Десять дней в Иркутске наш Хавейл прожил насыщенной жизнью: мы и жестко потестили его на «стиральной доске» гравийных дорог острова Ольхон на Байкале, и разобрались с текущим состоянием при пробеге 75 000 км, безжалостно бросили на бездорожье, а потом и на вывоз осеннего урожая с отдаленной «фазенды». И это была прелюдия страсти! После тестов в Прибайкалье Хавейлу предстоял перегон до Якутска. Конечная цель — жаркая зимовка в суровом краю (будут интересные сценарии!).
Автомобиль получен от коллег вечером — утром стартуем до Якутска. «План-капкан» такой: до Тынды (2200 км) летим с одним пит-стопом на ночевку в Чите, потом переходим на степенное передвижение с погружением в столицу БАМа, Нерюнгри и Алдан (побывать на северах — юношеская мечта). Встречи с читателями Дрома и тест-драйвы Хавейла проанонсированы, ждем общения. Да неужели!? «Китайский кросс» кому-то интересен там, где правит правый руль, а пределом мечтаний считается не слишком ушатанный рамный Prado?
Первое впечатление при получении автомобиля — придется читать инструкцию (ну кто же любит это делать?) — уж слишком много тут кнопок-клавиш понатыкано. Но в суете отъезда (на десять дней вперед надо все рабочие вопросы закрыть) было уже не до того. И по ходу дела со всем разобрались, брошюрку из бардачка доставали лишь раз — на ходу разбирались, как круиз-контроль включать.
И никакой «китайщины»: автомобиль ладно скроен (вот дальнобой на парковке за Ягуар принял) и крепко сшит: ничего не скрипит, не болтается и не отваливается. Мой не слишком эстетически и технически избалованный автомобильный вкус — предыдущей дромотачкой был УАЗ Патриот — здесь ничего не оскорбляет.
Кроссовер хоть и «интеллектуальный», но привыкать к нему не пришлось: сел да поехал. Дизайнерский рычаг переключения трансмиссии прочитывается интуитивно (хотя потом, бывало, и путался с его алгоритмом). Переключением режимов движения (Eco/Обычный/Спорт/Снег) просто поиграл — для моих драйверских амбиций вполне хватает «стандарта», хотя при переключении в «Спорт» и чувствуешь увесистый пинок под зад. Подрулевыми рычагами переключения передач — для торможения двигателем придутся в самый раз — поиграл. Блютус поймал не сразу — да и то только потому, что на смартфоне все настройки не включил. С клавишами на руле и подрулевыми переключателями тоже разобрался интуитивно. Неудобный алгоритм управления «климатом» (через меню на дисплее)? Согласен. Но не критично — дело привычки. USB-гнездо расположено неудобно, а гнездо питания только одно? На парковке воткнул туда флешку и разветвитель, подключил все источники питания, «потроха» спрятал в нише и больше про это не вспоминал до передачи автомобиля в Якутске. Туда же при ночных парковках периодически убирался радар-детектор. Удобно!
А как удачно вписался в бокс подлокотника фотоаппарат, который у меня всегда под рукой, но обычно место ему определяется на заднем сиденье (и как семь лет падений при резких торможениях выдержал).
Совершив ритуальный фотосет, ранним туманным утром выезжаем из Иркутска на юго-восток по автодороге «Байкал».
«Мне хорошо рядом с тобой...», — мурлычет в тон настроению Агузарова, и нам хорошо ехать в Хавейле в далекий неизведанный край. Сколько-сколько здесь сил в 1,5-литровом турбомоторчике? 150? Навскидку дал бы больше. Потому как даже на извилистом серпантине Култукского перевала мы играючи обходим длинномеры на сжатой дистанции. А вот и долгожданная премьера — новый 10-километровый почти прямой участок. Пришпориваем, и на спидометре-то уже 150 км/ч при вполне достойной для своего класса плавности хода. Дорога вновь меняет свой характер, но на изгибах серпантина — ни сноса, ни заноса. И что там выдала телеметрия при недавней диагностике подвески? 18 процентов остаточного ресурса? Сомнительно — мы еще повоюем!
