Эх, какие были планы: воспользовавшись длинными выходными, на четыре дня отправиться в «трофи» по заповедным уголкам Байкала. «Кольцевой маршрут по Байкалу» — звучит масштабно и романтично! С красивой идеей — показать малоизученные уголки Священного озера, а также возможности и пределы проходимости бюджетного российского вседорожника. И удовольствие, и человечеству польза!
Но перед тем как отправиться в вояж, «Нива» потребовала к себе пристального внимания: в сервисный центр пришлось съездить дважды.
Как известно по предыдущему посту, у машины отказал отопитель, точнее, не включался электровентилятор. Поскольку на носу сибирские морозы и непростая поездка на Байкал, откладывать такой ремонт было бы неправильно. Автомобиль еще на гарантии, поэтому ближайший путь лежал в сервис дилерского центра. Правда, записаться получилось только с ожиданием в пять дней. Можно было и пораньше, но выпадало на выходные, когда инженер по гарантии не работал.
У Тревела не климат-контроль, дефицитных чипов в управлении нет, все проще. Однако мастер-приемщик сказал: «Если что-то серьезное, то по гарантии сделаем, да, но, возможно, понадобится заказывать запчасти». И сразу спросил: «Ничего в прикуриватель не заталкивали?». Мы-то — ничего, но за других не в курсе. Ладно, дело было утром, в десять часов, машину приняли, и она растворилась в сервисных боксах дилера.
Примерно через полтора часа ожидания от механика удалось выяснить следующее: «Меняем предохранитель, но при включении электровентилятора предохранитель перегорает». В итоге случай был признан гарантийным, предстояло менять узел на новый с разбором передней панели. «Но это не раньше, чем завтра, у вас же кондиционер, дольше возиться». Ок, правда, сам процесс замены остался незафиксированным: торчать в сервисе больше суток в наши планы не входило.
Здесь любопытен и другой эпизод. Как раз за нашим Тревелом на приемку заехала Chevrolet Niva, и тоже с проблемой в системе отопления. Правда, в данном случае потек радиатор, антифриз капает на коврик водителя. Мастер объяснил владельцу — если бы протекало на пассажирский коврик, была бы вероятность повреждения шлангов, это проще и дешевле устранить. «А так, по всему, течет радиатор, в обычном случае на час делов, но у вас кондиционер, это дольше». И тоже забрали машину до завтра. Нам же обещали управиться до четырех часов следующего дня, но позвонили в два: «Все готово, все работает, забирайте».
Однако еще в ходе приемки Тревела, когда на предварительной мойке с него сбили всю грязь, был замечен неравномерный износ протектора передних шин: особенно «подъело» внешнюю сторону правого колеса. И то верно: «Ниву» немного тянуло вправо. Так что заодно заказали регулировку углов. Заезд на стенд показал уход, мастер привел углы в норму, машина поехала прямо.
Итого форс-мажорный «пит-стоп» обошелся в 3639 рублей за ремонт отопителя — сумма, которая полностью осталась за производителем, нам ничего платить не пришлось. И 1437,5 рубля за услугу по «развал-схождению», оплаченную из бюджета Дрома.
Шины перед рейдом решено было не менять на мягкие «липучки» Bridgestone, отходившие всего полсезона. Дороги предполагались каменистые, а обильных снежных осадков не обещали, так что на отечественной АТ-эшке ехать как-то было сподручнее. Хотя снежные заряды накануне все же припорошили некоторые участки асфальтовой трассы.
Судя по всему, при минусовых температурах резина «дубеет» и становится довольно скользкой, во всяком случае при торможении на заснеженной и слегка укатанной дороге. Но если не гнать и резко не маневрировать, машину на этих шинах не бросает, не водит, удерживать курс получается без напряжения.
Но вот автомобиль приведен в порядок, пора паковаться в дальний и суровый путь. Схематично маршрут (значительная его часть должна была пройти по бездорожью) представлялся таким.
