На щербатом провинциальном асфальте Хавейл пожестче, слишком резко подвески срабатывают на отбой. Там вообще ход отбоя раза в полтора меньше хода сжатия! Вероятно, так конструкторы защитили ШРУСы от излишних перегибов… Но получили другой перегиб — с точки зрения комфорта. Как будто под машиной завелся маленький отбойный молоточек и лупит на кочках по буферам. Хорошо, что на руль эти удары почти не передаются, а то было бы совсем выматывающе. Короче, чем округлее неровность, тем ехать по ней приятнее — в этом вся нехитрая внедорожная философия автомобиля Haval F7. Клиренса хватает, свесы невелики…
Это мы с дромовским Хавейлом пару недель провели в поездках по Самарской и Ульяновской областям. И знаете что?
А вот что.
Я люблю брать китайские автомобили. Не потому, что люблю на них ездить, а потому, что люблю с ними расставаться. Бывало, покатаешься несколько дней, умаешься — и с жизнерадостным облегчением отдаешь ключи хозяевам. Это как снять рюкзак после трудного похода перед дверью собственной квартиры. Это как узнать, что у соседа дрель сломалась, навсегда.
И вдруг — не хочется отдавать машину. А, напротив, хочется поездить еще, и не по Москве, тесной для Хавейла, а вдаль, за тыщу километров, где этой машине самое место, где много простора, мало асфальта, а на заправочных колонках — только девяносто второй. Отлично Хавейл едет на девяносто втором, не поверите! Даром что турбированный.
А как он просторен внутри! Сравнивать его с Арканой или Кретой — кощунство, то маленькие тесные коробчонки на фоне нашего натурализовавшегося «китайца». Причем конструкторы явно пожертвовали багажником ради продольной свободы в салоне, а в поперечном измерении он и так великолепен.
А теперь переходим к главе «Не понравилось».
Рулевое управление — как использованный презерватив, растянуто и не возбуждает. Вроде и передаточное отношение в рулевой рейке нормальное, примерно 3,1 оборота руля от упора и до упора. Но точность руления — средненькая, с элементами плохого. Руль связан с колесами не линейно, а каким-то причудливым логарифмическим образом: крутить «баранку» нужно на бóльшие, чем казалось ранее, углы, выбирая податливость подвески. Это, заметим, на относительно низкопрофильных 19-дюймовых шинах. Есть ощущение, что к краям рулевой рейки передаточное отношение действительно иное, чем до середины ее хода. Редкий крутой поворот можно пройти без перехвата руля, а «скошенный» снизу обод быстрому рулению здорово мешает. Смысла в таком дизайне «баранки» нет никакого, ни практического, ни эстетического. Ладно бы тут стояла спортивная «короткая» рейка, с которой руль и перехватывать не нужно. Ладно бы машина была низкой и ноги при посадке не пролезали бы под рулем. Нет — только имитация спортивности, диссонирующая с вальяжным характером шасси.
Выбор шин для конвейерной комплектации тоже не совсем оптимален. Понятно желание китайцев поддержать свою шинную промышленность: тут стоят Cooper SUV Evolution CTT 225/55 R19 китайского производства. В принципе, на хорошем асфальте им хватает «зацепа», а вот на влажной дороге дело швах. И совсем страшно оказаться в луже: шины всплывают на совершенно безобидной скорости. С водоотводом в этом протекторе явно что-то не так. Ну ничего, Haval подписал с Минпромторгом СПИК еще на 42 млрд рублей и 7000 баллов локализации. Это почти гарантия того, что завод со временем перейдет на шины, произведенные в России.
Компоновка водительского места — не без странностей.