Выезд к южной оконечности Байкала открывает нам эпические картины: привычная здесь пастораль теперь приправлена палитрой осенних красок: здесь вам и заснеженные вершины Хамар-Дабана, и буйство хвойной зелени, оттененное золотом осени, и все это в обрамлении водной бирюзы.
Любуемся этим 6D-эффектом из панорамного остекления Хавейла (вот зачем здесь люк во всю крышу!). Останавливаться некогда: задача доехать до Читы засветло. Но в районе реки Снежной не выдерживаем — тормозимся на короткий фотосет!
Дорога продолжает стелиться на юго-восток.
В Читу приезжаем затемно. 13 часов и 1100 км пути. Но силы-то есть, и ни одна часть тела не ноет: после подобных «забегов» на Патриоте едва-едва до кровати удавалось доплестись. А тут — чувствую себя бодрячком. Можно было бы и по вечернему городу погулять. Но Чита — где-то на линии горизонта: устраиваемся на ночевку в весьма достойный (твердая «трешка» по отельным меркам) мотель «Ковчег».
Наутро голосом Артема Дзюбы навигатор выдает невиданно-эпическое — «Прямо 900 километров». Начинается овеянная легендами перегона 90-х трасса Чита — Хабаровск, ныне автодорога «Амур». Давно здесь уже никто не грузится с матом на платформу, а зимой не едет по замерзшим руслам рек, прижимая к груди обрез на случай встречи с «лесными братьями». Но сама магистраль уже в далеко не в состоянии #путинедетнажелтойкалине. Дорога активно реконструируется: много новых участков, где ехали в максимально комфортных режимах (до 170 км/ч), много ремонтируемых (тут на гравийке особо не разгонишься, да еще на ожидании реверсивного движения время теряешь).
Прежнее покрытие не только в выбоинах (пару раз жестко попали). Вся трасса «поплыла» — череда дорожных волн, возникающих порой неожиданно. Подвеску так и ни разу не пробили, но несколько раз «удары» пропустили, да и в пол пришлось оттормаживаться. На относительно небольших скоростях (до 90 км/ч) дисковые тормоза Хавейла схватывают намертво, но далее из-за известной деформации дисков отдают в ногу пугающей вибрацией.
Движение по «Амуру» вялое: за час можно и десятка автомобилей не встретить. Инфраструктура — и того скучнее. И тут понимашь критически жизненно важный недостаток Хавейла для северов — 55-литровый бензобак. Движение на высоких скоростях, но в рваном темпе из-за рельефа и состояния дороги, оттого запаса топлива едва хватает на 400 км. Дважды чуть не «обсохли» (50 и 52 литра в итоге залили), благо периодически появлялся интернет и расстояние до АЗС становилось понятно («вот-вот, через 30 км»), но все равно было нервозно. А если зима, а если топливо «не завезли»: заправки здесь может не быть километров так 250. Или она будет такой, что только по острой нужде и остановишься.
Уже ближе к сумеркам прибываем к одной из самых брутальных развязок России — прямо дорога уходит на Дальний Восток, налево — на север (до легендарной трассы «Колыма» и дальше до Магадана). Снимаем показатели рваного (разгон — торможение) движения по трассе «Амур».
А почему вы отправились в Якутск не по дороге «Вилюй» — спросит иной продвинутый читатель. Такой вариант рассматривался и, без сомнения, маршрут через Северобайкальск — Ленск — Вилюйск куда романтичнее.
Однако несмотря на то, что трасса «Вилюй» значится в официальном реестре федеральных автодорог России, проехать по ней малореально, а в теплое время (когда нет ледовых переправ через реки) практически невозможно. Информированные источники называют «Вилюй» дорогой-фантомом. Зимой один из читателей Дрома по ней прорвался на Шевроле «Нива» («Зимой вдоль БАМа в Магадан»). А вот не менее отчаянные ребята на УАЗе-Патриот летом не смогли («Едем в Магадан»). Собственно, вопрос проезда по северному маршруту был закрыт после просмотра видео «Мост через реку Витим — один из самых страшных мостов в мире». Самые смелые, обвиняйте в трусости и малодушии в комментариях!
