Нынче легковушки в «псевдовнедорожных» комплектациях имеются едва ли не у каждого бренда. Обязательный черный пластик «по кругу» придает суровый вид, обязательные рейлинги на крыше визуально увеличивают высоту, пара-тройка сантиметров дополнительного клиренса не портят «легковую» управляемость, а максимум маркетинга — красивое название, наклейки на кузов, логотипы в салоне, агрессивная рекламная кампания с видеороликами машины, мчащейся по Сахаре или Антарктиде — помогает все это продавать как особенную модель.
Предложение на любой кошелек. К примеру, фантастически дорогой Audi Allroad — для толстосумов, Volvo ХС70 — для среднего класса, Peugeot 2008 — для экономных. В бюджетном сегменте low end традиционно на главных ролях выступает Renault Sandero Stepway.
В Европе новый Stepway вышел раньше, но под брендом Dacia. В России же румынские автомобили появляются традиционно с опозданием и продаются под брендом Renault. На тесте в Афинах — все машины с московскими номерами. Пришлось везти Sandero сюда из России, ведь «наш» Stepway заметно отличается от европейского. Причем не только логотипом на руле и решетке радиатора, но и самой решеткой, бамперами, а также целым рядом усовершенствований по технической части: стальной защитой моторного отсека и пластиковой — топливопроводов под днищем, более мощным генератором и более емким аккумулятором, «антикором» и брызговиками, иными настройками ECU, подогревом сидений, а также обогревом лобового стекла (!) и боковых зеркал.
Но о технике позже. Сначала поговорим о внешности. Все «логановское» семейство второго поколения неописуемо похорошело — от прежней убогости не осталось и следа. Сейчас это весьма гармоничный автомобиль — что Logan, что Sandero, что Stepway не имеют заметных изъянов во внешности. Посетовать можно разве что на черные вставки над противотуманными фарами — многим они покажутся излишними. Такой вариант переднего бампера можно увидеть только на автомобилях для России и Бразилии. В Аргентине, ЮАР и Мексике Renault Stepway выглядит иначе.
Принадлежность машины к эконом-классу, ранее явно бросавшаяся в глаза, теперь почти не видна. «Бюджетность» опознается разве что по дешевым дверным ручкам под неестественный хват. Все остальное — «как в лучших домах Европы». Тут вам и сложносочиненные блок-фары, и выштамповки на боковинах, и красивая окраска. Вариантов с черными бамперами у российских машин не предусмотрено (у Dacia Sandero они бывают), а бюджетные штампованные диски совершенно гениальным образом замаскированы под литье — подмену легкосплавных колес пятилучевыми стальными с пластиковыми колпаками не опознать даже с расстояния в полметра. Одним словом, владелец Sandero Stepway не будет чувствовать себя неудачником рядом с владельцем Renault Koleos, который стоит почти в три раза дороже — обе машины выглядят достойно.
Stepway действительно очень похож на настоящий кроссовер — он прибавил добрых десять сантиметров в высоту относительно стандартного Sandero (1618 против 1523 мм). Правда, большая часть этой прибавки — 16-дюймовые колеса и рейлинги на крыше, но именно они и создают иллюзию большой машины. Плюс брутальный черный пластик на бамперах, арках и порогах — все вместе отлично сочетается, уже оправдывая увеличение цены. Вот только почему надпись Stepway на дверях выполнена обычной виниловой пленкой (легко можно смыть мойкой под давлением)!? Это уж совсем копеечная экономия на пластиковом шильдике!
Восторги по поводу внешности сменяются неким разочарованием от интерьера. Здесь все ровно так же, как в обычном Логане второго поколения. В салоне сложно замаскировать цену машины — ее выдают дешевый пластик, скромная обивка кресел, скудный набор кнопок на торпедо плюс отсутствие центрального подлокотника. Обшивка дверей или форма руля могли бы быть поизящнее, а дверные ручки могли бы скрипеть не так явно. Впрочем, все это «премиум»-придирки. По меркам же эконом-класса у Sandero весьма достойный интерьер. Климат-контроль, равно как и хромированные вставки — удел дорогих комплектаций Sandero. Мультимедийная система «Media NAV» с семидюймовым сенсорным экраном, USB-входом и навигацией простецкая, но полностью русифицирована и работает надежно. Стоимость — 10-15 тысяч, в зависимости от комплектации.