Конструкторы до предела приподняли облицовку центрального тоннеля, оставив между ним и мультимедийным дисплеем узенькую полоску пространства для кнопочек, управляющих «климатом». И не сказать, что конфигурация кнопок удачна. Единственная «крутилка» настраивает скорость вентилятора салона, а чтобы изменить температуру, приходится лезть в экранное меню, делая два-три дополнительных клика. Понятно стремление создателей уменьшить количество аппаратных кнопок (проводов меньше, надежность выше, компоновочного ресурса больше), но в данном случае они немножко выплеснули ребенка. Ведь на этой узенькой панели управления легко нашлось бы место для еще одной «крутилки», управляющей температурой, благо климат-контроль тут однозонный.
А экономия на гнездах питания гаджетов вообще сродни экономии на спичках. В Хавейле имеется единственная 12-вольтовая розетка и пара USB-входов, один из которых — сзади. Если подключать антирадар, видеорегистратор и смартфон, то придется использовать громоздкий разветвитель. Да и USB-разъем какой-то странный, одним ампером зарядного тока тут даже не пахнет, телефон со средней яркостью экрана почти не заряжается. Навскидку тут максимум 300 мА.
И посмотрите, как нелепо расположены сетевые гнезда. На ощупь вставить можно и не пытаться, придется раскрывать дверь и наполовину вылезать из салона.
Интересно, что на большом дисплее можно изменять цвет подсветки, выбирая между уныло-синим, убийственно-красным и нейтрально коричневым. Почему же выбранная цветовая гамма не распространяется на экранчик в панели приборов? Он продолжает безвкусно синеть, раздражая.
Наше двухнедельное путешествие на Хавейле началось сразу после относительно щадящей обкатки, на одометре было чуть более 2000 км. А при пробеге 5000 км изготовитель предписывает сделать первое ТО. Несложное — но обязательное. Звоню дилеру Хавейла в Тольятти, типа, нужна ли доверенность? А то наша машина зарегистрирована на юрлицо. Да, говорят, доверенность обязательна, без нее — ни-ни, даже не просите. Ну ладно, «ди-эйч-элем» по срочному тарифу из Владивостока в Москву летит бумажка. А когда пробег подходит к пятитысячному, звоню (уже будучи в Тольятти) тому же дилеру: запишите на ТО. На том конце трубки удивились, но записали на следующий день, немного бесцеремонно обращаясь к незнакомому человеку на «ты». Но это не проблема, иногда «вы» бывает менее приятно, чем небольшая провинциальная фамильярность.
И как-то так получилось, что буквально через несколько минут после этого звонка я проезжал салон единственного в городе официального дилера марки Haval. Времени — до черта. Захожу: можно ли ТО сделать? Не, говорят, завтра приезжайте, у нас нет инженера по гарантии, он не каждый день работает. Завтра будет, тогда и ТО сделаем.
Ну, ок, приезжаю на другой день.
Дальше буду излагать очень подробно, ведь марка Haval на рынке относительно недавно, многим интересно, как работают региональные сервисы.
Приезжаю даже раньше назначенного, в 10.30. И машину сразу берут в работу, обещая за час-полтора все сделать. Хотя реально работы там минут на сорок. Присутствовать в ремзоне — не вопрос, только распишитесь в бумажке, что прошли инструктаж по технике безопасности. И жилетик, жилетик оранжевый наденьте.
Первое техобслуживание бесплатно, дилерам за него платит ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус».
У вас защита картера? Это 400 рублей в кассу за снятие-установку. И еще 250 рублей за технологическую мойку. С защитой все понятно, а мойку я не заказывал, говорю. Ладно, отвечают, не будем мыть.
В ремзоне скромно, всего два подъемника. Но светло и чисто.
Мастер Цоциев М.М. подчеркнуто угрюм, как бы давая понять: не отвлекай.
Но постепенно разговорился, если несколько нейтральных фраз можно назвать дружеской беседой. Как выяснилось, он специально прошел курс обучения обслуживанию Хавейлов, в Москву ездил. Однако знания по F7 на практике пока не очень применял, наша машина — первая, кто в Тольятти приехал на ТО. Хотя уже несколько штук F7 продали.
Пока масло из картера двигателя течет тонкой струйкой в маслосборник, Цоциев М.М. проверяет уровень в коробке и раздаточном редукторе.
