По итогам продаж новых автомобилей в прошлом году Toyota и Volkswagen в России идут ноздря в ноздрю, занимая пятое и шестое место в общей табели о рангах — 97 941 проданный автомобиль против 91 125. Рядом находятся и наши сегодняшние герои: россияне за 2021 год купили 38 441 RAV4 и 29 232 Tiguan. В Штатах цифры другие: за год лидирующая в США Toyota продала более двух миллионов автомобилей, и каждый пятый из них был RAV4 — 407 739 штук! А вот в Китае, наоборот, на первом месте Volkswagen (1 704 424 автомобиля), из которых, правда, всего 126 115 приходятся на долю Тигуана, что не мешает ему оставаться самым популярным европейским кроссовером марки на китайском рынке. В Германии Volkswagen — вечный лидер: 458 646 проданных машин за десять месяцев 2020 года, 49 931 из которых — Tiguan, уступающий только Гольфу. Одним словом, всемирная популярность двух этих моделей не вызывает вопросов, а значит, соперников мы выбрали верных, да еще и с самыми мощными двигателями и в максимальных комплектациях. Битва гигантов!
Лишь пару лет назад в России дебютировал RAV4 последнего, пятого поколения, а поговаривают, что в следующем году модель уже ждет плановое обновление. А нужно ли оно? В том, что касается внешности, кроссовер от Toyota и сейчас выглядит вполне современно и, главное, актуально для большинства, что подтверждает столь широкая популярность у самых широких слоев населения. А ведь поначалу эти непривычные рублено-граненые формы с «квадратными» колесными арками и нарочито выразительной трапецией радиаторной решетки казались настоящим откровением. Ничего, народ привык, распробовал и, как обычно, выстроился в очередь за отнюдь не дешевым продуктом — наш максимальный RAV4 с 2,5-литровым 200-сильным мотором, «автоматом» в комплектации «Престиж Safety» нынче тянет (без дилерских накруток) на 3 150 000 рублей.
Второе поколение Тигуана появилось еще в 2016 году, а потому рестайлинг ему уже давно был необходим и наконец-таки случился в прошлом году. Снаружи «новый» кроссовер проще всего отличить по иной светодиодной (в «топе» — «матричной») оптике с рисунком в виде скобок и переехавшей под заднюю эмблему надписи Tiguan, набранной новым, более тонким шрифтом. Но наш герой хорош не только этим, но еще и лаконичным, но эффектным обвесом R-Line (другие бамперы и «юбка» вдоль порогов), который заметно преображает кроссовер, хотя очевидно и ухудшает геометрическую проходимость вне дорог. К тому же максимальная версия R-Line доступна только с самым мощным 220-сильным турбомотором 2.0 TSI и 7-ступенчатым «роботом». Стоит такой Tiguan чуть дороже RAV4 — 3 224 000 рублей.
После обновления салон Тигуана полностью перевели на сенсорные «рельсы»: «физическое» управление только у «ручника», автопарковщика и «шайбы» выбора режимов движения. Все остальные функции — мультимедиа, навигация, климат-контроль — так или иначе требуют гораздо большего внимания, чем обычно. Более того, в «топовом» R-Line даже мультируль сенсорный! Если бы не эти крайности, эргономику можно было бы назвать идеальной, посадка в креслах с отличным профилем удобна и без этого, а цифровая «приборка» — настоящий шедевр. Стало получше с качеством материалов и, главное, Tiguan стал значительно тише, что неудивительно: на «шумку» дорестайлинговых кроссоверов жаловались многие.
Но Toyota все равно тише. Камушки и шуга долбят по аркам не назойливо, меньше шума проникает через боковые стекла, а «дворники» и вовсе традиционно по-«тойотовски» молчаливы. Единственный раздражитель — звук 2,5-литрового мотора. Нет, он не то чтобы неприятен, просто его слишком много на фоне этой классной шумоизоляции. Видимо, инженеры Toyota лишний раз хотели подчеркнуть, что их автомобили вышли на другой уровень и больше не хотят казаться «овощами». Но при решении этой задачи немного переборщили. В интерьере RAV4 «кожей» отделаны не только сиденья, как в Тигуане, но и передняя панель, и верх дверей. Но мультимедиа без навигации явно устарела (надеемся, что в ходе грядущего обновления нас наконец-то порадуют чем-то более подходящим), приборная панель читается плохо, а кнопки разбросаны по салону в самых разных местах. Но когда попривыкнешь, становится вполне уютно, а приятные мелочи — насечка на «крутилках», дополнительная полка над «бардачком», удобный мультифункциональный руль — радуют ровно настолько, насколько это необходимо среднестатистическому владельцу кроссовера. Сзади в RAV4 места не меньше, но нет ни подогревов, ни третьей зоны «климата», а спинка складывается на две части, а не на три, как у Тигуана.
