Вот вы говорите — Тигуан, Тигуан… А Лифа мы, между прочим, тоже еще не уничтожили! Скорее всего, именно из-за слишком гражданской эксплуатации — наша «электричка» попросту не может доехать до по-настоящему гиблых мест. А убить электромобиль просто об какой-нибудь городской бордюр — это слишком буднично, согласитесь. То ли дело гоночный трек! Там и поребрики, и отбойники, и соперники, в конце концов.
На Нюрбургринг мы наш Nissan Leaf, само собой, не повезли, а вот испытать его северной петлей Змеинки — популярного картодрома во Владивостоке — пожалуйста! Змеинка, как и подобает любому мало-мальски автоспортивному сооружению, регулярно принимает у себя не только карты, но и дрифткары, мотоциклы, так называемые тайм-атакеры и обычные гражданские автомобили. К коим наш Leaf, безусловно, относится. Он хоть и электро-, но все-таки «овощ». Особенно когда посмотришь на корчи, которые злобно побрякивают выхлопом на стоянке картодрома. Вот мы и решили выяснить — насколько Leaf будет быстрее (или медленнее) на кольце по сравнению с матерыми тайм-атакерами (то, что Leaf будет быстрее обычных гражданских автомобилей, мы почему-то не сомневались).
Одним из пилотов, который будет испытывать Leaf на Змеинке, стал Антон, который является завсегдатаем этой гоночной трассы:
— На тайм-атаке здесь я гоняю уже два года, и в этом году наконец-то удалось взять первое место. Было достаточно много участников (особенно в начале сезона), на очень разных машинах. Я ездил на своем турбовом Subaru Legacy.
— Гражданском?
— Он в целом стоковый, городской, но немного все же подготовлен. Поскольку он «автоматный», стоит кулер на АКП, тормоза усиленные, резина хорошая, стойки пожестче, ну распорки я даже не считаю. Про Leaf ваш наслышан, вы на нем в прошлом году на Ice Rally появлялись — машина получила хорошие отзывы. На Змеинку, кстати, уже тоже кто-то приезжал, на AZE0.
— Гоняет, пока батарейка не сядет?
— Батарейка не должна садиться за трековый день, времени-то не так много требуется на гонку. На 44 секунды точно хватит.
— А какой рекорд трассы?
— Точно не вспомню сейчас, но что-то около 42,5 секунды.
— Это карты или автомобили?
— Автомобили. На обычном (ну как обычном — околоспортивном гражданском) если 45-46 секунд ехать — это очень достойный результат.
— А есть те, кто просто на своих стоковых машинах приезжают и пытаются вместе со всеми зарубиться?
— Конечно. В этом году как раз был организован класс Street. В нем можно участвовать на любом автомобиле. У нас были даже гибридный Accord, Mini Cooper (правда, немного подготовленные). То есть на гражданской машине тут тоже можно прохватить, получить много веселья. Ну и за три круга с машиной точно ничего не случится.
Тем временем мы начинаем примерять колеса (вдруг подойдут нормальные — с цепкой, а не как у нас, резиной). Одним словом, готовимся по мере возможностей.
Виктор, который тоже собрался проинспектировать нашу «электричку» на треке, вынужден был признать — колеса с хорошей резиной на Лиф не встанут, не влезут по суппортам. Но если поставить проставки (которые стоят на корче Виктора), то могут и влезть. Но это неточно. В общем, гонять Лифу на штатных летних полусликах с грыжами.
— Ты не помнишь, какие результаты были у машин из стрит-класса?
— До 50 секунд.
— То есть наша задача — выехать из 50 секунд?
— Ну для начала да.
— Есть какая-то подготовка для стоковых машин?
— Просто все лишнее, весь балласт из машины убрать, колеса проверить, как минимум давление. Оператора тоже из машины желательно убрать. Будет интересно, как по трассе проедет современный автомобиль.
— Так 2018-й год, старый уже…
— Ну в том смысле, что с современными системами стабилизации.
— Кстати, надо ли будет трекшн-контроль отключать?
— Лучше, наверное, отключать, хотя надо и так, и так попробовать, будет понятнее в сравнении.
— Кстати, это была твоя идея вытащить Лифа на трек, мол, простые «покатушки» людей по городу и пригороду — это скучно.
— У нас, кстати, есть неофициальный рекорд Теслы, она почти побила рекорд — 43 секунды.
— А кто был за рулем?
— Хозяин. С опытом гонок. Ну и резина достойная стояла. И на автопилоте ехала. Шутка. Если серьезно, то Tesla, конечно, очень хорошо проехала — столько мощности в ней, «лошадок».
— Я видел, как на трек иногда приезжают современные спорткары, мощные BMW, например, с современными системами стабилизации, они трещат, кряхтят в поворотах, электроника работает, и повороты они очень быстро проходят, хотя, конечно, не так эффектно.
