Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Прошлогодний ремонт VW Tiguan хотя и оказался сложнее и дороже, чем ожидалось поначалу, все же был благополучно завершен. Непосредственно перед продажей кроссовер подкинул последний сюрприз — у него неожиданно провалилась педаль сцепления. Оказалось, что один из осколков зацепил трубку, идущую к рабочему цилиндру сцепления, да так хитро, что окончательно она лопнула не сразу. Но эта поломка — незначительная мелочь на фоне уже проделанной работы.
Skoda Rapid тоже была не на ходу и внешне точно так же смахивала на решето, как и Tiguan до ремонта. Однако «перекуп», поставивший в соседней области продажи подобных автомобилей на поток, учел в цене, что Skoda на четыре года моложе и не с наскучившей механической коробкой, а с 7-ступенчатым «роботом» DSG DQ-200 с двумя сцеплениями. К тому же комплектация VW Tiguan была минимальной, а у Rapid — куда более интересная Black Edition.
Честно сказать, раньше никогда не подумал бы, что для машин, перенесших такое специфическое внешнее воздействие, комплектация все еще имеет значение. Но профессиональным автореаниматорам, конечно, виднее. Поэтому за Rapid мастер заплатил в полтора раза больше, чем за Tiguan.
Перед транспортировкой автомобиль пришлось временно «переобуть» — осколки дрона посекли колесные диски и разорвали покрышки. Тут-то и пригодились колеса с зимней резиной от VW Polo близкого родственника, наглядно доказав пользу от унификации машин в одной семье. Но поскольку один из осколков пробил крышку мехатроника, управляющего переключениями передач, и масло из него вытекло, Skoda попала в наш город уже испытанным способом.
Серьезный ремонт начинается с разборки машины и оценки повреждений. Лучшим складом для оптики и деталей салона снова оказались веранда и предбанник. Хорошо, что семья к этому уже привыкла и старается не возмущаться.
Вдумчивый осмотр подтвердил первое впечатление — потери можно назвать приемлемыми. В целом Skoda пострадала от осколков значительно меньше, чем Tiguan. Да и ударная волна явно была слабее — ни одна подушка не сработала.
Хотя осколки летели в Rapid не так густо, как в Tiguan, но все же достаточно плотно. Все стекла у Skoda, кроме двух, разбиты.
На правой стороне машины нет ни одной целой кузовной детали.
Некоторые осколки пробили пугающие отверстия.
Часть осколков прошла через весь автомобиль навылет, лишний раз подтвердив, что герои кинобоевиков слишком оптимистично прячутся за своими машинами во время перестрелок. На фото ниже — выходные отверстия с левой стороны Rapid.
Тем не менее серьезных бед внутри машины осколки не натворили. Конечно, пробиты карты правых дверей, некоторые элементы отделки салона, местами вспорота шумоизоляция. Но все могло оказаться намного хуже. Приборная панель, органы управления, жгуты салонной электропроводки никаких повреждений не получили.
К пробоинам в стенке моторного отсека легче добраться, если снять переднюю панель.
Была и еще одна веская причина для настолько тотальной разборки салона, но об этом чуть позже.
Капот у Rapid пострадал незначительно, турбированный мотор TSI объемом 1,4 л и мощностью 125 л.с. уцелел.
Напомню, что у Tiguan пришлось менять пробитый корпус распредвалов. Но у Rapid осколки ударили капот по касательной так «удачно», что на своем пути никакие жизненно важные узлы они не задели. Остались целы все трубки, шланги, бачки и радиаторы. Но пути осколков все же неисповедимы. Кроме уже упоминавшейся пробитой крышки мехатроника пострадал расположенный над коробкой передач аккумулятор и оказался разорван пучок проводов обогрева форсунок омывателя.
По сравнению с тем, что у VW Tiguan пришлось скрупулезно ремонтировать два перерубленных жгута проводов в салоне и моторном отсеке толщиной в полруки каждый, привести «в чувство» Rapid несравнимо проще.
