Первое, что понимаешь после возвращения за руль Арканы: она по-прежнему едет! Динамика — одна из сильных сторон турбированной версии. Машина все так же уверенно ускоряется, не особо обращая внимание на собственную загрузку, и позволяет ехать так, как хочет водитель, а не на сколько «хватает» мотора. Ну, или почти так, как хочет водитель: на подъемах Култукского тракта (участок от Иркутска до южной оконечности Байкала) раза два-три возникала ситуация, когда едущая впереди машина, в меру своих сил обгоняя еще более медленные автомобили, сдерживала на подъеме мою скорость, а когда наконец-то уступала дорогу, именно в этот момент Аркана отказывалась использовать весь свой динамический потенциал. Электроника (видимо, чтобы сберечь ресурс силовой установки) ограничивала передаточный диапазон вариатора и обороты мотора. И вот в эти моменты было обидно 😊. Однако, повторю, таких ситуаций было всего две-три, а сама Аркана даже здесь ехала на уровне машин с объемом мотора раза в два, а то и в три бóльшим.
Второй позитивный момент: активная эксплуатация и пробег практически не сказались на состоянии машины. Раздражающих звуков в салоне я не услышал, стуков в подвеске тоже нет. Масло не уходит… Разве что глушитель на холостом ходу резонирует (об эпопее с ним мы уже упоминали в предыдущей части блога и еще расскажем подробнее позже — дело не закрыто!).
К сожалению, остались и минусы. Только не смейтесь, но медиасистема Арканы у меня опять заглючила, и, как и в прошлом году, случилось это в конце полного дня в пути, на подъездах к Канску. Скорее всего произошло следующее: весь день светило солнце, было жарко (термометр автомобиля показывал +28 на ходу), из-за отсутствия атермального остекления климат-контроль в какой-то момент перестал справляться с охлаждением салона. Некомфортно стало не только мне с пассажирами, но и медиасистеме, на которую в конце дня еще и прямые солнечные лучи падали… Да, система вновь перегрелась, и в ней опять стала «отваливаться» штатная навигация. Несколько раз всплывало сообщение о недоступности карт, а после переключения в режим медиаплеера при обратном возвращении к окну навигатора отключалось ведение по маршруту. Чтобы восстановить ведение, приходится входить в служебное меню навигатора и либо вбивать заново, либо перезапускать последний маршрут.
Скажете, навигатор можно включить и в смартфоне. В принципе, верно. Но на трассе не везде есть сотовая связь, поэтому у штатной системы, показывающей даже не столько сам путь, сколько расстояние до выбранной (или ближайшей) точки маршрута, тоже есть свои плюсы.
Но если бы только этим ограничились глюки штатной «мультимедийки»! Уж не знаю, за что она меня невзлюбила, но спустя еще несколько дней система объявила бойкот одной из моих флешек с музыкой: при подключении накопителя в USB-разъем медиасистема с какого-то момента стала видеть один-единственный медиафайл (причем иногда и его теряет). Вторую мою флешку система пока еще «читает» нормально. Но надолго ли и ее хватит?
Грешить можно на старую версию ПО. Но за год машина неоднократно посещала дилерские СТО и там никаких мер не предпринимали ☹
В общем, штатную медиасистему Арканы я по-прежнему считаю неудачной. Хочется верить, что на обновленном Каптуре «мультимедийки» все же устранили недостатки, связанные с перегревом 😊
Кстати, самое время порассуждать, что лучше: Аркана или Каптур? На обеих машинах я совершал длительные многодневные поездки, так что сравнивать есть что! Правда, наш дромоКаптур был еще «старый», дорестайлинговый. Но и с его обновленной версией я уже «пообщался». Так вот, за рулем лично мне удобнее именно в Каптуре: у него лобовое стекло расположено дальше от водителя, и при пользовании солнцезащитными козырьками мне не требуется всякий раз отклонять в сторону голову.