Но и автодорога «Лена» в массовом сознании представляется «приключенческой». Когда еще только планировали поездку в Якутск, один просвещенный друг (писатель и путешественник!) резюмировал: «Это будет круче, чем Camel Trophy!». По интернету, даже на весьма солидных ресурсах, до сих пор гуляют вот такие фото, которые «диванные блогеры» выдают за сегодняшнее состояние дороги.
Забудьте! Все это уже преданья старины глубокой: бездорожья на трассе «Лена» нет нигде, из 1157 километров дороги ну разве что километров 150 — гравийка хорошего или очень хорошего качества: на Хавейле легко можно ехать под «сотню».
Сегодня бóльшая часть «Лены» выглядит так:
В самом тяжелом случае — вот так:
На некоторых гравийных участках развернуты масштабные дорожные работы: не только асфальтирование, но и спрямление углов и уменьшение перепадов высот. Все 1157 км «Лены» должны стать скоростным асфальтированным шоссе через пару лет.
Пустынно: пара стационарных постов ДПС (да еще один мобильный), три камеры, в лучшем случае с десяток кафе и АЗС — вот и вся инфраструктура на добрую тысячу километров. На самом старте — на развязке с «Амуром», есть информационный стенд со всеми этими объектами. Жизненно важно!
Первый участок до Тынды показался самым сложным. Как бы ни хотелось того избежать, пришлось ехать в темноте.
В Соловьевске заправляемся — в наличии только «девяносто второй» (что нас устраивает) и «восьмидесятый». Haval всю дорогу, не поперхнувшись, потребляет не самое высокооктановое топливо. А что если провести эксперимент с АИ-80? Нет, пожалуй, не в этот раз: до Якутска еще бесконечные версты безмолвия.
На свежеотстроенных участках скорость в ночи упала до велосипедной. Асфальт идеального качества, но не разгонишься: свежая чернь без разметки и ограждения сливается со мглой, на 360° вокруг — бездна. Да еще в обрамлении липкого дождя, на котором шины Cooper Evolution — словно затупленные коньки на льду: чуть ускоришься — рискуешь потерять контроль движения. Плюс постоянные съезды-выезды на ремонтируемые отрезки: пожалуй, только здесь при пробуксовке подключался полный привод да эффективно при маневрах подсвечивали поворот адаптивные фары.
Ночной кошмар сменился солнечной и дружелюбной Тындой при плюс 20 на пике дня. Столичной даже по топонимам: Арбат, Сокольники, Красная Пресня. Город красивый, жизнерадостный, комфортный для жизни.
На встречу на огромной парковке футуристичного вокзала Тынды пришло человек двадцать, и даже девушка — владелица единственного на тысячу километров вокруг Хавейла, правда, в версии кросс-купе F7x. Наш «обыденный» Ф7 ей не приглянулся: простоват в оснащении, слабоват по двигателю. Своим Хавейлом довольна (пригнала из Новосибирска) — ездит да ездит каждый день, даже в 45-градусные морозы.
Встречный вопрос — а как же вы гарантию соблюдаете? Перед тем как отправить Хавейл в Якутск, мы озаботились выполнением условий щедрой гарантии: пять лет и 150 000 км. Последний восточный российский форпост Хавейла — в Иркутске, дальше на карте сплошное «молоко».
ТО надо проходить каждые 10 000 км. А пробег Якутск — Иркутск — Якутск — уже 6400 км. Получается, ездить на ТО — абсурд.
Задали этот вопрос (инкогнито) «Хавейл Мотор Рус». Получили отписку.
А северяне (в Якутске официальных дилеров — на пальцах одной руки пересчитать, в глубинке и вовсе нет) про гарантию и не думают: меняют масло и что там еще положено собственными руками, в случае чего и ремонтируют. Такая вот «гарантия-шмарантия».
Haval тындинцам понравился. Клиренс, полный привод — это ценности для здешних мест. Вот только гидроупоры капота раскритиковали — пижонский вариант. В морозы не выдержат, больно может прихлопнуть железом.