Наверное, кто-то нас упрекнет, что, дескать, для сравнения с 200-сильным RAV4 больше подошел бы Tiguan с турбомотором на 180 сил, но мы заготовили оправдание: «топовый» R-Line бывает только 220-сильным, а мы задумывали сравнение именно максимально возможных версий. К тому же тогда бы перевес был уже на стороне Toyota, которая, кстати, сознательно дефорсировала свой «атмосферник» под Россию с 205 «лошадок». Динамика у RAV4 отнюдь не провальная (8,5 секунды до 100 км/ч — результат вполне себе достойный), 8-ступенчатый «автомат» работает очень плавно, в «спорте» не тупит, подтыкает передачи весьма споро, хотя и не бесшовно, а руль при достаточной информативности почти совсем изолирован от дорожных неровностей. Да, «мощь» RAV4 не в моторе, а в очень комфортной подвеске, которая при этом вовсе не портит ощущения от понятной и даже приятной управляемости. Сила RAV4 в хорошем балансе: при езде почти ничего не раздражает, не мешает, все вполне органично.
Пожалуй, те же слова о хорошем балансе мы могли бы сказать и о 180-сильном Тигуане, но наш R-Line о 220 «лошадках» немного другой — явно заточенный на более динамичную и «острую» езду. Турбомотор здесь не столь удобен в повседневной езде: у него нет такой широкой полки крутящего момента, хотя сама величина его — 350 Нм — впечатляет (у «атмосферного» RAV4 на 107 Нм меньше!). Но зато в зоне высоких оборотов, (после 4000–4500) наш Tiguan превращается в маленького «монстрика», который первую «сотню» разменивает менее чем за 7 секунд, а при быстрых переключениях «робота» в спортивном режиме даже пытается издавать характерные звуки выхлопа, что, наверное, сильно тешит самолюбие владельца R-Line. Руль у Тигуана почти идеально «чистый», но вибраций на нем больше, чем в Toyota. Для максимальной комплектации нет другого варианта, кроме 19-дюймовых дисков, всем остальным мы бы посоветовали опуститься на дюйм ниже, чтобы приблизить подвеску Volkswagen по уровню комфорта к тойотовской.
Никакого серьезного бездорожья сегодня не будет — посмотрите на этот длиннющий передний свес у Toyota и шикарные, но практически бесполезные белоснежные бамперы Volkswagen. Да и вряд ли кто-то из владельцев этих кроссоверов в здравом уме пойдет на настоящие подвиги, когда снега насыпало по колено. Но мы все же от штурма снежной целины отказаться не смогли, и вот краткое резюме.
Новый RAV4 получил в новом поколении не только пару внедорожных режимов (в одном из которых Mud & Sand можно полностью отключить ESP), но и две муфты на задней оси — активный дифференциал. С разного рода «диагоналками» нынешний «Равик» и вправду расправляется гораздо проще, но разница между режимами на наш взгляд весьма условна, а полное отключение ESP на поверку получилось не совсем полным, что не всегда позволяло двигаться по целине, поддерживая ход. Работа электронных внедорожных систем на Tiguan нам показалась более ощутимой и продуктивной, а особенно режим Off-Road Individual, в котором система стабилизации полностью отключается, что в глубоком снегу часто помогало Тигуану не зависать на переметах, в отличие от Toyota. И опять же, если вы хоть изредка собираетесь выбираться в поля, ваш выбор — обычный Tiguan с более «внедорожными» бамперами и… 180-сильным мотором.
Чем берет российского покупателя Toyota в общем и RAV4 в частности, кроме магического имени, баек про исключительную надежность и хорошей истории? Вот на первый взгляд кажется, что Tiguan в этой дуэли явный победитель, ибо новее, технологичнее, современнее по салону и — что для многих немаловажно — мощнее и очевидно быстрее. А люди все равно идут и покупают RAV4, который не столь шустр и современен, но в аналогичной комплектации даже более дорог, чем кроссовер из Вольфсбурга. Парадокс?
Если понимать, что большая часть нашего платежеспособного населения крайне консервативна, то в этом положении вещей нет ничего странного. У нас по-прежнему не любят «турбо» и «роботы», а Volkswagen все последние годы активно проповедует именно такую идеологию, тогда как Toyota верна «атмосферникам». У нас по-прежнему комфорт и тишина важнее «спорта» и хорошей динамики. Так что как бы нам ни нравился Tiguan, не столь быстрый, но отлично сбалансированный RAV4 в России имеет чуть больше шансов.
Toyota RAV4 | Volkswagen Tiguan | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с непосредственным впрыском | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 2487 | 1984 |
Мощность, л.с. при об/мин | 199/6600 | 220/4500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 243/4000–5000 | 350/4000 |
Трансмиссия | ||
Привод | Полный | Полный |
Коробка передач | 8-АКП | 7-РКП (DSG) |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Независимая, пружинная (многорычажная) | Независимая, пружинная (многорычажная) |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4600х1855х1690 | 4509х1839х1675 |
Колесная база, мм | 2690 | 2678 |
Клиренс, мм | 200 | 191 |
Снаряженная масса, кг | 1680 | 1659 |
Объем топливного бака, л | 55 | 58 |
Объем багажника (мин/макс), л | 580/1189 | 615/1655 |
Размер шин | 235/55 R19 | 225/55 R19 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 200 | 217 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 8,5 | 6,8 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 7,3 | 8,0 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 166/Евро-5 | 195/Евро-6 |
Стоимость автомобиля (РРЦ), руб. | ||
Базовая комплектация | 2 999 000 | 2 939 900 |
Тестовый автомобиль | 3 150 000 | 3 224 000 |