Из Москвы в Иркутск ехать решили по северному маршруту, через Киров, Пермь, Екатеринбург и т. п. Чуть длиннее, да, но трафик скромнее, а камер контроля скорости меньше. Постоянно курсирующий по этому маршруту наш бильд-редактор Алексей Степанов, по старинному дромовскому преданию, проезжает от Москвы до Иркутска за четыре с половиной дня, мы же великодушно отвели себе шесть. Знать бы заранее, что эти дни станут гонкой на выносливость без шансов что-то увидеть по дороге, выехали бы за пару недель. Ибо такие города, как Тайшет или Красноярск просто неприлично проезжать скоростным транзитом.
На этой машине я езжу не в первый раз, и даже не во второй. И в социокультурный диссонанс не впадаю, пересаживаясь в Haval F7 из машин несколькими классами выше. Но первые метры все равно даются с трудом, к автомобилю приходится привыкать дольше, чем обычно. Нормальный в целом Хавейл изобилует множеством уточняющих частностей. Мы про это уже писали, все раздражающие особенности выявили и свели в реестр. Так что в машину можно садиться с заранее заготовленным пионерским девизом «Будь готов!». Но… Готовности не выходит, а досадные конструкторские промахи колют как репейник, неведомым образом затесавшийся в плавки.
Огрехи Хавейла, которых могло не быть, но которые есть, кратко. Неудобство управления «климатом», в котором температуру нельзя задать оперативно, а приходится обращаться к экранному меню (ленивые сенсоры = две секунды отвлечения внимания от дороги!). Нефиксируемый рычаг управления коробкой передач, переключающий режимы с непредсказуемой задержкой; особенно неприятно это «бээмвэшное» решение при необходимости быстро переключиться на задний ход и обратно. Совершенно идиотское расположение гнезд питания (USB и прикуривателя) — под консолью, разделяющей водителя и пассажира. Чтобы воткнуть шнурок, надо натурально открыть дверь и выйти из машины. С задним USB-разъемом такая же беда, он расположен предельно неудобно, и шнур, торчащий из него, легко задеть ногой.
К шасси претензии всего две, но серьезные. И без того невыдающейся эффективности тормоза Хавейла к 60 000 км пробега приобрели выраженный дисбаланс передних дисков. В городе еще ничего, приноровиться можно, а вот в режиме аварийного торможения — хоть святых выноси. Педаль тормоза заходится в антраша, волны вибраций достигают печенок. И это — при полной визуальной нормальности тормозных дисков, никакой особой синевы от перегрева на них не видно. Конечно, такая тряска походя уничтожает не только шарниры подвески, но и рулевую рейку. Так что диски мы, наверное, в скором времени поменяем.
И, кажется, в этой машине подустали амортизаторы. Амортизаторы вообще самый слабый элемент шасси Хавейла, китайцы явно сэкономили время при доводке, выбрав какой-то странный компромисс — они и не «рулежные», и не комфортные. При довольно малом диапазоне артикуляции подвески (особенно сзади) буферы могли бы быть и помощнее. А то каждое замыкание на них сопровождается просто пугающим ударом. Комфортно можно ехать только в городском режиме, а на трассе каждая случайная ямка — это чудовищное «хрясь», виляние кормой и потеря устойчивости. Раньше такого не было, во всяком случае столь ярко не проявлялось. Повторюсь, на ровном асфальте пока все в порядке, машина едет строго в направлении, заданном водителем, иногда даже азартно едет. Но стоит выйти за узкий коридор приемлемости — и Хавейл начинает пугать.
Во всем остальном — сплошное «хорошо», даже скромные 150 лошадиных сил при полной загрузке позволяют худо-бедно держать трассовый темп. Прости меня, хоссподи: по спутнику мы намерили 196 км/ч максимальной скорости. И не сказать, что Хавейлу было очень тяжело в таком режиме. Интересное наблюдение: на 95-м бензине машина едет ни на йоту не лучше, чем на 92-м. Кажется, ей вообще по фигу.
А знаете, что удивило и обрадовало? Спать на заднем сиденье удобно! Там замки ремней утоплены достаточно глубоко и не впиваются в поясницу, а подушка неожиданно широка. Даже в движении можно вполне сносно поспать. Интересно, когда автопроизводители додумаются выпустить модификацию с выдвигающимися скобами, защищающими от скатывания при торможении, как на верхних полках поездов? Знатная вышла бы опция.
Города мелькали исключительно неоном гостиничных вывесок. Киров удивил тем, что ночью там можно купить любой алкоголь, а вот еды не сыщешь, равно как и работающего ресторана. Пермь встретила ветром, конфетами и странным кафе псевдоавтомобильной архитектуры.
Екатеринбург — … он вообще ничем не запомнился, ночью приехали, утром уехали.
На одометре машины при старте из Москвы было 66 с небольшим тысяч километров. До Иркутска — 5200, поэтому в дороге надо делать ТО (для Хавейла оно раз в 10 000 км). Сначала хотели в Красноярске, но быстро поняли, что даже с учетом возможного перепробега в 500 км можем не вписаться в регламент, и записались к единственному официальному дилеру в Новосибирске. Печально, но на эту процедуру пришлось потратить почти полный световой день, с учетом всех переездов с места на место.