После теста успели заскочить в Музей истории БАМа, прикоснуться к Подвигу. Вход свободный, да еще и полуторачасовая экскурсия прилагается! Экскурсовод — бамовка из числа первых поселенцев. Не смог удержаться от вопроса:
— Ехали-то на БАМ по зову комсомольского сердца, за «туманом и за запахом тайги», или все-же за деньгами?
— Да за деньгами в первую очередь. Школьная учительница, а получала 800 рублей — как академик. А кто на передовой просеку рубил — по полторы тысячи. Огромные по тем временам суммы люди в тумбочке в палатке складывали, никаких сейфов не было. Снабжение было — как в ГУМовском спецраспределителе. Коммунизм! Москвичам за три года работы давали квартиру в столице. Правда, прочим это не полагалось.
А спустя несколько часов нас уже встречала Якутия — на границе с Амурской областью здесь затяжной высотный гравийный участок и культовое для путешественников место.
Нерюнгри. 57-тысячный город на юге Якутии (50-градусные морозы зимой и отрицательная среднегодовая температура). Но — живой, жизнерадостный: много молодежи и светлых лиц. Поздним вечером в субботу (после прибытия искали ужин, в соседний с хостелом паб не попали: аншлаг) — массовые гуляния! Город в оцеплении многочисленных угольных разрезов, ГОКов и ГРЭС. Коксующийся уголь и дал рождение Нерюнгри всего-то 45 лет назад. Типичная советская застройка панельными домами разной степени выцветания ярких когда-то фасадов. Весь город (больше напоминающий микрорайон) — как законсервированный осколок советской эпохи. Туризм отсутствует как вид — как и в Тынде, не смогли найти хоть какой-нибудь сувенир на память.
Во время теста (Хавейл и здесь нравится, интерес неподдельный) вдоволь пообщался с нерюнгринцами. Работы в городе много, в том числе и без требования профессиональных качеств (отсюда и много людей из Средней Азии), зарплаты — от 50 тысяч.
Самое интересное в Нерюнгри — «Технопарк», собрание отработавшей свое карьерной техники.
267 км до Алдана промчали за 2,5 часа. На скоростной гравийке (всего-то 25 километров) догнали колонну бензовозов. Обгон тут — настоящий экстрим: из-за пыльного тумана не видно ничего. Но прорвались!
Алдан — типичный российский 20-тысячный райцентр, просто затерянный на бескрайних просторах севера. Не очень здесь весело даже при осеннем разноцветье, ярком солнце и плюс 18-ти. Как будет при метели и типичных для зимы минус 30-ти (алданцы считают местный климат мягким, но это относительно Якутска), думать не хочется. Сложно представить, чтобы кто-то приехал сюда по доброй воле — скромный номер (но «Люкс»!) в скромной гостинице — 4400 рублей. А вот за «длинным рублем» — да! Медь, уран, руда, слюда, железная руда и, конечно, золото — всего этого в окрестностях в избытке. Много лихих людей видел этот город, и не только добропорядочных авантюристов — отдельный монумент посвящен алданским чекистам, павшим в боях с бандитизмом. И целых два монумента — водителям-северянам: рейсы в 40-градусные морозы длились неделями. В общем — прониклись!
Город — перевалочная база для смелых и отчаянных, надолго уезжающих на заработки вдаль от цивилизации. При всей своей заурядности после месяцев на таежных заимках Алдан встречает с непривычки режущей яркостью своих тусклых огней. Ну а дальше — «Держите меня семеро!». Поговаривают, что в местном райцентровском ресторане с мишленовскими ценами случаются такие загулы, что хоть методическое кино снимай. Даже до нас докатилось: в гостинице дали расписку, что не будем пить и дебоширить, а в номере расстрельно-назидательно висела такая вот табличка.
Но и здесь наш Хавейл не остался без заинтересованного внимания.
Финальный рывок до Якутска (570 км) сюрпризов не принес: бездорожья так и не встретили, тундра не началась. Пейзаж за окном вообще особо не изменился, разве что километров за 300 до столицы Саха солнце стало бледнеть в дымке от лесных пожаров (здесь уже пару месяцев так).