Несмотря на рой осколков, ударивших по колесам, подвеску и тормозную систему Skoda они не зацепили.
А вот всей оптике с правой стороны досталось. Осколки попали в фару, задний фонарь и «противотуманку».
В салоне основные повреждения пришлись на кресла.
Перечень необходимых покупок составлен, фронт работ понятен. Можно приступать? Вроде бы да, но на этом этапе мастер задумался о дальнейшем пути этой машины.
Надо сказать, что, несмотря на молодость, при выборе автомобиля для семьи или многочисленных родственников мой сосед твердо придерживается старых принципов, завещанных еще патриархами гаражного авторемонта со времен эпохи всеобщего дефицита. «В те времена укромные, теперь почти былинные», когда мне надо было отработать на заводе пять лет только для того, чтобы получить право записаться в очередь на покупку нового автомобиля, гаражные мастеровые обычно искали машины после аварии или с крайне изношенными агрегатами, а затем восстанавливали их для себя. Сейчас так по привычке поступают лишь самые ортодоксальные ремонтники-ветераны. Даже «гаражники» теперь все чаще покупают новые автомобили. Однако молодой мастер упорно идет проверенным поколениями путем, выбирая для себя битые машины с небольшим пробегом.
Пять лет его семье верой и правдой служила Skoda Rapid, когда-то отремонтированная им после сильного удара в багажник. После основательного предпродажного макияжа, устранившего накопившиеся за прошедшие годы сколы и царапины, недавно пришло время отправить эту «старушку» на авторынок, где ее и забрали за «миллион с хвостиком».
За время эксплуатации Skoda отлично себя зарекомендовала. Самым дальним ее маршрутом оказался вояж в Измир и обратно. Поэтому мастер, внимательно оценив состояние своей новой покупки, решил и этот Rapid тоже оставить себе. В самом деле, силовые элементы кузова никаких повреждений не получили, мотор цел, мелкие дефекты проводки вообще не в счет. Даже поменять крышку мехатроника не так уж и сложно — основное время уйдет на то, чтобы залить свежее масло по тоненькой трубочке через крохотный сапун. Ну а устранить «решето» на дверях и крыльях — для кузовщика-маляра это обычный рабочий момент, ведь все в своих руках.
Надо сказать, что ремонт «для себя любимого» имеет некоторые особенности, причем обычно не совсем те, что предполагают клиенты. Бытует мнение, что в этом случае мастер все делает неимоверно аккуратно, с непостижимым качеством и строго по всем правилам. Потому и популярна у клиентов немного наивная просьба «Сделай как себе!». Однако часто мастера ремонтируют свои машины далеко не так педантично, как клиентские.
При кузовном ремонте «для себя» на первом месте оказываются финансовые соображения и здравый смысл, а вот тщательность выполнения некоторых операций становится не столь важна. Например, мастеру вовсе не обязательно проверять каждый сантиметр отремонтированной двери или крыла с толщиномером.
Ведь когда через несколько лет, в малопредсказуемом будущем, придет время эту машину продавать, рыночные требования к постаревшему автомобилю наверняка будут не такими уж строгими. А вот способность отремонтированных участков сопротивляться коррозии по-прежнему важна, чтобы не красить машину еще раз перед продажей. К тому же пока автомобиль разобран, может появиться желание добавить ему бонусных опций. Поэтому неудивительно, что Rapid восстанавливался не так, как Tiguan.
Прежде всего сосед решил совместить необходимый кузовной ремонт еще и с дополнительной шумоизоляцией машины. Нельзя сказать, что у Skoda с этим так уж плохо, но на многих участках кузова производитель применял материалы несколько скуповато. Впрочем, похожая картина получится, если разобрать большинство автобюджетников.
Каждый раз при виде подобной экономии вспоминается моя бывшая BMW-732 с шумоизоляционным матом толщиной до 10–12 сантиметров. Забавно, что в эти цифры крайне трудно поверить иным современным автомобилистам, в силу возраста не заставшим те старые, но настоящие машины.
