Впрочем, об этом чуть ниже, а пока давайте вспомним, чем запомнился нам Nissan Leaf, и насколько интересной и затратной может быть эксплуатация электрического транспорта в недружелюбных для него условиях.
Купили мы нашу «электричку» не сказать, чтобы очень выгодно — с учетом всех аукционных расходов, транспортировки и прочего финальная стоимость составила 366 тысяч 88 рублей и 9 копеек. Сейчас, если верить объявлениям, за эти деньги можно смотреть машины из наличия (причем не только во Владивостоке, а даже где-нибудь в глубоком западе страны!), причем, по заверениям продавцов, с минимальными пробегами (до 30 000 км — новье!) и здоровьем батареи более 80%! Аттракцион неслыханной щедрости!
Впрочем, за эти деньги мы получили честный Leaf без скелетов в багажнике — 10 делений, SOH не более 70%. Специалисты Drom Assist предсказали тысяч 50 километров беспроблемной эксплуатации. Стало быть, в разрезе поколений ZE0 и AZE0 наш дромолиф стал этаким референсным автомобилем, на соотношение ценник/здоровье которого можно ориентироваться при выборе этой модели.
В целом Leaf — автомобиль первых впечатлений. Поначалу поражаешься тишине, приемистости и управляемости. Но очень быстро привыкаешь, и на смену позитивным эмоциям приходят другие, будничные — как рассчитать пробег, доехать до заправки в обделенном электрической инфраструктурой городе. И не замерзнуть зимой.
Были и первые разочарования — когда узнали, что реальный пробег от полной зарядки до полной разрядки составляет при фактическом ресурсе нашей батареи не более 100–120 километров. Примерно так же, наверное, разочаровываются свежеиспеченные обладатели машин с ДВС, когда их «конь» вместо паспортных 7–8 л/100 км начинает потреблять 14–15. И тут же начинаются поиски причин и восстановление справедливости — замена свечей, чистка топливной системы, проверка и замена датчиков и еще много чего. В Лифе всего этого нет, поэтому все вмешательства в конструкцию японского электромобиля носили исключительно эволюционный характер — мы ничего не меняли — мы апгрейдили. Отчаянно и самозабвенно.
Начали с элементарного — переделали вилку зарядки, перепрошили бортовое меню с японского на английский. Опыт — сын ошибок трудных. Пришлось ехать к «специально обученным людям», которые нам в течение десяти минут с помощью программной магии установили понятный язык меню. Это уже после, в процессе просвещения, мы узнали (спасибо нашим неравнодушным читателям), что с помощью одной маленькой приблуды и OBD-адаптера можно самостоятельно все сделать за 30 секунд. Приблудой обзавелись и на благотворительных началах англифицировали не один десяток лифов во Владивостоке.
Надо сказать, что мы росли в процессе модернизации Лифа. Росла и стоимость доработок. Первой ласточкой стал носок с кошачьим наполнителем (народный «антизапотеватель»), который впоследствии заменили на более технологичный препарат от Lavr.
А вот следующая модернизация уже была куда более затратной и продвинутой (но и оправданной) — установка дизельного подогревателя салона. С ним Nissan Leaf утратил статус максимально экологичного транспорта, зато зимой в салоне стало куда комфортнее, еще и энергию батареи на обогрев салона перестали тратить.
В промежутках между инновационными истязаниями мы успели погоняться с «обычными автомобилями» (Supra и eNote) — слили обоим. Ну и ладно — не очень-то и хотелось. 😊
Потом выяснили, что, оказывается, есть не единичные случаи установки «живых» батарей вместо подуставших — в том числе большей емкости, например, 30 кВт от AZE0. И даже встретились с народными умельцами. И даже задумались… Но вовремя остановились. И тем не менее по инерции снова проапгрейдили нашего Лифа — установили подогрев батареи. Теперь тепло не только в салоне, но и под ним.
Дорого ли обошлась нам эксплуатация Leaf?
Давайте подведем итог:
Ремонт пробитого колеса — 1000 рублей
Удлинитель — 2700 рублей
Лючок буксировочной проушины в бампер — 700 рублей
Шиномонтаж — 700 рублей
Щетки стеклоочистителя и сопутствующие расходники — 1548 рублей
Программа LeafSPY для iOS — 1500 рублей
WiFi-адаптер LeafSPY для iPhone — 600 рублей
Зимняя резина Michelin NordX 4 c шиномонтажом — 27 727 рублей
Топливный подогреватель салона «Планар» + GSM модуль — 44 500 рублей
Антизапотеватель Lavr и салфетка — 225 рублей
Расходы на электроэнергию (гараж) — 612 рублей
Подогрев батареи (работа+материалы) — 12 500 рублей
ИТОГО: 94 312 рублей.
Что теперь делать с «электричкой»? Хайпануть об столб? Но мы слишком любим машины, чтобы так с ними обходиться. Продолжать тюнинговать, пока она не превратится в новый электромобиль? В реальности никто этим заниматься не будет, поэтому мимо. Устроить экстремальный автопробег по стране? Хватит ли нам лет для такой амбициозной идеи? Предлагайте ваши варианты дальнейшей судьбы Nissan Leaf Drom Edition Supercharged 😊
Ну а мы… Не хотим прекращать наш электросериал и поэтому покупаем Nissan Leaf ZE-1! Это будет первый в истории автопарка Drom подержанный автомобиль, который дороже большинства новых машин из наших блогов (где-то сейчас взгрустнул казавшийся до этого дорогим Haval F7).