На этом участке двигались в умеренном темпе (100–140 км/ч), итоги получились такие:
С паромной переправой через Лену разобрались не сразу — навигатор не туда привел, да и в принципе не знает, куда ехать. Но в целом обошлось без приключений — привычных тут драк и ажиотажа не увидели. Заехали, отчалили, рассчитались. А в СОРе у Хавейла ошибка — вместо снаряженной массы (1670 кг) указана полная (2115), что стоило бюджету Дрома лишних 120 рублей — 780 против 660. Но в целом переправа через Лену дело муторное — даже в нашем лайт-варианте это заняло полтора часа, из них час — движение вниз по мощной сибирской реке.
В общем, финишировали без каких-либо поломок и происшествий: если считать путь от Москвы до Иркутска (который проделал наш журналист Сергей Цыганов) — особо уточнял — даже ДПС ни разу не остановила, да и ни одна камера штраф не выписала. В прямом смысле за 10 000 км — «ни гвоздя, ни жезла».
Якутск — один из самых самодостаточных городов мира, в которые доводилось погружаться (подвиньтесь, Пхеньян и Гавана). 320-тысячная столица самой большой территориальной единицы мира (площадь — больше Индии!). Единственный город с перепадом температур под 100 градусов (от плюс 40 до минус 60). Место, отрезанное от остального человечества не только тысячекилометровыми расстояниями (благо нормальная автодорога вот только появилась), но и широкой и мощной северной рекой. Как минимум четыре месяца в году, когда из-за ледостава/ледохода не ходят паромы, сюда «только самолетом можно долететь».
Для всей России Крымский мост — слава, для Якутска — боль, ведь его построили вместо моста через Лену, обещанного горожанам еще при СССР. Мы были здесь при сентябрьских плюс 16-ти, но в голове не укладывается, как эти добродушные и даже кажущиеся наивными люди живут обычной размеренной жизнью в минус 50, а то и ниже. Специфика — от градостроительства и прокладки коммуникаций до условий захоронений — удивляет. Город стоит на вечной мерзлоте (летом в лучшем случае почва прогревается на полтора метра): земля тверже бетона, берет только взрывчатка. Потому дома — на сваях, коммуникации «парят в воздухе», асфальт «плывет». Но ведь город растет, развивается такими же темпами, как Краснодар — с советских времен прибавил населения в два раза. Много новостроек, а «советское баракко» уходит в прошлое, хотя все еще ужасает. Якуты бережно оберегают свою самобытность. В отличие от позднего СССР (после был отток русскоязычного населения) здесь живет преимущественно коренная нация, предпочитающая общаться на родном языке и хранящая свою культуру.
Удивляться приходится на каждом шагу, даже когда включаешь местный телеканал: вместо привычного ток-шоу «Внук съел бабушку» — «Мальчик победил медведя»: совсем хлипкий подросток рассказывает восхищенным сверстникам (у девчонок прямо слезы умиления на глазах), как при случайной встрече одолел хозяина тайги.
И да, в Якутске есть что посмотреть! Несмотря на то, что у нас было всего три дня, а половину времени отняли дела служебные, увидели многое. Начали с четырехчасовой пешеходной экскурсии по центру и Старому городу (на самом деле — новодел). Здесь же торговый центр «Кружало» — средоточие фирменных магазинов ювелирных компаний Якутии. Можно рассматривать и как музей, и как шопинг (изделия от 1,5 до 1,5 — тысячи и миллиона). Дважды спускались под землю в царство вечной мерзлоты, в том числе в единственном в мире Институте мерзлотоведения (экскурсию проводит научный сотрудник). Погуляли по этнографическому комплексу «Чочур Муран». Здесь один из двух обязательных к посещению ресторанов якутской кухни (второй — «Махтал» — в Старом городе). Дегустировать и наслаждаться — обязательно! Самые смелые гурманы-эстеты будут в полном восторге от строганины (сырое мясо или рыба с перцем под 56-градусную местную водку).
