Вы бы согласились бесплатно забрать его? Именно такое предложение по случаю получил теперешний хозяин этой машины и принял решение, не раздумывая. Дарителем и единственным владельцем оказался милый дедушка 1927 года рождения. А подарком — ЗАЗ-968МД (модификация для инвалидов, у которых повреждена одна нога) 1990 года выпуска.
С ходу оживить «ветерана» с помощью нового аккумулятора не вышло, пришлось вызывать эвакуатор. Пока Антон (так зовут нынешнего владельца) ждал его приезда, оглядывая гараж в поисках запчастей, вокруг места действия собралась небольшая толпа. Удивительно, но сразу появились и потенциальные покупатели-конкуренты, заявившие, что готовы прямо сейчас приобрести «Запорожец». К счастью, хозяин не стал устраивать аукцион и согласился расстаться с машиной пусть и не бесплатно, как было обещано, а за символические 5000 рублей.
В сервисе, куда был доставлен ЗАЗ, завести «старичка» удалось на следующий день. Для этого поменяли ремень генератора, поставили электронный трамблер (500 руб.), новые свечи и высоковольтные провода от ВАЗ-2109. После «Запорожец» перекочевал на подъемник для восстановления тормозов. По итогу ревизии с помощью переходников установили главный тормозной цилиндр и главный цилиндр сцепления от ВАЗ-2101. Поменяли все рабочие тормозные цилиндры, очистили барабаны, промыли и прокачали тормозную систему.
Установка сцепления прошла успешно, но в коробке все закисло, передачи включались с хрустом. Пришлось сливать масла, снимать навесное оборудование, а затем и сам мотор с КПП. Благо на «Запорожце» это делается очень просто. Заменили диск сцепления, поставив с небольшой доработкой аналог от ВАЗ-2108-09. Далее новый владелец отмыл мотор от грязи и масла, почистил масляную центрифугу и проложил новые топливные трубки, естественно, заменив все старые хомуты на новые. Родной карбюратор К-133 даже после полной переборки работал нестабильно, поэтому был заменен на «Солекс» 21083. Генератор взяли от ВАЗ-2110 (1000 руб.), шкив от «Нивы»-21214 (300 руб.), ремень от Ford Transit (150 руб). Пластина, на которой стоит генератор, сделана на заказ токарями из соседнего сервиса.
Когда настала очередь заняться салоном, Антона ждал приятный сюрприз. Под тройным слоем чехлов обнаружились абсолютно девственные сиденья. Также во время разборки салона были найдены артефакты времен СССР — ракетки для бадминтона, саперная лопата и огнетушитель 1989 года выпуска.
По кузову все оказалось весьма неплохо. Живой пол без дырок, минимум ржавчины. Все было зачищено и обработано мастикой. Но передняя часть несла на себе следы аварии. На удаление всей шпаклевки Антон потратил два дня. Передние крылья, капот и бампер обработали двойным слоем грунта и перекрашены. После сборки «Запорожец» примерил новые фары от «Копейки» (подошли как родные), иные стрелочные часы на переднюю панель и «приколхоженный» современный борткомпьютер, служащий тахометром.
Отдельной статьей расходов стал отказ от органов управления, изначально рассчитанных на инвалидов. Для этого заменили рулевую колонку и саму баранку. Педаль газа — сделанный по оригинальным чертежам новодел за 750 рублей.
Когда сгорела печка, пришлось менять блок предохранителей и насос печки. Кстати, печка у «Запорожца» — «замороченная», бензиновая (ведь у него же нет жидкостного контура охлаждения двигателя). Насос оказался редкой и дорогой деталью. Но Антону повезло найти ее дешевле, чем среднерыночные 2500 рублей.
За время реставрации переднюю панель приходилось снимать не меньше десяти раз.
С момента покупки прошло два года. «Запорожец» ожил, окреп, успел проехать 4000 км и, наконец, созрел для тест-драйва.
...Вот уже полчаса просто хожу вокруг и даже не пытаюсь скрыть умиление. Я тестировал «Жука» и Mini в оригинале, масл-кары и почтенные дредноуты, классические Benz и BMW — все не то. Двухдверный советский седан — это совсем, кардинально другое. Да, это всего лишь «эмка» — модификация без «ушей» образца 1979 года. «Ушастые» ЗАЗ-966 появились в 1966 году, а в 1971-м на конвейер украинского завода «Коммунар» встала модель ЗАЗ-968 (также с «ушами»).
