Знал я, что людская память коротка, но чтобы настолько! У окруживших эту странную парочку зевак самым популярным вопросом относительно «Запорожца» было — «Что это за машина?». В недоумении были даже некоторые люди не самого молодого возраста. Вот тебе и герой песен и анекдотов, известный под кличками «Горбатый», «Малыш», «Зазик», «Жужик», «Запор», «Божья коровка». Как можно было забыть этот автомобильчик, похожий на милую зверушку. Пучеглазый, с узенькими колесами 13-дюймового диаметра он вызывает исключительно положительные эмоции. Его хочется погладить, того и гляди подмигнет своими глазками-фарами и промурлычет что-то приятное. Хозяину он обошелся в 20 000 рублей, и долгих шесть лет ушло на реставрацию.
Несмотря на шарообразную комплекцию, «Запорожец» имеет настоящий трехобъемный кузов. У него отдельный капот и багажник. То есть в теории это полноценный двухдверный седан. И не мелкий, как может показаться. По размерам (3330х1395х1450 мм) ЗАЗ-965А лишь чуть недотягивает до Daewoo Matiz. То есть карапуз уделывает нынешний Smart Fortwo и толпу своих современников типа Morris Mini Minor, NSU Prince и Fiat 600. Некоторые до сих пор считают ЗАЗ-965 родственником последнего. Его, конечно, использовали как образец, но чужие решения копировали выборочно: общие у них только стилистика экстерьера, конструкция силовой схемы кузова и трансмиссия, объединенная с главной передачей.
Пусть и плагиат, в деталях «Горбатый» прекрасен. По количеству блестяшек на кузове выходец из Страны Советов поспорит с породистыми «британцами». Бамперы переливаются хромом. Блестят ободки фар, зеркала, «дворники», ручки дверей и эмблема. Но самая характерная черта — воздухозаборники на задних крыльях. Так ЗАЗ пытался решить проблему перегрева двигателя своего детища. Эти «жабры» в свое время получили прозвище «терки Вассермана», по фамилии конструктора из ГАЗа, который был привлечен к доработке модели и предложил это решение. Кстати, разрабатывали машину не в Запорожье, а в Москве — на заводе МЗМА (будущий АЗЛК). А вот само производство наладили уже на Запорожском комбайновом заводе «Коммунар».
Из неожиданного — вся боковина кузова сделана из одного листа металла. ЗАЗ пошел на это ради удешевления конструкции, но владельцу от этого морока. В случае ДТП придется менять полмашины. Зато переднее и заднее стекла тут взаимозаменяемые.
А вот седан, на который никто не обращает внимания. Один из самых продаваемых новых авто в России, которому очень идет рестайлинговая «морда лица». Не зря Granta ждала этого обновления семь долгих лет. И дождалась, получив перекроенный передок с новыми капотом, крыльями, решеткой радиатора, фарами и бампером с «бумерангами». Все в стиле Весты, от путаницы с которой страхует отсутствие нелепых (по мнению некоторых) Х-образных выштамповок на боках. Привив младшей модели новую ДНК марки, дизайнеры попутно уменьшили визуальный вес автомобиля. Granta действительно уже не выглядит грузной, как прежде. Не стыдно поставить рядом с Solaris…
Но будет ли Granta через 50 лет вызывать такой же ажиотаж у окружающих, как «Горбатый»? Возможно, но ласковых прозвищ здесь и сейчас, как в свое время «Запорожец», Лада не удостоилась.
Внутри «Запорожец» примитивен и прекрасен одновременно, а Гранта просто удобна. Передняя панель в «Горбатом» — кусок металла в цвет кузова. Травмоопасно, зато вполне эстетично. Приборная панель похожа на игрушку, но читаемость на высоте. Самый важный указатель — в правом верхнем углу. Так как система охлаждения двигателя у «Запорожца» — воздушная, очень важно следить за температурой масла, ведь при ее повышении заметно падает мощность автомобиля и сильно сокращается ресурс. Кстати, на ранних 965-х вместо указателя температуры использовались лишь зеленая и красная сигнальные лампы.
Переключатели «поворотников» в виде расположенных в центре торпедо тумблеров — эргономический прикол. При перестроении или повороте необходимо отрывать руку от руля, включать тумблер, а после завершения маневра — выключать. Неудобно, зато западает в душу.