Для Rapid мастер приобрел комплект виброизоляторов и шумопоглотителей.
Дополнительная шумоизоляция стала основной причиной демонтажа передней панели и прочих деталей внутренней отделки салона, не связанных напрямую с необходимостью кузовного ремонта. Конечно, при ремонте VW Tiguan подход был другой — разбирались исключительно те элементы, которые или были разбиты осколками, или мешали работать.
Но прежде чем заниматься шумоподавлением, необходимо выполнить основную миссию. И хотя, латая пробоины VW Tiguan, мастер успешно отработал пайку и лужение …,
… при ремонте Rapid он опять вернулся к старой доброй сварке.
У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Лужение сразу обеспечивает отличную коррозионную стойкость поврежденных мест, а вот с заваренными участками придется еще потом дополнительно поработать. Но при пайке больших отверстий поверхность постепенно значительно деформируется. Сразу это не очень заметно, но затем может проявиться при подготовке детали к покраске. Кроме того, по стоимости материалов-расходников лужение обходится значительно дороже, чем сварка. В итоге старое заокеанское правило «время — деньги» частично сработало и здесь, особенно с учетом того, что срок выполнения работы «для себя» большого значения не имеет.
Конечно, сразу после сварки заделанные пробоины выглядят грубовато.
Но «болгарка» в умелых руках постепенно творит чудеса.
Затем кое-где поверхность приходится поправлять споттером.
Изнутри места сварки все равно смотрятся совсем не так аккуратно.
Но это, как говорится, на скорость не влияет. Гораздо важнее защитить пострадавшие участки от коррозии. Для этого на внутреннюю часть всех заделанных отверстий сначала наносится герметик, …
… а затем эпоксидный грунт.
Этим же эпоксидным грунтом покрываются все наружные поверхности там, где после подготовительных процедур (сварка, зачистка и т. п.) стал виден голый металл.
Для ремонта труднодоступных пробоин машина разобрана так, что с ходу определить модель и не получится.
С навесными элементами кузова мастеру удобнее работать, когда они сняты, но это дело вкуса.
Когда все сварочные работы закончены, а внутренняя часть залатанных отверстий обработана герметиком и эпоксидным грунтом, наступает черед шумоизоляции. Для начала дополнительные слои укладываются на стенку моторного отсека.
Похожим образом обрабатывается внутренняя часть передней панели.
Затем устанавливается штатная шумоизоляция. Перед монтажом передней панели мастер дополнительно оклеил корпус отопителя (красная стрелка на фото ниже).
Не забыта и крыша, получившая свой «бутерброд» из виброизоляторов и шумопоглотителей.
Чтобы вскоре после подобного ремонта сверкающая свежим лаком машина не зацвела «рыжиками», в процессе подготовки к покраске ее надо максимально уберечь от сырости. Для этого маляру необходимо полностью забыть привычные технологии из недавнего прошлого. Самое главное заключается в том, что шпаклевка сейчас перетирается только «на сухую», вода на этом этапе категорически запрещена. С неизбежно появляющейся во время такой работы пылью у соседа борется строительный пылесос с приспособленным к нему дополнительным очистителем.
Сработанное умелыми китайскими руками устройство обошлось в 8000 рублей. Современному автомаляру без него никак не обойтись.
Но влага присутствует и в воздухе. Если в пасмурный день еще не до конца подготовленная к покраске машина по какой-либо причине выкатывается из бокса, ржавчина на зачищенном, но не загрунтованном металле может появиться уже через несколько часов. Вот только что это и произошло с самой ответственной для маляра деталью — капотом (красные метки):
Кстати, на этом же фото зеленая стрелка показывает на герметик, которым обработано заваренное отверстие там, где после установки крыла его никто никогда не увидит. Ну а ржавчину придется удалять. В действенность всевозможных химических преобразователей молодой мастер не верит и предпочитает более радикальный метод, быстро и наглядно обеспечивающий отличный результат.
