|
Эпоха машин – гибридов: выбираем лучшую модель.
Диапазон цен на сравниваемые автомобили:
2 млн. 268 тыс. – 3 млн. 255 тыс. иен; | ||||||||||||||
Специалисты предсказывают, что двадцать первый век должен стать веком борьбы за сохранение окружающий среды. Если это так, то в области автомобилестроения набирающий обороты процесс создания автомобилей со смешанным типом тяги как никакой другой следует окрестить «процессом века». В самом деле, когда, как не сейчас, начинать поиски нового типа автомобиля, который смог бы претендовать на звание «стандартного автомобиля будущих поколений»? Ведь всё, кажется, говорит в пользу активизации таких поисков: и подскочившие цены на бензин, и рост осознания того, что мировая экосистема в опасности, да и те же налоговые послабления, принятые в отношении тех автомобилистов, чьи автомобили будут наносить минимальный вред окружающей среде. Так что уже сейчас ширится понимание того, что к автомобилю со смешанным типом тяги, или, попросту говоря, к машине – «гибриду» уже нельзя относится, как к какому-то экзотическому явлению в нашей жизни. Но с другой стороны и сами гибриды уже не могут претендовать на высокую оценку только потому, что они позволяют расходовать меньше топлива, чем это делают автомобили на обычной тяге. Нет, этого уже оказывается явно недостаточно, чтобы завоевать признание покупателей. Настают (или уже настали) времена, когда для нормальной реализации требуется, чтобы машина обладала еще рядом положительных качеств. Вот и те автомобили, которые мы выбрали для сравнительного анализа, не просто, как сейчас принято говорить, «экологически чистые» модели. Нет, набор их достоинств этим не ограничивается. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью, и в этом плане они достойны друг друга. Первая строчка в этом списке по праву принадлежит родоначальнику семейства гибридов, модели Toyota Prius, которая получила признание именно за свою удивительную экономичность. Но рядом с ней стоит автомобиль Honda Civic Hybrid, в котором главный упор делается не на экономичность ради экономичности, а на максимально эффективное использование двигателя внутреннего сгорания. Достоинства автомобиля Toyota Harrier Hybrid можно определить иначе: будучи обыкновенным крупногабаритным автомобилем типа SUV, он в то же время, благодаря смешанному типу тяги, обладает повышенной экологической безопасностью. И, наконец, автомобиль из разряда «premium», в котором система «гибрид» служит для достижения еще большей бесшумности хода и еще большего по сравнению с обычной бензиновой моделью, субъективного чувства ускорения. Я, конечно, имею в виду автомобиль Lexus GS450h. В исследовании делается попытка ответить на вопрос: каким должен стать японский автомобиль – гибрид, что ему не достает в настоящее время? А после этого на основании тщательного анализа характеристик уже выпускаемых машин, делается вывод относительно того, какой из них может считаться автомобилем, соответствующим эпохе борьбы за экологию. Кроме этого сюда же включена сводная таблица, в который можно найти основные технические данные всех 4-х машин, которые выпускаются компаниями - лидерами «гибридизации» - Honda и Toyota. Мы надеемся, что этот специальный обзор поможет читателям убедиться в том, что самые незаурядные машины- гибриды уже сейчас могут быть очень привлекательными для покупателей.
