Марка Ferrari выводит на российский рынок свой новейший младший суперкар Roma, который вошел в число номинантов европейского конкурса «Автомобиль года-2020». Презентация «живых» машин прошла на этой неделе в Москве, заказы принимаются, но до клиентов первые серийные экземпляры доберутся лишь к будущей весне. Тем временем наши коллеги из британского издания Car уже успели опробовать новинку. Дром публикует перевод их статьи, к которому мы добавили свои комментарии о том, что осталось за кадром, и о том, какие еще аналогичные суперкары сейчас продаются в России.
Среднемоторные Ferrari требуют меньше пояснений. Основатель марки Энцо, как известно, не был большим поклонником такой компоновки, предпочитая ставить лошадей впереди телеги, но фирма из Маранелло давно уже зарекомендовала себя как мастера, владеющего искусством создания центральномоторных аппаратов — моделей не от мира сего, пришедших в нашу реальность. Машины вроде F8 Tributo и новой SF90 демонстрируют таланты марки в области технологий и высокого автомобильного дизайна, и при этом являются промежуточным звеном между обычными дорожными моделями и болидами Формулы 1. По концепции и возможностям тут, можно сказать, нет ничего замудренного — они представляют собой чистую, даже элементарную идею суперкара.
Не все так прямолинейно в концепции переднемоторных моделей из Маранелло. Потрясающий 812 Superfast с мотором V12 часто причисляют к моделям класса Gran Turismo, но фактически он не имеет с ними ничего общего, на самом деле являясь гиперкаром, который всегда готов встать боком от одного неловкого движения газом и который заставляет вас заново учиться всему тому, что, как вы думали, касается скорости. А еще есть Portofino — модель начального уровня из Маранелло, кабриолет с жесткой складывающейся крышей. Во многом это наименее похожая на Ferrari машина из всех, которые стóят, как Ferrari, но при этом она стала для многих покупателей их первой Ferrari в жизни.
И вот теперь появилась Ferrari Roma — купе с посадочной формулой 2+2, впервые показанное в прошлом году. Оно красиво и по своей сути верно идеалам прошлого, но при этом прогрессивно по конструктиву. Roma (171 тыс. фунтов, или 17,2 млн руб.) находится на полступени выше Portofino (166 тыс. фунтов, или 16,6 млн руб.) и представляет собой одновременно и модель класса GT, и суперкар. Также перед нами первый представитель нового семейства Ferrari — более практичного и годящегося «на повседнев». Ну что ж, проверим.
Комментарий Дрома: Ferrari Roma — знаковая модель для итальянской марки как минимум потому, что прежде в модельном ряду никогда не было переднемоторного купе с V8. В сравнении с купе, на которые ставится V12, а также с центральномоторными машинами с V8 Roma закономерно дешевле. Это по сути купе начального уровня в гамме Ferrari. Хотя основа тут взята от кабриолета Portofino, кузов и салон у Ромы — полностью свои, а мотор мощнее.
Что-то в этом роде, но основные различия этих моделей лежат в плоскости суперкаровских амбиций Ромы. Алюминиевая структура в своей основе имеет конструкцию от Portofino — та же колесная база, например, — но в Маранелло утверждают, что 70% кузова и начинки являются полностью новыми или глубоко модифицированными (определенно львиная доля из этих 70% приходится на кузов). Вес уменьшен на добрые 100 кг или около того, а центр масс понижен благодаря отсутствию громоздкого механизма складывания крыши.
