По сути, 99 километров на одном киловатте означают, что 40-киловаттный Лиф способен на одной зарядке проехать почти 4000 километров! Правда, если зарядка едет впереди.
Ладно-ладно, вас так просто не проведешь. 😊
В общем, мы решили немного изменить эксперимент, который ставили над Nissan Leaf ZE0 (помните противозаконный паровозик на мягкой сцепке?). Так вот, поговаривают, что рекуперация у ZE1 работает эффективнее, осталось лишь проверить, насколько эффективнее.
Поэтому мы договорились с двумя владельцами Nissan Leaf (благо со взаимовыручкой у электромобилеводов проблем нет) и решили повторить тяговый эксперимент. Правда, теперь в легальном формате, без излишеств — один электромобиль тянет, второй заряжается.
В качестве ведущего на этот раз был Nissan Leaf AZE0 с 30-киловаттной батареей, а второй Leaf выступал просто в качестве группы поддержки. Зарядили «под пробку» AZE0, а на ZE1 на момент начала эксперимента бортовой компьютер показывал остаток заряда 20% и 55 километров прогнозируемого пробега.
Включили режим повышенной рекуперации В — и поехали кататься по острову Русский.
Не будем ходить вокруг да около — главным откровением для нас (да и для тех, кто уже владеет электромобилем) стало то, что ZE1 с огромным аппетитом забирает энергию этого технологического процесса! И делает это куда эффективнее, чем ZE0, который при схожих пробегах сумел «всосать» совсем мало киловатт. Перед началом движения мы, разумеется, обнулили одометр, поэтому точно можем сказать — за 20 километров пробега «на галстуке» при скорости 55–60 км/ч Nissan Leaf ZE1 нарекуперировал аж 70 километров пробега (а если измерять в SOC, то +30%). При этом, в отличие от ZE0, на котором батарея от таких покатушек стала хорошенько нагреваться, батарея на ZE1 вообще практически никак не отреагировала на такую принудительную рекуперацию — температура с 18 градусов поднялась всего до 21 градуса. В пределах погрешности, как говорится.
И вы знаете, возникла даже любопытная мысль — таким макаром можно ведь и на дальнее расстояние махнуть! Например, в Крым. Осталось только найти фуру Владивосток — Симферополь, сговорчивого и очень терпеливого дальнобойщика. Ну или поехать автостопом — Leaf и так может.
Интересно, какой пробег спрогнозирует теперь бортовой компьютер — он ведь имеет свойство принимать в расчет показатели последних поездок (так, если ездить агрессивно, с расходом 5 км/кВт, то после зарядки он предскажет пробег в лучшем случае 220–230 километров, а после спокойной езды — все 250 километров). Мы прокатились до CHAdeMO, подзарядились до 86%, и наш электронный оракул предсказал 262 километра. А на 100% заряда наверняка предсказал бы и все 280 километров до «черепашки».
Но во всех этих восторгах мы почти забыли про нашу темную тяговую лошадку — вот ее кучер итогами эксперимента остался не сильно доволен. И дело даже не в том, что за 20 километров «братской» помощи стопроцентный заряд батареи растаял до 21% и 11 километров возможного пробега. Гораздо интереснее, что просел самый важный для всех любителей электромобилей показатель — здоровье высоковольтной батареи! До эксперимента SOH на AZE0 был 82,7%, а стал 82,2%, но после эксперимента вернулся к прежнему значению. Батарея при этом нагрелась до 45 с лишним градусов.
Что ж, будем надеяться, что после того как батарея остынет, потом зарядится от медленной зарядки и войдет в привычный ритм эксплуатации, «сох» вернется к прежним показателям — он ведь тоже имеет свойство «прогнозировать» с учетом оперативных данных.
На этот раз программа истязаний ограничивалась только вот такой встречей «в галстуках», а вторая часть планировалась стать более человечной. В том смысле, что мы решили провести небольшой соцопрос, а точнее, открытый тест-драйв для разных людей, которые в социальных сетях изъявили желание познакомиться с Nissan Leaf. Разумеется, никто из них ни разу не имел электромобиля, а некоторые и вовсе впервые сели за руль не бензинового транспортного средства.
Анна, ездила на автомобиле Subaru Forester SG
«Самое необычное в этой машине — управление кнопками. Джойстик без фиксированных положений, кнопочный “ручник”, в общем, после “аналоговых” автомобилей непривычно. В таком случае хотелось бы еще больше минимализма: уж если делаете салон футуристичным, то делайте до конца — одна кнопка, сенсор, и все. А так тут слишком много всяких кнопочек — сразу не разберешься.
Динамика бодрая — нажимаешь на педаль, и машина тут же едет, мгновенно. Непривычно дрожит педаль тормоза, словно бьет в ответ на каждое нажатие. Рекуперация? А что это?
Хотела бы себе такой автомобиль для повседневной эксплуатации? Скорее да, чем нет. Но точно не первой машиной в семье — так, второй или даже третьей».
Павел, ездит на автомобиле Toyota Cresta 2.5 и иногда на Nissan March
«Первое впечатление — динамика атас! Ой, кажется, я опять превышаю…
Для меня как для владельца автомобиля с бензиновым 6-цилиндровым мотором самое приятное в Nissan Leaf — это то, что в нем с каждым нажатием на правую педаль не теряешь деньги. Я бы с удовольствием взял такой аппарат вторым в семью — жене, например. Обычно в день я проезжаю не более 50 километров: работа — дом, иногда по делам в городе. В принципе, одной зарядки мне легко хватало бы на неделю. Хотя с той манерой езды, на которую провоцирует Leaf (динамика хороша и управляемость под стать!), на неделю бы, пожалуй, и не хватило. С другой стороны, я бы не всегда так ездил — необходимость по полчаса стоять на зарядке, чтобы продолжить путь, остужает драйверский пыл».
Елена, ездит на автомобиле Toyota Vitz
«По сравнению с Vitz в Лифе нравится все. Мы с мужем уже начали задумываться об электромобиле из-за расхода топлива. Ну вот не хотим мы платить за бензин, как и многие, наверное. Кузов и поколение Leaf сейчас не в приоритете, важно в принципе осмелиться и сделать первый шаг в сторону электромобилей. Вообще, про Лиф и сказать-то особенно нечего, никакого дискомфорта в машине, как будто ездили на нем всю свою жизнь».
Игорь, ездит на автомобиле Toyota Land Cruiser Prado 4.7
«Очень удобная машина в плане вождения, не вызывает никакого дискомфорта — мягко рулится, приятно разгоняется, подвеска работает отлично. По части салона Nissan Leaf, конечно, не Rolls Royce, но это логично, главное, что для повседневной эксплуатации он в самый раз — практичный. При этом довольно эстетичный. Центральный экран меньше, чем в Tesla, зато здесь их целых три. Так что в совокупности, пожалуй, паритет по этому параметру.
Единственный момент, который важен в контексте электромобилей для меня, — это привычка. Нужно привыкнуть к тому, как и где его заряжать, потому что на бензиновых автомобилях все проще. Закончилось топливо — заехал на заправку и поехал дальше. А тут надо заранее планировать маршрут. Поэтому с точки зрения транспорта как источника свободы передвижения — вариант не очень. А с точки зрения транспорта, который просто может максимально выгодно переместить из точки А в точку Б, — почему бы и нет?».
Алина, ездит на автомобиле Mitsubishi Colt
С Алиной получилось «красноречивее» всего.
Вспомнился анекдот: у английского лорда родился сын. Прошел год, два, три, но сын не разговаривал — ни слова и ни звука. И вот мальчику уже исполнилось 14 лет, все семейство сидит за обеденным столом, и тут он, к превеликому удивлению всех присутствующих, просит подать ему вилку.
— Но почему же ты молчал все эти годы???
— До этого все было идеально.
Алина за все время тест-драйва не проронила ни слова, но ей все понравилось.
Наконец, последним за руль Nissan Leaf сел самый эмоциональный тест-пилот.
Максим, ездит на автомобиле Nissan AD
— Сколько-сколько стоит? А что так дорого?
— А что смущает в цене?
— Да с нашими пошлинами!.. Дешевле должен стоить! Ну да ладно. Я на первом поколении катался — было необычно. Тут все то же самое, тихо, никаких тебе переключений. Тут планетарка, да? Как на Тойоте. Обзорность только мне не нравится — хотелось бы видеть конец переднего бампера.
— А зачем видеть конец переднего бампера, когда можно включить камеры кругового обзора, с парковкой вообще никаких проблем.
— Блин, вы меня прям в краску вогнали! Ну это новшество. А как по музыке тут?
— Ну, музыка как музыка, ничего необычного.
— А сколько запас хода?
— 250–270 километров. В зависимости от стиля езды. Мы как-то ездили в Уссурийск «на все деньги» со средней скоростью 93 км/ч (в пике 140–160 км/ч разгонялись), тогда заряда хватило километров на 180.
— Ну можно же рекуперировать.
— С этим незадача случилась. Батарея начала греться.
— У батареи, что ли, нет дополнительного охлаждения?
— Нет, к сожалению.
— А вот это уже недоработка. Кстати, как тут печка? Как фен?
— Да, не как у ZE0 на тосоле.
— Сколько у него сейчас общий пробег?
— 29 000.
— Так это новый автомобиль, даже обкатку еще не прошел, считай.
— А сколько у него просвет?
— 16–17 сантиметров.
— Маловато. Потому что бордюры у нас разные.
— Ну, по бордюрам на простом седане особо не полазишь.
— Я вас умоляю. Везде можно залезть, если есть мозги. Я люблю, чтобы не было дискомфорта в таких случаях, чтобы я везде мог залезть и не беспокоился об этом.
— Тогда, пожалуй, лучше брать джип или кроссовер.
— На джип я еще не заработал. Нужно жить по средствам… Слушайте, очень приятная машина. Как часто вы ее заряжаете? Скажем так, в режиме «работа — дом».
— В среднем на неделю.
— У меня просто знакомый на гибриде ездит, 1000 рублей хватает на две недели.
— На Leaf ZE0 при режиме «работа — дом», при зарядке (медленной) только на работе по тарифу для юридических лиц (4,51 рубля за кВт⋅ч) за два месяца получилось 1300 рублей. Ездили на нем каждый день.
— Ну это как в магазин сходить. Только в магазине оставишь в три раза больше за месяц. Причем за 1300 непонятно что купишь. Ну а сколько стоит быстрая зарядка?
— 11 рублей за кВт⋅ч, то есть в среднем 300–350 рублей за заправку. Медленная зарядка от обычной бытовой розетки обойдется 120 рублей. На 200–250 километров.
— Ну это нормально! Почему я и думаю о такой машине — потому что это выгодно. Но иметь одну такую машину тоже плохо. Должна быть бензиновая машина — мало ли что может случиться. Далеко на нем все равно не уедешь, у нас нет столько зарядок, чтобы остановиться, кофе попить, пока машина заряжается. До Уссурийска можно гонять — съездил туда, обратно, поставил на зарядку и, считай, на пиво деньги сэкономил. Блин, очень хорошо — сейчас педаль в пол утопил. Я вам скажу — не любая бензинка так ускоряется, момент у него очень хороший. Но вот салон еще не полностью доработан. Когда уже нормально все будет? Когда следующее поколение выходит? Не видели еще? Это максимальная комплектация?
— Да. Ну есть еще версии 62 кВт.
— Ну и цена у него в районе двух миллионов… Вот я смотрю, пластмасса и руль очень приятные. Даже прострочка есть. Ничего лишнего. Зеркала большие. А это камера сразу назад? А как воду смахивать? А, камера прямо в салоне? О, ничего себе функция! А вы сами катаетесь на нем?.. О, а что за вибрация сейчас была?
— Это ты перестроился без «поворотников».
— А, я вроде показал… А она и парковаться сама может?
— Да.
Словом, Максиму Nissan Leaf тоже понравился. Ну а в следующих выпусках, похоже, намечается интересное путешествие. И не только.