| |||||||||||||||
|
Общая оценка.Горо Окадзаки: Если оценивать машины по тем критериям, которые применены для сравнительного анализа, то я вообще бы поостерегся выделять кого-либо. Но в порядке исключения и весьма условно рискну, все-таки выделить автомобиль Lexus GS450h. Почему? Ну, потому что почти по всем показателям, а именно, по тяговым характеристикам, по работе подвески, по качеству наружного и внутреннего дизайна, по оснащенности, по шумности, - машина GS450h получила у меня безоговорочно наибольшее количество баллов. Кто-то может возразить, что иначе и не могло быть, учитывая, сколько этот автомобиль стоит. Возражения эти имеют весомый характер, но я основываюсь на тех впечатлениях, которые остались у меня после знакомства со всеми 4-мя машинами, как зрительного, так и непосредственного, «управленческого». Так вот, если первый номер не Lexus GS450h , то кто же тогда? Да, действительно, мой выбор воспринимается более, чем предсказуемым, я с этим согласен. Но он в точности соответствует моему внутреннему убеждению, говорю это, не кривя душой. На втором месте у меня оказался автомобиль Toyota Prius. Все прочие представители группы «гибридов» марки Toyota, да и не только, появлялись на свет, как дополнение к базовым бензиновым моделям, чтобы поразить покупателей повышенными тяговыми характеристиками, и только одна – единственная машина, с самого начала проходившая в производственных планах как чистый гибридный автомобиль. И поэтому ему не было нужды стараться быть не хуже своих бензиновых братьев. И будучи абсолютно свободными в выборе приоритетов, конструкторы решили, что он должен пойти по пути максимального уменьшения расхода топлива. Все действительно вышло самым замечательным образом. Посудите: если машина в обычных, не специально подобранных, идеальных условиях в среднем пробегает на одном литре 20 км, то это настоящая сенсация. Так что каждый раз, заезжая на бензоколонку, водитель автомобиля Prius может чувствовать себя в выигрыше. Да, но, возвращаясь к составленному мною минирейтингу, модель Honda Civic Hybrid тоже довольно экономична, почему же я отдал предпочтение не ей? Знаете, я с большим уважением отношусь к техническим достижениям инженеров компании Honda. Это ж надо, добиться одинаковой с машиной Prius экономичности, делая главный упор на повышение к.п.д. базового двигателя внутреннего сгорания – это, действительно, не каждому дано! Но дело в том, что лично меня интересуют, главным образом, не эксплутационные показатели, сколь бы невероятными они не казались. Меня привлекла сама концепция, или лучше сказать, стремление выделить гибридизацию в отдельное направление развития автомобиля. Модель Toyota Prius и есть первый представитель этого направления. Да согласен, автомобиль марки Honda, имея практически одинаковый с машиной Prius расход топлива, к тому же еще и стоит немного дешевле. Но с учетом того, что по сути дела он внешне ничем не отличается от своего бензинового собрата, я, все – таки решил, что приобретение машины от компании Toyota стало бы для меня лучшим вариантом. Юми Кавабата: С технической точки зрения самый совершенный автомобиль – гибрид из тех, которые предлагает рынок, это, несомненно, модель Lexus GS450h. А передовая технология – она и нужна для того, чтобы машина становилась все лучше и лучше. Поэтому естественно, что и в плане своих ходовых качеств Lexus GS450h заслуживает самых лестных оценок. Но вместе с тем нужно помнить, что все это было бы невозможным, если бы не существовало автомобиля Toyota Prius! Именно с его появлением связана первая страница в истории автомобильной «гибридизации». Более того, существует распространенное мнение, что по внешнему виду именно первая модель Toyota Prius как нельзя лучше соответствует своему статусу «первенец эпохи гибридного автомобилестроения». Но я придерживаюсь иной точки зрения, - наивысшей оценки заслуживает Toyota Prius второго поколения. Но пусть первая машина Toyota Prius будет символизировать собой первую страницу исторического описания процесса гибридизации, которую нам еще предстоит написать. Тогда машина второго поколения – это логическое продолжение этой «книги». Для того чтобы создать такой автомобиль потребовалось затратить значительные средства, поскольку приходилось все делать как бы заново, включая даже самостоятельную разработку специальных полупроводников. Вот почему автомобиль Prius первого поколения не принес компании никаких дивидендов. Более того, на каждой выпущенной машине она, говорят, теряла несколько сот тысяч иен. Из-за этого было совершенно неясно, будет ли Toyota продолжать начатое дело, или решит свернуть эту программу. То, что инженеры компании продолжали верить в перспективность этого направления, это замечательно. Но не следует забывать, что речь идет о коммерческом проекте. Поэтому, признавая заслуги инженеров, я в то же время хотела бы отметить положительную роль высших должностных лиц компании, без поддержки которых разработка машины Prius второго поколения оказалась бы под вопросом. Как бы там ни было, а автомобиль стал раскупаться, и за год было продано ни много, ни мало 180 тысяч таких машин. И это, в свою очередь, подтолкнуло западных и американских производителей активизировать работу по созданию своих систем типа «гибрид».