Итак, вес меньше и размещен он ниже. Это в свою очередь позволило использовать передние пружины той же жесткости, что на Portofino, а у задних жесткость сокращена на 10%, но при этом крены кузова также уменьшились на 10% при сопоставимых боковых ускорениях. Это хорошие новости, как и тот факт, что перед нами первый Gran Turismo от Ferrari, получивший пятипозиционный фирменный переключатель manettino (у вас появился выбор режимов от Wet до Race, а нажатие на ручку теперь активирует очень полезные настройки для плохих дорог). На этом хорошие новости не заканчиваются. Вы также получаете самых последних электронных помощников от Маранелло, включая Slide Slip Control 6.0 и Ferrari Dynamic Enhancer, которые позволяют вам провоцировать срыв задней оси в скольжение, но при этом быть подстрахованным. К тому же это первое купе GT от Ferrari, получившее развитые аэродинамические элементы под днищем, управляющие вихревыми потоками. Они позволяют создать необходимую прижимную силу несмотря на то, что кузов отличается чистыми линиями и отсутствием антикрыльев.
Полно. Мотор V8 Ромы, будучи близким родственником агрегата от Portofino, не полностью новый, но у него новая система газораспределения с более высоким подъемом клапанов и выхлопная система пониженного сопротивления, а также сенсоры, позволяющие безопасно крутить битурбомотор на оборотах свыше 5000 об/мин. Результат — дополнительные 35–40 сил к 600 л.с., которые есть у Portofino, на тех рынках, где Roma не обязана оснащаться фильтром мелких частиц в выхлопе. В прочих случаях прирост мощности составляет 20 л.с.
Тяга двигателя передается через новую коробку, взятую у модели SF90. Эта 8-ступенчатая трансмиссия с двумя сцеплениями на 6 кг легче, чем 7-ступенчатый «робот» у Portofino. Здесь быстрее переключения и лучше экономичность. Конструкция — с сухими сцеплениями. Также тут применено менее вязкое масло ради снижения потерь. Передачи с первой по седьмую — «короче», чем у Portofino, а восьмая предназначена для крейсерской езды на высоких скоростях.
Комментарий Дрома: «Битурбовосьмерка» 3.9 серии F154 — гордость итальянской компании. Этот агрегат четыре раза подряд взял Гран-при конкурса «Всемирный двигатель года» (c 2016 по 2019 год). Он ставится на широкую гамму моделей Ferrari и Maserati. Необычная конструктивная особенность этого агрегата — «плоский» коленвал.
Внутри — полностью новый кокпит, отличающийся классными изгибами линий и приятной атмосферой минимализма. Также тут мультимедийная система нового поколения, которая дебютировала на SF90. В ваших руках — новое рулевое колесо (не самое красивое, слишком громоздкое и перегруженное обилием пластика, но зато интуитивное по функционалу, с тачпадом на правой спице, который отвечает за навигацию по меню на виртуальной приборной панели). Перед глазами — многофункциональный изогнутый дисплей диагональю 16 дюймов, позволяющий выбирать между тремя вариантами отображения информации: один — лаконичный гоночный, другой — для тех, кто заблудился (карта раскрывается на весь экран), а третий — тот, которым вы и будете в основном пользоваться (в нем по центру отображается гигантский тахометр). На центральной консоли вы найдете новый 8,4-дюймовый экран с вертикальной ориентацией.
Комментарий Дрома: Ни у одной другой современной Ferrari нет такой архитектуры салона с гигантской центральной консолью, разделяющей интерьер на два кокпита. Любопытно, что перед пассажиром — собственный сенсорный дисплей.
Здесь можно при желании комфортно устроиться, хотя Roma ни капли не похожа на звукоизолированную капсулу в духе S-класса. Сиденья и посадка водителя достаточно удобны, чтобы провести тут целый день. Когда едешь домой по голосовым подсказкам навигации, а силовой агрегат работает в самом спокойном режиме, это купе оказывается уютным местом, в котором приятно катить километр за километром. Звук выхлопа слышен всегда, и он может начать раздражать на скучных дорогах, зато дорожный шум гораздо тише, чем ожидаешь, с учетом того, каким гигантским количеством резины этот автомобиль цепляется за асфальт. Многофункциональный руль вскоре заставит вас лениво щелкать по кнопкам на спицах баранки и листать меню через тачпад. Еще бы тут был небольшой тактильный отклик, как на Audi. Вместо этого вам приходится прислушиваться к звуковому подтверждению ваших команд. И хорошо бы уменьшить задержки в реакциях системы. Ferrari утверждает, что эта проблема будет решена к моменту старта серийного производства. Также совместимость с Apple CarPlay и Android Auto будет добавлена к моменту, когда машина дойдет до покупателей. Из плюсов — система распознавания голоса работает первоклассно, и команда «Чао, Феррари» звучит примерно на 700% круче, чем «Хей, Мерседес».
Плавность хода на удивление достойная для такого крепко сбитого и отзывчивого автомобиля, даже если не задействовать режим для плохих дорог. Roma надежно держится за некачественное покрытие и не спрыгивает с траектории, если в повороте встретятся неровности. Подобная универсальность идет на пользу обеим ипостасям этой машины, имеющей двойственный характер. Можно комфортно катить из точки А в точку Б, но можно и уверенно атаковать, если захотелось пришпорить машину, и при этом быть уверенным, что Ferrari не станет отклоняться от курса или шарахаться на кочках в середине поворота.
Да, можете, и в некоторых из них мотор скорее окажется за вами, чем перед вами. Однако будет трудно найти модель — такую же «взрывоопасно» скоростную и при этом такую же легкую в управлении. Надо сказать спасибо «самой правильной» передне-центральномоторной компоновке (мотор расположен спереди, но сдвинут за переднюю ось внутрь базы — прим. переводчика), а также мастерству тех, кто настраивал электронных помощников, плюс — фундаментальным качествам, заложенным в Роме: искусно настроенной подвеске, чуткому, но спокойному рулевому управлению и ужасно мощным, но чувствительным тормозам (карбон-керамическим).
Переключитесь на Race и используйте высокие обороты (как всегда, Ferrari намеренно сдерживает крутящий момент на низах, чтобы сделать автомобиль более контролируемым и добиться вау-эффекта на верхах). Roma будет глотать километры в захватывающем дух темпе, а отзывчивость двигателя и хорошая тяга в середине шкалы тахометра, а также потрясающая отдача наверху дают возможность без усилий на шоссе опережать сразу несколько машин, равно как и совершать стремительные обгоны на горных дорогах. Переключения передач происходят раньше, чем успеешь о них подумать, а сцепление обеих осей с дорогой очень велико, и его хорошо чувствуешь. Плотная короткоходная педаль тормоза дает чувство полной уверенности, как и склонность передней оси сопротивляться сносу. Кажется, что только грубейшая ошибка управления может привести к тому, что что-то пойдет не так. Настолько собранная эта машина.
И вновь есть определенный двойственный характер в этой отточенной управляемости. Вы можете нестись как охотничий терьер, постоянно переключая скорости вверх-вниз и заправляя машину в скоростные виражи. Или можете оставаться на повышенной передаче, плавно работать газом и тормозом, наслаждаясь большим запасом тяги и способностью легко катить по извилистой дороге, что делает дальнюю поездку короче.
Тест-пилот Ferrari Рафаэль ди Симоне соглашается с мнением, что Roma, учитывая переднемоторную компоновку и самые свежие электронные системы, является самой легкой в управлении Ferrari, на которой простой смертный может получить кайф от жизни на пределе и даже за его границами. При этом не выходя за экологические нормы. По его мнению, F8 Tributo — это король идеальных траекторий на треке, а Roma — флагман на обычных дорогах. Этот Ferrari послушен, легок в управлении и способен прощать ошибки, подобно Jaguar F-Type P300, что при вдвое большей мощности — огромное достижение.