Крестьянский рынок — это must see and must do: приезжие покупают северную рыбу по принципу «сколько унесу». Мясо — в основном оленина и жеребятина, хотя в ходу и свинина/говядина. Местное мясо здесь считают самым превосходным в мире, даже бурятское/монгольское (которое, в свою очередь, определяют лучшим сибиряки) не признают. Вопреки стереотипам о северных народностях пьяных не видели. Алкоголь продают жестко — с 14 до 20, но, наверное, не в этом дело: у людей в Якутске просто другие ценности.
Душевно посидели с нашими якутскими блогерами Володей Поповым (мы ему уже давали на зимовку Дастер, Ховер и Патриот) и Ларисой Ноевой (всем запомнились ее посты про зимовку и дороги Якутии). Обсудили план зимних испытаний. Должно быть интересно!
Володя зимой теперь работает дальнобойщиком — возит топливо из Мирного в отдаленные поселки Якутии. С виду — обычный скромный парень. А ведь профессия — героическая! Когда тебе как бы между делом рассказывают про перегоны в 60-градусный мороз, такое чувство, что разговариваешь с космонавтом.
Первая информация к размышлению: стоимость подготовки к якутской зиме. Поставили автономный предпусковой подогреватель Webasto (без него здесь никак) — 44 900 рублей. Спрос такой, что записываться пришлось за два месяца. У иркутского дилера купили лобовое стекло (было в наличии). Кто не в курсе — в Якутии зимой автомобили эксплуатируются с двумя лобовыми стеклами (принцип стеклопакета) — это режим теплосбережения такой. Наивно полагая, что законы рынка свели разницу в ценах между разными доставщиками в формулу «плюс-минус 50 копеек», еще в Иркутске обратился в ближайший офис (вывезти стекло не получилось, не вошло в машину). Девушка навскидку оценила услугу в 20 000 рублей, но на следующий день (когда дело дошло до оформления заказа и вызова курьера) стоимость выросла до 60 000+. При цене стекла 14 000! Пришлось вежливо извиниться и вежливо отменить заказ.
Во второй заход тщательно обмерил посылку рулеткой, тщательно взвесил и тщательно просчитал услугу доставки на сайтах разных транспортных компаний. Лучший результат — 7700 в теории, по факту 10 870 (с самовывозом, с подросшим весом за счет обрешетки и страховкой). В общем, в Хавейле в 60-градусный морозе должно быть тепло!
Итого уже потратили 70 000 на подготовку к якутской зиме!
Перед новым стартом испытаний кратко подведем промежуточные итоги. Хавейл чуть больше чем за год прошел без малого 80 000 километров: ни разу не сломался и не подвел.
В свое время мы говорили о хорошей герметичности капота. Практика это подтверждает. Вот как выглядит подкапотное пространство после «пыльных тестов» в Якутии.
Самый изношенный элемент автомобиля на сегодня — ключ, на котором стерлись все иконки (что вызывает постоянное неудобство).
Да и летние шины уже под замену. Видимо, последний сезон отходили.
А в остальном, как говорят космонавты, «все узлы и агрегаты работают в штатном режиме».
Да, за восемь дней и 3600 км с «китайцем» можно породниться и рекомендовать его к покупке. Но по-прежнему важнейшим фактором за китайский автомобиль еще долго будет ценовое преимущество перед более авторитетными одноклассниками. Мы на пару часов зависли на калькуляторах на сайтах автопроизводителей и посмотрели, как будет выглядеть «наш» Хавейл в ценовом плане против аналогичных комплектаций именитых производителей.
Сегодня наш полноприводный Хавейл Ф7 (1,5 л; 150 л.с.; 7DCT; комплектация Premium) стоит 1 769 900 рублей (притом что покупали мы его за 1 669 000 — за 15 месяцев цена выросла ровно на 100 000).
Начнем с «японцев». Nissan X-Trail (2,0 л; 144 л.с.; CVT) будет стоить 1 970 000 рублей в пустой комплектации XE+, а в сопоставимой с Ф7 версии SE Top — 2 210 000 рублей. Переплата за бренд — 441 000.
Mitsubishi Outlander (2,0 л; 146 л.с.; CVT). Стартовая версия Invite — 1 924 000 рублей, упакованная Instyle — 2 138 000. Дороже, чем сопоставимый Ф7, на 369 000.