Видны и явные улучшения по части эргономики, все же оставляющие, впрочем, осадочек. Так, кнопки стеклоподъемников наконец-то переехали на подлокотники дверей, правда… лишь для передних стекол. Клавиши управления задними стеклами остались на панели приборов. Кнопка клаксона теперь на руле, а не под ним, но управление музыкой — все с того же подрулевого пульта. Блок управления отопителем стал симпатичнее и удобнее, даже с претензией на оригинальность, но… только в версиях с климат-контролем, в обычных же машинах — банальный ряд из трех «крутилок».
Сажусь за руль. Подобрать оптимальную посадку несложно — водительское кресло и рулевая колонка регулируются по высоте. Кому-то, впрочем, не хватит регулировки руля по вылету — она отсутствует. Регулируемого поясничного подпора тоже нет ни в каких комплектациях. В целом, однако, сиденья удобные и эргономика водительского места приемлемая. Жалко только, что педаль сцепления уходит так далеко вперед — приходится или слишком близко садиться, или вытягивать ногу при переключениях.
Переключаться под мигание лампочки-подсказки (shift up) на комбинации здесь приходится часто — рабочий диапазон мотора мал и передачи перекрывают друг друга слабо. КПП вообще вызывает вопросы — ходы рычага велики, втыкать передачи нужно с усилием, а при торможении двигателем коробка начинает выть, как «раздатка» на Ниве. Огорчает и отсутствие шестой передачи — уже на 100 километрах в час двигатель закручивается за 3000 об/мин. Однако иных вариантов трансмиссии пока не предусмотрено.
Зато есть выбор силовых агрегатов. Базовый 1,2-литровый заказать для Stepway нельзя, но доступны две версии моторов с 1,6-литровым блоком. Вариант с восемью клапанами выдает 82 л.с., а 16-клапанник — 102 л.с. Это чуть меньше, чем в предыдущем поколении — сказывается соответствие стандартам Евро-5. Вопрос выбора двигателя нетривиален. По стоимости они отличаются несильно — 16v дороже ровно на 20 000 рублей. Но обслуживание более сложного мотора, разумеется, будет более дорогим. Кроме того, 16-клапанник имеет менее интересную полку крутящего момента — на низах восьмиклапанник даже немного выигрывает.
Однако я бы однозначно выбрал 102-сильный агрегат. Греческие дорожки достаточно приличного качества, но очень узкие, а вдали от побережья закручиваются в серпантины. И обгон какого-нибудь грузовичка в горку на автомобиле с восьмиклапанным мотором становится здесь рискованным мероприятием. Интересно, что на стандартном Логане тот же двигатель показался мне вполне живым. Сравниваю характеристики — так и есть, в разгоне до 100 км/ч Sandero Stepway на секунду медленнее Логана с тем же мотором. Причем масса машин абсолютно одинакова — замедляют разгон «кандалы» слишком тяжелых колес. А вот машина с 16-клапанником ведет себя значительно веселее, даже позволяет немного пошалить и ехать достаточно агрессивно.
Хорошо знакомая платформа В0 (МакФерсон спереди и скручивающаяся балка сзади) модернизирована более длинными пружинами и другими амортизаторами ради увеличения клиренса. Крены при этом остались вполне легковыми — новые пружины жестче старых. Оборотной стороной стало уменьшение комфортности — на стыках дорожного полотна машину заметно потряхивает, и лучше всех это ощущает водитель, потому что руль чутко реагирует на неровности рывками. Зато подвеска по-прежнему неубиваема — даже на неровных гравийных дорожках, изрезанных глубокими руслами ручейков, можно ехать в полный газ. Фотограф неразборчиво матерится, вцепившись в свою аппаратуру — наверное, благодарит компанию Renault за наличие потолочных ручек. Подвеска же исправно отрабатывает ямы и ухабы, никогда не доходя до ограничителей — энергоемкость здесь просто фантастическая!