Не зря говорят, что лучший отдых — это перемена занятий. Вот и сосед время от времени делает перерывы в ремонте Rapid, чтобы поискать и купить что-то из того, что пострадало от удара осколков. И этих покупок набирается немало!
Проще всего заменить пробитый аккумулятор. Сейчас это делается быстро и порой даже недорого.
Вспоминается, что в 1980-е надо было сдать старый аккумулятор, чтобы записаться в очередь на новый. Как ездил, пока неспешно двигалась очередь? Все просто: негодный аккумулятор заранее добывался неведомыми путями, чтобы встать на очередь до того, как любимый «Жигуль» полностью обесточится.
Лобовое стекло с обогревом на Rapid будет установлено новое. Китайский аналог обойдется в 21 000 рублей вместе со стоимостью работы по его замене. Все остальные стекла нашлись на разборках.
Оригинальный задний светодиодный фонарь был приобретен за весомые 27 000 рублей. Дороговато? На фоне стоимости фары можно сказать, что почти бюджетно. Новая линзованная фара «тянет» на 120 000 рублей, с разборки — в полтора раза дешевле. Однако оба варианта мастера не устроили, и он за 8000 рублей нашел поврежденную, чтобы потом на досуге из двух разбитых собрать одну целую.
Колесные диски, установленные сейчас на машине — это ее будущий зимний комплект. «Родные» пока в ремонте, но их уже дожидаются новые летние покрышки.
В ремень безопасности переднего пассажира прилетел осколок, и мастер купил новый оригинальный за 2300 рублей.
Постепенно ремонт Skoda вышел на финишную прямую. В общей сложности все расходы, связанные с восстановлением Rapid, составили около 350 000 рублей. Это означает, что себестоимость машины для мастера заметно превысила психологическую отметку в 1 000 000 рублей. С одной стороны, Лада Гранта у дилера стоит столько же. С другой, Skoda Rapid в такой комплектации — это совсем не Гранта хотя бы потому, что зловредные «рыжики» на новой Ладе появятся гораздо раньше, чем на отремонтированной Skoda.
Тем временем изрешеченные детали достигли такого состояния, что их уже можно грунтовать.
Осталось сделать последний рывок, и все? Не так быстро, по крайней мере в нашем случае. Одно из преимуществ ремонта личной машины, а не клиентской, заключается в том, что никто не просит работать побыстрее. Своя машина делается под девизом сборки автомобилей Rolls-Royce — столько, сколько нужно. Можно, к примеру, немного отвлечься, чтобы в выходной день прокатиться в Ярославскую область за заманчивым вариантом очередного четырехколесного автоконструктора.
Пробег этой прошлогодней «Нивы» всего 4000 км, а цена немного недотягивает до 600 000 рублей. Ориентировочные вложения — около 300 000 рублей, ну а прибыль чуть позже покажет рынок.
А может, вообще отложить пока все ремонты и махнуть с семьей на курорты турецкого края? Так мой сосед в итоге и сделал, тем более что некоторое укрепление рубля хотя и никак не повлияло на ценники в магазинах, но сделало зарубежье немного доступнее. Ну а машины?
Машины пока подождут. Разве что Rapid это будет делать в боксе, а не на улице.
P. S. В обсуждении выпуска блога о похожем ремонте VW Tiguan порой звучало удивление, что находятся люди, готовые заниматься такой кропотливой и непростой работой всего-навсего ради восстановления заурядного подержанного автомобиля. Действительно странно, что в то время как статистика сообщает о неуклонном и стремительном росте благосостояния россиян, для некоторых из них разница в треть рыночной цены машины до сих пор имеет значение, даже если эта треть составляет всего лишь каких-то там 400 000–500 000 рублей. Правда, иногда все же в такие невероятные события можно поверить, просто оглянувшись внимательнее по сторонам (фото ниже сделано в июне-2025).