Аркана могла бы завоевать мою симпатию классической приборной панелью, но ее портит неудобная нечетная оцифровка, поэтому я голосую пусть и за необычную, но зато куда как более стильную «приборку» Каптура.
Мне нравится достаточно толстая обивка дверей в Аркане — с ней машина воспринимается дороже, чем есть на самом деле. Но, черт возьми, почему в дверном кармане не сделали выемку под бутылку с прохладительными напитками? Даже пол-литровая емкость входит туда не так-то легко, а литровую поставить вообще шансов нет. Да, есть два подстаканника на центральном тоннеле, однако та же бутылка в одном из них начинает упираться в локоть и мешает пользоваться подлокотником и «ручником».
Что меня по-прежнему не устраивает ни в Аркане, ни в Каптуре (и старом, и обновленном) — одна-единственная на весь автомобиль 12-вольтовая розетка. Да, обновленные Каптур и Аркана имеют дополнительные USB-порты (два спереди и два сзади), которые решают вопросы зарядки смартфонов. Но вопросы подключения дополнительных гаджетов остаются. Допустим, тандем радар-детектора и видеорегистратора еще можно принять, если штекер первого устройства выполнен «сквозным» образом — как у меня (то есть в него можно воткнуть второй штекер). Но не все производители проявляют подобную заботу о клиентах. А если в списке дополнительного оснащения присутствует автохолодильник и/или «Си-Би»-рация? Даже при наличии разветвителя все это хозяйство нельзя одновременно подключать в одну розетку! Но второй-то нет…
В итоге предыдущий тестер Арканы — Алексей Антропов — по моей просьбе сделал дополнительную розетку в багажнике, подключив ее напрямую к аккумулятору. Однако придумывать подобные усовершенствования в топ-версии машины стоимостью полтора миллиона — не лучший пример ☹
Кстати, по этому параметру интересное наблюдение возникло от еще одного редакционного автомобиля — Kia X-Line, на котором я доехал из Москвы до Екатеринбурга (где и пересел на Аркану). В корейском хэтчбеке сразу две 12-вольтовых розетки, с которыми гораздо проще решить вопрос энергообеспечения. Но там все портит единственный разъем USB, который чаще всего занят флешкой с музыкой или аудиокнигами. 12-вольтовых розеток вновь начинает катастрофически не хватать… ☹
Автопроизводителям в современном мире просто категорически необходимо уделять больше внимания коммуникативным и энергетическим вопросам на борту! И желательно не выпендриваться по примеру VAGа, где вместо обычных USB поставили уменьшенные разъемы USB Type-C, вынуждая водителя и пассажиров дополнительно приобретать соответствующие провода и переходники ☹
Однако вернемся к нашим «ромбикам» 😊
Комфорт нужен не только водителю, но и пассажирам. И мои пассажиры голосуют за… Аркану. Да, в ней ниже потолок. Но в моей семье излишне рослых нет. А вот длинноногие есть — и здесь на первый план выходит запас пространства в коленях, который больше именно у Арканы. Еще один плюсик — откидной подлокотник на заднем ряду: у Каптура он так и не появился.
Что до багажников, то и здесь преимущество на стороне Арканы. Да, у Каптура можно убрать полку и загрузить «кошелку» под самый потолок. Вот только ехать так становится небезопасно (водитель полностью теряет и без того неважный обзор через внутрисалонное зеркало, а вещи из верхней части багажника в аварийной ситуации могут разлететься по всему салону с непредсказуемыми последствиями). Поэтому в штатных условиях Аркана выигрывает у Каптура за счет глубины (длины) багажника, а также по наличию в подполье дополнительных емкостей под различные аксессуары и прочую нужную в машине мелочовку. Можно посетовать на отсутствие крючков, однако при достаточно небольшой высоте под полкой даже у Каптура (не говоря уже про Аркану) толку в них на самом деле никакого. Но какую-никакую дополнительную вещевую полочку иметь все же не помешало бы…
Что в итоге? В плюсах Арканы лично для меня хорошая динамика, неплохая для полноприводного кроссовера экономичность, адаптированность подвески к нашим дорогам и хороший для бюджетного сегмента диодный свет оптики.