| ||||||||||||||
|
Особенности стратегии отдельных автомобилестроительных компаний.Как известно, японская автомобилестроительная промышленность долгое время старалась догнать и по возможности перегнать западные и американские компании. Эта гонка шла с переменным успехом, пока, наконец, не было нащупано новое направление – разработка и производство автомобилей со смешанной тягой, или попросту машин – гибридов. И именно в этой области Япония впервые оказалась в непривычной для себя роли мирового лидера. Ниже мы попытаемся в двух словах определить, чем различаются позиции двух компаний – первопроходцев, Toyota и Honda, в области производства машин – гибридов. Затем целесообразно остановиться на вопросе, а что в ближайшее время могут предпринять в ответ на японский вызов западные конкуренты, которые, конечно, не сдадут этот сегмент автомобильного рынка просто так. И, наконец, от чего, в конечном счете, зависит, получит или нет мировое признание и распространение так называемая экологически чистая езда на автомобиле. Рекордные показатели экономичности и тезис «деньги любят счет» (компания Toyota против компании Honda).Система смешанной тяги, используемая в автомобилях марки Toyota, обозначается аббревиатурой THS-II. Она основывается на принципе «двигатель внутреннего сгорания должен работать только в таком режиме, когда коэффициент его полезного действия самый большой». Если же езда протекает в таких условиях, когда к.п.д. двигателя падает, тогда включается в работу электрический мотор. Иными словами, система управления силовым агрегатом запрограммирована на то, чтобы глушить двигатель, когда он не нужен и работает на холостых оборотах и сразу включать его, когда ситуация меняется и он становится нужным. Этим и достигается экономия топлива. Вместе с тем для принудительного уменьшения скорости движения активно используется так называемое регенеративное торможение, благодаря чему кинетическая энергия превращается в электрическую, которая накапливается в аккумуляторе. Благодаря такому подходу к решению технической задачи инженерам удалось добиться такого высокого показателя экономичности, что, к примеру, в экспериментальном режиме (смешанном город-трасса) расход горючего оказывается почти вдвое меньше, чем у обыкновенной «бензиновой» машины. Если «гибридизация» осуществляется по схеме THS-II, то потенциал машины зависит от того, как соотносятся мощность двигателя внутреннего сгорания и емкость аккумуляторной батареи. Условно говоря, сначала нужно добиться абсолютной экономии топлива, как это сделано в автомобиле Toyota Prius. А затем остается только увеличивать мощность двигателя по сравнению с емкостью аккумуляторной батареи, и на выходе получится машина с мощной тягой, и относительно малым расходом горючего, такая, как Lexus GS450h или Toyota Harrier Hybrid. Из всего сказанного можно сделать вывод, что инженеры компании Toyota рассматривают двигатель внутреннего сгорания как один из источников тяговой мощности, наряду с электрическим мотором. У конструкторов компании Honda сформировался иной подход в определении роли бензинового двигателя в системе смешанной тяги. Для них он по-прежнему является главным движителем машины. Так появилась на свет «гибридная» система еще одного вида, которая обозначается буквенным сочетанием IMA. Она предусматривает, прежде всего, создание бензинового двигателя с резко увеличенным к.п.д. И только тогда, когда двигателю становится трудно, на помощь ему должен приходить электрический мотор. В этом случае система не требует сложного и дорогостоящего силового блока управления, такого, который предусматривается в системе THS-II. И, следовательно, себестоимость такого автомобиля оказывается ниже. Иными словами, достигается такая же, в принципе, экономии топлива, но только компании, которая производит такой «экономичный» автомобиль, это обходится значительно дешевле. В этом есть своя логика, ибо «зачем платить лишние деньги, если результат одинаков?». В спор вступают западные производители, и борьба разгорается с новой силой.Итак, до недавнего времени на рынке автомобилей - гибридов спорили две японские компании – Toyota и Honda, а западные и американские производители взирали на все достаточно равнодушно. И вдруг, внезапно они проснулись. В январе прошлого года компания General Motors, которая, якобы, уже давно работает по программе «Мощные силовые линии и системы электрической тяги» и компания Daimler / Chrysler, которая ведет исследования на тему «Гибридные автомобили и технологии для их производства» официально объявили о том, что они начинают совместную работу по созданию своего собственного автомобиля со смешанной тягой. В сентябре месяце к этой работе официально присоединилась и компания BMW. А автомобильная группа VW (Фольксваген) в свою очередь объявила о том, что выходит на рынок с «гибридом» Audi Q7 Hybrid. Чем вызвана эта суета вокруг автомобиля со смешанной тягой, который, якобы, западные компании готовы разработать и выпустить? Конечно, немаловажное значение имеет резкий скачок цен на бензин. Но самая главная