Но правильно его можно отобразить только буквами: Иркутск — Куркут (ночевка на турбазе «Чайка») — Онгурен — мыс Хобой (северная оконечность острова Ольхон) — Бугульдейка — Малое Голоустное — Иркутск. Ни один картографический сервис (с нюансами у каждого) не отображает комплексно весь маршрут как автомобильный. Один не видит дорогу до Онгурена (только до Замы), другой — до севера Ольхона (только до Хужира), и опять первый — связку Бугульдейка — Малое Голоустное.
В день старта доехали с ветерком (в прямом и переносном смыслах) от Иркутска до турбазы «Чайка» (250 км). С промежуточной экскурсионной программой (с нами и профессиональный гид был!) в Долине каменных духов в Тажеранской степи.
Прекрасный день и прекрасный вечер на турбазе в теплом дружеском кругу с неизменными в таких случаях байками из прошлых приключений.
Наутро (морозец в минус 15 с леденящим ветром) «Нива» завелась играючи.
С рассветом (никаких передвижений в темноте, помня про историю наезда Хавейла на валун в Якутии) двинулись по берегу Малого Моря в направлении деревушки Онгурен. 130 км в одну сторону, из них 50 км — ближе к промежуточному финишу — достаточно сурового бездорожья.
Да вот на дорожку забыли мы побурханить (нет прощения!), и духи Байкала были к нам суровы. На 31-м км маршрута — едва закончилась цивилизация (последняя маломорская турбаза) и наступило полное безлюдье — наш путь вперед вдруг закончился. Десятки тысяч лет коварный валун лежал в глубинах земли, лишь макушкой греясь на солнце. Почти незаметный и, казалось бы, неопасный для высоко стоящей над землей «Нивы». И ведь дождался своего звездного часа! Да еще водитель вдруг решил немного срезать связку двух лесных дорог, но едва тень от «Нивы» покрыла накрытую первым снежком макушку камня, валун восстал из своего гнезда и с леденящим душу рыком заметался под днищем российского вседорожника!
Приехали! Осмотр в полевых условиях выявил, что последствия пусть и не глобальны, но печальны. Пострадал, по сути, только кардан, но ехать вперед с неисправностью по абсолютно пустынной (и за сутки можно никого не встретить) дороге при 15-градусном морозе и пронизывающем ветре — смертельно опасно. Разворачиваемся!
Программа закончилась, едва начавшись. С вибрациями на руле доехали до ближайшего сервиса в Баяндае (150 км), где еще раз зафиксировали, что повреждения не катастрофичны.
Демонтировали кардан, рассчитались за услуги с сельскими парнями (600 рублей) и уже только на заднем приводе (но уже без вибраций на руле) спокойненько добрались до дома. А вскоре путь лежал в хорошо знакомый уже по «добайкальской подготовке» дилерский сервис.
Верно говорят: человек предполагает, а кое-кто располагает. Да, после ремонта отопителя разлука с дилерским сервисом было недолгой. На диагностике мастер техпоста, явно повидавший многое, с переноской тщательно и по порядку осматривал днище. Сначала молча, потом сдержанно комментируя: «Да, хорошо поездили… На Байкале, что ли? Вот следы от гранитного камня». Ничего не оставалось, как только вторить — «Да уж, поездили».
И в какой уже раз в голове прокручивались холодящие кровь кадры, как в фильме ужасов. «…Сразу за Курмой маршрут начинает петлять через перелески. Дорожки здесь игриво расходятся и сходятся. Погода шепчет, двигатель журчит, настроение — отличное! Надо бы из плохой колеи переехать в хорошую — она шла слева с приятным таким песочком. Зачем трястись, давай-ка, дуй прямо через эту чудную полянку — как будто прозвучал внутренний голос, видимо, так подсказывали местные духи, по каким-то причинам решившие не пустить дальше. Глаза не могли ничего увидеть подозрительного, но в какое-то мгновение снизу раздался металлический грохот, потом еще, еще…».
И ведь не колесом наехал, не по краешку, как бывает в случаях, когда говорят — «повезло». Валунчик принял движущийся внедорожник прямо по его центру. Первый удар пришелся в отбойник-балку, после чего камень выскочил и автомобиль прокатился по нему своим днищем, контактируя выступающими частями. Тревел был ранен, но кровью (маслом) из агрегатов не истекал, ход не потерял. Потом уже, при снятии в ближайшем сервисе переднего кардана, обнаружились повреждения и мокрота на стыке «раздатки».
Перевод рычага в положение «блокировка межосевого дифференциала» без понижающей передачи — и путь домой продолжился в режиме с «принудительно отключенным» приводом на переднюю ось. Дорога на тот момент подсохла, раскаталась, автомобиль не порожний, с хорошей загрузкой на заднюю ось, поэтому никаких проблем во время движения не наблюдалось.
И вот наш Тревел «висит» на внеплановом «медосмотре». В подробностях картина открывалась нерадостная. Скорость во время инцидента была небольшая, но валунчик «приласкал» как надо, хотя могло быть и хуже. Передняя защита выдержала, нижние рычаги подвески, рулевые тяги, редуктор и привода не пострадали.
А потом уже, когда камушек крутанулся на другой бок, он пожулькал трубу переднего кардана, тюкнул по раздаточной коробке, чиркнул по заднему кардану и картеру моста. Слегка деформирована его поперечная тяга, и когда именно, точно неизвестно — свежих следов контакта не наблюдалось. Впрочем, это могло произойти как раз после «поцелуя» картера моста с камнем. Выхлопной тракт, будучи уже с отметинами бездорожья, теперь помят во многих местах, поджатая банка резонатора оставила на днище отметину, но все же тракт сохранил целостность в том смысле, что его не «порвало».
Мастер поста не только разложил все повреждения по полочкам, составил список необходимых компонентов и приблизительную цену, но и дал рекомендации решения проблемы, в том числе возможные альтернативные варианты. С карданом понятно — замена, задний тоже не помешало бы. Но с «раздаткой» есть варианты. Можно ремонтировать родную с заменой двух деталей: передней крышки и картера привода переднего моста. В наличии озвученных деталей у дилера не оказалось, надо заказывать и ждать две недели. С доставкой обойдутся примерно в 3000 рублей за первую и 2500 за вторую. Плюс работа, конечно.
Можно поменять на «раздатку» в сборе, но восстановленную. Это где-то 15 000 рублей только за «железо». В отделе запчастей так и сказали: в таких случаях обычно меняют на бэушную. Правда, случаи те в основном касаются пострадавших с большим пробегом, а нашей-то «Ниве» еще года нет! Кстати, новый такой агрегат стоит в районе 40 000 рублей. Кардана у дилера на складе тоже не оказалось: «Кончились», — сказал менеджер так, будто это самый востребованный элемент трансмиссии. А так цена на него будет в районе 6000–6500 рублей.
Поперечная штанга стоит «копейки», но в наличии тоже нет. Так и вспомнилось: «Что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет!» Причем возник вопрос — а какая именно штанга, на втулках или сайлент-блоках? Может, на Тревел ставят прогрессивный, второй вариант? Посмотрели, нет, как у обычной «Нивы», на втулках.
Что ж, берем тайм-аут на предмет оперативного поиска запчастей самостоятельно. Но не тут-то было. В специализированных магазинах «раздатки» по «косточкам» не продают. Есть, например, картер привода переднего моста в сборе (с подшипником, фланцем и пр.) за 10 500 рублей, но так чтобы в «голом» виде — нет. В одном магазине отыскалась передняя крышка за 3200 рублей, но картера привода не было. Зато предлагалась, как выразился продавец — самособранная «раздатка», за 20 000 рублей. В поле зрения попали и отечественные разборки, но там ничем не порадовали: «Такое не задерживается, но вы звоните, будут еще».
