Самое время посвятить читателей Drom.ru в нюансы, возникающие при подготовке тестов военной техники. Заполучить автомобиль на тест-драйв и то не всегда просто: переговоры с представительствами и «пиарщиками», согласование дат, гарантийные письма, ожидание в очереди.... А что делать, если на тест нужен не обычный Солярис, а образец действующей боевой техники? С этим все гораздо сложнее: тут не представительство фирмы, а пресс-служба Министерства обороны РФ, не гарантийное письмо, а официальное обращение. И после улаживания формальностей остается только ждать, и бывает, что долго…
Но если долго чего-то ждать, то это «что-то» обязательно произойдет: Министерство обороны РФ, после томительного ожидания и переноса сроков, сообщило координаты и время, где будет ждать следующий интересующий «Дром» образец бронетехники — БМП-3.
Боевая Машина Пехоты-3 — советская, а потом уже российская бронированная гусеничная машина. Она предназначена для доставки и поддержки десанта на поле боя. В случае незапланированной встречи с бронированным врагом, она должна уметь постоять за себя. «Порхать как бабочка, жалить как пчела», маневренный бой — вот основная задача этой машины. Вооружение БМП-3 не пробьет танк, но «тонких» соперников «расковыряет» с большой радостью. Да и запаса прочности на это дело хватит: алюминиевая броня толщиной от 10 до 60 мм способна остановить выстрел из той же 30-миллиметровой автоматической пушки. А если навесить на машину различные виды активной и пассивной защиты, то от корпуса будут отскакивать заряды покрупнее.
БМП-3 кардинально отличается от предшественников и зарубежных собратьев Этот аппарат разрушает традиционную «школу» создания боевой машины пехоты: машина скомпонована по танковой схеме. Моторно-трансмиссионное отделение перенесено с носа на корму, и в этом конструкционном решении есть свои преимущества и недостатки. При переднем расположении двигатель дополнительно защищает людей, облегчается высадка десанта назад (наименее опасный вариант во время боя). При заднем расположении двигателя улучшается обзор механика-водителя, увеличивается внутренний объем, а вес правильно распределяется по длине боевой машины.
Что же у машины внутри? Башня под завязку забита вооружением, фраза «в тесноте, да не в обиде» здесь неуместна вообще. На месте командира еще терпимо, да и люк у него большой, а вот наводчику-оператору не позавидуешь: рослый человек может не поместиться в отсеке, а плотный — застрять в маленьком люке.
Попасть из боевого отделения в десантное, в принципе, можно... но, чтобы покинуть «люльку», где сидят командир с наводчиком, нужно быть очень гуттаперчевым мальчиком. Поэтому выдыхаем, втягиваем живот и выходим через люк.
Доступ в десантное отделение открывают две створки, экипаж называет их «бабочками». Они создают своего рода коридор, в который десантник спешивается в полный рост. Под полом этого коридора спрятано могучее сердце машины — двигатель УТД-29 в блоке с коробкой передач. А еще БМП-3 — водоплавающий: двигатель переносит крутящий момент на два водомета, отключая гусеницы. Поворачивает «амфибия» с помощью специальных заслонок, расположенных с двух сторон на корме.
Простор и комфорт применительно к 10 бойцам в 19-тонной машине — понятия весьма относительные. На креслах для десанта ехать можно, но раскачку корпуса при старте с места или торможении перенесут не все. Когда находишься в десантном отделении, кажется, будто идешь на утлом суденышке в шторм. Вестибулярный аппарат вступает в конфликт с желудком, проще говоря — сильно укачивает.
Внутри этого отделения много всяких крепежей и крючков, которые так и норовят зацепиться за ваши карманы, капюшон или что-то еще. Постоянно страдает голова — уклоняясь от одного торчащего крюка, врезаешься в другой. Каково бойцам в полной выкладке, при посадке или высадке — понять не дано. По нормативу экипаж и десант должны занять места за 14 секунд, что на первый взгляд кажется невозможным, но это лишь дело упорных тренировок.
Перемещаемся в отделение управления. Место механика-водителя расположено по центру, а справа и слева — места для двух бойцов. Кресло водителя — просто сказка. Эдакий военный «премиум»: можно отрегулировать наклон спинки, а при нажатии специального рычага можно, как на лифте, подняться мимо приборной панели и триплексов в открытый люк. Голова торчит, а обзор — «высоко сижу, далеко гляжу». Значит, передвигаться будем по-походному.
Баллон со сжатым воздухом открыт, ручной газ выставлен, нажимаем кнопку стартера и сразу же кнопку запуска двигателя. Дизель с грохотом запускается, выдав порцию белого дыма, и выходит на холостые обороты. В руках не руль и не рычаги фрикционов, а настоящий штурвал! За ним — «весло» трансмиссии, как у древних американских седанов, но педали сцепления нет. Как и все гениальное, чрезвычайно проста конструкция ручного тормоза: массивный рычаг блокирует педаль в нажатом положении.
«Весло» — на первую передачу, мягко отпускаем педаль тормоза и трогаемся. При старте с места БМП-3 основательно задирает нос, как будто яхта, а тормозит с явным кивком. В трансмиссии предусмотрено четыре передачи вперед и одна назад. Внушительные 26 литров рабочего объема с ревом рвут землю, повышение передач сопровождается пинком, как будто включается турбина больших размеров. При этом 19 тонн брони легко набирают максимальную скорость в 70 км/ч, а плавность хода не заставляет переживать за сохранность зубных пломб. При движении на «максималке» стоит такой оглушительный рев и грохот, как будто едешь в заряженном Subaru без глушителя.
Маневрирование вызывает не меньше эмоций. Впереди поворот, штурвал вправо — и машина, практически не теряя скорости, ладно пишет траекторию. Еще легче разворачиваться на месте: штурвал вбок, и машина послушно повинуется указаниям. Для быстрого разворота на штурвале есть специальные кнопки. Черт возьми, как же легко, оказывается, «рулится» БМП-3!
Ну а что насчет проходимости? Этой машине не нужно знать о скрещивании осей и про углы продольного наклона. БМП-3 на полном газу прет там, где даже «боевой» прототип для ралли-рейдов постыдно «сдуется». Рассудок требует: здесь нужно проехать очень медленно! Но команда мехвода заставляет разогнаться перед высокой колдобиной. Внутри все сжалось, вот сейчас будет сильный удар… Но почти ничего не произошло, корпус лишь немного качнулся, и, не снижая скорости, мы вернулись на ровный грунт. Понижаем передачу и уже тормозами окончательно останавливаем эту махину. На этом все. Приехали.
«Пойти» по воде и устроить показательные стрельбы не разрешили — не положено. Да и приказы обсуждать не принято. Поэтому вместе с экипажем беспрекословно вернули боевую машину в гараж и направились в «чЕпок», где, «наворачивая» эклеры с чаем, служивые с улыбкой рассказали про армейские будни и родную БМП-3.
Кузов | |
---|---|
Тип | Бронетранспортер |
Количество мест/люков | 10/6 |
Двигатель | |
Тип | Дизель с турбонаддувом, многотопливный (УТД-29) |
Расположение двигателя | Сзади, продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 10, V-образно |
Рабочий объем, л | 26,5 |
Мощность, л.с. при об/мин | 500/2600 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 1460/1600 |
Трансмиссия | |
Привод | Гусеничный, полный |
Коробка передач | Гидромеханическая, реверсивная |
Подвеска | Торсионная с гидравлическими амортизаторами |
Размеры, объем, вес | |
Длина/ширина/высота, мм | 6700х3300х2300 |
Клиренс, мм | 450 |
Снаряженная масса, кг | 18 700 |
Объем топливного бака, л | 700 |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | н.д. |
Расход топлива, л/100 км | |
Комбинированный цикл | н.д. |
Запас хода, км | 600 — шоссе, 500 — грунт |
Стоимость автомобиля, руб. | |
Базовая комплектация | н.д. |
Предыдущие статьи на военную тематику: