Электромобилям такое не грозит, ибо всей этой стартерно-поршневой вакханалии они лишены. Да и Приморье лютыми зимами не отличается. Зима здесь мягкая — иногда метели, временами ледяные дожди, а иной раз лишь бетонные панели с советских домов падают. На Ниссаны, кстати…
Так или иначе, с февраля 2020 года, когда Leaf угодил в редакционный автопарк Дрома, машина в сервис заглядывала всего пару раз. И то, скорее, в профилактических целях. В отличие от того же AZE0, который на СТО приезжал не только для замены сгнивших чашек и погибших стоек, но и для всевозможного тюнинга. Причем AZE0 за полгода наездил всего 5000 км, а ZE1 за девять месяцев уже разменял 17-ю тысячу. Что при пробеге не более 300 км на одной зарядке уже само по себе подвиг.
После того как пару раз пришлось заезжать в шиномонтажную мастерскую и ремонтировать грыжи, возникла мысль — а может, ездим неаккуратно и пора бы на диагностику подвески? На нашем голубом Лифе мы вовремя успели предотвратить потенциально опасный инцидент на дороге. Заодно проведем «предзимнюю» диагностику и подготовку, насколько она может быть возможна для электромобиля.
Жидкостей в Leaf немного — масло в редукторе, тормозная жидкость да охлаждающая. Уровень, цвет и вкус первой в полном порядке, тест «охлаждайки» показал температуру замерзания -47, уровень тормозной жидкости в норме, вода в ней отсутствует. Кстати, сами колодки и диски тоже как новенькие. Великая сила рекуперативного торможения! Иногда при подъезде к светофору можно даже не нажимать педаль тормоза, а просто включать режим e-Pedal, тогда машина и без смыкания колодок практически мгновенно замедляется. Раньше опасались, что торможение таким способом окажется сюрпризом для позади едущих, но потом выяснили, что в режиме e-Pedal автоматически включаются стоп-сигналы.
По ходовой части проблем тоже не обнаружено — только передние большие сайлент-блоки чуток повреждены временем. На одном некритичный разрыв, на другом мелкие трещинки. А вот левая передняя стойка слегка мокрая. Может, поменять? Специалист СТО по запчастям развеял сомнения — каталоги предлагают только оригинальную, только из Японии, только через месяц и только за 18 000 рублей. За штуку. Пожалуй, пока стойки вполне себе живые. Как говорят некоторые механики — «потеет, значит, работает».
А еще мы увидели, почему гниют опоры передних стоек на Лифах. Вода (неважно, природного происхождения или автомоечного) благополучно минует пластиковое жабо и наполняет нишу с опорой. И никуда оттуда подолгу не девается. Естественно, такие спа-процедуры для чашек заканчиваются ровным коричневым загаром и головной болью для владельцев. Некоторые ставят на опоры резиновые заглушки, мы же продули полость с помощью компрессора и хорошенько смазали опоры солидолом.
Поскольку зима только начинается, еще нет настоящих «снежных» впечатлений от эксплуатации электромобиля. Но уже ощущается, что при включении печки не возникает такого нервяка, как на AZE0, на котором любое повышенное энергопотребление приводило к затуханию всего — и пробега, и энтузиазма. По сути, с учетом прогревов, пробок и прочего зимнего великолепия пробег зимой будет ненамного меньше, чем у 2–2,5-литровых бензиновых машин. И это меньше чем за 200 рублей за заправку от розетки. Но это пока только из области предположений. Впереди — реальные замеры.