Потом замечает, что защиту картера установили неправильно, там один болт длиннее положенного и упирается в трубу переднего подрамника. И от этого уже немного срезалась резьба в приемном отверстии кронштейна.
Без лишних просьб механик достает метчик и правит резьбу. Спасибо, это хоть и маленький, но жест великодушия.
Последних капель масла механик решил не дожидаться и завернул пробку, когда еще изрядно капало.
А потом случился казус, довольно комичный. Механик попытался вставить воздушный фильтр двигателя на место и прикрыть его крышкой. Фигушки! Крышка напрочь не хотела закрываться, он уже и так, и сяк, и силу прилагал, и в руках вертел… Разве что по колесу не стучал.
Потом сдался и пошел смотреть datasheet. Пока он ходил, я перевернул фильтр, спокойно закрыл крышку и — хожу, посвистываю. Суровый механик вернулся, посмотрел — и ничего не сказал.
И в конце — сбросить счетчик пробега до ближайшего ТО. Тут возникла еще одна заминка: Цоциев М.М. явно не знал, как это делается. Долго тыкал в планшет, потом позвал коллегу. Они потыкали в планшет вместе. Вроде получилось.
Кстати, свечи зажигания никто проверять не стал, хотя по регламенту это делать полагается. Ну, это уже придирки, неисправные свечи и без осмотра себя проявят.
Все? Уфффф…. Почти три часа ушло на всю процедуру, моя спутница успела два фильма посмотреть. Беру ключ, иду платить за защиту картера. Время уже здорово поджимает.
И вдруг, уже на выходе, один из сотрудников салона (тот, что в синей рубашке, он помогал справиться с электронным счетчиком пробега) просит ключ от машины, «на секундочку». Даю автоматически и сразу понимаю: что-то не так. Машину уже выгнали на улицу, нам ехать надо. А работник салона говорит: нам нужно убедиться, что все затянули, сейчас загоним машину в ремзону…
Начинаю возражать: машина отдана, бумаги подписаны, я тороплюсь. Если не докрутили — это плохо, но я уже не могу ждать. Прошу отдать ключ. Не отдает. Вместе садимся в машину (я — справа) и начинаем говорить уже на сильно повышенных тонах. Он: я загоняю машину в ремзону! Я: нет, не загоняете, я этого не хочу. Он: мне неважно, что вы хотите, это ради вашей безопасности. Я: позвольте мне самому разобраться с моей безопасностью и выйдите из машины.
Так мы еще немного попререкались, после чего парень в синей рубашке (кажется, его звали Сергей) процедил что-то малоцензурное и швырнул в меня ключ. Ну, нормально, чего там. Редкий дилер в меня ключами не бросается.
Думаете, уехал? Не-а. Я уж почти тронулся с места, вдруг выбегает Цоциев М.М. и буквально падает под машину, подстелив коврик. И начинает лихорадочно что-то там крутить. По всей видимости, он действительно не затянул крепления защиты и вспомнил об этом только тогда, когда машина уже выехала из ремзоны.
Конечно, эта принципиальность была проявлена не ради самой принципиальности. Это фактор чистоты эксперимента. Машину отдали? Все, теперь начинаем считать «косяки». А их нельзя исправлять в момент подсчета. Если бы я в тот момент не отошел в туалет, то уже уехал бы.
Занятно, что через несколько сотен километров, когда одометр показал ровно 5000 км, на «приборке» зажглась надпись: пройдите ТО! Так она и зажигается теперь при каждом запуске двигателя.
А про доверенность никто так и не спросил.
Помните, я написал, что хотел бы еще покататься на Хавейле, вернувшись в Москву? Он не надоел, не измотал, а, напротив, уважать себя заставил. Но отдавать машину надо…
И я пересел в свой Фокус.
И улетел в космос от контраста, от разницы в водительских ощущениях, от безупречной фордовской управляемости, от всепоглощающего чувства автомобиля.
Все-таки рюкзак после похода был снят вовремя.