— Да, здесь и «гэтэры» 35-е приезжают, и Porsche. «Порш» очень хорошо едет. Ну еще бы — там тормозные диски размером с мои колеса, и современные ABS круто работают. И все равно в итоге в одном направлении он быстро проехал, а в другом Тесле проиграл. Но вернемся к Лифу — задача проехать быстрее 50 секунд для начала. И подобраться к 46 секундам, если резина позволит. Мне интересно, как проедет моя старая развалюха по сравнению с современным автомобилем. У меня никаких систем электронных, чистый аналоговый автомобиль.
— Мы всегда так говорили, когда не хватало денег на хорошие автомобили — мы любим двигаться чисто на аналоге.
Кирилл, третий пилот, из «наших» — тоже уважает электроэнергию.
— Какого поколения у тебя Leaf?
— ZE-1, до этого был ZE0.
— Ты уже гонял на нем на Змеинке?
— Все как-то не складывалось. Раньше я тут катался на своем турбовом Sprinter, на Mazda RX-7.
— Как себя на Змеинке вел 24-киловаттный ZE0? На сколько кругов его хватало?
— Эмм… На нем я тоже не ездил по Змеинке. Поэтому когда Витя меня позвал покататься на вашем ZE-1, я долго не думал.
— Ну тебе в целом «электричка» нравится?
— Очень нравится. И предыдущая, и которая сейчас.
— Странно, обычно те, кто пересел с ZE0 на ZE1, так не хвалят первое поколение…
— Ну если куда-то далеко не надо ездить, то нормально.
— У тебя сначала «электричка» была, а потом Mazda, или наоборот?
— У меня было и то, и другое одновременно.
— Что-то на богатом…
Первым поехал Кирилл, и уже с первых метров стало понятно, что подвеска у Лифа — совсем не для трека — крены ощутимые. Уже через круг в округе пахнуло колодками «электрички». Прогревочный круг Кирилл проехал за 54 секунды. Многовато. Хотя для некоторых гражданских машин 54 секунды — время «боевого» круга.
— На самом деле я сейчас просто прокатился, чтобы проверить, где и как тормозить, где пораньше, где попозже, каких-то рекордов я сейчас не ставил, но могу сказать, что потенциал у машины есть, можно ехать на ней гораздо быстрее. Даже на этой резине. Главное — определиться с точками торможения, потому что ABS, traction control работают индивидуально.
— Ты ехал на экорежиме?
— Ну да, по сути, D здесь и не нужен. Потому что в поворотах газ придется нажимать чересчур нежно — в противном случае машину после каждого поворота нужно будет стабилизировать. Без экорежима машина незначительно быстрее едет. Скорее, становится более резкой в ответ на нажатие педали акселератора.
Антон сел за руль Leaf вторым.
— Это мой второй раз в Лифе. Первый раз был на Сильверстоуне в Англии, тоже на гоночном треке, кстати. Поэтому Leaf для меня, получается, исключительно гоночная машина. Недавно еще ездил на полностью электрическом e-Note. Так, едет машина развалисто слегка. Тормоз тугой, надо привыкать. И вообще на первом круге попривыкнуть к машине. Тормоза хорошие здесь, трэкшн до конца не отключается, все равно прикусывает иногда. Резина так себе… Ну что сказать, вспомнил впечатления от еще первого поколения Лифа на Сильверстоуне. У машины действительно большой потенциал. Ей бы только резину хорошую и стойки пожестче — и она уже полетит. Что интересно, она здорово управляется, нет никакой недостаточной поворачиваемости, особенно с учетом уставшей резины. На самом деле управляется, как на полном приводе, очень веселая машина. Потребовалось, конечно, привыкнуть к ней, потому что она раскачивается, особенно когда поребрик цепляешь. Хорошо, что эта раскачка легко компенсируется рулем.
Виктор, самый критично настроенный, сел за руль третьим. Это его первый заезд на электромобиле.
— Я пока только задним пассажиром ездил на Лифе Кирилла, он летом меня посадил, чтобы прокатить. Эмоции были, конечно, шустрый аппарат. «Ковшей» гоночных не хватает, и за «ручник» тут не подержишься. Тормоза очень хваткие. Еще бы мощности побольше… Не едет. По сравнению с моей не особо быстрее. Прикольная гражданская машина, не спортивная. Да, подхват с низов есть, но дальше нет искры божьего гнева! То есть нажимаешь газ в палас — она прыгает вперед, а потом все, просто едем.
А потом Виктор прокатил нас на своем подготовленном — жестком, громком, аналоговом корче. С турбоподхватом, ревом мотора, переключениями «механики». И если не смотреть на секундомер, чисто по ощущениям Leaf проигрывает вот такому неказистому турборыдванчику из начала 90-х. И если вам кажется, что ваша машина прямо ну очень быстрая, не пожалейте пару тысяч рублей, выкатитесь на Змеинку и убедитесь, что либо вы не умеете ездить, либо машина у вас не едет.
Так что ну их, эти гонки, лучше гражданская тусовка 😊
А вообще самый быстрый круг получился у нас около 15 секунд. Как и почему?! Потому что мощность — ерунда. Главное — маневры! 😊