Помните высказывание «сумасшедшего» доктора Брауна из великой трилогии «Назад в будущее»: «Дороги? Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны». После дня, проведенного в компании с вездеходом BigBo, хочется немного перефразировать: «Тому, на чем мы отправляемся, дороги не нужны!». И это будет точно про эту шайтан-машину, для которой воистину не существует непреодолимых преград.
Но давайте обо всем по порядку. Вряд ли кто-то из интересующихся внедорожниками и вездеходами не слышал нынче об Алексее Гарагашьяне, который является идеологом и создателем такого рода техники и в том числе болотохода «Шерп», о котором мы писали почти четыре года назад, или AG20.
BigBo, мелкосерийное производство которого уже больше года налажено в Костроме (за год покупателям передано пять таких машин), построен по канонам и заветам Гарагашьяна — это вездеход на шинах сверхнизкого давления, поворачивающий путем подтормаживания колес с одной стороны, с положительной плавучестью и «кубическим» кузовом-лодкой. Но в то же время он имеет ряд серьезных отличий и усовершенствований в конструкции. О них и поговорим.
BigBo удивлял нас весь день: падающие деревья, глубочайшие рвы, прыжки со всего хода в речку — ему словно все нипочем. Сказать честно, порой бывало откровенно страшно. Но, побывав потом на производстве этого вездехода, я понял, почему Виктор и Дима — сотрудники компании, столь любезно устроившие нам эти «покатушки», так ухмылялись каждый раз, когда я машинально пригибал голову: кузов BigBo изготовлен с огромным запасом прочности! Во всех мыслимых и немыслимых местах предусмотрены многочисленные усиления, что превращает вездеход в некий прообраз легкого танка, защищенного чуть ли не броней. Еще больше поражает витиеватость этой конструкции. Чего стоит только одна передняя дверь на хитрых кронштейнах! Мы были несколько удивлены, что нам разрешили так спокойно снимать все детали, но Виктор объяснил: «Кузов настолько сложный, что повторить подобное по фотографиям просто нереально!». И действительно, присмотритесь, на «теле» BigBo нет ни единого прямого угла, все силовые элементы и панели (верхняя часть кузова из алюминия) режутся и гнутся по специальным индивидуальным лекалам. Очень сложно, очень муторно, довольно долго, но при этом очень аккуратно и профессионально собирают кузов BigBo. Зато на выходе получается очень симпатичный «малыш», который наплевательски относится к самым серьезным нагрузкам.
Как устроен BigBo: броня крепка!
Нижняя часть кузова BigBo — собственно, сама лодка — сварена из листовой стали толщиной 1,5 мм. Днище дополнительно бронировано высокопрочным пластиком РЕ-1000 (еще 10 мм) — пластичным, не колющимся, устойчивым к морозам. Японцы, к примеру, укрывают им изнутри кузова карьерных самосвалов, защищая те от ударов породы. Работает отлично и на пнях, и на камнях, и на бетонных блоках. Внутри днище усилено многочисленными поперечинами. Верх — из алюминия для снижения центра масс и уменьшения снаряженной массы. Места крепления ступиц колес — с двойным усилением и специальными косынками для жесткости. Специальные дуги по углам не дают втыкаться деревьям между кузовом и колесами. Все сварные швы выполнены аккуратно и тщательно, сверху кабина дополнительно связана болтами. Крылья сделаны настолько прочными, что на них легко могут стоять три человека. В базе поперечно установлен бензиновый 1,5-литровый 102-сильный мотор от Hyundai Accent с 4-ступенчатым «автоматом». Дифференциал коробки передач заварен, момент с карданного вала уходит через цепь на главную передачу с пакетом неубиваемых фрикционов от гусеничного ГАЗ-71 (ГТ-СМ — советского гусеничного транспортера-снегоболотохода; на фото представлен этот узел отдельно) и тормозными дисками, а дальше через бортовые цепи и «звездочки» на колеса. Приводной компрессор (черная «улитка» справа на двигателе) выполняет функцию подкачки всех колес. Преимущества такого решения, в отличие, например, от «Шерпа», — забор чистого воздуха, а не горячих и грязных выхлопных газов, что, очевидно, продлит срок службы шин. На данном экземпляре подкачка централизованная, но на товарных машинах качать можно каждое колесо в отдельности. «Остекление» — из толстенного плексигласа, легкого и очень прочного.
Основными отличиями от того же «Шерпа», помимо гораздо более прочного кузова с удобной распашной дверью, являются другая пара «мотор — коробка передач» и иное, гораздо более привычное обычному человеку, управление. Под задним диваном, ровно посередине, установлен поперечно 1,5-литровый бензиновый двигатель Hyundai, состыкованный с 4-ступенчатым «автоматом». Возможно, выбор бензинового агрегата для вездехода не так удачен (дизель и экономичнее, и тяговитее, и в компании сейчас над этим работают), но вот «автомат» — это однозначный плюс. Вам не нужно работать сцеплением, нет необходимости подбирать момент, трансмиссия все сделает сама. Для меня очевидно, что «автомат» на бездорожье куда более предпочтителен. Вторая черта, выгодно отличающая BigBo, — очень простое управление без каких-либо «тракторных» рычагов: две педали, руль от квадроцикла — вот фактически и все, что вам необходимо для движения. К тому же когда вездеход «падает» с горы или забирается в крутой подъем, за этот руль банально гораздо удобнее держаться.
А вот так отделан салон уже «серийного» BigBo — более качественные материалы и меньшие зазоры, улучшенная подгонка панелей. На следующем фото хорошо видно, как организовывается полноценное спальное место — от передних сидений до задней двери, на мягких матах. Видны также и новые, гораздо более аккуратные рундуки.
Да и вообще BigBo довольно комфортен внутри. Даже этот боевой аппарат, который почти ежедневно используют для демонстрации его недюжинных способностей самым различным гостям, изрядно побитый и покоцанный в боях с природой, переживший не только костромские болота и речушки, но и испытания русским Севером, выглядит вполне опрятно. Конечно, это не экспедиционник, цель которого загрузить как можно больше и уехать как можно дальше, это скорее фан-кар, созданный для «покатушек» на не очень длинные расстояния (100 с небольшим км, топливный бак — 90 л). В нем помещается пять человек, а общая грузоподъемность составляет 700 кг. Зато салон отделан очень даже неплохо для утилитарного вездехода, его потолок обшит мягкими панелями, в нем всегда тепло (правда, обдув стекол пока предусмотрен только с водительской стороны), передние окна легко открываются вверх, задний диван — широкий и просторный, а позади него остается место для бензопилы и пары вместительных рундуков из нержавейки. И это при длине всего 3,65 м!
Ну, поехали! Сначала за рулем Дима, и я вижу, как ловко он управляется с вездеходом. От души несется по пашне, исполняет лихие «полицейские» развороты, штурмует горы, в которые и пешком-то не заберешься. Как же я удивился впоследствии, узнав, что управление, по сути, всего двухступенчатое. Поворачивая руль на небольшой угол, вы сначала размыкаете фрикционы с одной стороны, и вездеход плавно меняет курс. Вывернув «баранку» до отказа, вы задействуете уже тормозные механизмы (усилены обычными ваккумниками), что позволяет в мгновение ока развернуть BigBo вокруг своей оси. Кстати, когда первая оторопь прошла и к нам с фотографом вернулся дар речи, мы поняли, что внутри BigBo можно не только разговаривать, но еще и слышать друг друга. Конечно, по сравнению с легковыми автомобилями уровень шума в салоне весьма внушительный, но ведь это же не Мерседес! Через какое-то время мы совершенно освоились, я перестал хвататься за поручни при любой «опасности», а Андрей спокойно развалился на заднем «диване». Ну очень сильно удивляет тот уровень комфорта, с которым BigBo фигачит по бездорожью (между прочим, с максимальной скоростью целых 55 км/ч!) или борется с самыми серьезными препятствиями.
Секреты феноменальной проходимости BigBo столь же просты, сколько и недостижимы для любого, скажем, автомобиля. Суперкороткая колесная база, небольшая масса, высокий клиренс (до 55 см) и огромные (1580 мм) колеса на шинах низкого давления, о которых стоит поговорить особо. Эти суперпрочные шины (с четырехслойным кордом и оригинальным рисунком протектора) на заказ изготавливают в Китае. Каждая из них стоит по 70 000 рублей, но, простите этот каламбур, она того стоит. Как я боялся острых сучков, поваленных деревьев и пик от свежесрубленного леса… Зря! BigBo шагает по этим «лезвиям» беззаботно и непринужденно. К тому же шины выполняют еще три немаловажные функции. Спустив их в ноль, гораздо легче заходить в салон или выполнять текущий ремонт. Также они выполняют роль «подвески»: накачал максимальные 0,2 — вездеход стал пожестче, но и побыстрее на прямиках; подспустил немного — плавность хода стала заметно лучше; спустил до минимальных 0,02 — заметно улучшил проходимость без риска повреждения. Класс! Есть и еще один немаловажный факт: при таком давлении BigBo почти совсем не портит грунт, что делает его незаменимым в условиях, например, тундры, а также при преодолении так называемых «ковровых» болот, когда очень важно не содрать верхний слой и не закопаться.
Преодолев — совершенно играючи! — лютую болотистую чащу и пару, как казалось, совершенно непроходимых раскисших оврагов, ребята из BigBo повезли нас… на речку, до которой, как они сказали, «никто больше не доезжает»! Такая уж зима в этом году, что даже под Костромой все растаяло, реки наполнились, но берега зачастую все еще остались скованными морозами в лед. Такой вот ждал нас веселый коктейль. Первый заход сделали спокойно: тихонько плюхнулись в черную ледяную воду, и… BigBo поплыл! Небыстро, неспешно («максималка» на воде около 5 км/ч), но зато очень уверенно. В этом испытании меня просто наповал сразила тотальная «непереворачиваемость» вездехода: он забирался на лед, круша его своими «лопастями», или на берег порой под такими углами, которые с трудом воспринимает вестибулярный аппарат неподготовленного человека. Да, скажем честно, не все берега дались нам с первого раза, но разве это проблема? Проехали (или проплыли?) чуть дальше по руслу, нашли чуть более отлогий спуск, и вперед, на сушу! Осмелев, мы стали «прыгать» в воду со всего ходу, погружаясь носом даже ниже уровня остекления. Водонепроницаемость кузова тоже на высоте, но все-таки при уж совсем «борзых» прыжках вода разок прошла через передние стекла, приподняв их давлением. Иногда BigBo набирает и через нос — в частности, через сдвижную дверь — но нельзя сказать, что вода прибывает быстро и высоко.
На десерт ребята из BigBo оставили нам наикрутейший подъем с продольным уклоном и сплошь испещренный пиками от свежесрубленных деревьев. Скажу честно: ехать по такому покрытию, видеть только небо и постоянно бояться, что вездеход ценой в шесть с лишним миллионов рублей кувыркнется то ли на бок, то ли назад — дело неблагодарное. Впрочем, снаружи, как оказалось, все это выглядело не так ужасно: запас устойчивости этого «кубика» все же фантастический, как и предел прочности огромных шин! Честно говоря, по истечении этого насыщенного событиями и эмоциями дня мы с фотографом жалели только о двух вещах: что так короток зимой световой день, и что у нас нет денег, чтобы приобрести себе такую классную игрушку.
Я понимаю, что для большинства людей в России сумма в 6,5 миллиона рублей — притом не за автомобиль премиум-класса, а за утилитарный «activity vehicle» выходного дня — представляется какой-то совершенно нереальной и недостижимой. Тем не менее совершенно понятно, за что ее просят: за легкий и прочный дизайнерский кузов, за уникальную конструкцию, за вполне вменяемый салон, за относительный комфорт и, конечно же, за невероятную живучесть на бездорожье. В то же время это всего $100 000, что по мировым меркам не так уж и много за такую технику. Не зря же ребята из BigBo говорят, что, начиная производство, «целились» прежде всего на Штаты, где такая техника в последние годы быстро набирает популярность. Однако все пять первых покупателей BigBo были из России. И я готов их понять: какой бы вездеход на базе обычного автомобиля вы ни строили, он вряд ли окажется столь проходимым, комфортным и легким. И уж точно никогда не научится плавать. Да и стоить будет сопоставимо.
Кузов | Нержавеющая сталь, сталь, алюминий, пластик |
Мест с ремнями безопасности | 5 |
Снаряженная масса, кг | 2100 |
Длина/ширина/высота, мм | 3650х2520х2520 |
Двигатель | Hyundai (Accent) |
Кол-во цилиндров | 4 |
Объем двигателя, см3 | 1500 |
Максимальная мощность, л.с. | 102 |
Вид топлива | Бензин |
Коробка передач | 4-АКПП |
Подвеска | Шины с автоподкачкой |
Дорожный просвет, см | До 55 |
Грузоподъемность, кг | 700 |
Скорость передвижения, км/ч | До 55 |
Тип шин | Бескамерные, сверхнизкого давления |
Размер шин | 1580х540х24 |
Расход топлива, л/ч | Около 7 |
Объем топливного бака, л | 90 |