В минусах — работа климатической системы и топовой мультимедиа.
Все остальное — либо приемлемо, либо не критично (дело привычки).
Получается, явных плюсов больше, и они весомее? В общем, да. Но есть нюансы. К примеру, в этот раз впервые получилось прочувствовать недостаточный запас эффективности тормозов (не уверен, что тут дело в «барабанах» сзади — скорее передние не могут долго поддерживать динамичный стиль езды, который легко позволяет двигатель). Появилось ощущение, что старт с места стал плавнее и чуть растянутее по времени (первые «звоночки» об «усталости» вариатора?). И все так же нет доверия к указателю остатка топлива (даже когда шкала полностью уходила «в ноль», номинальные 50 литров объема бака залить не удавалось ни разу, но какой реальный запас хода при этом оставался? — тот еще вопрос...).
Поэтому, спустя год после дебюта Арканы, я только утвердился во мнении, что бюджетный кроссовер не должен быть излишне наворочен опциями, как наш Рено. Потому что в попытке сэкономить эти самые опции — главные из которых я перечислил в числе минусов — вместо «фишек» становятся раздражителями. Поэтому мой совет: берите Аркану с турбомотором, но в менее дорогой комплектации — здесь плюсы точно перевесят минусы.
«Северный» маршрут
Я уже в шестой раз еду по маршруту Москва — Иркутск — Москва. Но до сих пор из Москвы (и обратно) основными трассами становились либо М7, либо М5. Последнюю два года назад я окончательно вычеркнул из приоритетов: для меня она некомфортная и почему-то более долгая, чем не менее загруженная фурами и камерами контроля М7. Но есть еще минимум один вариант дороги в Сибирь — северный: через города Ярославль, Кострому, Киров, Пермь, Екатеринбург и Тюмень (далее, после Ишима, все варианты сходятся практически без разумной альтернативы).
Как видно по карте, путь через «север» не самый длинный, и по расстоянию сопоставим с «южным». Однако по времени уступает последнему не менее трех часов. Но почему? Ведь по отзывам трафик здесь самый слабый из трех вариантов…
Из тех же отзывов становится понятно, что и сама дорога через Кострому и Киров — также самое слабое звено. Однако реальность оказалась даже хуже ожидаемого ☹
Неприятности начались уже после Ярославля. Нет, трассу до Костромы в этом году ремонтируют, и покрытие практически на всех ее 80 километрах уже можно считать как минимум хорошим. Беда в другом: все эти километры были заставлены временными знаками ограничения скорости в… 40 (сорок!!!) км/ч, и уже одно это может удлинить время в дороге на целый час. Естественно, днем мало кто соблюдает эти ограничения…
Действительно плохие дороги начинаются в Костроме. Особенно сложно проезжать город в дождь: любая лужа здесь может скрывать неслабого размера яму. Но и без ям покрытие здесь так себе…
После Костромы несколько десятков километров трасса — огонь. Но ближе к Кировской области асфальт вновь ухудшается, причем сильно. Да, эту дорогу тоже нынче ремонтируют, но до приведения ее в нормальное состояние пока далеко.
Собственно, вот и причина малой популярности «северного» маршрута. Если вы трепетно относитесь к подвеске вашего автомобиля, или она во всех смыслах «хрустальная» — здесь вам делать пока нечего ☹
После Перми трасса несколько улучшается. Ремонты попадаются и здесь. Однако трафик остается ниже, чем на М5 между Уфой и Челябинском. Да и рельеф здесь проще. Поэтому до Екатеринбурга ехать проще и… скучнее.
Потерять время пришлось уже за столицей Урала. В расположенном в 40 километрах от Екатеринбурга селе Мезенское дорожники устроили часовую пробку буквально на ровном месте: всего через 100 метров после участка с реверсивным движением встречный поток упирался в поселковый светофор и… правильно, блокировал проезд в нашем направлении. Здесь бы ручное регулирование проезда — но нет, стоит бездушный светофор. Зато частная тренога тут как тут…
P. S. Предыдущий тестер Арканы — Алексей Антропов — практикует трехфазную мойку, один реально полезный эффект от которой я почувствовал в первый же дождь на трассе 😊
— Аркана интересовала меня по двум причинам — во-первых, хотел понять, что такое «машины, созданные под новые экологические реалии». Во-вторых — купил бы себе или нет (и вообще — какая целевая ниша автомобиля такого класса).
Год назад у меня гостил один немецкий пенсионер, который всю жизнь занимался политикой. Тогда я его спросил, почему в Европе так быстро принимают новые экологические требования и почему так популярны малокубатурные турбированные движки.
Ответ был довольно необычным. Из-за глобального потепления в Европе стало сильно жарко летом, и пенсионеры, которых все больше и больше в Европе, боятся умереть от сердечного приступа. И поэтому они требуют от своих политиков снизить выбросы СО2, а политики в ответ ужесточают экологические нормы для автомобилей. В Европе мало того что все новые автомобили должны соответствовать экологическому классу Евро-4, так еще и установлены налоги на уровень выбросов СО2 за один километр пробега. Отсюда — малокубатурные турбодвижки, вариаторы, коробки с двумя сцеплениями и 6–8–9-ступенчатые «автоматы». Все, чтобы снизить выхлопы, все, чтобы двигатели меньше крутились.
Собственно, такая связка и установлена на Аркане — турбодвигатель 1330 куб. см объема с турбиной и вариатором. Точно такой же стоит на Мерседесе А-класса, но только с 7-ступенчатой коробкой. Вариатор — для бедных, роботизированная «механика» с двумя сцеплениями — для богатых. И эта связка едет — без особого напряжения, без воя вариатора, экономично и уверенно. Обгоны — легко, настройка руля — в норме.
Обсуждать все остальные технические подробности Арканы неинтересно, этот автомобиль — «продолжение Дастера»: с неубиваемой подвеской, полным приводом и немного несовременным по эргономике салоном (например, я ни до подлокотника, ни до ручки на двери дотянуться не смог, не смог найти сразу регулировку громкости под рулем, и даже первый раз в жизни не смог без посторонней помощи открыть капот).
А вот на вопрос — купил бы себе такую — ответ неоднозначный.
Сейчас я езжу на Весте с пробегом 103 000 км. Купил ее как раз после тестов «белой» и «черной» дромовских Вест. За четыре года — одно гарантийное обращение, да вот недавно перегорел подогрев спинки водительского сиденья. Стоит такая новая Аркана 1 800 000 рублей, а Веста — 750 000-900 000. Причем у Весты есть вариант с вариатором в кузове универсал — не кроссовер, но по пути к нему.
За 1 200 000 рублей полно «корейцев» класса С и китайских кроссоверов с моноприводом.
Вот и получается, что люди, покупающие машины в кредит, имеют огромный выбор. А без кредита… Как сказал мой приятель (владелец Toyota Land Cruiser с пробегом 280 000 км) — такую машину может купить разве что какой-нибудь судья, у кого зарплата большая, а на Range Rover, например, его окружение коситься будет.
Что касается моей семьи, то при двоих работающих с зарплатой в 60 000 у каждого и двумя детьми — не вывезем мы 1,8 миллиона. Так что, видимо, после Весты у меня снова будет Веста — универсал на вариаторе. Ну не виновата Аркана, что у нас в России такие маленькие зарплаты для таких современных автомобилей.