Toyota RAV4 (2,0 л; 149 л.с.; CVT). Цены на полноприводные версии начинаются от 2 234 500 рублей за базовую версию «Комфорт», упакованная версия «Престиж» стоит 2 429 500. Разницу можно не считать — другая весовая категория.
Skoda Kodiaq (1,4 л, TSI; 150 л.с.; DSG-6) — от 2 009 000 рублей за базовую версию Active и от 2 322 000 за топовую Style (при серьезных конструкторах доукомплектации). Переплата — далеко за полмиллиона.
А вот разница в ценах с корейскими аналогами не такая значительная. Полноприводный Kia Sportage (2,0 л, MPI, 150 л.с.; «автомат») в базовой версии Comfort оценивается в 1 804 900 рублей; в топовой Prestige — 2 039 000. Похожая ситуация и в отношении Hyundai Tucson.
Среди братьев-«китайцев» прямых конкурентов у Haval F7 мало. По-своему роскошный и большой Chery Tiggo 8 с турбомотором (2,0 л; 170 л.с., вариатор) в базовом пятиместном варианте стоит 1 640 000 рублей (а максималка на семь мест — 1 800 000 рублей), но он только переднеприводный.
Интересно выглядит Geely Atlas. В версии с двигателем объемом 2,4 л, 149 л.с, классическим «автоматом» и 4WD — 1 595 000 рублей, а также с турбомотором 1,8 л, 184 л.с. и тоже с «автоматом» и 4WD — 1 715 000 рублей, но этот «кросс» поменьше в размерах (хотя и не намного) и проще по оснащению.
— В автомобилях я ценю комфорт и надежность.
Часто езжу в лес, порой одна или с ребенком, поэтому должна быть уверена, что, во-первых, туда доеду, а во-вторых, мне не придется идти за помощью пешком.
По порядку. У меня есть любимый мужчина, восьмилетний сын, огромная дурная собака и кусочек земли за городом. Скоро эта земля должна стать местом нашего постоянного проживания — мы собираемся строить дом. А стройка — это постоянная перевозка стройматериалов, тотальный контроль подрядчика, перманентная езда из города на участок и обратно.
Плюсом к этому мы с мужем предприниматели, и нам часто приходится получать грузы и перевозить их до склада самостоятельно. Для этого нужен надежный и проходимый автомобиль, в который поместится все!
Сейчас в нашей семье два автомобиля — Kia Rio 2014 года и Toyota Corolla Fielder 2007-го. Оба эксплуатируются беспощадно, перевозя порой такие вещи, которые по всем законам физики просто невозможно запихнуть в машину.
Средний расход шестилетнего «корейца» — 10 л/100 км по городу и 8 л/100 км по трассе. У Филдера чуть меньше. В сумме мы тратим на бензин порядка 15 000–20 000 рублей в месяц.
К Haval мы присматриваемся с прошлой зимы. Тогда же взяли его на тест-драйв в первый раз. На снегу и льду он вполне устойчив, легко выбирается из колеи — полный привод решает. Тогда показалось, что это не автомобиль, а баржа, которая занимает полторы полосы на дороге.
Кроме удобства салона в прошлый раз мне оценить ничего не удалось, поскольку я отдала бразды управления мужу и наблюдала за процессом с заднего ряда. Но и это сыграло свою роль. В отличие от многих одноклассников, Haval очень комфортен для пассажира. Наконец-то автопроизводители начали думать не только о водителе! Подогрев задних сидений, «климат» и прочее можно регулировать самому, не отвлекая водителя. Это очень удобно, особенно при наличии вечно недовольных детей.
Вместительный багажник — отдельный плюс. Напомню, у нас большая собака. Сейчас она ездит там, где сама захочет. Поскольку Rio — седан, собака садится в машину на задний диван, но во время движения может решить, что хочет ехать на коленках у водителя. И переходит по салону. Отсюда побочные эффекты в виде шерсти и царапин на пластиковых панелях. В Филдере такой проблемы нет, ибо универсал — пес уютно помещается в багажнике, крепится карабином за кольцо и едет мирно. Отдельно, но со всеми. Думаю, в Хавейле псу будет просто прекрасно.