АвтоВАЗ дизайном Гранту тоже не обделил (насколько это возможно в случае с моделью самого бюджетного сегмента). Однако ее массив черного пластика навевает скуку. Оригинально выглядят рыжие шкалы с радиальной оцифровкой, а дисплей теперь разделен черточками на несколько уровней, что упрощает считывание информации. Современно, эргономично и наконец-то конкурентоспособно по сравнению с иномарками. Особенно если не обращать внимания на виднеющиеся тут и там черненые саморезы.
Маленькая машинка не обязана быть тесной. Это доказано первым Mini, и «Запорожец» идет тем же путем. Сразу и не скажешь, но внутри сделанной в СССР малолитражки поместятся четыре взрослых человека. Особенно просторно спереди: на зависть Гранте, в «Запорожце» можно даже вытянуть ноги. Правда, на втором ряду «Горбатый» ожидаемо теснее Лады. В 965-м двое пассажиров средней комплекции будут в тесноте, хотя и не в сильной обиде. Недаром по ширине салона и запасу пространства над головой 965-й обыгрывает более крупный «Москвич»-408/412. Причем силой запихивать гостей внутрь «Запорожца», извиняясь за узкий дверной проем, вовсе не обязательно. Распашные двери с ограничителями в виде обычных ремней открываются на столь большой угол, что по удобству посадки «Горбатый» легко заткнет за пояс не только Гранту, но и иной кроссовер.
Битву комплектаций «Горбатый» заведомо проиграл, хотя оснащение у «Запорожца» отнюдь не бедное для своего времени. Плоские «табуретки», что зовутся передними сиденьями, имеют продольную регулировку, плюс можно изменить наклон спинки. Есть 12-вольтовая розетка, солнцезащитные козырьки, освещение салона и петли на боковых стойках, заменяющие потолочные ручки. Печка имеет автономную конструкцию и работает на бензине, тем самым отлично прогревая салон.
Упакованная практически по максимуму Гранта, купленная за 580 000 рублей, отвечает полным электропакетом, подогревом сидений, кондиционером, круиз-контролем и «музыкой». Но владельцу пришлось кое-что доделать. Лишь после дополнительной шумоизоляции салон перестал издавать посторонние звуки при закрытии дверей.
По практичности Лада впереди, но ненамного. Что такое бардачки и подлокотники, пожилому автомобильчику неведомо. Все его богатство — это карманы в передних дверях, полка под передней панелью да багажник. Последний не может похвастать размером, плюс пространство сильно съедают 30-литровый бензобак и запасное колесо. Немного улучшить ситуацию помогает складываемый задний диван: спинка откидывается вперед, но за ней пространство совсем невелико, ведь дальше — моторный щит. Разве что так удобнее складывать груз. Но если ехать в путешествие, то без багажника на крышу тут не обойтись.
В Гранте объем багажника — целых 520 л, плюс есть возможность сложить заднее сиденье, увеличив трюм до 815 л. И все равно Ладе не хватает центрального бокса-подлокотника, а карманы в дверях могли бы быть и побольше.
По технике Granta — классика бюджетного сегмента нынешнего времени, но уже с такой роскошью, как 4-ступенчатая АКПП. Под капотом — рядная «четверка» объемом 1.6 литра и мощностью 98 л.с. Подвеска — спереди McPherson, сзади — полузависимая пружинная. В принципе — актуальный наборчик, но не более того.
То ли дело прогрессивный для своего времени «Запорожец». Полноценный четырехцилиндровый силовой агрегат имели лишь немногие его одноклассники. А оптимальной для размещения в заднем свесе V-образной конструкции двигателя не было ни у кого из аналогов. Наш экземпляр к тому же мощнее обычного «Горбатого». Вместо 27-сильного стокового двигателя тут стоит МеМЗ-966Г от следующего поколения «Запорожцев». Мотор при объеме 887 см³ выдает целых 30 л.с. Коробка — 4-ступенчатая «механика», причем с синхронизаторами. Конкуренты «Горбатого» не брезговали использовать «трехступки». К тому же в СССР «Запорожец» был единственной серийной легковушкой с полностью независимой подвеской.
