В названии компании «Авторос» нет и намека на вездеходную направленность. Так мог называться автосалон или сеть заправочных станций. Проходя мимо производственной площадки, также не заподозришь ничего необычного: невысокий заборчик из стальных прутьев, административная трехэтажка да несколько ангаров. Автобаза? Но именно здесь рождается «Шаман». В штате компании 80 сотрудников, включая четырех инженеров и двух дизайнеров. Эти люди творят вездеходное чудо на пике технического прогресса. И делают это красиво, можно сказать, изящно.
В основе «Шамана» алюминиевая водонепроницаемая рама, которую «авторосовцы» за положительную плавучесть называют «лодкой». Мосты сделаны на основе уазовских «спайсеров», с приводными валами и шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Независимая подвеска оригинальная, пружинная с А-образными рычагами и гидравлическими амортизаторами.
Дизайн — вот чем «Шаман» выгодно отличается от других вездеходов. Четкие контуры колесных арок, двухцветная окраска, панорамные окна, вклеенные в переднюю часть кузова… С 20 шагов «Шаман» напоминает не то марсоход, не то межпланетный челнок. Космос! Подходишь ближе, и сюрреалистические ощущения лишь усиливаются. При виде стального массива размером с небольшой ангар сосет под ложечкой и слабеют ноги. «Шаманом» восхищаешься и одновременно робеешь, словно мальчишка, впервые увидевший шагающий экскаватор. Ох, не зря ему дали такое имя.
3,0-литровый турбодизель Iveco, агрегатированный с 6-ступенчатой «механикой» ZF, установлен в базе, между осями передней тележки. Ради повышения ресурса его мощность снижена со 180 до 146 сил. Пятивальная коробка отбора мощности оригинальной конструкции, где каждый из четырех основных валов отвечает за отдельную ведущую ось, а пятый — за гребной винт или иное навесное оборудование. К примеру, к нему можно подключить водяную помпу.
Макроосмотр «Шамана» — еще один повод удивиться. Сказать, что вездеход сделан на совесть — ничего не сказать. Здесь нет ни грамма кустарщины, все детали, начиная от дверных петель и заканчивая стальным кузовом, выполнены так, что комар носа не подточит! Оттого и воспринимается вездеход как серийный продукт, а не как самоделка, хотя с 2012 года выпущено всего 30 «Шаманов». Сейчас же «Авторос» набирает обороты и способен делать по одному вездеходу в месяц.
Окончательно теряешь «берега», попадая в салон «Шамана». Утилитарные стереотипы, выработанные после тест-драйвов «Шерпа» и «Трэкола», растворяются в мягкой обивке сидений и ярком свете светодиодных светильников. Хоромы! Красная прострочка кожи и подстаканник под левой рукой водителя и вовсе выглядят как издевки: а нужны ли вездеходу такие излишества? Но «Шаман» не обычный вездеход, это — «премиум» среди проходимцев, как Rolls-Royce или Bentley среди прочих «майбахов». И цена соответствующая: от 9,45 миллиона рублей за базовую версию без централизованной подкачки колес и лебедки. Впрочем, она отнюдь не кажется завышенной.
Оказавшись за рулем «Шамана», количеству нулей в его ценнике уже и вовсе не удивляешься. Здесь продуманная эргономика и безупречное качество сборки соседствуют с высокотехнологичными пультами управления трансмиссией, поворотом задних осей и автоподкачкой с мембранной клавиатурой. Кнопок тут не меньше трех десятков, но запутаться, благодаря понятным пиктограммам, не получится даже у новичка. Я разобрался в этой «паутине» всего за пару минут. Однако за руль «Шамана» меня пока не пускают. «Тут сложный участок, — говорит Павел, — ты пока рядышком посиди, понаблюдай. Сядешь за руль на грязевом маршруте».
То, что Павел назвал «сложным участком», на деле — небольшой песчаный карьер с крутыми горками и неглубоким водоемом. Для «Шамана» это что детская каруселька для старшеклассника. Скажу больше, обладая устойчивыми внедорожными навыками, этот полигон можно форсировать и на подготовленном внедорожнике. Ну разве что поплавать не выйдет. В подтверждение этому позже Павел сознается, что сейчас они прочесывают окрестности, подыскивая место, где возможности вездехода раскроются полностью. Выражаясь спортивным языком — хотят повысить нагрузки.
Впрочем, и здесь хватает препятствий, где можно оценить достоинства «шамановской» конструкции. На горке с острым перегибом четырехосник превращается в качели: передние колеса висят в воздухе, а когда через точку невозврата перекатывается третья ось, вездеход, балансируя, опускается вниз и обретает дополнительную точку опоры. Такого показателя, как угол рампы, для «Шамана» просто не существует, повиснуть на остром перегибе, сев на пузо, на нем невозможно в принципе. Крутые спуски тоже не помеха. При отсутствии свесов любые косогоры превращаются в увлекательный аттракцион: давай еще выше!
Шины размерностью 1300х700х21 — собственная разработка «Автороса», производятся на заводе Voltyre-Prom. Это наиболее крупные шины, устанавливаемые на вездеход (каждое весит 55 кг). Есть несколько моделей меньшей размерности с разными рисунками протектора. Алюминиевые колесные диски также собственной разработки. Те, что стоят на «нашем» «Шамане», весят по 30 кг. То есть каждое колесо в сборе тянет на 85 кг, а все 8 «дутиков» — на 680 кг. Немного, если учесть, что снаряженная масса базового «Шамана» 4800 кг, а тестовый экземпляр, оснащенный лебедками, автоподкачкой шин, салонным кондиционером и экспедиционным багажником на крыше, потянет на все 5 тонн.