В сервисной зоне фирмы «Сибтрансавто» висит дежурное предупреждение об обязательности масок, но его, конечно, многие игнорируют, даже сотрудник приемки деловито спустил маску на подбородок.
Но в целом — все солидно: большой автосалон с разными китайскими марками, сервис с зоной ожидания…
Увидев дромовский Хавейл на площадке перед техцентром, нас попросили о фотосессии для инстаграм-аккаунта «Сибтрансавто»! Машину специально помыли и немного поснимали в компании с другим Хавейлом, F7x.
Пока Хавейл готовили к ТО, поговорили с руководством сервиса. Их интересовало наше мнение о машине, нас — продажи и типичные неисправности Haval F7. Вот что рассказал коммерческий директор «Сибтрансавто» Андрей Назаренко:
Подчеркну, что перед нами никто не лебезил и не пытался слупить пиар-дивидендов. Да и все знают уже, что с Дромом бесполезно говорить на такие темы)) Мы просто разговаривали.
Тем временем машину загнали в сервисную зону и механик Алексей приступил к несложному ТО-70. Реально несложному, потому что все ключевые операции были сделаны на ТО-60, а сейчас требуются только базовые регламентные работы. Нам предложили за свой счет поменять два воздушных фильтра (они не входят в обязательный перечень), мы, конечно, согласились.
С механиком повезло: Алексей Дегтярев несколько месяцев тому назад купил себе такой же Хавейл, с таким же двигателем. Очевидно, что машину он знает хорошо и не производит впечатление неумехи, сверяющегося с инструкцией, как было на первом ТО в Тольятти. Вот его мнение:
Работы по ТО заняли полтора часа. За это время поменяли масло и масляный фильтр в моторе, топливный, салонный и воздушный фильтры, проверили уровень всех жидкостей и почему-то момент затяжки крепления рулевой колонки (по этому поводу у Хавейла даже была отзывная кампания, но у нас все оказалось в порядке).
После предписанных работ нам предложили одну не предписанную: установить в бампер сетку, защищающую радиаторы от камушков и крупной грязи. Вроде как у сервиса есть своя технология установки такой сетки, фирменная. Мы согласились на снятие бампера, хотя это тянуло еще часа на полтора-два. Заодно я попросил помыть радиаторы специальным шампунем — и не зря, грязи вымылось изрядно.
Увы, не обошлось без косячка: после техобслуживания дилер забыл обнулить счетчик межсервисного пробега и теперь при каждом запуске двигателя на приборной панели появляется предупреждение о необходимости пройти ТО...
В Новосибирске мы не могли не заехать в КБ «Спектр», где проектируют «первый сибирский спорткар». На самом деле команда под руководством известного читателям Дрома Андрея Братенькова сейчас доделывает очередной экземпляр «Маруси» B1, скоро они его покажут широкой публике. Ребята стремятся сделать машину максимально аутентичной, такой, какой она задумывалась проектной командой Николая Фоменко. Известно, что все опытные экземпляры «Марусь» — разные и немножко недоделанные, недоработанные, как и полагается опытным образцам. Братеньков же хочет сделать машину такой, какой она задумывалась как серийная.
И снова дорога.
На последнем перегоне Хавейл начал немного дурить электроникой: индикатор давления в шинах сигнализировал о неисправности, хотя разница укладывалась в допустимый предел. Но показания менялись прямо на глазах, притом что в шинах визуально ничего не происходило. Иногда этот глюк исчезал сам собой, потом вновь появлялся… Кажется, дело не в датчиках, это уже дурит программа обработки данных с датчиков.
А потом при подключении телефона стал зависать дисплей.
И так же самопроизвольно «отвисать».
Плавающие неисправности — кошмар диагноста. Жаль, что они в полной мере проявились уже после ТО в Новосибирске. Посмотрим, как их «вылечат» на следующем ТО.
В Иркутск мы приехали изрядно вымотанными, и три спокойных дня в этом спокойном городе восприняли как малозаслуженную господню щедрость.
Где Иркутск, там и Байкал. Сначала мы поехали в Листвянку и Порт Байкал, а затем совершили 320-километровый вечерний бросок на Малое Море.
А потом, конечно, на остров Ольхон.
Который встретил нас чистотой, наличием — вопреки распространенным страшилкам! — банкоматов и прямо-таки образцовым бездорожьем, всеми его сухопутными видами.
Покрутившись на пятачке цивилизации в поселке Хужир, где все красоты находятся почти в пешей доступности, мы решили ехать на северную оконечность острова, на мыс Хобой.
Дорога туда формально есть, по ней даже ездят туристические УАЗики. И поначалу ничто не предвещало.
Но ближе к мысу, после проезда песчаных дюн (ходом, только ходом! Не останавливаться!) Хавейл попал в настоящую стихию офф-роуда.