Ехать так позволяет и дорожный просвет — он увеличен на четыре сантиметра по сравнению с обычным хэтчбеком, на два сантиметра относительно предыдущего «Степвея», и составляет 195 миллиметров. Показатель весьма достойный — у многих полноприводных кроссоверов дорожный просвет меньше! Клиренсом, однако, внедорожный арсенал машины и исчерпывается. Попытки внатяг заехать на крутой подъем быстро заканчиваются — запах сцепления и забитая грязью шоссейная резина дают понять, что для таких подвигов больше подойдет полноприводник — Renault Duster, например. Конечно, было бы очень здорово, если бы конструкторы «Степвея» предусмотрели возможность установки дифференциала повышенного трения или хотя бы его электронной имитации — это бы здорово увеличило проходимость. Но, увы, «конечно, нет, это выходит за рамки нашего бюджета».
Хотя, стоп — есть у Sandero Stepway и еще одна внедорожная особенность. Система ESP на тех машинах, где она установлена, дополнена функцией ROM — защитой от опрокидывания. При опасности переворота машина подтормозит соответствующие колеса. Хм, минуточку, зачем это? Современный автомобиль не должен переворачиваться на асфальте ни при каких условиях! Улетев с дороги, уткнувшись в бордюр — возможно (и там уже никакой ROM не спасет), но на асфальте? Словом, странная опция. И да — система ESP здесь неотключаема. И во время активной езды по бездорожью трэкшн-контроль постоянно отрубает подачу топлива, останавливая разгон подчас в неожиданных местах — очень неудобно. Так что выбирайте сами, покупать ли вам Sandero с ESP.
Дальше мы двинулись на известное озеро Марафон. Добрались туда не без труда. Скользкие подъемы прошли «ходом», камни и русла ручьев удалось переехать благодаря хорошей геометрии. А вот и засада: гравийная дорожка в одном месте обвалилась в реку, и для проезда остался узенький карниз. Будь у нас автомобиль на десять сантиметров шире — пришлось бы разворачиваться и долго-долго ехать обратно. Ширина Sandero Stepway без зеркал — 1757 мм, на два сантиметра шире обычного хэтчбека из-за пластика на арках. Вжавшись в стенку сложенным зеркалом, пришлось красться колесом по самому краешку обрыва… Уф, выдыхаем, прошли…
За обедом — самое время расспросить представителей Renault о ценовой политике. Невероятно, но при обновлении Stepway не только похорошел, но и подешевел — на 25 тысяч рублей! И это при том, что комплектации тоже стали более насыщенными! Французы объясняют: добиться этого удалось благодаря меньшему количеству фиксированных версий и локализации сборки на АвтоВАЗе. Однако на снизившуюся цену особенно не напирают — все уже понимают, что цифра эта (485 000 рублей в базовой версии) сохранилась только для того, чтобы журналисты смогли ее написать в своих изданиях. Уже через неделю после афинского тест-драйва цена увеличилась на 49 000 рублей и всем понятно, что расти она будет и дальше. Сборка в Тольятти — это, конечно, хорошо. Но львиную часть комплектующих доставляют из Румынии и продавать автомобиль по 500 000 рублей становится убыточно.
Однако и с повышением цен Renault Sandero Stepway остается крайне интересным предложением. Чуть дороже, чем Kalina Cross, чуть дешевле, чем Largus Cross, не менее нафаршированный, чем Chery Indis, но более надежный — он явно найдет своих покупателей. Правда, похоже, что в 2015 году это будут уже не бюджетники, а представители среднего класса, владельцам которым придется научиться жить без двухзонного климат-контроля, кожаных сидений и автопарковщика.
Кузов | |
---|---|
Тип | Хэтчбек |
Количество мест/дверей | 5/5 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском |
Расположение двигателя | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1598 |
Мощность, л. с. при об/мин | 82/5000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 134/2800 |
Трансмиссия | |
Привод | Передний |
Коробка передач | 5-МКП |
Тормоза | |
Передние | Дисковые вентилируемые |
Задние | Барабанные |
Подвеска | |
Передняя | Зависимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Полузависимая, пружинная |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 4080х1757х1618 |
Колесная база, мм | 2589 |
Клиренс, мм | 195 |
Снаряженная масса, кг | 1111 |
Объем топливного бака, л | 50 |
Объем багажника, л | 320–1200 |
Шины | 205/55 R16 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 165 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,3 |
Расход топлива, л/100 км | |
Смешанный цикл | 7,3 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | н.д., Euro 5 |
Стоимость автомобиля, руб. | |
Базовая комплектация | от 559 000 |