Теперь эмоции от меня — водителя.
На первый взгляд, автомобиль напоминает самолет. Огромный, с неимоверным количеством кнопок и непонятным джойстиком вместо привычного селектора. Опять же, это впечатления на фоне своего в доску «корейца», где всего три понятные и известные кнопки.
Но через полчаса управления «китайцем» ты сливаешься с ним в одно целое. Водительское кресло не напрягает спину, по высоте и продольно можно отрегулировать под любой рост. Кстати, огромный плюс для девушки — очень удобные педали при езде на каблуках. Это не часто встречается, уж поверьте.
Автомобиль на деле оказался простым и надежным, как русский мужик. С ним хоть в лес, хоть в глину, хоть в поле по тракторной дороге. Имела удовольствие испытать лично, хоть и не в экстремальных масштабах. Haval оказался одинаково устойчив и на глине, и на хорошенько смоченном ливнем асфальте, и на сухой дороге.
Несмотря на свои габариты, он довольно маневренный. Развернулся на узкой проселочной дороге в два приема.
Очень тактичная оптика. Встречные машины не «жалуются» на хавейловские лучи света, при этом освещение достаточное даже во время дождя в полной темноте. Плюс очень удобная функция подсветки поворотов.
Расход адекватный для такой массы — около 14 литров на 100 км в тестовом режиме.
Ну и я все-таки девочка, поэтому не оценить дизайн не могу. Выглядит лаконично, плавные линии. При этом довольно агрессивный внешний вид. Мне нравится.
Из минусов:
В целом по ощущениям автомобиль понравился. Каких-то явно критических минусов не видно. А остальное покажет время.
*Стиль и орфография сохранены!
— Вождение автомобилем Haval F7 оставили положительные впечатления. Он очень богат по конфигурации и практичен на Российских дорогах, как компактный внедорожник, которого вполне хватает для повседневного использования, как на пересеченной местности, так и в городской суете. Во-первых, двигатель 1,5 Т — это четырехцилиндровый двигатель 169 лошадиных сил определенно достаточно, а максимально крутящий момент может быть «взорван» турбиной при 1400 об/мин, соответствующая 7-ми ступенчатая трансмиссия с двойным сцеплением обладает хорошим «энтузиазмом» при переключении на пониженные передачу и скоростью переключения — это золотая комбинация мощности двигателя и трансмиссии. Шасси автомобиля очень прочное не пробивает и не раскачивает, при проезде лежачего полицейского чувствуется, что амортизаторы хорошо держат без каких-либо ощущений провисания, а ход подвески не сжимается и не отпускается совсем. Внешний вид автомобиля впечатляющий, стабильный обтекаемый кузов (высокоскоростное движение), высокотехнологический и очень комфортный дизайн интерьера: кожаные передние и задние сиденья, внутренняя часть дверей, корпус внутреннего зеркала Haval F7 имеет USB порт, поэтому для регистратора не нужно тянуть провода по салону. Центральный подлокотник имеет еще нижнюю консольную часть, которую можно использовать для расположения разных вещей с розеткой на 12 вольт. Без ошибок качественно работает мультимедиа с великолепным обзором и удобным управлением. В машине просто огромная панорама плюс ее увеличивает панорамная крыша, чувствительное рулевое управление. Также хочется похвалить тормозную систему автомобиля Haval F7 мягкое торможение при дисковых тормозах. Понравился электро-ручной тормоз очень удобно и современно.
Китайская машина Haval F7 в скором будущем сможет заменить вам даже какого-нибудь корейца и даже японца, хорошее качество сборки.
Китайские автомобили, а конкретно Haval F7 мощно и самое главное качественно выходят на Российский рынок, китайский автопром догнал и даже перегнал многие известные марки автомобилей. Обратите внимание на этот автомобиль, в своей ценовой категории он многим порадует своего владельца!
В завершении своего небольшого отзыва хочется сказать, что ожидания от Haval F7 оправдались, не пожалел о покупке.