С учетом положительной плавучести проходимость «Шамана» становится практически безграничной. На заболоченном мелководье вездеход передвигается урывками: то ускорится, зацепившись шинами за грунт, то глиссирует вплавь со скоростью надувной весельной лодки. «Вешать подвесной мотор на малой воде не имеет смысла, — говорит Павел, — в таких условиях хватает гребных свойств шин». Любопытно, но на воде «Шаман» послушно меняет курс поворотом рулевого колеса. Конечно, не так четко, как на твердых грунтах, но, наметив себе выход на берег, попадаешь в «ворота» точно и с первой попытки.
Пожалуй, заякорить «Шаман» способна лишь глубокая колея. При относительно невысоком клиренсе (450 мм) вездеход скребет днищем там, где колеса проваливаются в глинистую жижу по ступицы. Правда, такое место надо еще поискать. И представьте себе, я его нашел. Эти продольные траншеи глубиной около метра «Шаман» вырыл себе сам, передвигаясь изо дня в день по одному и тому же маршруту. Опытный Павел проскочил бы этот участок, не заметив, но я новичок и не сразу сообразил, что надо либо повысить ход, либо, напротив, перейти с третьей на вторую передачу, увеличив тягу. Сидим?!
За поворот задних осей отвечает гидравлическая система, управляемая компьютером. Причем прямо из салона для задней тележки можно задать один из трех режимов работы: поворот синхронно с передними; в противофазе; поворотный механизм заблокирован (колеса стоят прямо). Благодаря поворотной задней тележке «Шаман» может ездить со смещением осей, «крабом», когда передние и задние колеса катятся по собственной колее.
Блокирую «центр», включаю заднюю передачу и легко выбираюсь из топкого места по своему же следу. А после, приспособившись к особенностям «Шамана», ради интереса и без особых проблем проезжаю тот же участок в обе стороны. Осмелев, с ходу форсирую глубокое болотце, дотягивая вплавь до противоположного берега, и, наконец, ювелирно протаскиваю огромный вездеход между деревьями. Все дело в опыте.
У «Шамана» два топливных бака по 130 л каждый, что при ориентировочном расходе 25 л/100 км обеспечивает запас хода в 500-600 км (в зависимости от условий). За доплату вездеход оснащается парой внешних 40-литровых баков. Таким образом, запас топлива можно увеличить до 340 литров, а автономность передвижения до 1000 км. Впрочем, при желании или необходимости навесные танки можно заполнить питьевой водой или… спиртом. В каком-то смысле это тоже топливо.
Но одно из препятствий на нашем пути «Шаману» так и не покорилось. Это был ограничитель высоты на въезде к придорожному ресторанчику. «Не будь на крыше экспедиционного багажника, проехали бы здесь как нечего делать, — говорит Павел, — но с ним высота “Шамана” 3,3 метра. Придется объезжать по травке». Но не в лоб, так в обход «Шаман» все же «причалил» к окошку Макдоналдса. «Четыре чизбургера и столько же больших капучино. Мы жутко проголодались!». А в «маке» тем временем начался переполох. Все повскакивали с мест. Детишки в восторге, взрослые снимают на телефоны, юноша, выдающий заказ, даже не пытается сдержать смех. Уверен, если бы к ресторанчику подлетел межпланетный корабль с инопланетянами, шумихи было бы меньше.
Мы же, подкрепившись, возвращаемся на базу по асфальту. Скорость под «восемьдесят», высокопрофильные шины глотают любые ямы. Ощущение полета портит разве что трансмиссионный гул, усиливающийся закрытым кузовом. Кстати, к концу коротенькой экспедиции я наконец-то смог сформулировать ощущения от управления «Шаманом». Ты не водитель, не машинист и не тракторист, хотя для управления вездеходом требуются как раз тракторные права категории А3. Ты капитан! Капитан внедорожного судна.
Возможности «Шамана» в видеоролике, снятом сотрудниками Drom.ru
Кузов | |
---|---|
Вместимость, чел. | 1+8 |
Спальное место | 4 (вариант «Охотник») |
Размеры | |
Длина/ширина/высота, мм | 6300х2500х2700 |
Клиренс, мм | 450 |
Колея, мм | 1950 |
Весовые характеристики | |
Снаряженная масса, кг | 4800 |
Грузоподъемность на плотных грунтах, кг | до 1500 |
Грузоподъемность на слабых грунтах, кг | до 1000 |
Двигатель и трансмиссия | |
Двигатель | Iveco F1C, 3.0 TD |
Мощность, л.с. | 146 |
Крутящий момент, Нм | 350 |
Тип топлива | Дизель |
Объем баков, л | 260 |
Расход топлива, л/100 км | 25 |
Коробка передач | 6-МКП |
Раздаточная коробка | двухступенчатая, пятивальная, с блокируемым дифференциалом и подключаемыми 1 и 2 мостами, с валом отбора мощности |
Колесная формула | 8х8 |
Рулевое управление | Гидрообъемное, с гидроцилиндрами в качестве исполнительных механизмов |
Мосты | Оригинальные, на базе «УАЗ Спайсер» |
Колесный редуктор | Оригинальный |
Шины низкого давления (базовая комплектация) | X-TRIM (1200-600х21) |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость по суше, км/ч | 70 |
Минимальная скорость, км/ч | 2 |
Максимальная скорость на воде, км/ч | 7 |
Геометрическая проходимость | |
Угол опрокидывания, градусов | 47 |
Максимальный подъем, градусов | 45 |
Продольный радиус проходимости, мм | 1700 |