Самое удивительное, что этому китайскому недобитку «хватало геометрии». В очень глубоких ямах и перекатах мы ни разу не уперлись свесами. Клиренса — да, маловато, но муфта срабатывает безупречно, не перегревается под «длинной» тягой, а система стабилизации эффективно имитирует блокировки межколесных дифференциалов, идеально вовремя похрустывая тормозами. За внедорожные настройки привода хотелось поставить разработчикам жирный «зачет» и бутылку Hennessy, и чем из бóльших передряг вывозила машина, тем больше фокус благодарности смещался от «зачета» к бутылке.
Фотографировать эти экзерсисы времени, увы, не было, да и не хотелось лезть в откровенную грязь. Игорь Верхозин, главный редактор Дрома, сделал лишь несколько кадров, не самого, признаться, тяжелого участка.
Но, бог мой, как же долбит подвеска! Хода колес на сжатие критически не хватает, кажется, что буферы сжатия вот-вот рассыпятся и все удары пойдут на кузов. А может, и рассыпались уже, раз машина получает такие жесткие тычки на каждой серьезной неровности. Зад при этом отрабатывает геометрию дороги, очевидно, хуже передка, там все совсем расхлябано. И что скверно: сложно угадать безопасную скорость проезда конкретной колдобины, удары возникают неожиданно. Хотел написать — на ровном месте, но ровными те места точно не назовешь.
А на «сладкое» — три десятка километров «стиральной доски», крупноволновой, эталонной, как на полигоне. Это дорога от Хужира к парому, которую местные предпочитают объезжать по произвольно проложенным параллельным дорожкам. Представьте себе идиотичность ситуации: есть грунтовая дорога, имеющая статус «официальной», которую ровняют грейдером и даже засыпают крупные ямы время от времени. Но ехать по ней с комфортом возможно только на воздушной подушке. Наверное, УАЗикам все равно, но Хавейл натурально заходился в трясучке, а скорость падала до 25-30 км/ч. А вдоль этой «магистрали» есть разветвленная сеть «народных тропок», и вот по ним-то все и ездят, кроме самых отмороженных туристов.
Мы торопились на паром и время от времени съезжали с грунтовки, потом на нее возвращались. Хавейлу явно было плохо на этой гребенке, амортизаторы не справлялись. Вроде и не вскипали, но на нормальной скорости почти не работали. Всем пятерым седокам казалось, что мы едем на деревянных колесах по булыжнику. Так, наверное, Пушкин на бричке мог путешествовать в Арзрум. Но, увы, в Арзруме он никогда не был.
Вывод неутешителен: амортизаторы для Haval F7 конструкторы подобрали неоптимально, мягко говоря. Они и в гражданских режимах не обеспечивают комфорта, а на бездорожье (при всех других возможностях шасси!) превращают машину в малопредсказуемый шейкер. Даже если не изменять кинематику и не увеличивать ходы колес, амортизаторы все равно надо менять. Для нас это очевидно. Но мы понимаем, что «производителю виднее», и еще один цикл доводочных испытаний подвески и смена утвержденной номенклатуры деталей вряд ли входят в его планы. Поэтому по весне попробуем вернуться к этой теме и посмотрим, возможно ли самостоятельно выбрать на свободном рынке более подходящие амортизаторы и пружины.
А китайцам, действительно, пока «париться» особо не надо: Haval F7 покупают. За восемь месяцев этого года, по данным АЕБ, машина разошлась в 4197 экземплярах, плюс Haval F7x купили 2200 штук (а это та же самая машина, только с другим типом кузова). Но на пятки F7 наступает… Да-да, старый Hover, который теперь производится в Туле и продается под маркой Haval H5. В августе экс-Ховеров продали 269 против 756 F7. Вроде бы разрыв велик, но… Но динамика роста продаж H5 растет стремительным домкратом: за первый месяц (май) покупателей нашли только 47 машин, а в августе, повторимся, 269. Есть и другая статистика, от «Автостат-инфо», которая оперирует регистрациями, а не отгрузками, как АЕБ. Так вот, по данным «Автостат-инфо», Haval H5 уже опережает «семерку» (576 машин против 528)! И это объяснимо: Ховер — всем знакомый внедорожник, неудобный, да, но ремонтопригодный и дешевый в обслуживании. Haval F7 — машина другого поколения, более универсальная и изящная, но потребителя не обманешь. Явная недоведенность «семерки» по подвеске плюс вышеописанные эргономические косяки при не самой низкой цене не делают Haval F7 волшебным предложением на рынке. А ведь основная коммерческая ставка у китайцев именно на эту модель, на устаревшем H5 большого бизнеса не построишь, равно как и на дорогущем H9. Да, скоро на тульский конвейер встанет новый H6. Но пока основная прибыль делается на «семерке». Думается, что без устранения хотя бы части описанных недостатков модель F7 может не оправдать долгосрочных коммерческих ожиданий.
По (ставшей уже забываться) традиции Дрома мы устраиваем тест-драйвы для наших читателей. В первую очередь для тех, кто не верит в то, что китайский автомобиль — это автомобиль. Приходите и выскажите свое мнение!
Расписание тест-драйвов: