо после долгих уговоров. Битум на арках, колесах, кузове — кошмар любого автовладельца. Специальные средства стоят дорого и помочь могут не всегда. Универсальные средства «для очистки всего» могут содержать спирт, поэтому пользоваться ими нужно осторожно. Действенное и недорогое средство — уайт-спирит (около 40 руб. за 0,5 л). Нужно смочить им ватный тампон, аккуратно протереть пятно и выждать пару минут, затем смыть. Прилагать силу к оттиранию бессмысленно — уайт-спирит или поможет без дополнительных усилий, или не поможет вовсе. Еще варианты — протереть керосином или бензином. Свежее пятно можно попробовать удалить подсолнечным маслом. Потом его нужно смыть.
Финальный аккорд — сушка. Если на мойке есть специальный пистолет с воздухом, то сушить и продувать можно им. Не забудьте направить струю в замки, выдуть воду из дверных петель и прочих полостей, куда поток воздуха на дороге не доберется.
Если сушки нет, то рекомендуем так называемые «резиновые тряпки» — они отлично собирают воду. Только не забывайте о том, что тряпка должна быть чистой. После можно пройтись фиброй или замшей.
Затем можно нанести полироль. Их тоже существует великое множество. Некоторые следует наносить на мокрую машину, некоторые — уже на сухую. Полировать нужно мягкими круговыми движениями в одном направлении. Лучше всего наносить полироль сразу на тряпку — на кузове он может высохнуть раньше, чем вы до него доберетесь при растирании.
Лайфхак для салона — бесцветная губка для протирки обуви. Продается в любом супермаркете, стоит гораздо дешевле любого полироля, а эффект почти не отличить. Ею можно тереть все — и пластик, и кожу.
Шампуня, полироля, губки и салфеток хватит на много раз, так что это еще одна статья экономии в сравнении с классическим моечным комплексом.
Мойки самообслуживания актуальны в первую очередь для тех, кому нужно помыть машину как можно быстрее и дешевле. Средняя продолжительность нахождения автомобиля в боксе составляет 10–15 минут, и если боксов несколько, то очередь едва ли будет долгой.
Вторая причина пользоваться такими комплексами лежит не на поверхности: владельцы классических автомоек за редким исключением предпочитают набирать не квалифицированный персонал, а тех, кому можно мало платить. Чаще всего это мигранты, иногда встречаются студенты и бывшие заключенные, которые не могут найти иную работу. В результате повсеместно автовладельцы жалуются на некачественное мытье машин: то разводы на кузове, то пороги грязные, то в салоне пыльно. Мойка самообслуживания — та услуга, которую сотрудники не могут испортить халатным отношением к работе, потому что сотрудников, в общем-то, и нет.
Правда, если владелец машины хочет действительно все сделать сам и на совесть, особой экономии не предвидится. Качественное мытье предполагает наличие своего «инструментария» (тряпки, губки, щетки) и немалого количества времени. В итоге получится не сильно дешевле, чем на традиционной мойке, но зато настолько качественно, насколько это требуется владельцу.
Феномен набирает обороты: продаются франшизы, ищутся земельные участки для установки комплексов. Несмотря на все недостатки, интерес к такой услуге среди автомобилистов пока только растет.