А вот с карданами на ШРУСах все было хорошо. Правда, в зависимости от производителя цены на них разнились. Подешевле — за 7300–7800 рублей, подороже — за 8400–9200 рублей. Длина переднего и заднего карданов для «Шнивы» (теперь Тревела) одинаковая, но исполнение шарниров может быть разным. Кроме того, имеются усиленные карданы на крестовинах, но на такой «тюнинг» мы пока не готовы.
А нужные запчасти к «раздатке» можно было выписать через интернет-магазин со склада в Тольятти, по ценам около 1500 рублей за каждую. Только вот срочная доставка выходила еще дороже. В общем, когда градус поисковой лихорадки снизился, решено было заказывать все и ждать по месту будущего ремонта, то есть у дилера АвтоВАЗа. И в первую очередь устранять самые насущные проблемы. Через 12 дней сообщили о поступлении запчастей, выставили счет. По деталям «раздатки» и поперечной штанге цены совпадали с предварительно озвученными, а вот кардан оказался заметно дороже (почти 10 000 рублей). Рынок!
Вместе с тем еще по возвращении из несостоявшегося рейда «вспомнили» о том, что автомобиль так-то застрахован по каско. Пошли по инстанциям, и вновь ситуация сильно напомнила драму с Хавейлом. Такой случай является одной из разновидностей ДТП, его надо регистрировать в ГИБДД и получать справку установленного образца, потом предъявлять в страховую компанию с пакетом документов. Предварительно выяснилось, что в данном случае (без пострадавших) можно было не вызывать наряд ДПС, а подать заявление в ГИБДД на основе фото-видеоматериалов. Видео, к сожалению, не сохранилось (стерлось последующей записью), но фото в целом наглядно фиксировало обстановку.
При посещении городской ГИБДД нас сразу послали… к коллегам Ольхонского района, где все и случилось: «это их зона ответственности». А те были непоколебимы: «задним числом ничего оформлять и выписывать не будем». Мол, надо было сразу сообщить о происшествии, зарегистрировать, потом уже заехать в отдел и все оформить.
Тем не менее в страховой («Ингосстрах») заявление приняли без справки, назначили экспертизу, после которой решение о возмещении (или нет) ущерба принимается в течение месяца. Ждем эксперта и решения, а пока готовимся ехать на ремонт. Но и это еще не все.
Дело в том, что контуженный Тревел все это время (в течение ноября) не курил бамбук на стоянке: не интенсивно, но периодически его использовали в разъездных целях по городу. И он умудрился попасть в ДТП с другим автомобилем! Причем в данном случае внедорожник вообще никуда не ехал. Он смирно стоял возле подъезда под погрузкой (в дар библиотеке домашнюю коллекцию редкой периодики повезли — святое дело), с распахнутой багажной дверью. И при его объезде легковой автомобиль задел эту дверь и «слегка» вывернул ее.
Так, что появилась вмятина, дверь не только перестала захлопываться, но и вовсе плотно не прилегала к проему — через щель можно просунуть руку. И теперь параллельно началась другая «аварийная» суета — уже как страховой случай по ОСАГО, причем не беспроблемный уже на стадии оформления ДТП.
«Оппонент» свою вину на удивление не признал. Сначала часа два провозились с оформлением ДТП страховым комиссаром, да еще половину стоимости его услуг (1495 рублей) пришлось оплатить. А потом еще три часа просидели в горотделе ГИБДД в ожидании разбора происшествия. Офицер за стеклом сильно удивился, в чем тут проблема — настолько очевидна вина второго участника, и выдал соответствующий документ.
Вот в такой узел завязался жизненный цикл Тревела на данном этапе. Но обо всех перипетиях развязки теперь уже в следующий раз.