Про различия между классами GT и суперкарами можно спорить бесконечно. По мне, Bentley Continental GT — вот купе Gran Turismo, быстрое, роскошное, тяжелое, простое в управлении, но не находящееся на переднем крае прогресса по части взаимодействия автомобиля и водителя. А Roma там находится. Это более элегантная и пригодная для повседневного использования модель, чем другие Ferrari, за счет наличия задних мест и применения переднемоторной компоновки (пусть среднемоторные модели выглядят более грозно и привлекают больше внимания). Хотя и ее тоже рискованно бросать на улице на ночь, если, конечно, вы не живете в предельно благополучном районе.
При этом, будучи настоящей Ferrari, новинка является истинным суперкаром в душе. Она острее, мощнее и более убедительна по динамике, чем Portofino. Купе и открытая модель дополняют друг друга в наиболее доступной части модельного ряда марки, как это происходит с Boxster и Cayman у Porsche. Пусть некоторые детали интерьера Ромы не во всем идеальны, начиная с несколько сложноватой и перегруженной «мультимедийки» и заканчивая подрулевыми «лепестками», которые кажутся несколько дешевыми, а также не самой красивой баранкой.
Но в движении, особенно на дорогах, достойных подобных особенных машин, это настоящая Ferrari, безупречно соответствующая своей задаче — стать отражением славного прошлого марки подобно тому, как SF90 — это прорыв в будущее. Roma — это Ferrari, про которую мы не подозревали, что хотим именно такую модель, но теперь, когда она увидела свет, мы определенно ее хотим.
Технические характеристики Ferrari Roma
Комментарий Дрома: Хотя российские дилеры уже принимают заказы на Ferrari Roma, объявленная цена лишь приблизительна — от 16 млн рублей. Получается, что у нас эта модель даже немного дешевле, чем в Англии. Впрочем, к весне, когда первые заказанные суперкары начнут поступать к клиентам, все еще наверняка поменяется.
Если говорить о внешней элегантности, то, наверное, самый эффектный конкурент Ferrari Roma — это Aston Martin Vantage. Нынешнее поколение выпускается с 2018 года, под капотом у него 4,0-литровый битурбомотор Mercedes-AMG серии M177, развивающий 510 л.с. и 685 Нм. Несмотря на большое отставание от Ferrari по возможностям двигателя, динамика у Астона хуже всего на 0,2 секунды до «сотни» — 3,6 секунды. Официальный российский прайс-лист не публикуется, но в объявлениях Дрома можно встретить экземпляр 2019 года выпуска без пробега, который якобы можно сейчас взять у дилера с большой скидкой — «всего» за 11 780 000 рублей.
По цене ближе всех к Ferrari купе Mercedes-Benz AMG GT, которое сейчас поставляется в Россию только в модификации «R», за которую просят от 17 952 000 рублей. Под капотом у него 4,0-литровый V8 битурбо серии M178. От родственного мотора, который ставится на Aston Martin, а также на множество спортивных мерседесовских моделей, этот двигатель отличается системой смазки с сухим картером. Мощность — 585 л.с., крутящий момент — 700 Нм. Однако разгон до 100 км/ч такой же, как у Астона — 3,6 секунды. Отметим, что раньше можно было заказать экстремальную версию Black Series, форсированную до 730 сил. И вот она уже быстрее Ferrari — 3,2 секунды до «сотни». Цены начинались от 33 300 000 рублей.
Bentley Continental GT отличается тем, что бывает только полноприводным (все вышеупомянутые купе — заднеприводные), а помимо 4,0-литрового мотора V8, на него также ставится 6,0-литровый W12. Младшая версия развивает 550 л.с. и 770 Нм, но разгон до «сотни» занимает 4 секунды из-за приличной массы. Даже с топовым 635-сильным мотором, чей крутящий момент достигает 900 Нм, динамика улучшается лишь до 3,7 секунды. В общем, с суперкарами Ferrari и Mercedes потягаться не удастся, но и цены ниже: версия с V8 — от 14 248 000 рублей, а с W12 — от 15 725 000.