Последний рестайлинг по-советски принес «Запорожцу» иную форму передка, измененную оптику, новые бамперы и отказ от значительной части хрома. Ну и, конечно, более скромные решетки вместо больших воздухозаборников в задних крыльях. Жалюзи, кстати, направлены в разные стороны: правые «смотрят» вперед, а левые — назад. По задумке, так поток воздуха лучше охлаждал двигатель. Впрочем, некоторые владельцы «безухих» «Запорожцев» страдали от перегрева и поэтому приделывали к вентиляционной решетке капота самодельную «ноздрю», немного похожую на аналогичную деталь спорткаров.
В сравнении с предшественниками «эмка» определенно выглядела современнее, но индивидуальности поубавилось. Как доказательство — отсутствие звонкой клички. Это вам не «Горбатый» с «Ушастым». Но последний рестайлинг не отнял главного. Казак из Запорожья все так же мил и глазаст. Кто сказал — неказист? Подумаешь, на 28 см короче «Копейки», зато пропорции кузова классические, трехобъемные.
Канонический багажник на крыше — насущная необходимость. Родной передний трюм мал, как в спорткаре, всего 197 литров (у «Жигулей» почти в два раза больше) и неудобен по форме (не только колесные ниши мешаются, но еще и пол наклонен). Крышка тяжела не по размерам. А все потому, что кузова «Запорожцев» делались из более толстой стали, чем вазовская продукция. Владельцы считали это достоинством.
Приятная на ощупь хромированная дверная ручка (разумеется, из настоящего металла) с упругой кнопкой замка — фетиш сам по себе. Забираюсь внутрь и от души хлопаю дверью. По-другому «Запорожец» не понимает. Главное, руки никому не прищемить. Шрам на левом указательном пальце, полученный в детстве от такой же двери, остался у меня на всю жизнь. Внутри лаконизм и аскеза. Карманы в дверях, полноценные подлокотники — забудьте. Спасибо хотя бы за крохотный перчаточный ящик. Зато передняя панель имеет привычные для современного авто формы. Это вам не оригинальный Volkswagen Kafer («Жук»), где приборы просто врезаны в кусок металла, заменяющего торпедо.
Вместо кресел в современном понимании — плоские, но широкие стульчики, обитые толстым кожзамом. Есть блокировка откидывания сиденья вперед при закрытой двери. О боковой или какой еще поддержке и подголовниках даже не заикайтесь. А прежде чем критиковать, взгляните на «мебель», например, Rover Mini аналогичного года.
Проход на второй ряд затрудняет узкий проем. Зато сам диван на удивление просторен для машины таких скромных габаритов, запаса по ширине хватит на двух пассажиров, которые оценят отсутствие клаустрофобии, что присуща другим «двухдверкам». Это одна из причин, почему «Запорожец» правильно называть именно двухдверным седаном, а не купе.
Но лучше всего о комфорте второго ряда могут рассказать те, кто провел детство в такой машине. Какой мальчишка не любил командовать парадом, подпрыгивая посередине просторного заднего сиденья в компании с котом и рассадой во время поездки на дачу?
Глядя на «Запорожец», не хочется спрашивать, сколько в нем сил. Не хочется, а надо. Под капотом, который, как и у «Жука» или, если угодно, Porsche 911, находится там, где у всех багажник, вольготно расположился четырехтактный 1,2-литровый V4 по имени МеМЗ-968Э. Найти кнопку открывания капота — отдельный квест, который я завалил. Посмеиваясь, Антон показывает на кнопку, доступ к которой открывается только при открытой водительской двери: клавиша размещена на средней стойке, рядом с замком двери. Подняв тяжелую крышку, любуюсь 40-сильным карбюраторным чудом с воздушным охлаждением, о пробуждении которого быстро узнает вся округа, такой стоит шум. Впрочем, не такой уж он примитивный: картер отлит из легкого и прочного магниевого сплава. Тут же вижу притаившуюся в уголке подкапотного пространства пробку бензобака. То есть заправляться можно только с открытым капотом.