К своим гостям «Горбатый» суров. Педальный узел узок и мал. Чтобы не промахнуться мимо нужной педали, нужна изрядная ловкость ног. Диск сцепления не имеет демпфера, поэтому при переключениях машину трясет, как припадочную. Подвеска — непробиваема, но жестковата, особенно передняя, выполненная по типу Volkswagen Käfer с двумя поперечными торсионами. При встрече с «лежачими полицейскими» «Горбатый» ощутимо вздрагивает, а о шумоизоляции можно даже не вспоминать.
50 лет прогресса в Гранте заметны, но до идеала далеко. Тут не так давит на уши (громогласное тарахтение «Запорожца» — незабываемо). Но в сравнении с современными конкурентами если и есть достоинства, то в основном это заслуга дополнительной шумоизоляции, сделанной владельцем. Подвеска радует энергоемкостью, но деликатно отрабатывать дорожную мелочь ее так и не научили. К коробке никаких претензий. «Автомат» живо реагирует на акселератор, плавно меняет передачи и неплохо адаптируется под манеру езды. Но тормозам — незачет. Педаль тугая и малоинформативная, почти каждое торможение сопровождается клевком.
То ли дело «Горбатый». Барабанные тормоза по кругу легко и уверенно осаживают машинку, весящую всего 665 кг. По причине незагруженного передка руль здесь легкий, словно оснащен гидроусилителем, и пустой, как у американского дредноута. Но и Granta не эталон «удовольствия от вождения». Вялые реакции на поворот «баранки» никуда не делись, несмотря на модернизацию рулевого управления. Седан неохотно встает на дугу, ленясь выполнять команды водителя. Крены ощутимы, хотя не критичны. Вот бы еще руль перестал пропускать удары при проезде неровностей.
Динамику обоих отечественных «бюджетников» сравнивать даже смешно. «Горбатый» неплохо разгоняется на «первой» и «второй», но после 30 км/ч выдыхается. Не верьте спидометру, размеченному до 120 км/ч, рекорд максималки у «Запорожца» — 80 км/ч. Зато бездорожье «Горбатому» не помеха.
Granta с АКПП — автомобиль не быстрый, но по максималке превосходит «Запорожец» более чем вдвое. Правда, ускорение на третьей передаче в диапазоне 80–120 км/ч могло бы быть и шустрее. Не пасует Lada и на бездорожье, хотя до проходимости «Горбатого» ей далеко. Достойный клиренс в 175 мм и незагруженный передок позволяют «Запорожцу» ездить по таким дорогам, куда иные кроссоверы даже не сунутся.
Они такие разные и такие одинаковые одновременно. «Запорожец» — прогрессивная для своего времени конструкция, а сегодня — милое минималистичное ретро, требующее регулярной заботы даже в условиях эксплуатации летом по выходным. Припудренная рестайлингом Granta современна, но техника не передовая и в эксплуатации Lada тоже не подарок. Она все так же грубовата в повадках, небрежна в плане отделки и требует доработок сразу после покупки. Простор для улучшений определенно есть, а вот запаса по цене уже почти нет. Еще одно-два подорожания, и выбор в пользу Solaris будет очевидным.
ЗАЗ-965А | Lada Granta | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Седан | Седан |
Количество мест/дверей | 4/2 | 5/4 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, карбюраторный | Бензиновый, с распределенным впрыском |
Расположение двигателя | Сзади, продольно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, V-образно | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 887 | 1596 |
Мощность, л.с. при об/мин | 30/4200 | 106/5800 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 51/2800 | 148/4200 |
Трансмиссия | ||
Привод | Задний | Передний |
Коробка передач | 4-МКПП | 4-АКПП |
Тормоза | ||
Передние | Барабанные | Дисковые |
Задние | Барабанные | Барабанные |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, торсионная | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Независимая, пружинная | Полузависимая, пружинная |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 3330х1395х1450 | 4268х1700х1500 |
Колесная база, мм | 2023 | 2476 |
Клиренс, мм | 175 | 165 |
Снаряженная масса, кг | 665 | 1075 |
Объем топливного бака, л | 30 | 50 |
Объем багажника, мин./макс., л | 300 | 520 |
Шины | 130/55 R13 | 205/45 R16 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 90 | 176 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | Н. д. | 13,1 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 5,5 | 7,2 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д. | Н. д./Евро-5 |