причина, как нам кажется, заключается в том, что мощная компания за чистоту окружающей среды, которая развернулась в 90-х годах в штате Калифорния и в результате которой был принят небезызвестный закон ZEV, немного ослабила свой накал. Как известно, согласно этому законодательному акту производители автомобилей могут превышать выделенные им квоты на продажу только в том случае, если не мене 5 процентов от этого объема приходится на долю машин типа ZEV, то есть, не выбрасывающих в атмосферу никаких отработанных газов. В то время, когда разрабатывался этот законопроект, предполагалось, что его субъектами будут американская «большая тройка» (GM, Ford, Daimler / Chrysler), затем Toyota, Honda, Nissan и Mercedes Benz. Но, начиная с прошлого года, в борьбу за место под солнцем Калифорнии включились компании BMW и VW. В то же время компетентные органы уже давно поняли, что такими законодательными мерами заставить владельцев пересесть не электромобили не удается. Соответственно этому было принято решение, что в эти обязательные 5 процентов могут включаться и автомобильные «гибриды», если только они не сжигают слишком много топлива. Вот почему всем тем компаниям, которые стремятся утвердиться на рынке Калифорнии, в частности, в рыночном сегменте роскошный машин, сочли целесообразным вплотную приступить к освоению выпуска и машин – гибридов. И, наконец, уже в январе этого года ассоциация Пежо /Ситроен (обозначается аббревиатурой PSA) пообещал, что к 2010 году будет разработан и запущен в массовое производство дешевый автомобиль – гибрид с дизельным двигателем. И если производителей машин группы «элит» заставляет перейти к активным действиям желание утвердиться на рынке штата Калифорния, и, следовательно, их новинки ориентированы, прежде всего, на американского покупателя, то ассоциация PSA имеет в виду среднего покупателя, живущего в Европе. Базой для разработки обещанного «гибрида» должна послужить модель Peugeot 307 / Citroen C4, которая входит в класс наиболее популярных на европейском рынке машин. Это обстоятельство позволяет легко понять, что движет этим европейским автогигантом. В само деле, расходы на приобретение топлива желательно сократить, поэтому делается попытка перейти на дизель. Однако дизельный мотор увеличивает вес машины. Значит, нужно эту прибавку чем-то компенсировать. Так возникает идея дополнить дизельный двигатель электрической тягой. Конечно, вся эта переделка увеличит себестоимость автомобиля. Но, как полагают авторы проекта, к 2010 году им все-таки удастся сделать так, чтобы их детище оказалось среднему покупателю по карману. Однако тот факт, что западные автомобильные компании объявили о начале работы над своими собственными «гибридными» машинами еще ничего не значит. Ведь к настоящему времени у них нет тех высоких технологий, которыми владеют японские производители. А ведь для разработки и производства машин – гибридов нужно вначале провести исследовательские работы в некоторых смежных с автомобилестроением областях, а затем еще наладить выпуск необходимых комплектующих. На это уйдет масса времени и средств. С другой стороны, для японских компаний, которые на протяжении вот уже более чем 100 лет пытаются догнать своих европейских и американских конкурентов, наконец-то удалось захватить мировое лидерство, пока, правда, только в производстве машин со смешанной тягой. И наивно полагать, что они полны желания поделиться секретами со своими западными конкурентами. Все зависит от того, кто за рулем.Итак, определенный прогресс в области производства автомобилей, оснащенных системами смешанной тяги, наметился. Однако сколь бы они ни были совершенными, вопрос о том, будет или нет машина наносить вред окружающей среде, все равно в значительной степени зависит от того, кто и как ими будет пользоваться. Судите сами: компании Honda, и BMW прилагают титанические усилия, направленные на то, чтобы повысить к.п.д. своих двигателей на 10 ~ 15 процентов. Компания Toyota идет по пути усложнения своих автомобилей, но результаты тоже поразительные: машина потребляют топлива на 15 ~ 20 % меньше других аналогов. Но кому нужна вся эта сверхсложная механика и электроника, если водитель решит управлять машиной так, как привык, и в результате расход топлива в его машине сразу вырастет на 20 ~ 30 процентов? Главная заповедь для тех, кто решил заняться экономией – «не спеши и не делай резких движений». А это означает, в частности, что естественными врагами «экологически безопасного» вождения являются резкие повороты, резкие старты и торможения. Возможно, что по ознакомлению с этими заметками кто-то из водителей осознает свою ответственность и срочно захочет стать экологически воспитанным водителем. Что ж, это хорошо. Но начинать надо не с покупки гибридного автомобиля. Это должно стать следующим шагом. А на первых порах следует заняться самовоспитанием уже сейчас на своем «рабочем» месте за рулем той машины, на которой ездишь. | ||||||||||||||
Источник: CARVIEW.CO.JP
Перевод: AUTO.VL.RU
При перепечатке ссылка на источники текста и перевода обязательна!