Если в своей молодости «Запорожец» был самым недорогим транспортом, на который посматривали с усмешкой, то сейчас, выйдя на пенсию, он может легко отыграться. За поездку на ЗАЗ можно брать деньги, такой это аттракцион. Да, динамика в абсолютных числах — печальна. Зато эти без малого 40 секунд, что потребовались «Запорожцу» для разгона на шоссе до «сотни», я запомню надолго. Обороты двигателя наблюдаю на экране незаводского бортового компьютера. Идущий сзади рокот «воздушника», смешиваясь со свистом вентилятора на высшей передаче и гулом выпуска, рождает сочную, ни на что не похожую какофонию. Это вам не нудное жужжание «Москвича». И риска потерять права никакого — максималка-то всего 118 км/ч. Но лучше держаться крейсерской скорости в 90 км/ч. Поскольку при торможении «в пол» все непредсказуемо: как поведет себя «Запорожец» с барабанными тормозами по кругу, лишенный вакуумного усилителя как такового, одному богу известно.
Особенности посадки за рулем никакого раздражения не вызывают. Минимум регулировок водительского кресла (вперед-назад, угол наклона спинки) не мешает занять удобную позу. Главное — тут очень просторно в ногах. Места гораздо больше, чем в классических «Жигулях». Огромный и тонкий руль крутится легче, чем на ином классическом «янки». У 4-ступенчатой коробки огромные ходы рычага. Зато он на высокой ножке, всегда под рукой, а передачи при должной сноровке включаются четко и на педалях честное, натуральное усилие.
Курсовая устойчивость — сюрприз. Она на вполне приличном уровне, необходимость в регулярных подруливаниях минимальна. Вот что дает союз заднемоторной компоновки и ведущих задних колес. Управляемость — как следствие — с огоньком. Первая же попытка изобразить атакующий вираж, словно на Porsche 911, — и зад начнет обгонять перед. Такие вещи лучше практиковать на треке. Чем, кстати, этот «Запорожец» и занимается. На зимних «зазогонках» Антон с ходу занял 11-е место. При этом он не пренебрегал хитростями бывалых, которые кладут в багажник побольше груза, утяжеляя морду, для улучшения сцепления с дорогой.
Мне и так хватило. Эффект заноса кормы при скоростном прохождении поворотов был настолько явный, что даже пассажиры встревожились. В качестве извинений за внеурочную дозу адреналина предлагаю им оценить плавность хода. Благодаря полностью независимой подвеске (передняя на торсионах, задняя — на продольных рычагах с пружинами) «Запорожец» мягко стелет, не замечая колдобин. Иной Lexus на пневме позавидует. Лишь иногда взбрыкнет легким передком при встрече с совсем уж откровенным дорожным беспределом.
И проходимостью казак не обделен. Ничем не утяжеленный передок с минимальным углом въезда и абсолютно плоское днище снискали «Запорожцу» славу короля легкого бездорожья. Со своим дорожным просветом в 185 мм он и сейчас готов дать мастер-класс по преодолению раскисших грунтовок некоторым современным кроссоверам.
Расставаться с «Запорожцем» не хотелось. Да, про него больше не сочиняют анекдоты, и заклятый враг «шестисотый» давно не встречает «Запорожцев» на дорогах. И пусть в нем нет лоска, как в 21-й «Волге». Но не хуже нее, а даже лучше «Запорожец» передает дух своего времени. Это портал в счастливое советское детство. Поездки на море, мороженое по 20 копеек, первый опыт вождения у отца на коленях. Очарование самого доступного автомобиля Made in USSR не перебьет никакая «Победа», 21-я «Волга» или «Копейка».
Кузов | ||
---|---|---|
Тип | Седан | |
Количество мест/дверей | 5/2 | |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, карбюраторный | |
Расположение двигателя | Сзади, продольно | |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, V-образно | |
Рабочий объем, куб. см | 1197 | |
Мощность, л.с. при об/мин | 40/4200 | |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 74/2700 | |
Трансмиссия | ||
Привод | Задний | |
Коробка передач | 4-МКПП | |
Тормоза | ||
Передние | Барабанные | |
Задние | Барабанные | |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, торсионная | |
Задняя | Независимая, рычажно-пружинная | |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 3765х1490х1400 | |
Колесная база, мм | 2160 | |
Клиренс, мм | 185 | |
Снаряженная масса, кг | 840 | |
Объем топливного бака, л | 40 | |
Объем багажника, л | 197 | |
Шины | 155/70 R13 | |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 118 | |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 38 | |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 10–11 | |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д. |