Перед тем как идти в аукционную контору с авоськой денег, мы для начала все же решили немного прокатиться на Лифе в последнем кузове, в этом нам помог Роман — приморский «лифодилер». Подробные впечатления будут уже от непосредственно нашего экземпляра, а если в целом — по сравнению с ZE0 новый ZE1 не шокирует. Да, может, чуть быстрее, чуть комфортнее. Но в целом — эволюционные улучшения, не больше и не меньше. Главное отличие — это запас хода. Он уже заранее радует. Как и некоторые электронные фишки нового поколения. Но об этом в другой раз.
Дорожка к аукционной покупке японского электромобиля уже проторена, но мы все же дадим слово прекрасной Любови, которая проведет короткий ликбез по выбору недешевого электрокара на просторах японских аукционов:
— Как правило, при покупке Leaf в кузове ZE1 все упирается в бюджет, потому что дешево его не привезешь — по крайней мере, в небитом состоянии. Чаще всего ZE1 доставляют как раз либо в состоянии «тотал» (не подлежит восстановлению), либо «ихтиандры» (утопленники). В среднем на десять ввезенных Лифов в последнем кузове только один-два будут целыми.
Брать «тотал» — большой риск, на аукционном листе таких автомобилей (точнее, того, что от них осталось после ДТП) ставят специальные отметки о том, что он продается в состоянии «as is» (как есть), не проходил никаких проверок и оценок, никаких гарантий на него не дается, претензии не принимаются и возврату лот не подлежит. Японцы могут сделать и дефектовку, а могут просто поставить такую «черную метку» — непонятно, поедет ли когда-либо такой экземпляр, будет ли он укомплектован тем, что шло с завода. При его покупке могут возникнуть дополнительные расходы — например, на транспортировку ТС, утратившего мобильность после аварии.
С «ихтиандрами» тоже можно попасть. Есть два вида «купавшихся» — в пресной воде (тогда еще есть шанс на то, что автомобиль выживет) и в соленой (это практически приговор машине). Редко в аукционах даже указывают, что вода, например, дошла до пола, но чаще просто ставят «единицу» — и разбирайся сам.
Если есть цель приобрести целый Nissan Leaf ZE1 до трех лет, нужно готовиться к сумме 1 700 000–1 800 000 рублей (начинаем игру «да за такие деньги можно…» в комментариях). Выяснить остаточное «здоровье» батареи, увы, не получится — такая информация у Лифа в последнем поколении есть только в центральном меню, фотографии которого на аукционах не публикуют.
Если у ZE0 и AZE0 можно было эти параметры увидеть на фото панели и в зависимости от состояния батареи сэкономить или, напротив, доплатить тысяч 200–250 (за 2014 год), то цена на новое поколение Leaf уже определяется теми же параметрами, что и на «обычных» машинах — год, пробег, состояние кузова, комплектация, цвет. И цены от этого варьируются в сравнительно небольших пределах. Единственный вариант сэкономить — купить «подбитый» автомобиль с оценкой R. К тому же если закупочная стоимость автомобиля будет ниже, то и таможенные траты тоже окажутся существенно меньше (таможня проверяет фактическую стоимость, в том числе по аукционной статистике, и может запросить подтверждающие документы).
Например, при стоимости автомобиля на аукционе 1 120 000 иен (около 600 000 рублей) за «тотал», таможенный платеж составит 264 000 рублей. А вот если возьмем уже нормальный Leaf c оценкой, скажем, четыре балла, за 1 713 000 иен (~1 000 000 рублей), то пошлина выйдет уже 393 000 рублей.
Кстати, еще про аукционные листы и оценки — бывает, что эксперты перечисляют в листах не только минусы автомобиля, но и плюсы. К ним, как правило, относятся опции — камеры кругового обзора, система экстренного торможения, LED-оптика, литые диски, система Keyless Go (это все может быть и в нашем будущем Leaf).
Еще важный момент — из какого региона будет машина. Применительно к электромобилям это тем более актуально, потому что в жарких южных регионах батарея имеет свойство «деградировать». А поскольку, повторюсь, у последнего поколения Leaf в аукционниках остаточную емкость батареи не увидишь, лучше на всякий случай избегать самых южных аукционов — например, Fukuoka, Kyushu.
Как происходит процедура покупки: мы с клиентом выбираем интересующий нас автомобиль, отправляем наших «кандидатов» человеку, который «сидит на кнопке» (имеет специальный идентификационный номер и доступ к торгам). Точнее, ему передается конкретный размер ставки, который мы рассчитываем исходя из бюджета клиента по курсу валюты на момент торгов (это делается, чтобы не выйти за пределы бюджета). В день можно выбрать до пяти вариантов лотов (важно — это должен быть именно аукцион, а не тендерная площадка). Все лоты торгуются в разное время, но те, которые мы выберем, будут объединены в общую группу, и если сыграет более ранняя ставка, то все остальные отменятся автоматически. Чтобы вы, например, не купили пять Nissan Leaf.
Видеоверсия отчёта. Подписывайтесь на канал, там будут регулярно новые видео. Вопросы от подписчиков тоже будем освещать!
По состоянию на сегодняшний день Nissan Leaf ZE1 уже куплен (ниже небольшой аукционный фотобонус), находится в пути, так что не выдергивайте вилку из розетки — все самое интересное еще впереди.